Дело № 2а-32/2022
(2а-221/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Симферополь 30 мая 2022 года
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда
Республики Крым ФИО1,
при секретаре Котельницком Б.Г.,
с участием представителя административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к Совету Министров Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым об оспаривании результатов определённой кадастровой стоимости земельного участка,
с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика Администрации города Алушты Республики Крым, Межрайонной ИФНС № 8 по Республике Крым, ФИО4, ФИО5
установил:
ФИО3, посредством своего представителя ФИО2, обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Совету Министров Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, в котором просит установить факт невнесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о виде разрешённого использования земельного участка, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> ошибкой Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым; считать отсутствие в Перечне объектов недвижимости, подлежащих кадастровой оценке, сведений о виде разрешённого использования земельного участка, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> ошибкой Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым; признать недостоверными сведения, невнесение и отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о виде разрешённого использования земельного участка, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> повлиявшие на неверное определение его кадастровой стоимости; признать незаконными результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> применяемые с 21 ноября 2019 года в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2019 года №1492-р.
21 декабря 2021 года протокольным определением суда принято к производству уточнённое административное исковое заявление ФИО3 от 14 декабря 2021 года, согласно которого он просит признать недостоверными сведения, невнесение и отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о виде разрешённого использования земельного участка, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, повлиявшие на неверное определение его кадастровой стоимости; признать незаконными результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> применяемые с 21 ноября 2019 года в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2019 года №1492-р; признать ошибочной кадастровую стоимость земельного участка, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> в размере 7144721,92 рублей, установленную в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2019 года № 1492-р.
18 января 2022 года протокольным определением суда принято к производству уточнённое административное исковое заявление ФИО3 от 28 декабря 2021 года, согласно которого он просит признать незаконными результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, применяемые с 21 ноября 2019 года в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2019 года №1492-р.
2 марта 2022 года ФИО3, посредством своего представителя ФИО2, подал уточнённое административное исковое заявление, согласно которого просит признать незаконными результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, утверждённые на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года №1498-р и применяемые на территории Республики Крым с 21 ноября 2019 года в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2019 года №1492-р с момента их утверждения; установить на 1 января 2020 года кадастровую стоимость земельного участка, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> в размере 526774,34 рублей.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 16 марта 2022 года принято к производству суда уточнённое административное исковое заявление ФИО3 о признании незаконными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка площадью 998 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> утверждённые на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года №1498-р и применяемые на территории Республики Крым с 21 ноября 2019 года в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2019 года №1492-р с момента их утверждения; установлении на 1 января 2020 года кадастровой стоимости земельного участка, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 526774,34 рублей. Кроме того, на административного истца ФИО3 в силу взаимосвязанных положений пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложена обязанность в срок до 24 марта 2022 года предоставить отчёт, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Определением Верховного Суда Республики Крым от 14 апреля 2022 года на основании пункта 5 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление ФИО3 к Совету Министров Республики Крым, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в части требования, изложенного в уточнённом заявлении от 1 марта 2022 года, об установлении на 1 января 2020 года кадастровой стоимости земельного участка, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 526774,34 рублей, оставлено без рассмотрения.
24 марта 2022 года протокольным определением суда принято к производству уточнённое административное исковое заявление ФИО3 от 16 февраля 2022 года, согласно которого он просит признать незаконными результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, утверждённые на основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года №1498-р и применяемые на территории Республики Крым с 21 ноября 2019 года в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2019 года №1492-р с момента их утверждения; признать незаконным внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2019 года №1492-р с момента их внесения.
В обоснование иска указывает, что из-за невнесения Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в Единый государственный реестр недвижимости сведений о виде разрешённого использования земельного участка, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в отношении участка была установлена завышенная кадастровая стоимость, которая превышает стоимость смежных земельных участков, расположенных в одной функциональной зоне, более чем в 10 (десять) раз. Считает, что Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым допустил ошибку, не включив в Перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой опенке, сведения о виде разрешённого использования земельного участка, принадлежавшего ранее административному истцу. При этом договор купли-продажи земельного участка от 17 сентября 2020 года содержит сведения о виде разрешённого использования земельного участка «ведение дачного хозяйства». Административный ответчик Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в своём письме от 3 ноября 2021 года указал на то, что сведения о нормативной цене участка были внесены в ЕГРН 14 февраля 2017 года согласно электронным документам, представленным Администрацией города Алушты Республики Крым. Также указано, что сведения о кадастровой стоимости участка были внесены в ЕГРН 7 декабря 2019 года в размере 7144721,92 рублей в соответствии с приложением № 1 к распоряжению о применении результатов государственной кадастровой оценки, а также согласно категории земель «земли населённых пунктов», виду разрешённого использования «не установлен», площади в размере 998 кв.м. Полагает, что административным ответчиком не учтены положения Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», постановления Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года № 378 «Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования земельных участков», постановления Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», постановления Совета министров Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 301 «Об утверждении Порядка включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым», что привело к нарушению прав административного истца и стало основанием для обращения в суд с административным иском.
Определениями Верховного Суда Республики Крым от 25 ноября 2021 года, 18 февраля 2022 года и 12 мая 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц на стороне административного ответчика привлечены Администрация города Алушты Республики Крым, Межрайонная ИФНС № 8 по Республике Крым, ФИО4, ФИО5.
Представитель административного истца ФИО6 доводы административного искового заявления поддержал и просил удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Иные лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, в том числе, посредством размещения информации на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступало.
Представителями административного ответчика Совета Министров Республики Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в материалы дела представлены письменные возражения на административное исковое заявление (т.1 л.д.135-136, 188-190).
Исследовав материалы административного дела и предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных административных исковых требований в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли является земельный налог и арендная плата.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка.
В соответствии с пунктом 3 приведённой нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.
Федеральным законом Российской Федерации от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Закон № 135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.
Статьёй 24.12 поименованного закона предусмотрено, что для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Согласно положений статьи 24.18 Закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если они затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28), с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено право граждан на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 разъяснено, что результаты определения кадастровой стоимости объекта недвижимости могут быть оспорены административным истцом в судебном порядке посредством предъявления, в том числе, требования об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости; об изменении кадастровой стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об объекте оценки, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе об исправлении технической и (или) кадастровой ошибки (далее - заявления о пересмотре кадастровой стоимости).
В силу пункта 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешённое использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчёте кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.
Из материалов административного дела следует, что на основании договора купли-продажи земельного участка, удостоверенного 17 сентября 2020 года нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым ФИО7, реестровый № 82/107-н/82-2020-4-301, ФИО3 приобрёл у ФИО4 в собственность земельный участок, площадью 998 кв.м, расположенный по адресу <адрес>, кадастровый номер №, категория земель «земли населённых пунктов», вид разрешённого использования «ведение дачного хозяйства» (т.1 л.д.6-10). Право собственности зарегистрировано 18 сентября 2020 года в Едином государственном реестре недвижимости (т.1 л.д.11).
Исходя из выписки из ЕГРН от 18 сентября 2020 года, при регистрации права собственности ФИО3 на земельный участок Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в ЕГРН не внесены сведения о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером №
Вместе с тем, судом установлено, что данный земельный участок является ранее учтённым с целевым назначением «для коллективного дачного строительства» (т.1 л.д.195-197).
Из договора купли-продажи земельного участка, удостоверенного 2 октября 2020 года нотариусом Ялтинского городского нотариального округа Республики Крым ФИО7, реестровый № 82/107-н/82-2020-6-14, следует, что в обозначенную дату ФИО3 продал, а ФИО5 купил земельный участок, площадью 998 кв.м, расположенный по адресу <адрес> кадастровый номер № что также подтверждается сведениями, предоставленными Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (т.1 л.д.12-14).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 октября 2021г. следует, что кадастровая стоимость заявленного земельного участка, определённая по состоянию на 1 сентября 2016 г., составляет 7144721,92 рублей (т.1 л.д. 15, 39-41, 44-49, 99-101, 107-110).
Административным истцом ФИО3 получено требование от Межрайонной инспекции ФНС № 8 по Республике Крым от 28 июня 2021 года № 4859, в котором указано, что сумма налога исчислена из кадастровой стоимости земельного участка в размере 7144721,92 рублей.
Аналогичные сведения представлены Межрайонной инспекцией ФНС № 8 по Республике Крым 31 августа 2021 года (т.1 л.д.74-75).
ФИО3 обращался в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в целях исправления допущенной ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый номер №, что подтверждается его обращением от 20 октября 2021 года, (т.1 л.д.16-17).
В ответе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 3 ноября 2021 г. на обращение представителя ФИО3 (т.1 л.д.18-19) указано, что в соответствии со статьёй 11 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК) до утверждения результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, в государственный кадастр недвижимости вместо сведений о кадастровой стоимости земельных участков вносились сведения о нормативной цене земли, определяемой в отношении соответствующих земельных участков. Нормативная цена земли определялась органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 12 ноября 2014 года № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым». В соответствии с компетенцией Госкомрегистр осуществлял исключительно внесение указанных сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН). Сведения о нормативной цене земельного участка с кадастровым номером № внесены в ЕГРН 14 февраля 2017 года согласно электронным документам, представленным Администрацией города Алушты Республики Крым. Нормативная цена указанного земельного участка составила 1243929,95 рублей. Повторно сведения о нормативной цене земельного участка внесены в ЕГРН 27 декабря 2018 года согласно электронным документам, представленным Администрацией города Алушты Республики Крым. Нормативная цена указанного земельного участка составила 1345434,64 рублей.
С 21 ноября 2019 года на территории Республики Крым применяются результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 21 ноября 2019 года № 1492-р «О внесении изменений в распоряжение Совета министров Республики Крым от 29 ноября 2016 года № 1498-р и применении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым». Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков содержатся в приложениях №№ 1-11 к указанному распоряжению.
В соответствии с Порядком определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, утверждённым приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 сентября 2018 года № 514 (далее – Порядок № 514), при внесении изменений в сведения ЕГРН о категории земель, виде разрешённого использования земельного участка, площади, а также при внесении сведений о вновь учтённом земельном участке, в ЕГРН кадастровая стоимость земельного участка подлежит определению в соответствии с удельными показателями кадастровой стоимости, вступившими в силу согласно соответствующему распорядительному акту субъекта Российской Федерации.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № внесены в ЕГРН 7 декабря 2019 года в размере 7144721,92 рублей (7159,04 руб./кв.м) в соответствии с приложением № 1 к распоряжению о применении результатов государственной кадастровой оценки, а также согласно категории земель «земли населённых пунктов», виду разрешённого использования «не установлен», площади в размере 998 кв.м, с датой определения кадастровой стоимости (дата оценки) 01.09.2016.
31 августа 2021 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в связи с поступлением обращения ФИО2 – представителя ФИО3 по вопросу наличия технической ошибки в сведениях ЕГРН направлен межведомственный запрос в Администрацию города Алушты Республики Крым в целях установления вида разрешённого использования земельного участка путём принятия правового акта (т.1 л.д.199-200).
Постановлением Администрации города Алушты от 8 сентября 2021 года № 2358 «Об установлении вида разрешённого использования ранее учтённому земельному участку с кадастровым номером № в <адрес>» (т.1 л.д.203) земельному участку, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером № расположенному по адресу: г<адрес>, установлен в соответствии с Таблицей соотнесения видов разрешённого использования земельных участков и категории земель (Приложение 2 к постановлению Совета министров Республики Крым от 15.10.2014 № 378) вид разрешённого использования – «ведение садоводства» (код 13.2).
Копия данного постановления направлена в ответ на межведомственный запрос в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым 23 сентября 2021 года (т.1 л.д.204).
Повторно сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № внесены 1 октября 2021 года в ЕГРН в размере 526774,34 рублей (527,83 руб./кв.м) согласно категории земель «земли населённых пунктов», виду разрешённого использования «ведение садоводства», площади в размере 998 кв.м, а также в соответствии с пунктом «а» Порядка № 514, приложениями №№ 5, 11 к распоряжению о применении результатов государственной кадастровой оценки. Дата определения кадастровой стоимости с 01.10.2021 во исполнение требований статей 24.19, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
Согласно статье 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учётом особенностей, предусмотренных настоящей статьёй. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
Следовательно, результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права административного истца, в связи с чем, могут быть оспорены в установленном законом порядке.
В соответствии с положениями части 3 статьи 7 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Частью 1 статьи 23 установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом.
Статьёй 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ также предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьёй 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Одновременно в статье 12.1 этого же Закона предусмотрено, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учётом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В силу части 1 статьи 9 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), сведения об объектах недвижимости, учтённых на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с ранее действовавшими актами (далее - ранее учтённые объекты недвижимости), с учётом предусмотренного статьёй 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.
Согласно части 2 статьи 9 поименованного закона в срок до 1 января 2023 года исполнительный орган власти, осуществляющий регистрацию прав, включает в соответствующие разделы Единого государственного реестра недвижимости сведения о ранее учтенных объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, обеспечивая при этом:
1) внесение в Единый реестр недвижимости сведений об объектах недвижимости с присвоением объектам недвижимости кадастровых номеров в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», с учётом изменения адреса (описания местоположения) объектов недвижимости, категории земель и вида разрешённого использования земельных участков;
2) открытие в отношении каждого объекта недвижимости реестровых дел и помещение в них документов, на основании которых осуществлены государственная регистрация земельных участков или государственный технический учёт иных объектов недвижимости, независимо от языка, на котором они были составлены, а также документов, содержащих перевод на русский язык документов, составленных не на русском языке, в соответствии с частью 6 статьи 8 настоящего Закона.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 301 утверждён Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым (далее – Порядок № 301).
Включение в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтённых объектах недвижимости осуществляется по инициативе органа кадастрового учёта (далее - массовый порядок) или заинтересованных лиц при их обращении в орган кадастрового учёта с соответствующими заявлениями (далее - заявительный порядок) (пункт 3 Порядка № 301).
Источниками для включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтённых объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями:
- документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учёта, государственную регистрацию прав на ранее учтённые объекты недвижимости, осуществлённые до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учёта, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учёта, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учётные документы);
- документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтённые объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования (далее - правоустанавливающие документы).
Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утверждён постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года № 264.
Из содержания Приложения № 3 к Методическим указаниям о государственной кадастровой оценке, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 года № 226, следует, что одним из ценообразующих факторов для определения кадастровой стоимости земельного участка является вид разрешённого использования.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года № 378 утверждены Положение об особенностях отнесения к определённой категории земель и установления вида разрешённого использования земельных участков (приложение 1) и Таблица соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель (приложение 2) (далее – Положение № 378 в редакции на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости).
Приведённое Положение устанавливает особенности отнесения к определённой категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешённого использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтённых земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую (далее - установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельного участка).
Категория земель и (или) вид разрешённого использования земельного участка считаются установленными со дня внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости (пункт 2 Положения № 378).
Установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешённого использования земельных участков, указанными в утверждённой документации по планировке территории (пункт 3 Положения № 378).
В случае отсутствия утверждённой документации по планировке территории установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельных участков осуществляется в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами (пункт 4 Положения № 378).
Из пункта 6 Положения № 378 следует, что до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешённым использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утверждён постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», с учётом требований Закона Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее - Закон об особенностях) и Таблицы соотнесения видов разрешённого использования земельных участков и категорий земель (далее - Таблица).
Пунктом 10 Положения № 378 определено, что установление категории земель и (или) вида разрешённого использования земельных участков в случаях, указанных в пунктах 6 и 7 настоящего Положения, осуществляется Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее - Госкомрегистр) при регистрации прав на недвижимое имущество на основании документов, перечень которых утверждён постановлением Совета министров Республики Крым от 11.08.2014 № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», или при переносе сведений о земельных участках в государственный кадастр недвижимости в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 301.
Из приведённых законоположений следует, что по состоянию на дату определения спорной кадастровой стоимости (1 сентября 2016 года) установление вида разрешённого использования спорного земельного участка было отнесено к компетенции Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утверждённым постановлением Совета министров Республики Крым от 1 сентября 2014 года № 301, и с учётом Таблицы соотнесения видов разрешённого использования земельных участков и категорий земель (Приложение № 2 к Постановлению Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года № 378 в редакции на дату определения оспариваемой кадастровой стоимости).
В материалы дела представлены сведения, что ранее земельный участок с кадастровым номером № был учтён с целевым назначением «для коллективного дачного строительства» (т.1 л.д.195-197).
При этом согласно Таблице соотнесения видов разрешённого использования земельных участков и категорий земель на обозначенную юридически значимую дату (1 сентября 2016 года) указанный вид функционального использования земельного участка «для дачного строительства» мог быть соотнесён с видом разрешённого использования с кодом 13.3 – «Ведение дачного хозяйства - размещение жилого дачного дома (не предназначенного для раздела на квартиры, пригодного для отдыха и проживания, высотой не выше трёх надземных этажей); осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение хозяйственных строений и сооружений».
В Постановление Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года № 378 в последующем неоднократно внесены изменения, и по состоянию на дату принятия постановления Администрации города Алушты от 8 сентября 2021 года «Об установлении вида разрешённого использования ранее учтённому земельному участку с кадастровым номером № в г.<адрес>» в Таблице соотнесения видов разрешённого использования земельных участков и категорий земель вид функционального использования земельного участка «для дачного строительства» мог быть соотнесён лишь с видом разрешённого использования с кодом 13.2 «ведение садоводства - осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешённого использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей».
Пунктом 14 Постановления Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года № 378 (в редакции от 6 июня 2016 года) определено, что Госкомрегистр осуществляет внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешённого использования или о категории земель, к которой отнесён земельный участок:
1) при постановке на государственный кадастровый учёт земельных участков, в отношении которых приняты документы, указанные в пунктах 3 и 4 настоящего Положения, а также образованных из земельных участков, в отношении которых установлено разрешённое использование или категория земель;
2) при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённых земельных участках в порядке переноса сведений (постановление о переносе), если в отношении земельного участка установлено разрешённое использование или категория земель;
3) при внесении в государственный кадастр недвижимости изменений вида разрешённого использования земельного участка в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
4) при обращении заинтересованного лица за учётом изменений земельного участка на основании акта Минимущества или органа местного самоуправления соответствующего сельского, городского поселения, городского округа об отнесении к определённой категории земель;
5) в порядке информационного взаимодействия при ведении государственного кадастра недвижимости на основании актов Минимущества и органов местного самоуправления соответствующих сельских, городских поселений, городских округов об отнесении к определённой категории земель.
Если при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом земельном участке Госкомрегистр не может однозначно отнести его к определённой категории и (или) определить вид разрешённого использования, Госкомрегистр направляет в орган местного самоуправления запрос об уточнении сведений о категории и (или) виде разрешённого использования земельного участка.
Орган местного самоуправления обеспечивает направление необходимых сведений, а в случае, установленном пунктом 9 настоящего Положения, - издание и направление в Госкомрегистр распорядительного акта об отнесении к определённой категории земель и (или) определении вида разрешённого использования земельного участка (пункт 15 Постановления Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года № 378).
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым при внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о заявленном административным истцом ранее учтённом земельном участке не соблюдены положения приведённых нормативных правовых актов, в том числе, пункта 14 Постановления Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года № 378 (в редакции от 6 июня 2016 года), в результате чего определённая кадастровая стоимость земельного участка, с кадастровым номером №, по состоянию на 1 сентября 2016 года признаётся судом недостоверной, поскольку допущенная органом ошибка (не внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о виде разрешённого использования ранее учтённого земельного участка) повлияла на неверное определение и утверждение Советом министров Республики Крым кадастровой стоимости данного земельного участка.
Доводы, приведённые административными ответчиками в письменных возражениях, направлены на иное толкование положений действующего законодательства без учёта фактических обстоятельств настоящего дела, в связи с чем, отклоняются судом, как несостоятельные.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении. Указанный принцип административного судопроизводства - законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел обеспечивается не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путём восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 КАС РФ).
Исследовав материалы административного дела, проверив и оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что административным истцом доказан факт недостоверности сведений о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером №, использованных при определении его кадастровой стоимости (архивной), что безусловно затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данного объекта недвижимого имущества в период с 17 сентября 2020 года по 2 октября 2020 года, и, соответственно, плательщика земельного налога и налога на доходы физических лиц (т.1 л.д.74-75).
Анализируя предмет и основания заявленных административных исковых требований, применительно к разъяснению, приведённому в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, судом установлено, что административный истец, указывая на факт допущенной административным ответчиком ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, определённой по состоянию на 1 сентября 2016 года в размере 7144721,92 рублей, фактически просит признать недостоверной кадастровую стоимость спорного земельного участка.
При таких данных, учитывая объём административных исковых требований, установленные фактические обстоятельства дела и приведённые разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части: признания недостоверной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, определённой по состоянию на 1 сентября 2016 года в размере 7144721,92 рублей, исчисленной без учёта вида разрешённого использования земельного участка, определённого в соответствии с положениями постановления Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года № 378 «Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования земельных участков», а также в части признания незаконными результатов государственной кадастровой оценки земельного участка, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 сентября 2016 года в размере 7144721,92 рублей, в связи с недостоверными сведениями о земельном участке, использованными при определении его кадастровой стоимости.
Также суд полагает необходимым в целях исключения неопределённости при исполнении судебного акта возложить на Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обязанность произвести в установленном законом порядке перерасчёт кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 сентября 2016 года с учётом вида разрешённого использования данного земельного участка, определённого в соответствии с положениями постановления Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года № 378 «Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определённой категории земель и установления вида разрешённого использования земельных участков».
Суд полагает, что удовлетворение административного иска в указанной части в рассматриваемом случае будет достаточным способом восстановления прав административного истца ФИО3, в связи с чем, в остальной части заявленных административных исковых требований надлежит отказать.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков.
Поскольку административным истцом оспорена архивная кадастровая стоимость земельного участка, определённая на 1 сентября 2016 года, и по состоянию на 1 октября 2021 года кадастровая стоимость спорного земельного участка была определена в размере 526774,34 рублей (т.1 л.д.45), установленная по результатам перерасчёта Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, подлежит применению с 1 сентября 2016 года по 30 сентября 2021 года для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
административный иск ФИО3 об оспаривании результатов определённой кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить частично.
Признать недостоверной кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, определённую по состоянию на 1 сентября 2016 года в размере 7144721,92 рублей, исчисленную без учёта вида разрешённого использования земельного участка, определённого в соответствии с положениями постановления Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года № 378 «Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и установления вида разрешенного использования земельных участков».
Признать незаконными результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, площадью 998 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 сентября 2016 года в размере 7144721,92 рублей, в связи с недостоверными сведениями о земельном участке, использованными при определении его кадастровой стоимости.
Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым произвести в установленном законом порядке перерасчёт архивной кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, по состоянию на 1 сентября 2016 года с учётом вида разрешённого использования данного земельного участка, определённого в соответствии с положениями постановления Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года № 378 «Об утверждении Положения об особенностях отнесения к определённой категории земель и установления вида разрешённого использования земельных участков».
Установленная по результатам перерасчёта Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, применяется с 1 сентября 2016 года по 30 сентября 2021 года для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости земельных участков.
В удовлетворении остальной части требований административного иска ФИО3 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Крым ФИО1
Решение изготовлено в окончательной форме 14 июня 2022 года.