ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2223/18 от 24.07.2018 Первореченского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2а-2223/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 июля 2018 года г. Владивосток Приморского края

Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе: председательствующего судьи Логиновой Е.В.

при секретаре Кузиковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Лазовского района Приморского края к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лазовского района Приморского края в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с названным административным иском, указав в его обоснование, что прокуратурой Лазовского района Приморского края проведена проверка исполнения Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Приморского края законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, а также соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения на территории Лазовского района Приморского края, в ходе которой установлено, что мост через <данные изъяты> автомобильной <данные изъяты> находится в аварийном состоянии из-за дефектов проезжей части, опор и состояния металлических балок пролетных строений, что зафиксировано в акте освидетельствования мостового сооружения от 19.12.2016 г., проведенного отделом диагностики и приемки работ мостовых сооружений КГКУ «Примуправтодор». С учетом наличия в конструкциях опасных, трудноустранимых дефектов по безопасности движения, по долговечности сооружения и по грузоподъемности, считается экономически нецелесообразным устранение указанных дефектов посредством проведения ремонтно-восстановительных работ. Необходима полная перестройка (реконструкция) мостового сооружения под современные нагрузки автотранспортных средств (строительство нового моста). В связи с этим необходимо внести мостовое сооружение в государственную программу «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2013 - 2021 годы на строительство нового моста, так как существующее мостовое сооружение не обеспечивает нормативный и безопасный пропуск современных автомобильных нагрузок. Акт освидетельствования названного моста содержал конкретный перечень мероприятий, которые необходимо было выполнить Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Приморского края для возможности безопасного следования транспортных средств по <данные изъяты> 21.11.2017 г. прокуратурой района совместно с представителем дорожного надзора ОГИБДД МОМВД России «Партизанский» при визуальном обследовании мостового сооружения через <данные изъяты>» установлено, что мост находится в неудовлетворительном состоянии, произошел критический прогиб несущих балок на правой половине проезжей части и пролета моста, несущие балки разрушены коррозией. Органы местного самоуправления неоднократно обращались с 2015 г. в Департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края по вопросу ремонта существующего мостового сооружения либо строительства нового моста через реку <данные изъяты> Административным ответчиком работы по ремонту указанного мостового сооружения, в том числе мероприятия для возможности безопасного следования транспортных средств по мосту, предусмотренные в акте отдела диагностики и приемки работ мостовых сооружений КГКУ «Примуправтодор» от 19.12.2016 г., не проводились. По факту выявленных нарушений прокуратурой района 27.11.2017 г. в адрес врио вице-губернатора Приморского края, курирующего деятельность Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, внесено представление об устранении нарушений закона. Согласно информации, представленной административным ответчиком, реконструкция автомобильной дороги «Киевка - Преображение», в том числе мостового сооружения через <данные изъяты>, предусмотрена подпрограммой № 2 «Развитие дорожной отрасли в Приморском крае на 2013-2020 годы» государственной программы Приморского края «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2013-2021 годы, но ввиду отсутствия финансирования названный проект не реализован. 08.02.2018 г. прокуратурой Лазовского района Приморского края при повторной совместной проверке со специалистами отдела диагностики и приемки работ мостовых сооружений КГКУ «Примуправтодор» установлено, что мост через реку <данные изъяты> автомобильной дороги «<данные изъяты>» находится в аварийном состоянии из-за разрушения металла элементов пролетных строений сооружения, в частности разрушены балки пролета 4-5 справа, произошло искривление продольного профиля проезжей части моста с правой стороны, произошла просадка деревянной проезжей части, происходит гниение пиломатериала всей проезжей части моста (не менее 50%), эксплуатировать возможно только левую проезжую часть незначительное время, необходимо проведение ремонтных работ либо строительство нового моста. Конструкция моста не соответствует СНиП 2.05.03-84* «Мосты и трубы», утвержденным приказом Минстроя России от 28.12.2010 г. № 822, а также требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 г. № 221. Бездействие Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в части ненадлежащего содержания указанного мостового сооружения влечет за собой нарушение прав и законных интересов пользователей автомобильных дорог на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, может повлечь неблагоприятные последствия для участников дорожного движения, в том числе привести к человеческим жертвам. Просит суд признать незаконным бездействие Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края в части ненадлежащего содержания моста через <данные изъяты>» в Лазовском муниципальном районе Приморского края; до реконструкции (строительства нового моста через <данные изъяты> автомобильной дороги <данные изъяты>) возложить на Департамент транспорта и дорожного хозяйства <адрес> обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу восстановить в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03-84* «Мосты и трубы», а также требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» транспортно-эксплуатационные свойства мостового сооружения через <данные изъяты>» в Лазовском муниципальном районе Приморского края, а именно:

- для пропуска большегрузного транспорта выполнить временный объезд с водопропускным сооружением;

произвести замену разрушенных пакетов главных балок пролетных строений моста с ремонтом диагональных связей (заменить разрушенные главные балки ПС 1-2, ПС 3-4, ПС 4-5 из сдвоенных элементов шпунта типа «Ларсен - V»);

выполнить уширение подходов и укрепление откосов конусов крайних опор № 1 и № 8 наброской из камня фракцией 100 / 150 мм;

произвести ремонт блоков насадок всех опор;

заменить металлические балки пролетных строений из сдвоенных элементов шпунта типа «Ларсен - V» и диагональные связи;

произвести очистку от ржавчины и выполнить окраску балок пролетных строений защитным лакокрасочным покрытием;

балки пролетных строений смонтировать на насадки через резинометаллические опорные части;

выполнить замену разрушенного пиломатериала продольного и поперечного настила проезжей части моста;

выровнять и закрепить колесоотбойный брус;

произвести устройство (ремонт) защитных монолитных бетонных бандажей (рубашек) на сваях промежуточных опор в зоне УМВ с обязательным армированием и применением бетона класса не менее В-25;

установить металлическое барьерное ограждение на подходах.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Первореченского района г. Владивостока Тихонова Е.А. настаивала на заявленных требованиях по доводам, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика – Алексеева Н.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, ссылаясь на отсутствие бездействия Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края и принятие им необходимых мер в пределах своей компетенции.

Представитель заинтересованного лица АО «Примавтодор» Ладыгина А.С. в судебном заседании поддержала позицию представителя административного ответчика, возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица - АО «СПЕЦСУ», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на административный иск просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что 31.12.2017 г. между АО «СПЕЦСУ» и Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Приморского края заключен государственный контракт на выполнение работ по содержанию искусственных дорожных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Приморского края на срок до 31.12.2019 г., в предмет которого не входит производство капитального ремонта, реконструкция и строительство новых мостовых сооружений, не относящихся к работам по содержанию. Решение вопроса по административному иску оставил на усмотрение суда.

Выслушав доводы участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с п. 6 ст. 3 названного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В силу п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ содержание автомобильной дороги это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; а также утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели.

В силу ст. 17 указанного Федерального закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ).

Согласно п. 3 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в целях осуществления полномочий, указанных в п. 2 ст. 26.3 названного Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.

К числу перечисленных в п. 2 ст. 26.3 данного Федерального закона полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым указанными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится, в том числе, решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них.

В соответствии с Положением о Департаменте транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па, Департамент является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере транспорта и дорожного хозяйства Приморского края.

Согласно п.п. 2.2.18, 2.2.54 названного Положения Департамент организует ежегодное планирование работ на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения, финансируемых за счет средств краевого бюджета, утверждает перечень объектов, в отношении которых должна разрабатываться предпроектная, проектная и рабочая документация по строительству, реконструкции и капитальному ремонту на объекты дорожного хозяйства, финансируемых за счет средств краевого и федерального бюджетов; осуществляет расчет размера ассигнований краевого бюджета на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в соответствии с нормативами финансовых затрат на содержание, ремонт и капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденными нормативным правовым актом администрации <адрес>, и готовит предложения о внесении изменений в указанный нормативный правовой акт.

Постановлением администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ-па утверждена государственная программа Приморского края «Развитие транспортного комплекса Приморского края» на 2013 – 2021 годы, в рамках которой реализуются вопросы, связанные с содержание, в том числе, межмуниципальных автомобильных дорог.

В ходе разбирательства дела установлено, что в рамках реализации полномочий по осуществлению дорожной деятельности Департаментом транспорта и дорожного хозяйства Приморского края заключены государственные контракты, предусматривающие выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, а именно: ДД.ММ.ГГГГ государственный контракт с АО «Примавтодор» на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Приморского края и дорожных сооружений по 1 климатическому району (Владивостокский, Артемовский, Партизанский, Находкинский городские округа, Хасанский, Надеждинский, Шкотовский, Партизанский, Лазовский муниципальные районы); ДД.ММ.ГГГГ государственный контракт с АО «СПЕЦСУ» на выполнение работ по содержанию искусственных дорожных сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории <адрес>.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом заключены договоры и с ООО «Приморская проектная компания» на выполнение работ по обследованию моста через реку «Соколовка» на км 19 + 470 на автомобильной дороге «Киевка - Преображение - Соколовка» и на выполнение геодезических работ для разработки проектно-сметной документации на ремонт указанного моста в рамках реализации подпрограммы «Развитие дорожной отрасли в <адрес> на 2013 – 2021 годы» государственной программы <адрес> «Развитие транспортного комплекса <адрес>» на 2013 - 2021 годы, которые действуют в силу п. 2.2 названных договоров до полного выполнения сторонами обязательств по ним.

В рамках реализации данных договоров КГКУ «Примуправтодор», одной из целей деятельности которого является обеспечение реализации полномочий органа исполнительной власти <адрес>, осуществляющего государственное управление и регулирование в сфере транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них (распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ра), ДД.ММ.ГГГГ в адрес Департамента была направлены замечания по рабочей документации по ремонту моста на <данные изъяты>», подготовленной проектной организацией ООО «Приморская проектная компания», которые направлены Департаментом ДД.ММ.ГГГГ в адрес данной проектной организации для устранения определенных недостатков.

Таким образом, материалами дела подтверждается принятие Департаментом транспорта и дорожного хозяйства <адрес> мер по содержанию и ремонту мостового сооружения через <данные изъяты> вследствие чего бездействие административного ответчика отсутствует.

Согласно ч. 1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям. Суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Как следует из материалов дела, после осмотра мостового сооружения при осуществлении в феврале 2018 г. проверки прокуратурой ФИО3, АО «Примавтодор» выполнены работы, связанные с ремонтом моста через <данные изъяты>».

16.07.2018 г. представителем прокуратуры Лазовского района Приморского края составлен акт по результатам проверки фактического выполнения работ по ремонту моста через <данные изъяты> дороге регионального значения «<данные изъяты>, который не содержит выводов об опасности причинения вреда в будущем и невозможности эксплуатации мостового сооружения с учетом фактически произведенных ремонтных работ. Представитель прокуратуры, составивший указанный акт, специальными познаниями в сфере определения технического состояния мостового сооружения, позволяющими установить конкретный объем выполненных работ и их достаточность для выводов о недопустимости использования моста, не обладает.

Кроме того, требования сформулированы административным истцом без учета фактически проведенных ремонтных работ на мостовом сооружении к моменту рассмотрения спора судом и в ходе разбирательства дела не уточнялись.

Помимо этого, суд находит несостоятельными требования о возложении на Департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края обязанности по совершению конкретных действий по ремонту мостового сооружения в отсутствие надлежащих доказательств обоснованности совершения таких действий, определение которых входит в специальную компетенцию органов, наделенных соответствующими полномочиями по техническому обследованию объектов и оценке их технического состояния.

При этом следует отметить, что несоответствие мостового сооружения требованиям технических норм, предъявляемых к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, влечет иные последствия, предусматривающие, в том числе, ограничение дорожного движения, если существует опасность причинения вреда в будущем (п. 1 ст. 1065 ГК РФ).

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Лазовского района Приморского края к Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Приморского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Первореченский районный суд г. Владивостока Приморского края.

Судья Е.В. Логинова