ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2225/2016 от 25.10.2016 Каспийского городского суда (Республика Дагестан)

Дело №2а-2225/2016

Р Е Ш Е Н И Е

(в окончательной формулировке)

Именем Российской Федерации

25 октября 2016 года г. Каспийск

Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Джабраиловой А.Д.,

с участием пом. прокурора <адрес>Исаева М.Р.

представителя: ФИО1,

при секретаре судебного заседания Гамидовой И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования городской округ «<адрес>» и в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к Администрации городского округа «<адрес>» о признании незаконным разрешения на строительство 10-этажного 400 квартирного жилого комплекса в МКР («Центральный») на поз. 12, 13, 15, в <адрес>, за № RU 05305000-11 от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился в суд с административным иском в защиту интересов муниципального образования городской округ «<адрес>» и в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к Администрации городского округа «<адрес>» о признании незаконным разрешения на строительство за № RU 05305000-11 от ДД.ММ.ГГГГ 10-этажного 400 квартирного жилого комплекса в МКР («Центральный») на поз. 12, 13, 15 в <адрес>.

Требования обоснованы тем, что прокурором города ДД.ММ.ГГГГ принесен протест на предмет отмены полученного сопроводительным письмом администрации <адрес> за -п от ДД.ММ.ГГГГ разрешения на строительство RU 05305000-11 от ДД.ММ.ГГГГ (срок действия до ДД.ММ.ГГГГ) на строительство объекта капитального строительства «10-этажный 400 квартирный жилой комплекс на позиции 12, 13, 15 в МКР <адрес>».

Основанием для протеста являются допущенные при выдаче оспариваемого разрешения на строительство нарушения обязательных требований, установленных федеральным законодательством.

Протест отклонен письмом и.о. главы городского округа «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-п, в котором приведены несостоятельные, не основанные на законе доводы, неоднократно опровергнутые вступившими в законную силу судебными решениями по рассматриваемой категории дел.

При выдаче оспариваемого разрешения на строительство нарушены следующие установленные федеральным законодательством требования.

Так, согласно ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (подпункт 2 11.1 ст.40).

Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности установлены Градостроительным кодексом РФ (ГрК РФ), в соответствии с которым (ст.2) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в числе прочих, на принципе осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов (п.7).

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ за № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" установлено (ст.6): «Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона» (ч.1). «Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями» (ч.4).

В соответствии с ч.1 ст.6 названного выше Федерального закона постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «"Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержден (п.1) названный Перечень, в том числе, Свод правил (актуализированных редакций СНиП) - СП 42.13330.201 1 "СЫи11 ДД.ММ.ГГГГ-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (п.30 Сводов правил - актуализированных редакций СНиП).

В приложении «Г» (обязательное) к "СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" указано: «Для городских поселений плотность застройки участков территориальных зон следует принимать не более приведенной в таблице Г.1».

В соответствии с таблицей Г.1 коэффициент застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами составляет 0,4, а коэффициент плотности застройки - 1,2. При этом здесь же в таблице содержится разъяснение: «Основными показателями плотности застройки являются: коэффициент застройки - отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади участка (квартала); коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала)».

В оспариваемом разрешении на строительство указанные обязательные требования федерального законодательства(коэффициент плотности застройки) грубо проигнорированы.

Как следует из положительного заключения за , общая площадь земельного участка, отведенного для строительства 10 – этажного 400-квартирного жилого комплекса, составляет 8123 кв.м.(п.3.3.1). В разрешении и договоре аренды от ДД.ММ.ГГГГ указана другая цифра 8939 кв.м., несмотря на то, что при выдаче разрешения за основу следует брать данные заключения на проект объекта капитального строительства. <адрес> жилого комплекса согласно разрешению и заключению составляет 27814 кв.м.

Соответственно, коэффициент плотности застройки равен 3,4 если исходить из данных положительного заключения, либо 3,1 исходя из приведенных данных.

Установленный федеральным законодательством норматив (1,2) превышен почти в три раза.

Приведенные в ответе на протест несостоятельные ссылки на республиканские нормативы градостроительного проектирования (РНГП) основаны на ошибочном толковании последних.

Протест отклонён Ответчиком, который считает оспариваемое разрешение правомерным и обоснованным.

В обоснование этого утверждения Ответчиком приведены несостоятельные ссылки на утвержденные постановлением правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования» названные республиканские нормативы (РНГП), которые (таблица 8) устанавливают рекомендуемые показатели плотности жилой застройки.

В ответе ошибочно утверждается о возможности повышения в РНГП, установленных федеральным законодательством предельные значения коэффициента плотности застройки, проведении градостроительной политики в Каспийске в соответствии с РНГП. Кроме того, коэффициент плотности застройки неправомерно отождествляется в ответе с другими показателями – «плотность жилой застройки», а также указывается: «градостроительный план и разрешение на строительство выдано на основании проекта планировки МКР , где учтены вышеуказанные доводы и положительные заключения экспертизы проекта от ДД.ММ.ГГГГ, выданного ООО «Центр экспертизы и надзора строительства».

Приведенные выше доводы ответчика являются несостоятельными, поскольку оспаривают обязательные требования действующего федерального законодательства.

Так, в соответствии со ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ основанием для строительства является выданное застройщику уполномоченным органом разрешение на строительство. ООО «Центр экспертизы и надзора строительства» полномочиями по выдаче разрешений на строительство не наделено.

В приложении «Г» к СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* (Таблица Г.1) разъяснение: «Основными показателями плотности застройки являются : коэффициент застройки- отношение площади застройки, занятой под зданием и сооружением к площади участка (квартала); коэффициент плотности застройки – отношение площади всех этажей здания и сооружения к площади участка (квартала).

Так, в п. 1.2.1. РНГП указано: «Основные термины и определения, используемые в настоящих нормативах, приведены в приложении ». В «Приложении . Термины и определения» приведены следующие термины и определения:

«Интенсивность использования территории (интенсивность застройки) городского округа, поселения характеризуется показателями плотности застройки, коэффициентом (в процентах) застройки территории.

Плотность застройки - суммарная поэтажная площадь застройки наземной части зданий и сооружений в габаритах наружных стен, приходящаяся на единицу территории участка (квартала) (тыс. кв. м/га)»...

«Коэффициент застройки (Кз) - отношение территории земельного участка, которая может быть занята зданиями, ко всей площади участка (в процентах).

Коэффициент плотности застройки (Кпз) - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка.»

Ответчик допускает очевидную подмену понятий при ссылках на РГНП, поскольку последние не содержат оснований для отождествления терминов «плотность застройки»», «процент застроенности территорий жилых зон» с термином «коэффициент застройки», «коэффициент плотности застройки».

Данный вывод подтверждается п.1.2.1 и приложения РНГП, в котором термины «плотность застройки», «коэффициент застройки», «коэффициент плотности застройки» приведены раздельно в качестве самостоятельных. При этом указывается, что коэффициенты застройки и плотности застройки рассчитываются исходя из площади участка.

Указанные в приложении термины исчисляются в различных расчетных показателях (плотность застройки в тыс. кв. м/га, а коэффициенты застройки и плотности застройки в процентах), что также полностью исключает отождествление данных терминов.

Более того, в РНГП вообще отсутствует какое либо указание на предельные значения коэффициентов застройки и коэффициентов плотности застройки применительно к городским округа. Эти требования установлены непосредственно федеральным законодательством- СНиП ДД.ММ.ГГГГ.89*

При таких обстоятельствах, а также с учетом требований ч.3 ст.3 Градостроительного Кодекса РФ, в силу которой законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить Кодексу, приведенные доводы в ответе главы городского округа не могут быть приняты во внимание, как не основанные на законе

Подтверждение указанных выше выводов имеется также в судебной практике, в частности, в определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-АПГ14-6, которое полностью опровергает ссылки ответчика на РНГП.

В данном определении, в числе прочего, отмечается: «Приложением Г к Своду правил, являющимся обязательным, установлены нормативные показатели плотности застройки территориальных зон (жилых, общественно-деловых, производственных), каковыми являются коэффициент застройки и коэффициент плотности застройки. Коэффициент застройки - отношение |площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади участка (квартала). Коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала). Приложение Г содержит указание о том, что в региональных, местных градостроительных нормативах и правилах землепользования и застройки муниципальных образований могут быть установлены дополнительные показатели, характеризующие предельно допустимый строительный объем зданий и сооружений по отношению к площади участка, число полных этажей и допустимую высоту зданий и сооружений в конкретных зонах, а также другие ограничения, учитывающие местные градостроительные особенности (облик поселения, историческая среда, ландшафт) (Г.2). Вместе с тем, для городских поселений плотность застройки участков территориальных зон следует принимать не более приведенной в таблице Г1.

Ссылки ответчика на РНГП, которыми, якобы, допускается превышение установленных федеральным законодательством предельных значений коэффициентов застройки и плотности застройки, не могут быть приняты во внимание

Статьей 15 Конституции Российской Федерации установлено: (Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации» (ч.1). «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы» (ч.2).

Согласно п.1 ст.263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или нос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п.2 ст.260).

Приведенные выше требования Конституции Российской Федерации, Гражданского, Градостроительного, Земельного кодексов Российской Федерации нарушены администрацией городского округа при выдаче спариваемого разрешения на строительство. Соответственно, нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц, а также муниципального образования городской округ «<адрес>».

Выдача оспариваемого разрешения на строительство нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц, заключающиеся в точном и неукоснительном соблюдении на территории городского округа строительных и градостроительных норм и правил, недопущении самовольного изменения архитектурного облика города, обеспечении соблюдения единых для всех требований закона при осуществлении строительной деятельности на территории города.

Старший помощник прокурора Исаев М.Р. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске и просил административный иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика ФИО1, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал и просил отказать в удовлетворении административного иска.

Возражения основаны на том, что в региональных градостроительных нормативах при соответствующих обоснованиях допускается уточнение (увеличение или уменьшение) предельно допустимых значений плотности застройки различных зон, а также установление более дифференцированных показателей плотности с учетом величины города и типа застройки.

При выдаче разрешения на строительство заявителем было представлено положительное заключение экспертизы проекта.

Выданное разрешение на строительство является законным и обоснованным.

Представитель, привлеченного в качестве соответчика по делу ООО «Ар-Даг» в зал судебного заседания не явился и суд о причинах своей неявки не известил, данные о надлежащем извещении имеются.

Согласно письменных возражений, ООО «Ар-Даг» исковые требования не признаёт, просит в иске отказать и прекратить производство по делу.

Соответчик считает, что Административный Истец неверно определил коэффициент застройки и коэффициент плотности застройки.

Ими получено положительное заключение государственной экспертизы, поэтому оснований для признания разрешения на строительство незаконной нет.

Заслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Целью судебной защиты с учетом требований ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19, ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, является восстановление нарушенных или оспариваемых прав, при этом защита такого права в судебном порядке должна обеспечивать как соразмерность нарушенного права и способа его защиты, так и баланс интересов всех участников спора, а в ряде случаев и неопределенного круга лиц.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Статьей 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

Согласно ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом

Таким образом, ст.51 Градостроительного кодекса РФ прямо предусмотрено, что проектная документация должна соответствовать требованиям градостроительного плана земельного участка, и разрешение на строительство должно подтверждать такое соответствие.

Согласно статье 6 Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений": «Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона» (ч.1). «Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями» (ч.4).

Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «"Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), утвержден названный Перечень, в том числе, Свод правил (актуализированных редакций СНиП) - СП 42.13330.201 1 "СЫи11 ДД.ММ.ГГГГ-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (п.30 Сводов правил - актуализированных редакций СНиП).

В приложении «Г» (обязательное) к "СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" указано: «Для городских поселений плотность застройки участков территориальных зон следует принимать не более приведенной в таблице Г.1».

В соответствии с таблицей Г.1 коэффициент застройки многоквартирными многоэтажными жилыми домами составляет 0,4, а коэффициент плотности застройки - 1,2. При этом здесь же в таблице содержится разъяснение: «Основными показателями плотности застройки являются: коэффициент застройки - отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади участка (квартала); коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала)».

Как усматривается из материалов дела начальник Управления по строительству и архитектуре Администрации городского округа «<адрес>» выдал разрешение на строительство №RU05305000-11 от ДД.ММ.ГГГГ (сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ) 10 – этажного 400-квартирного жилого дома, площадь земельного участка 8939 кв.м., площадь застройки 2781,0 кв.м. строительный объем жилого комплекса- 89514 куб.м., общая площадь жилого комплекса 27814 кв.м., расположенного по адресу: РД, <адрес>, МКР «Центральный, поз. 12,13,15.(л.д.10)

Суд согласен с коэффициентом плотности застройки, рассчитанным прокуратурой <адрес>, который составил 3,1, при нормативном - не более 1,2.

Таким образом, разрешение № RU05305000-11 от ДД.ММ.ГГГГ на строительство десятиэтажного 400 – квартирного жилого дома, расположенного по адресу: РД, <адрес>, МКР «Центральный, поз. 12,13,15., выдано незаконно, с нарушением обязательных требований в строительстве.

Конституционный Суд РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 468-О указал, что законодательство о градостроительной деятельности в своей основе находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов ввиду комплексного, межотраслевого характера отношений в сфере градостроительной деятельности и содержания этих отношений, составляющих преимущественно предметы совместного ведения (природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры). В силу изложенного законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (к их числу относится оспариваемый нормативный правовой акт) не могут противоречить федеральному законодательству.

Приложением Г к Своду правил, являющимся обязательным, установлены нормативные показатели плотности застройки территориальных зон (жилых, общественно-деловых, производственных), каковыми являются коэффициент застройки и коэффициент плотности застройки. Коэффициент застройки - отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, к площади участка (квартала). Коэффициент плотности застройки - отношение площади всех этажей зданий и сооружений к площади участка (квартала).

В таблице Г.1, содержащейся в приложении Г, коэффициенты застройки и коэффициенты плотности застройки для жилых и общественно-деловых зон приведены для территории квартала с учетом необходимых по расчету учреждений и предприятий обслуживания, гаражей, стоянок для автомобилей, зеленых насаждений, площадок и других объектов благоустройства.

Приложение Г содержит указание о том, что в региональных, местных градостроительных нормативах и правилах землепользования и застройки муниципальных образований могут быть установлены дополнительные показатели, характеризующие предельно допустимый строительный объем зданий и сооружений по отношению к площади участка, число полных этажей и допустимую высоту зданий и сооружений в конкретных зонах, а также другие ограничения, учитывающие местные градостроительные особенности (облик поселения, историческая среда, ландшафт) (Г.2). Вместе с тем, для городских поселений плотность застройки участков территориальных зон следует принимать не более приведенной в таблице Г.1

С учетом положений, содержащихся в определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ суд не может согласиться с доводами Ответчиков, о возможности превышения в нормативных правовых актах субъектов РФ, в том числе и в Республики Дагестан коэффициента плотности застройки.

Суд согласен с доводами Администрации, что плотность застройки жилых, общественно деловых и смешанных зон следует принимать в соответствии с региональными градостроительными нормативами с учетом установленного зонирования территории, типа и этажности застройки, дифференциации территории по градостроительной ценности, состояния окружающей среды, природно-климатических и других местных условий, но пи этом плотность застройки территориальных зон не должна превышать показателей, приведенных в таблице Г.1., поэтому региональными градостроительными нормативами они не могут быть увеличены.

Признавая оспариваемое разрешение незаконным суд также принимает во внимание, что «Интенсивность использования территории характеризуется плотностью жилой застройки и процентом застроенности территории. Плотность застройки и процент застроенности территорий жилых зон необходимо принимать в соответствии с правилами землепользования и застройки учетом градостроительной ценности территории, состояния окружающей среды, других особенностей градостроительных условий, а также с учетом требований раздела "Защита территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

Однако Правила землепользования и застройки городского округа «<адрес>» решением Каспийского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, были признаны незаконными и отменены. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда РД от ДД.ММ.ГГГГ настоящее решение суда оставлено в силе.

Таким образом, грубые отступления от приведенных выше требований закона влекут за собой нарушения гарантированных гражданам прав на минимально допустимую придомовую территорию.

В связи с изложенным, выдача разрешения на строительство, не соответствующего требованиям закона и техническим регламентам, не может быть признана законной и обоснованной, свидетельствует о формальном подходе органа местного самоуправления к осуществлению предоставленных законом полномочий в области градостроительной деятельности, что повлекло нарушение законных прав и интересов неопределенного круга лиц, а также муниципального образования городской округ «<адрес>.

Руководствуясь ст. 175 - ст. 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора <адрес> в защиту интересов муниципального образования городской округ «<адрес>» и в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к Администрации городского округа «<адрес>» о признании незаконным разрешения на строительство 10-этажного 400 квартирного жилого комплекса в МКР («Центральный») на поз. 12, 13, 15, в <адрес>, за № RU 05305000-11 от ДД.ММ.ГГГГ, удовлетворить.

Признать не законным разрешение на строительство за №RU 05305000-11 от ДД.ММ.ГГГГ на строительство 10-этажного 400 квартирного жилого комплекса, расположенного по адресу: РД, <адрес>, в МКР («Центральный») на поз. 12, 13, 15.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной формулировке в Верховный Суд Республики Дагестан, путём подачи апелляционной жалобы через Каспийский городской суд.

Председательствующий:

Решение в окончательной формулировке изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.