ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-221/15 от 26.05.2016 Медвенского районного суда (Курская область)

Дело № 2а-221/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ п. Медвенка

Медвенский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего - судьи Дремовой И.Г.

при секретаре Мартемьяновой С.Н.

с участием:

прокурора <адрес> Петрова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту неопределённого круга лиц к администрации <адрес> сельсовета <адрес> о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «<адрес> сельсовет» <адрес> и понуждении совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> обратился в суд с вышеуказанным административным иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «<адрес> сельсовет» <адрес> и понуждении административного ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги субъектам предпринимательской деятельности о рассмотрении обращений о выкупе арендуемого имущества.

В обоснование своих требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведен анализ практики прокурорского надзора за исполнением органами местного самоуправления законодательства, в части соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности при реализации преимущественного права выкупа арендуемого имущества в муниципальных образованиях <адрес>, в ходе которого было установлено, что в деятельности администрации <адрес> сельсовета <адрес> имеются нарушения федерального законодательства прав неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности при реализации преимущественного права выкупа арендуемого имущества. Так согласно Перечню муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) пользование субъектами малого и среднего предпринимательства, в муниципальном образовании «<адрес> сельсовет» имеются нежилые помещения, предназначенные для сдачи в аренду. В ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> сельсовета по заявлениям трех индивидуальных предпринимателей о выкупе арендуемого имущества приняты решения об отчуждении муниципального имущества и заключены договоры купли-продажи нежилых помещений, находящихся в аренде у заявителей (ИП ФИО1, ИП ФИО2, ИП ФИО3). Вместе с тем отчуждение муниципального имущества проведено в отсутствие административного регламента по предоставлению муниципальной услуги субъектам предпринимательской деятельности о рассмотрении обращений о выкупе арендуемого имущества, что является нарушением требований ФЗ от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Согласно ст.2 вышеуказанного закона, под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст.6, ч.1 ст. 12 Федерального закона №210-ФЗ, одной из обязанностей органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, является обязанность предоставлять государственные или муниципальные услуги, а также осуществлять их в соответствии с административными регламентами.

Таким образом, прокурор считает, что осуществление органом местного самоуправления предоставленных ему функций по распоряжению муниципальным имуществом, в том числе по заключению договоров купли-продажи с гражданами подлежит урегулированию административными регламентами, разрабатываемыми и принимаемыми органами местного самоуправления.

Как установлено в ходе проведенного прокуратурой района анализа прокурорского надзора, до настоящего времени администрацией <адрес> сельсовета <адрес> меры к разработке административного регламента по предоставлению муниципальной услуги субъектам предпринимательской деятельности о рассмотрении обращений о выкупе арендуемого имущества не приняты.

Между тем в муниципальном образовании имеется муниципальное имущество, которое может быть предметом аренды или купли-продажи.

Отсутствие определенного стандарта предоставления муниципальной услуги не обеспечивает надлежащее соблюдение прав заявителей на получение муниципальной услуги и на получение полной и достоверной информации о порядке её предоставления. Что может повлечь коррупционные риски в деятельности органа местного самоуправления.

Поэтому прокурор обратился в суд с данным административным иском в защиту неопределённого круга лиц.

В судебном заседании прокурор Петров С.В. поддержал административные исковые требования по основаниям в нем изложенным и просил их удовлетворить, пояснив, что до настоящего времени административный регламент административным ответчиком не разработан и не принят.

Представитель административного ответчика администрации <адрес> сельсовета <адрес> в судебном заседании отсутствовал. О месте, времени рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом. В своём заявлении глава администрации <адрес> сельсовета <адрес> ФИО4 просил рассмотреть данное административное дело в отсутствие представителя вышеуказанной администрации, административные исковые требования прокурора признал полностью.

Исследовав материалы дела и заслушав мнение прокурора суд считает, что административный иск прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ст.6 Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», одной из обязанностей органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, является обязанность предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Согласно ст.2 вышеуказанного закона, под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.

В соответствии со ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что в соответствии со ст. 5 Устава муниципального образования «Панинский сельсовет» <адрес> к полномочиям органов местного самоуправления <адрес> сельсовета <адрес> относится, в том числе, издание муниципальных правовых актов (л.д.23).

Как установлено судом, прокуратурой <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведен анализ практики прокурорского надзора за исполнением органами местного самоуправления законодательства, в части соблюдения прав субъектов предпринимательской деятельности при реализации преимущественного права выкупа арендуемого имущества в муниципальных образованиях <адрес>, в ходе которого было установлено, что в деятельности администрации <адрес> сельсовета <адрес> имеются нарушения федерального законодательства прав неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности при реализации преимущественного права выкупа арендуемого имущества.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес>

на имя главы администрации <адрес> сельсовета <адрес> было направлено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, выявленных в ходе проведенной прокуратурой проверки (л.д.13-15).

Из информации главы администрации <адрес> сельсовета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории муниципального образования находятся административные здания с помещениями, которые предоставляются в аренду. Административный регламент администрацией <адрес> сельсовета <адрес> не принят (л.д.35).

Административный ответчик административный иск прокурора признал полностью.

С учётом установленных в суде обстоятельств, суд считает, что прокурор был вправе обратиться в суд с данным административным иском в интересах неопределённого круга лиц, поскольку бездействие администрации <адрес> сельсовета <адрес> по разработке и принятию муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы в сфере муниципальной услуги субъектам предпринимательской деятельности о рассмотрении обращений о выкупе арендуемого имущества, может привести к нарушению прав и законных интересов физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, на их своевременное и качественное получение.

Отсутствие в муниципальном образовании административного регламента по предоставлению муниципальной услуги субъектам предпринимательской деятельности о рассмотрении обращений о выкупе арендуемого имущества, может также стать причиной коррупционных проявлений при осуществлении органом местного самоуправления полномочий по распоряжению муниципальным имуществом.

При таких обстоятельствах суд считает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований прокурора, поэтому администрацию <адрес> сельсовета <адрес> необходимо обязать в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги субъектам предпринимательской деятельности о рассмотрении обращений о выкупе арендуемого имущества.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 226, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора <адрес> к администрации <адрес> сельсовета <адрес> удовлетворить. Признать бездействие администрации МО «<адрес> сельсовет» <адрес> в части неисполнения ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», выразившегося в непринятии административного регламента по предоставлению муниципальной услуги субъектам предпринимательской деятельности о рассмотрении обращений о выкупе арендуемого имущества незаконным. Обязать администрацию <адрес> сельсовета <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, разработать и принять административный регламент по предоставлению муниципальной услуги субъектам предпринимательской деятельности о рассмотрении обращений о выкупе арендуемого имущества

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд через Медвенский районный суд <адрес> в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме с ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий (подпись)

Копия верна:
Судья Медвенского районного суда И.Г. Дремова