Принято в окончательной форме 27.09.2022
Дело № 2а-2218/2022
(УИД) 76RS0024-01-2022-002271-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2022 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Жуковой Е.М.,
при секретаре Молодцовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области к Ярославскому областному общественному благотворительному фонду «Пожарная безопасность» о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Минюста России по Ярославской области (далее Управление) обратилось в суд с административным иском о ликвидации Ярославский областной общественный благотворительный фонд «Пожарная безопасность», исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).
В обоснование административного иска указано, что в нарушение Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» административный ответчик не предоставлял в установленные сроки отчетность о деятельности организации в уполномоченный орган. Непредставление указанных сведений является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о ликвидации данного юридического лица и об исключении из ЕГРЮЛ.
В судебное заседание административный истец представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В административном исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела без представителя Управления.
Административный ответчик в судебное заседание представителя не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области принято решение о государственной регистрации Ярославский областной общественный благотворительный фонд «Пожарная безопасность», запись о Фонде внесена в ЕГРЮЛ ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций запись о Фонде внесена ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации но Ярославской области в результате проведенной в период с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА плановой документарной проверки на предмет соответствия деятельности Фонда уставным целям, установлено следующее.
В нарушение абзаца третьего части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82 - ФЗ «Об общественных объединениях» Фонд не публиковал отчет об использовании своего имущества и не обеспечил ознакомление с указанным отчётом за 2018, 2019 и 2020 годы.
Фондом в проверяемом периоде не выполнена обязанность по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в силу ранее действовавшей редакции части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
В силу пункта 4 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен предусматривать место нахождения постоянно действующего руководящего органа.
Вместе с тем, в пункте 1.10 устава Фонда определено место нахождение исполнительного органа Фонда (Президент).
Таким образом, в нарушение пункта 4 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав Фонда не предусматривает место нахождения постоянно действующего руководящего органа.
В нарушение пункта 4 статьи 20, абзаца второго статьи 10 и статьи 34 Федерального закона «Об общественных объединениях» уставом Фонда не предусмотрен постоянно действующий руководящий орган, указанный орган не сформирован.
В нарушение абзаца пятого пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в уставе Фонда не определен предмет деятельности Фонда.
В пункте 2.3 устава Фонда предусмотрено, что Фонд имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых Фонд создан и соответствующую этим целям.
Вместе с тем, в нарушение пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» устав Фонда не содержит исчерпывающего перечня видов предпринимательской деятельности, соответствующих целям деятельности Фонда.
В соответствии с пунктом 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколе должно быть указано, в том числе время проведения заседания, результаты голосования по каждому вопросу повестки дня, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.
Вместе с тем, в нарушение пункта 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколе Общего собрания учредителей от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР, отсутствуют сведения о времени проведения заседания, результатах голосования по каждому вопросу повестки дня, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.
В нарушение пункта 1 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца второго части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Фондом не соблюдены отдельные положения Устава, на основании которого он действует.
В соответствии с пунктом 5.2 устава Фонда собрание участников собирается на свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Вместе с тем, согласно документам, представленным к проверке, в нарушение пункта 5.2 устава Фонда, собрания участников Фонда в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА не проводились.
Согласно пункту 5.7 устава Фонда Ревизионная комиссия избирается собранием участников на срок 3 года, проводит ежегодные проверки финансово-хозяйственной деятельности Фонда, истребует необходимые документы, объяснения от любых работников Фонда, организует проведение ревизий.
В силу пункта 5.1 устава Фонда к компетенции высшего органа управления Фондом относится, в том числе заслушивание отчетов Президента и Ревизионной комиссии.
Однако, в нарушение названных положений устава Фонда отчеты Ревизионной комиссии за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на собрании участников Фонда не заслушивались.
В нарушение статьи 38 Федерального закона и распоряжения Управления от 15 октября 2021 года № 629-р «О проведении плановой документарной проверки Ярославского областного общественного благотворительного фонда «Пожарная безопасность» Фондом не представлены копии документов, подтверждающих полномочия органов и должностных лиц Фонда, сведения о персональном составе органов Фонда с указанием ФИО и даты рождения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о: финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ); содержании и результатах деятельности благотворительной организации; нарушениях требований Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в Управление в тот же срок, что и годовой отчет о финачсово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.
На основании подпункта 5.1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации срок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть до 1 апреля года, следующего за отчетным.
Соответственно, благотворительные организации были обязаны представить в Управление отчет о благотворительной деятельности ежегодно до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
В соответствии с письмом Минфина России НОМЕР, ФНС России НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА «О сроках представления обязательного экземпляра годовое бухгалтерской (финансовой) отчетности за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в связи с установлением нерабочих дней с 4 апреля по ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА» днем окончания срока представления обязательного экземпляра отчетности в налоговый орган в ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА являлось ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Фондом ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в Управление были представлены отчеты о благотворительной деятельности. Вместе с тем, в нарушение пункта 2 статьи 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» указанные отчеты не отражали в себе сведения о персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией; о выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению, что свидетельствует о несоответствии объема представленной отчетности требованиям указанной статьи. Кроме того, отчет о благотворительной деятельности за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА представлен, в Управление с нарушением срока.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительной, программой является комплекс мероприятий, утвержденных высшим органом управления благотворительной организацией и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям этой организации.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.
На основании документов, представленных к проверке, на заседаниях высшего органа управления Фонда (собрания участников) благотворительные программы на ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА и ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА не утверждались. Для проверки представлена благотворительная программа «Пожарная безопасность», утвержденная решением протокола общего собрания от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР. Однако к проверке указанный протокол представлен не был. Кроме того, в нарушение пункта 2 статьи 17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» указанная благотворительная программа не содержит этапы ее реализации.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» Управлением ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА вынесено предупреждение о нарушении действующего законодательства (исх. НОМЕР) со сроком устранения нарушений до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, которое было направлено по адресу Организации, указанному в ЕГРЮЛ.
Предупреждение от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (исх. НОМЕР) адресатом получено ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА.
Указанное предупреждение в установленном законом порядке не обжаловалось.
Фондом в установленный срок и до настоящего момента нарушения, указанные в предупреждении от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (исх. НОМЕР), не устранены; документы, подтверждающие устранение, не представлены.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно материалам дела, в адрес Управления ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА поступило информационное письмо от ФИО2 от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, согласно которому ФИО2 сложила с себя полномочия президента Фонда с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. Кроме того, адресом место нахождения постоянно действующего руководящего органа Фонда является адрес места жительства ФИО2, соответственно Фонд, по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ): 150006, , не располагается; также в информационном письме отмечено, что Фонд с ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА деятельность не ведет, движения по расчетному счету отсутствуют, задолженностей по налогам и сборам и по обязательствам перед контрагентами не имеется; против ликвидации Фонда не возражает.
В нарушение части 2 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» Фонд своевременно не проинформировал и до настоящего времени не представил в Управление комплект документов, необходимых для государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, содержащиеся в ЕГРЮЛ.
Кроме того, ответчиком в нарушение абзаца восьмого части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», приказа № 185 Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» информация за ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА в виде отчета по форме НОМЕР установленный срок (до ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА) в Управление не представлена.
Согласно части 5 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой настоящей статьи, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
В силу пункта 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление является территориальным органом Минюста России и имеет полномочия по обращению в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
Оценив имеющиеся доказательства в совокупности, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования, ликвидировать Ярославский областной общественный благотворительный фонд «Пожарная безопасность», исключить его из ЕГРЮЛ.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области удовлетворить.
Ликвидировать Ярославский областной общественный благотворительный фонд «Пожарная безопасность», исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля.
Судья Е.М. Жукова