ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2228/2022 от 02.08.2022 Первомайского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-2228/2022

55RS0005-01-2022-003198-19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Первомайский районный суд города Омска

в составе председательствующего судьи Валитовой М.С.

при секретаре Семиренко В.В., помощнике судьи Слабодцкой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

в городе Омске 02 августа 2022 года

дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному административному округу г. Омска к Соколовой Ж. П. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ИФНС России по ЦАО г. Омска обратился в суд с административным иском к Соколовой Ж.П. о взыскании обязательных платежей и санкций.

В обоснование требований указал, что административный ответчик, являясь собственником объекта налогообложения, не выполнила возложенную на нее законом обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, налоговое уведомление и требование оставлены без исполнения.

Определением мирового судьи от 21 января 2022 года судебный приказ о взыскании с ответчика налога и пени отменен.

На основании изложенного просит взыскать с Соколовой Ж.П. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 883 руб. и пени в размере 20 руб. 19 коп. за период с 02 декабря 2017 года по 27 февраля 2018 года.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Статьей 401 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В силу п.1,2 ст. 409 НК налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

В судебном заседании установлено, что в заявленный истцом период Соколовой Ж.П. принадлежал объект недвижимости по адресу: , что подтверждается истребованными из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области сведениями (л.д.50-51).

Таким образом, ответчик являлась плательщиком налога на имущество физических лиц.

Согласно п.п. 2,4 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В соответствии со списком отправки заказной корреспонденции № 434 от 25 сентября 2017 года административному ответчику направлено налоговое уведомление № 43599386 от 23 августа 2017 года об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 883 руб. (л.д.6,7).

В связи с неуплатой налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок налогоплательщику были начислены пени в размере 20 руб. 19 коп. за период с 02 декабря 2017 года по 27 февраля 2018 года.

Согласно положениям п. 1 ст. 45, п. п. 1 и 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога - извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Пунктом 1 ст. 70 НК РФ регламентировано, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Исполнение обязанности по уплате налогов согласно статье 72 НК РФ обеспечивается начислением пени.

В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

В требовании № 13809, сформированном по состоянию на 28 февраля 2018 года и направленному согласно списку № 540 от 02 марта 2018 года, указано, что налогоплательщик обязан был уплатить в срок до 24 апреля 2018 года налог на имущество физических лиц в размере 883 руб. и пени в размере 20 руб. 19 коп. Причем из представленного расчета сумм, включенных в данное требование усматривается, что пени начислены на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015 год, что составляло 883 руб. (л.д.8,9, 10).

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных названной статьей.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 76 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 03 ноября 2021 года с учетом устранения описки с административного ответчика в пользу налогового органа взыскана задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 883 руб. и пени в размере 20 руб. 19 коп. (л.д.33,33-оборот).

Определением мирового судьи судебного участка № 76 в Первомайском судебном районе в г. Омске от 21 января 2022 года судебный приказ отменен в связи с возражениями должника (л.д.34-оборот).

Согласно абз. 3 п. 1, абз. 2,3 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п. 3 ст. 48 НК РФ).

При предъявлении налоговым органом требования № 13809 об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год и пени в срок до 24 апреля 2018 года общая сумма задолженности не превысила 3 000 руб. и составила 903 руб. 19 коп. Следовательно, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговому органу следовало обратиться в срок до 24 октября 2021 года, однако таким правом административный истец воспользовался только 03 ноября 2021 года, с нарушением установленного законом срока в 3 года 6 месяцев со дня со дня истечения указанного трехлетнего срока (л.д.31-32).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4 пункт 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ).

При этом обязанность подтверждения, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от истца, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.

В определении от 08 февраля 2007 года № 381-О-П Конституционный Суд РФ разъяснил, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично - правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

В данном случае налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском установленного законом срока, следовательно, на дату подачи заявления утратил право на принудительное взыскание с административного ответчика задолженности.

Доказательств уважительности несвоевременного обращения в суд административный истец не представил, ходатайств о восстановлении процессуального срока не заявил. На наличие каких-либо иных обстоятельств, препятствовавших своевременному обращению в суд с представлением соответствующих доказательств административный истец не ссылался, в связи с чем суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока.

Таким образом, уважительность причины, по которой налоговым органом пропущен срок обращения в суд, не установлен.

Поскольку принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Кроме того, суд учитывает следующие обстоятельства.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

Из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ следует, что в любом случае пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей (п. 6 Информационного письма от 17 марта 2003 года N 71). Таким образом, не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.

В пункте 2 ст. 11 НК РФ указано, что под недоимкой понимается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Порядок изменения срока уплаты налога и сбора предусмотрен главой 9 НК РФ, где в ст. 61 указано, что изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора, в том числе ненаступившего, на более поздний срок.

Изменение срока уплаты налога и сбора допускается в порядке, установленном настоящей главой, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора. Таким образом, перенесенные сроки уплаты налога не изменяют момент возникновения недоимки по его уплате, который наступает на следующий день после истечения первоначально установленного законом срока для такой уплаты.

В соответствии с требованиями ст. 52 НК РФ налоговый орган должен был направить Соколовой Ж.П. налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 883 руб. в срок не позднее 01 декабря 2016 года, а не 01 декабря 2017 года, как указано в налоговом уведомлении № 43599386 от 23 августа 2017 года.

В данном случае налоговый орган обязан был выявить недоимку по налогу на имущество физических лиц 02 декабря 2016 года и согласно ч. 1 ст. 70 НК РФ не позднее 02 декабря 2017 года направить налогоплательщику требование об уплате налога и пени, фактически требование направлено 02 марта 2018 года с нарушением установленного законом срока.

Действия уполномоченного органа, связанные с формированием налогового уведомления и выставления требования - переноса срока уплаты налога на 24 апреля 2018 года в соответствии с п. 4 ст. 61 НК РФ не отменяют существующей и не создают новую обязанность по уплате налога и не влияют на дату образования задолженности.

"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 декабря 2016 года) (ред. от 26 декабря 2018 года) разъясняет, что несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 НК РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона.

Поскольку налоговым органом не соблюдена процедура взыскания налога, несвоевременно направлено налоговое уведомление и сформировано требование, основания для взыскания с административного ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 883 руб., а также пени в размере 20 руб. 19 коп. отсутствуют.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в полном объеме в удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному административному округу г. Омска к Соколовой Ж. П. о взыскании задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в размере 883 руб. 00 коп. и пени в размере 20 руб. 19 коп. за период с 02 декабря 2017 года по 27 февраля 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Первомайский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение не вступило в законную силу. Мотивированное решение составлено 02.08.2022.