ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2218/2022 от 04.08.2022 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело №2а-2218/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

4 августа 2022 года г. Севастополь

Ленинский районный суд г. Севастополя в составе суда:

председательствующего судьи Истягиной Н.М.,

при секретаре судебного заседания - Зайцеве И.В,

с участием административных истцов – Федорина В.С., Чижова В.А.,

представителя административного ответчика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю - Шабалиной А.А.,

представителя административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по городу Севастополю – Моисеенковой О.И.

заинтересованного лица - Крайтор Г.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федорина В.С., Чижова В.А. к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по г. Севастополю, Управлению Федеральной налоговой службы по городу Севастополю о признании незаконным и отмене решения, возложении обязанности совершить определённые действия,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы Федорин В.С. и Чижов В.А. обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю, в котором (с учетом уточнения требований) просили суд признать решение от 26.05.2022 года о государственной регистрации внесения изменений в учетные документы РИПОД и сведения в ЕГРЮЛ незаконными и отменить, восстановить положение, существовавшее до незаконного изменения в учредительные документы и в устав Регионального историко-патриотического общественного движения «Бессмертный полк» г. Севастополь (далее – РИПОД «Бессмертный полк»), обязать ответчика аннулировать соответствующую запись в Едином государственном реестре юридических лиц.

Из административного искового заявления следует, что Федорин В.С. являлся председателем РИПОД «Бессмертный полк», а Чижов В.А. – его ответственным секретарем, неизвестные лица провели собрание в офисе организации, протокол данного собрания, которым внесены изменения в устав организации, направили ответчику - Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю. Истцы неоднократно до 26.05.2022 года обращались в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю с устными заявлениями, на личном приеме о незаконности мероприятий по смене сведений в учредительные документы РИПОД, представляли статьи в городских газетах «Севастопольские известия», «Севастопольская газета» о том, что работа РИПОД была заблокирована неизвестными лицами. Кроме того, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю допущено нарушение требований п.5 ст.5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон №129-ФЗ), которым предусмотрена подача документов в течении 7 рабочих дней, тогда как документы поданы 25.05.2022 года, а приняты 11.04.2022 года.

Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 07.07.2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы по г. Севастополю (далее – УФНС по г. Севатсополю), а в качестве заинтересованного лица – Крайтор Г.Ф..

В судебном заседании административные истцы Федорина В.С., Чижова В.А. настаивали на доводах, изложенных в административном исковом заявлении, просили суд его удовлетворить, указывая на незаконность действий ответчика - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю, который был предупрежден о незаконных действиях третьих лиц. В ходе рассмотрения дела ссылались на нарушение ответчиками своих прав на участие в деятельности РИПОД «Бессмертный полк».

Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю Шабалина А.А. возражала относительно заявленных требований истца, просила в удовлетворении заявленных требований отказать в связи с соблюдением процедуры регистрации изменений.

Представитель административного ответчика УФНС по городу Севастополю Моисеенкова О.И. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что действия ответчика соответствовали требования законодательства, оснований для аннулирования записи о внесении изменений в ЕГРЮЛ не имеется.

Заинтересованное лицо Крайтор Г.Ф. возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что 11.04.2022 года проведено внеочередное собрание участников РИПОД «Бессмертный полк» на котором присутствовало 21 человек, принято решение о прекращении полномочий председателя Федорина В.С. и об избрании ее в качестве председателя, изменении местонахождения организации. Указанные изменения зарегистрированы в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю.

Суд, с учетом положений ст. 150 КАС РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица.

Выслушав стороны, пояснения заинтересованного лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статья 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2).

В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 названного Кодекса устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность. Тем самым административное процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Деятельность общественных объединений, порядок их создания, реорганизации, ликвидацией регулируются Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон №82-ФЗ).

Статья 7 названного Закона № 82-ФЗ установлено, что общественное движение, является одной из организационно-правовых форм общественного объединения.

Под общественным движением признается состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом - выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию (статья 9 Закона № 82-ФЗ).

Решения общественного объединения об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на общем собрании (ст. 18 Закона №82-ФЗ).

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации общественных объединений, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона №129-ФЗ (далее - уполномоченный регистрирующий орган) на основании принимаемого федеральным органом государственной регистрации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», органом, правомочным принимать решение о государственной регистрации (федеральным органом государственной регистрации) по отношению к организации, является Министерство юстиции Российской Федерации.

Территориальным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, в г. Севастополе и Республике Крым является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю.

Регистрирующим органом, уполномоченным на внесение сведений (записи) в ЕГРЮЛ в г. Севастополе, является УФНС России по г. Севастополю.

Из материалов дела следует, что Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю 25.12.2017 года зарегистрирована некоммерческая организация - Региональное историко-патриотическое общественное движение «Бессмертный полк» г. Севастополь, ОГРН .

25.05.2022 года в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю представлена выписка из протокола внеочередного общего собрания РИПОД «Бессмертный полк», согласно которому принято решение внести изменения в учредительный документ юридического лица, прекратить полномочия председателя РИПОД «Бессмертный полк» Федорина В.С. возложив их на нового председателя – Крайтор Г.Ф., изменено местонахождение организации на 299011, помещение I-1.

26.05.2022 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю принято распоряжение №142-р о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о Региональном историко-патриотическом общественном движении «Бессмертный полк» г. Севастополь о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, - председателе Крайтор Г.Ф., и о местонахождении организации с изменениями:

26.05.2022 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю принято распоряжение -р о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы Регионального историко-патриотического общественного движения «Бессмертный полк» .

В этот же день, 26.05.2022 Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю в адрес УФНС России по г. Севастополю направлено письмо , согласно которому в регистрирующий орган представлен ряд документов необходимых для внесения в ЕГРЮЛ записи о государственной регистрации изменений в сведения об РИПОД «Бессмертный полк» с указанных распоряжений, заявления по форме Р13014 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и о внесении изменений в сведения о юридическом лиц, содержащиеся в ЕГРЮЛ, выписки из протокола внеочередного общего собрания участников от 11.04.2022 и Устав РИПОД «Бессмертный полк» в новой редакции, утвержденный протоколом от 11.04.2022 года.

Из представленного заявления по форме Р13014 изменения вносились в учредительный документ юридического лица, прекращались полномочия председателя РИПОД «Бессмертный полк» Федорина В.С., новым председателем избрана Крайтор Г.Ф., изменено местонахождение организации на

Предоставление Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций регулируется Приказ Минюста России от 30.12.2011 N 455 (ред. от 21.11.2017, с изм. от 23.05.2022) "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций" (далее – Административным регламентом).

Для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, представляются: заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы; решение о внесении изменений в учредительные документы; учредительные документы некоммерческой организации в новой редакции; документ об уплате государственной пошлины (п. 35 Административного регламента).

Для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческой организации, представляются:

заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о некоммерческой организации, не связанных с внесением изменений в учредительные документы;

решение (протокол, выписка из протокола) руководящего органа некоммерческой организации, подтверждающее в установленных законодательством Российской Федерации случаях сведения о некоммерческой организации, подлежащие изменению в Едином государственном реестре юридических лиц (п.36 Административного регламента).

Согласно положениям пункта 42 Административного регламента, протокол (выписка из протокола) учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации, содержащий решение о создании некоммерческой организации, об утверждении ее учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов), должен содержать:

дату и место проведения учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;

список учредителей - участников учредительного съезда (конференции), общего собрания, заседания;

сведения о количественном и персональном составе (фамилия, имя, отчество) рабочих органов (президиума, секретариата и иных);

существо принятых решений и результаты голосования по ним;

сведения (фамилия, имя, отчество) об избранных (назначенных) членах руководящих и контрольно-ревизионных органов;

фамилию, инициалы и личную подпись председателя и секретаря съезда (конференции), общего собрания, заседания, ответственных за составление протокола.

Протокол (выписка из протокола) заседания высшего, иного уполномоченного органа управления некоммерческой организации, содержащий решение о внесении изменений в учредительные документы и (или) об изменении иных сведений, подлежащих внесению в Единый государственный реестр юридических лиц, помимо сведений, указанных в пункте 42, должен содержать:

в случае проведения заседания в форме съезда (конференции) - сведения об утверждении нормы представительства делегатов, о количестве избранных и фактически присутствующих на заседании делегатов, о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления

в случае проведения заседания в форме общего собрания (заседания) - сведения об общем количестве членов (участников, учредителей) высшего или иного уполномоченного органа управления некоммерческой организацией на дату проведения заседания и о количестве фактически присутствующих на заседании членов (участников, учредителей), о соблюдении положений устава некоммерческой организации в части определения правомочности (кворума) заседания высшего или иного уполномоченного органа управления (п.43 Административного регламента).

Исчерпывающий перечень оснований, при которых указанная государственная услуга не предоставляется, приведен в п. 50 Административного регламента, а именно:

устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;

необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные Федеральным законом "Об общественных объединениях", представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;

выступившее в качестве учредителя лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 Федерального закона "Об общественных объединениях";

ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;

в представленных на государственную регистрацию учредительных документах содержится недостоверная информация;

наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;

Согласно положениям пункта 1 приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 12.11.2020 «Об определении форм документов, представляемых в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций» для государственной регистрации некоммерческих организаций, принятие решений о государственной регистрации которых отнесено к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов, используются формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 31 августа 2020 г. № «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

С учетом приведенных положений действующего законодательства, представленные для регистрации в Управление Министерства юстиции по Севастополю документы, заявление по форме Р13014, заверенная выписка из протокола от 11.04.2022 года, послужили основанием для регистрации принятых РИПОД «Бессмертный полк» изменений в ЕГРЮЛ и изменений в учредительный документ.

Вопреки доводам административных истцов представление выписки из протокола, а не самого протокола допускается Административным регламентом, при этом оснований сомневаться в достоверности надлежащем образом заверенной выписки, у ответчика Управления Министерства юстиции по Севастополю, не имелось.

Оснований для не принятия представленных для регистрации документов, с учетом положений п. 50 Административного регламента, у административного ответчика - Управления Министерства юстиции по Севастополю, не имелось.

Ответчиком УФНС России по г. Севастополю 06.06.2022 года на основании направленных для государственной регистрации документов в ЕГРЮЛ внесена запись о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительный документ юридического лица, и о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (государственный регистрационный ).

Приведенная в уточненном административном исковом заявлении позиция административных истцов на допущенное нарушение ответчиками требований п.5 ст.5 Федерального закона № 129-ФЗ, основана на ошибочном толковании положений данной статьи, положения которой не распространяется на регистрацию изменений в ЕГРЮЛ для общественных организаций.

Вопреки доводам административных истцов, основанием для внесения записи в ЕГРЮЛ являются принятые в установленном законом порядке Распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю, а не решение, принятое на общем собрании.

Согласно ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Обжалуемые распоряжения Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю приняты на основании надлежащим образом оформленных и соответствующих требованиям закона документов, которые в установленном законом порядке, на момент принятия оспариваемых распоряжений, и рассмотрения настоящего дела, не были оспорены.

Таким образом, поскольку судом не установлено нарушения требований действующего законодательства при принятии Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Севастополю оспариваемых распоряжений от 26.05.2022 года, а надлежащее фактическое и правовое обоснование действительного нарушения оспариваемыми распоряжениями органа государственной власти прав и законных интересов административных истцов так и не было приведено, у суда не имеется законных оснований для удовлетворения заявленных требований о признании оспариваемых распоряжений незаконными и возложения обязанности аннулировать внесенные на основании указанных распоряжений записи в ЕГРЮЛ.

Руководствуясь ст. ст. 175-176 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Федорина В.С., Чижова В.А. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.

Решение в окончательной форме составлено 17 августа 2022 года.

Судья Н.М. Истягина