ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2229/19 от 06.05.2019 Ангарского городского суда (Иркутская область)

Резолютивная часть

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 мая 2019 года г.Ангарск

Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Головачевой Т.А., с участием представителя истца Борисовой Борисовой Т.С., представителя административного ответчика Медведевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2229/2019 по административному исковому заявлению Лазаревой Анны Ивановны к Инспекции ФНС России по г.Ангарску Иркутской области о признании незаконными действий в части установления налоговой ставки 1,5% при исчислении земельного налога, признании незаконным налогового уведомления, возложении обязанности выполнить перерасчет земельного налога по ставке 0,15 %,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Лазаревой Анны Ивановны к Инспекции ФНС России по ... о признании незаконными действий в части установления налоговой ставки 1,5% при исчислении земельного налога, признании незаконным налогового уведомления от **, возложении обязанности выполнить перерасчет земельного налога по ставке 0,15 % - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет изготовлено **.

Судья А.В.Черных

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**...

Ангарский городской суд ... в составе председательствующего судьи Черных А.В., при секретаре Головачевой Т.А., с участием представителя истца Борисовой Борисовой Т.С., представителя административного ответчика Медведевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2229/2019 по административному исковому заявлению Лазаревой Анны Ивановны к Инспекции ФНС России по г.Ангарску Иркутской области о признании незаконными действий в части установления налоговой ставки 1,5% при исчислении земельного налога, признании незаконным налогового уведомления, возложении обязанности выполнить перерасчет земельного налога по ставке 0,15 %,

У С Т А Н О В И Л:

Борисова Т.С. обратилась в суд с административным иском к Инспекции ФНС России по ... в его обоснование указав, что она являеься собственником земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: ... В соответствии с налоговым уведомлением от ** в отношении земельного участка был произведен перерасчет земельного налога за 2015-2017 годы исходя из налоговой ставки 1,5%, сумма налога подлежащая доплате составила 515217 руб. Ранее налоговая ставка, применяемая при исчислении налога в отношении указанного земельного участка, составляла 0,5%. Через личный кабинет было направлено обращение с просьбой разъяснить основания перерасчета налога. Письмом от ** ей сообщили, что земельный участок имеет вид разрешенного использования «для объектов общественно-делового значения» ( для завершения строительства с последующей эксплуатацией объекта незавершенного строительства (гараж с профилакторием)), то есть участок имеет смешанный вид разрешенного использования. У налогового органа отсутствовали основания для изменения налоговой ставки, поскольку вид разрешенного использования «для объектов общественно-делового значения» (для завершения строительства с последующей эксплуатацией объекта незавершенного строительства (гараж с профилакторием)) является актуальным и не изменялся. Применение ставки земельного налога должно быть обусловлено установленным видом разрешенного использования земельного участка. На земельном участке располагается объект незавершенного строительства – гараж, иных строений на земельном участке не имеется. Налоговым органом не представлено доказательств изменения вида разрешенного использования земельного участка и основания для изменения налоговоц ставки в отношении спорного земельного участка. Просит признать незаконным действия Инспекции ФНС России по ... в части установления налоговой ставки 1,5% при исчислении суммы земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 38:26:040305:55, расположенного по адресу: ..., 290 кв-л, стр.1/12, признать незаконным налоговое уведомление ИФНС России по ... от **, возложить обязанность устранить нарушения законных прав и интересов истца путем выполнения перерасчета земельного налога по ставке 0,15%.

В судебное заседание истица Борисова Т.С. не явилась о времени и месте рассмотрения дела была извещена надлежащим образом.

Представитель истца Борисова Т.С., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что гараж – это строение, сооружение, предназначенное для стоянки и хранения автомобиля. Под профилакторием подразумевается место для проведения профилактических мероприятий в отношении транспортного средства. Полагает, что гараж с профилакторием – это гараж, который используется для стоянки транспортного средства и проведения профилактических мероприятий в отношении транспортного средства. В настоящее время строительство объекта завершено на 80%. Часть объекта не используется в связи с отсутствием конструктивных элементов. На земельном участке расположено одно помещение, которое разделено на гаражные боксы. Гаражные боксы используются истицей для хранения собственных транспортных средств. У ИФНС отсутствовали законные основания для перерасчета земельного налога. Считает, что земельный налог подлежит исчислению по ставке 0,15%, поскольку вид разрешенного использования спорного земельного участка не изменялся. По вине налогового органа у истицы возникла задолженность в размере 515217 руб.

Представитель ответчика Инспекции ФНС России по ...ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, суду пояснила, что действия налогового органа по перерасчету земельного налога за три налоговых периода являются законными. Поскольку вид разрешенного использования земельного участка является смешанным, подлежит применению налоговая ставка 1,5%. Изначально налоговым органом при расчете земельного налога была применена неверная ставка, в связи с чем был произведен перерасчет земельного налога за три года.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Статьей 57 Конституции РФ установлена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п.1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

В соответствии с п.2 ст.52 Налогового кодекса РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с ч. 1 ст. 138 Налогового Кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации. Жалобой признается обращение лица в налоговый орган, предметом которого является обжалование вступивших в силу актов налогового органа ненормативного характера, действий или бездействия его должностных лиц, если, по мнению этого лица, обжалуемые акты, действия или бездействие должностных лиц налогового органа нарушают его права.

Согласно ч. 2 ст. 138 Налогового Кодекса РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В случае, если решение по жалобе (апелляционной жалобе) не принято вышестоящим налоговым органом в сроки, установленные пунктом 6 статьи 140 КАС РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке.

В силу ст. 139 НК РФ жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются.

Установлено, что ИФНС России по ... исчислен земельный налог за 2015,2016,2017, в адрес ответчика направлены налоговые уведомления об уплате земельного налога от ** за 2015 год, от ** за 2016 год, от ** за 2017 год. Земельный налог в отношении земельного участка с исчислен с применением налоговой ставки 0,15%.

** в адрес налогоплательщика Борисова Т.С. направлено налоговое уведомление , содержащее перерасчет земельного налога за 2015,2016,2017 годы и предложение уплатить земельный налог за 2015 год в размере 171739,00 рублей, за 2016 год в размере 171739,00 руб., за 2016 год в размере 171739,00 руб. исходя из налоговой базы (кадастровой стоимости земельного участка) в размере 12721421 руб. и налоговой ставки – 1,5.%.

Борисова Т.С. через личный кабинет налогоплательщика направила в адрес ИФНС России по ... обращение с просьбой разъяснить основания перерасчета земельного налога по ставке 1,5%.

** Инспекция НФС России по ... направила ответ Борисова Т.С., из которого следует, что перерасчет земельного налога произведен с учетом разрешенного вида использования земельного участка «для завершенного строительства с последующей эксплуатацией объекта незавершенного строительства (гараж с профилакторием) с применением налоговой ставки 1,5% в соответствии с Решением ДУМЫ АГО от **рД, поскольку предметом налогообложения является земельный участок со смешанным видом разрешенного использования.

Не согласившись с решением Инспекции ФНС России по ... истица обратилась с жалобой на налоговое уведомление ИФНС России по ... от ** в Управление ФНС России по ....

Решением УФНС России по ... от ** в удовлетворении жалобы было отказано.

В силу пункта 1 статьи 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Пунктом 2 статьи 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Указанные категории земель используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 ЗК РФ).

Согласно статьям 30, 32, 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.

Данные о правовом режиме земельного участка (категории земель, виде разрешенного использования) отражаются в правоустанавливающих документах и имеются в государственном земельном кадастре, поэтому налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляются на основании сведений государственного земельного кадастра.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ земельный налог является местным налогом (ст.15), устанавливает данным Кодексом (глава 31) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п.1 ст.387 НК РФ). Устанавливая налог, указанные органы определяют налоговые ставки в пределах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, порядок и сроки уплаты данного налога, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения (п.2 ст.387 НК РФ).

Из приведенных норм следует, что применение ставки земельного налога должно быть обусловлено установленным видом разрешенного использования земельного участка.

Спор истца и ответчика по сути сводиться к определению категории спорного земельного участка, от которой зависит применяемая налоговая ставка.

На территории Ангарского городского округа соответствующие налоговые ставки земельного налога установлены Решением Дума Ангарского городского округа от **рД «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории АГО и отмене некоторых муниципальных правовых актов», согласно которому ставка 0,15% установлена для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования на территории Ангарского городского округа и используемые для сельскохозяйственного производства; земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; земельных участков, предназначенных для размещения гаражей и автостоянок; налоговая ставка 0,3% установлена для земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Ставка 1,5 применяется для прочих земельных участков.

Основанием для перерасчета административным ответчиком земельного налога за 2015-2017 годы послужили выводы налогового органа о необходимости применения ставки 1,5% в связи со смешанным видом использования земельного участка «для объектов общественно-делового значения» (для завершения строительства с последующей эксплуатацией объекта незавершенного строительства (гараж с профилакторием)).

Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 38:26:040305:55, площадью 1016 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования: для завершения строительства с последующей эксплуатацией объекта незавершенного строительства (гараж с профилакторием) для объектов общественно-делового значения. Собственником земельного участка является истица.

В соответствии с пунктом 2.1. раздела 2 решения Думы ... от **рД «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории Ангарского городского округа и отмене некоторых муниципальных правовых актов» в отношении данного земельного участка применяется ставка земельного налога в размере 1,5 процента, поскольку вид разрешенного использования земельного участка является смешанным.

Размер земельного налога в отношении спорного земельного участка за один налоговой период равен 190521 руб. исходя из следующего расчета:12721421*1,5%= 190821 руб., где 12721421 руб. - кадастровая стоимость земельного участка, 1,5% - налоговая ставка.

Ранее в налоговом уведомлении за 2015,2016,2017 земельный налог на земельный участок с был исчислен в размере 19082,00 руб. исходя из налоговой ставки 0,15%. Следовательно, недоимка по земельному налогу за один налоговый период составляет 171739 руб. (190821-19082=171739).

Истец полагает, что расчет земельного налога необходимо производить с применением налоговой ставки в размере 0,15%, поскольку вид разрешенного использования «гараж с профилакторием» не является смешанным, а подразумевает техническое обслуживание автомобилей, которые хранятся в данном гараже.

Рассмотрев данный довод истца, суд считает его несостоятельным ввиду следующего.

Как указывалось судом выше, земельный участок с кадастровым номером 38:26:040305:55, площадью 10016 кв.м. поставлен на государственный кадастровый учет с видом разрешенного использования: для завершения строительства с последующей эксплуатацией объекта незавершенного строительства (гараж с профилакторием) для объектов общественно-делового значения.

Таким образом, вид разрешённого использования спорного земельного участка является смешанным, в связи с чем, в соответствии с пунктом 2.4. раздела 2 решения Думы ... от **гД «О земельном налоге», подпунктом 6 пункта 2.1. раздела 2 решения Думы Ангарского городского округа от **рД «Об установлении и введении в действие земельного налога на территории Ангарского городского округа и отмене некоторых муниципальных правовых актов» в отношении данного земельного участка подлежит применению ставка земельного налога в размере 1,5 процента.

Доказательства, опровергающие установленные по делу обстоятельства, равно как и доказательства, подтверждающие изменение в установленном законом порядке вида разрешенного использования спорного земельного участка, истцом не представлены.

Таким образом, действия налогового органа по перерасчету земельного налога за 2015,2016,2017 годы по ставке 1,5% в отношении земельного участка с правомерными, основания для признания налогового уведомления от ** о перерасчете земельного налога по налоговым уведомлениями , , незаконным и перерасчета земельного налога за 2015,2016,2017 годы по налоговой ставке 0,15% у суда отсутствуют. Следовательно, исковые требования Борисова Т.С. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Борисова Т.С. к Инспекции ФНС России по ... о признании незаконными действий в части установления налоговой ставки 1,5% при исчислении земельного налога, признании незаконным налогового уведомления от **, возложении обязанности выполнить перерасчет земельного налога по ставке 0,15 % - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, которое будет изготовлено **.

Судья А.В.Черных