Дело №2а-2217/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кызылский городской суд РТ в составе председательствующего судьи Шулуу Л.К., при секретаре Мачын Ч.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Республики Тыва к Правительству Республики Тыва, Министерству дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по устранению выявленных нарушений,
установил:
Прокурор РТ обратился в суд с административным исковым заявлением к Правительству Республики Тыва, Министерству дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по устранению выявленных нарушений. В обосновании иска указано, что Прокуратурой РТ проведена проверка исполнения органами исполнительной власти РТ полномочий по организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении и установлено его ненадлежащее осуществление.
В целях устранения выявленных нарушений прокуратурой республики Главе - Председателю Правительства Республики Тыва ДД.ММ.ГГГГ за исх № внесено представление об устранении нарушений.
Рассмотрение представления состоялось ДД.ММ.ГГГГ года под председательством заместителя Председателя Правительства Республики Тыва ЧАМ с участием министра дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва БОО, министра Республики Тыва по делам юстиции ОАГ, заместителя министра земельных и имущественных отношений Республики Тыва УИИ и представителя прокуратуры республики.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем Председателя Правительства Республики Тыва ЧАМ представлен ответ о принятых мерах по устранению нарушений. При этом не представлены сведения о принятых конкретных мерах по устранению части нарушений. В связи с чем, изложенные в представлении нарушения фактически не устранены.
Бездействие административных ответчиков нарушает права граждан на получение качественных услуг по перевозке и предусмотренные отдельными нормами законов льготы социально незащищенных граждан.
Просит суд признать незаконным бездействие Министерства дорожно-транспортного комплекса РТ, выразившееся в отсутствии предложений по государственной поддержке пассажирского транспорта, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки, размеру бюджетных ассигнований на компенсацию расходов перевозчиков; разработке порядка определения нормативных значений параметров качества транспортного обслуживания населения для его использования органами местного самоуправления при формировании муниципальной маршрутной сети; не проведении конкурсных процедур, аукционов, заключения госконтрактов для определения организатора пассажирских перевозок; неосуществлении сбора сведений о потребности муниципальных образований республики в перевозках, расчетов, экономического обоснования организации межмуниципальных перевозок; отсутствии анализа деятельности органов местного самоуправления в области реализации транспортной политики на территории Республики Тыва; не разработке и представления для утверждения в Правительство РТ порядка согласования мест посадки и высадки пассажиров в случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет перевозки пассажиров и багажа по заказу между поселениями, расположенными в разных субъектах Российской Федерации; не разработке и представления для утверждения в Правительство РТ порядка, условий, критерий предоставления и распределения субсидий для поддержки перевозок пассажиров на муниципальных и межмуниципальных маршрутах;
- признать незаконным бездействие Правительства РТ, выразившееся в отсутствии на территории Республики Тыва транспортного обслуживание населения в межмуниципальном и пригородном сообщении; не обеспечения выделения денежных средств для выплаты субсидий по проезду социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, пенсионеров, участников, ветеранов ВОВ, боевых действий, имеющих льготы по проезду; отсутствии порядка согласования мест посадки и высадки пассажиров в случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет перевозки пассажиров и багажа по заказу между поселениями, расположенными в разных субъектах Российской Федерации; порядка предоставления и распределения субсидий для поддержки перевозок пассажиров на муниципальных и межмуниципальных маршрутах;
- обязать Министерство дорожно-транспортного комплекса РТ устранить нарушения путем разработки и внесения в Правительство РТ предложения по государственной поддержке пассажирского транспорта, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки, размеру бюджетных ассигнований на компенсацию расходов перевозчиков; разработки порядка определения нормативных значений параметров качества транспортного обслуживания населения для его использования органами местного самоуправления при формировании муниципальной маршрутной сети; проведения конкурсных процедур, аукционов, заключения госконтрактов для определения организатора пассажирских перевозок; организации сбора сведений о потребности муниципальных образований республики в перевозках, расчетах, экономического обоснования организации межмуниципальных перевозок; обработки и анализа деятельности органов местного самоуправления в области реализации транспортной политики на территории РТ; разработки и представления для утверждения в Правительство РТ порядка согласования мест посадки и высадки пассажиров в случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет перевозки пассажиров и багажа по заказу между поселениями, расположенными в разных субъектах Российской Федерации; разработки и представления для утверждения в Правительство РТ порядка, условий, критерий предоставления и распределения субсидий для поддержки перевозок пассажиров на муниципальных и межмуниципальных маршрутах;
- обязать Правительство РТ устранить нарушения путем организации на территории Республики Тыва транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении с учётом предложений Министерства дорожно-транспортного комплекса РТ по государственной поддержке пассажирского транспорта, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки, размеру бюджетных ассигнований на компенсацию расходов перевозчиков;
- обязать Министерство финансов РТ устранить нарушения путем обеспечения достаточного выделения денежных средств для выплаты субсидий по проезду социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, пенсионеров, участников, ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий и т.д., имеющих льготы по проезду; утверждения порядка согласования мест посадки и высадки пассажиров в случае, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляет перевозки пассажиров и багажа по заказу между населенными пунктами, расположенными на территории Республики Тыва и другого субъекта Российской Федерации; утверждения порядка, условия, критерий предоставления и распределения субсидий для поддержки перевозок пассажиров на муниципальных и межмуниципальных маршрутах.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Министерство труда и социальной политики Республики Тыва.
В судебном заседании представитель административного истца ЧДО, действующая по доверенности, заявленные требования поддержала, дав пояснения, соответствующие доводам административного иска.
Представитель Правительства РТ ХДГ, действующая по доверенности, возражала против удовлетворения административного иска, поддержав доводы, изложенные в письменном возражении.
Представитель Министерства дорожно-транспортного комплекса РТ ДТТ действующая на основании доверенности, просили отказать в удовлетворении иска, пояснив, что большая часть работы завершена, пояснив, что поддерживает письменное возражение по изложенным в нем доводам.
Представитель Министерства финансов РТ ОУВ, действующая по доверенности, просила отказать в удовлетворении иска.
Представитель заинтересованного лица Министерства труда и социальной политики РТ МАБ, действующий на основании доверенности, пояснил, что в случае если правительством Республики Тыва будут приняты соответствующие нормативные документы, Минтруд РТ будет выполнять их, в целях предоставления льгот незащищенным слоям населения, в части выплаты денежных средств по проезду на городском транспорте.
Выслушав пояснения лиц, участвующих по делу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Согласно ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» межмуниципальные маршруты регулярных перевозок в границах субъектов Российской Федерации устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченными органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
В целях реализации данных полномочий в республике принят Закон Республики Тыва от 27.11.2003 № 424 ВХ-1 «О пассажирском транспорте в Республике Тыва» (далее - Закон РТ № 424 ВХ-1), которым предусмотрены полномочия Правительства Республики Тыва в сфере организации транспортного обслуживания населения и органа в лице Министерства дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва.
В соответствии со ст. 6 Закона РТ № 424 ВХ-1 к полномочиям Правительства Республики Тыва отнесены организация разработки и реализации республиканских программ развития пассажирского транспорта и обеспечения безопасности дорожного движения и утверждение параметров качества транспортного обслуживания населения и их нормативные значения.
Согласно ст. 8 Закона РТ 424 ВХ-1 к полномочиям Миндортранса республики отнесены вопросы установления общих правил формирования утверждения маршрутной сети и требования к ней; внесение па рассмотрение Правительства РТ предложения по государственной поддержке пассажирского транспорта, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки, размеру бюджетных ассигнований на компенсацию расходов перевозчиков в предусмотренных настоящим Законом случаях и приобретение подвижного состава; разработка и реализация республиканских программ развития пассажирского транспорта и обеспечения безопасности дорожного движения; выполнение функции заказчика пассажирских перевозок по регулярным межмуниципальным маршрутам; разработка порядка определение нормативных значений параметров качества транспортного обслуживания населения для его использования органами местного самоуправления при формировании муниципальной маршрутной сети; определение организатора пассажирских перевозок и заключает с ним договор на организацию транспортного обслуживания населения на межмуниципальных маршрутах на территории Республики Тыва, осуществление контроля за его деятельностью; координация деятельности органов местного самоуправления в области реализации транспортной политики на территории Республики Тыва; способствование развитию сети автовокзалов, пассажирских автостанций на территории Республики Тыва, определяет и утверждает состав автовокзалов, пассажирских автостанций на межмуниципальных маршрутах; утверждение порядка ведения реестра межмуниципальных маршрутов; утверждение порядка ведения реестра перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки по межмуниципальным маршрутам. Как установлено судом Прокуратурой Республики Тыва была проведена проверка исполнения органами исполнительной власти РТ полномочий по организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении.
Прокурорской проверкой установлено, Миндортрансом республики предложения по государственной поддержке пассажирского транспорта, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки, размеру бюджетных ассигнований на компенсацию расходов перевозчиков не вносятся, порядок определения нормативных значений параметров качества транспортного обслуживания населения для его использования органами местного самоуправления при формировании муниципальной маршрутной сети не разработан, организатор пассажирских перевозок не определен по причине отсутствия заключенных госконтрактов, координация деятельности органов местного самоуправления в области реализации транспортной политики на территории Республики Тыва не осуществляется; сеть автовокзалов, пассажирских автостанций на территории Республики Тыва не развита.
В силу ст. 7 Закона Республики Тыва от 27.11.2003 № 424 ВХ-1 «О пассажирском транспорте в Республике Тыва» постановлением Правительства Республики Тыва от 18.02.2016 № 41 утвержден Порядок установления, изменения и отмены маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории Республики Тыва».
На территории республики приказом Миндортранса республики от 01.11.2017 № 44/17- од утвержден реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок Республики Тыва».
По правилам ст. 8 Закона РТ № 424 ВХ-1 организация перевозок пассажиров транспортом общего пользования осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва в сфере организации транспортного обслуживания населения на основании договоров об обслуживании межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутов регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом, заключаемых по результатам конкурсного отбора, проводимых в порядке, установленном Правительством Республики Тыва.
Таким образом, Правительством Республики Тыва возложенные обязанности по организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном и пригородном сообщении не исполнены, что привело к массовому, бесконтрольному и небезопасному транспортному обслуживанию граждан физическими лицами, которые установленную федеральным законодательством ответственность за качество услуг не несут, что также приводит к ущемлению прав социально незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, пенсионеров, участников, ветеранов Великой Отечественной войны, боевых действий, имеющих льготы по проезду, увеличению количества дорожно-транспортных происшествий на дорогах республики.
Так, за 2017 год на территории Республики Тыва зарегистрировано 17 ДТП с участием автобусов, в результате которых 29 человек получили ранения, погибших не имеется. Из них, имеющих лицензию на перевозочную деятельность, совершили 9 ДТП, в которых 18 человек получили ранения. Оставшимися 8 физическими лицами, по вине которых 11 человек получили ранения, погибших не имеется, осуществляли пассажирские перевозки без соответствующей лицензии.
Изучением мероприятий подпрограммы «Транспорт» в рамках государственной программы Республики Тыва «Развитие транспортной системы Республики Тыва на 2017-2019 годы» с учётом огромного дефицита местных бюджетов установлено, что в них отсутствует порядок, условия, критерии предоставления и распределения субсидий для поддержки перевозок пассажиров на муниципальных и межмуниципальных маршрутах.
В соответствии с ч. 4 ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 7 Закона Республики Тыва от 27.11.2003 № 424 ВХ-1 «О пассажирском транспорте в Республике Тыва» в полномочия уполномоченного органа исполнительной власти Республики Тыва в сфере организации транспортного обслуживания населения относится подготовка и внесение на рассмотрение Правительства Республики Тыва предложения по государственной поддержке пассажирского транспорта, осуществляющего регулярные пассажирские перевозки, размеру бюджетных ассигнований на компенсацию расходов перевозчиков в предусмотренных настоящим Законом случаях и приобретение подвижного состава.
Таким образом, в целях субсидирования муниципальных образований необходимо утвердить правила предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований республики на поддержку пассажирских перевозок по муниципальным и межмуниципальным маршрутам, в котором должны быть обозначены условия, критерии получения субсидии.
В связи с выявленными нарушениями прокуратурой республики Главе-Председателю Правительства РТ КШВДД.ММ.ГГГГ внесено представление о принятии незамедлительных мер по устранению нарушений законодательства, связанные с ненадлежащей организацией пассажирских перевозок, причин и условий, им способствующих и недопущению их впредь.
ДД.ММ.ГГГГ указанное представление было рассмотрено, по результатам рассмотрения прокурору был ДД.ММ.ГГГГ направлен ответ.
Согласно данному ответу, Министерством дорожно-транспортного комплекса РТ проведен анализ готовности муниципальных образований республики по организации межмуниципальных пассажирских перевозок, в том числе, в части организации автовокзалов (автостанций) в административных центрах муниципальных образований. В настоящее время имеется готовность организации перевозок пассажиров в Бай-Тайгинском, Чаа-Хольском, Улуг-Хемском, Каа-Хемском, Пий-Хемском и Тес-Хемском кожуунах. В декабре 2016 и в марте 2017 года Министерством проведены открытые конкурсы среди перевозчиков на право осуществления пассажирских перевозок на межмуниципальных автобусных маршрутах республики. Однако, в связи с отсутствием заявок, конкурсы признаны несостоявшимися. Учитывая отсутствие заинтересованности ИП в осуществлении регулярных перевозок, в качестве альтернативы принято решение приобрести автобусы для государственных и муниципальных структур с предоставлением им преференций по перевозке льготных категорий граждан. В рамках реализации государственной программы РТ «Развитие транспортной системы РТ на 2017-2019 годы» из республиканского бюджета на приобретение автобусов предусмотрены финансовые средства в общей сумме 24600,0 тыс. рублей. В целях реализации данной государственной программы Министерством совместно с Мэрией г. Кызыла приобретены в лизинг автобусы марки №ПАЗ в количестве 20 единиц для городских перевозок на общую сумму 7000,0 тыс.рублей, из которых 4000,0 тыс.рублей из республиканского бюджета. В целях предоставления субсидий муниципальным образованиям РТ на приобретение автобусов, Правительством РТ принято постановление от 29.12.2017 года № 623 «О внесении изменений в государственную программу РТ «Развитие транспортной системы РТ на 2017-2019 годы», предусматривающее соответствующие правила предоставления и распределения субсидий. В 2018 году в рамках реализации государственной программы РТ «Развитие транспортной системы РТ на 2017-2019 годы» планируется приобретение 20 автобусов, из них 6 ед. для междугородних перевозок и 147 ед. для городских. В 1 квартале2018 года будет проведен открытый конкурс среди юридических и физических лиц на право получения карты и свидетельства маршрута для осуществления пассажирских перевозок на межмуниципальных автобусных маршрутах республики.
В материалы дела ответчиками был приобщены проект Закона РТ «О пассажирских перевозках автомобильным транспортом и городским наземным транспортом», который на момент вынесения решения находится на стадии согласования, постановления Правительства РТ от 18.02.2016года № 41 «Об утверждении Порядка установления, изменения и отмены маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории РТ», от 14.09.2016 года № 401 «Об утверждении Шкалы оценки для критериев оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе на право осуществления перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в РТ и об уполномоченном органе на осуществление функций по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории РТ», от 11.10.2017 года № 456 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета РТ на мероприятия в области автомобильного транспорта и обеспечения безопасности дорожного движения», которые были приняты в целях приведения нормативных актов РТ в соответствие с федеральным законодательством.
В начале июня 2018 года МУП «Кызылгорстранс» были переданы автобусы марки «ПАЗ» в количестве 20 ед., 14 из которых для городских и 6 для межмуниципальных перевозок.
В ходе производства по делу установлены обстоятельства, позволяющие сделать вывод о том, что Правительством РТ и Министерством дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, а также Министерством финансов РТ не в полной мере были устранены нарушения, установленные в ходе проведения прокурорской проверки, в связи с чем исковые требования обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Республики Тыва к Правительству Республики Тыва, Министерству дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по устранению выявленных нарушений, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерству дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва, выразившееся разработки порядка определения нормативных значений параметров качества транспортного обслуживания населения для его использования органами местного самоуправления при формировании муниципальной маршрутной сети, а также бездействие в разработке и представлении для утверждения в Правительство Республики Тыва порядка, условий, критерий предоставления и распределения субсидий для поддержки перевозок пассажиров на муниципальных и межмуниципальных маршрутах.
Обязать Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва до 31 декабря 2018 года устранить нарушения путем разработки порядка определения нормативных значений параметров качества транспортного обслуживания населения для его использования органами местного самоуправления при формировании муниципальной маршрутной сети.
Обязать Министерство дорожно-транспортного комплекса Республики Тыва в течение одного года с момента вступления решения в законную силу разработать и представить для утверждения в Правительство Республики Тыва порядка, условий, критерий предоставления и распределения субсидий для поддержки перевозок пассажиров на муниципальных и межмуниципальных маршрутах.
В удовлетворении остальной части административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 02 июля 2018 года (с учетом выходных дней)
Судья Шулуу Л.К.