ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-222/19 от 19.06.2019 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-222/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2019 г. п. Междуреченский

Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего Поплавских С. Н.,

при секретаре Сафроновой И. В.,

с участием:

помощника прокурора Кондинского района Сысоевой Е. А.,

представителя ответчика администрации городского поселения <данные изъяты> – Сусловой Т. С. на основании доверенности от 13 мая 2019 г. № 340,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-222/2019 по административному исковому заявлению Дойлидовой Е.В. к администрации городского поселения <данные изъяты> о признании недействительным нормативного правового акта администрации городского поселения <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

Дойлидова Е. В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации городского поселения Мортка о признании недействительным постановления администрации городского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем)» и вытекающих из него постановлений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, как не соответствующих законодательству Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что на основании договора коммерческого найма от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ она пользовалась жилым помещением по адресу: <адрес>, <адрес><адрес><адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ ответчик осуществлял начисление платы за наем жилья на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем)». Считает что, оспариваемые постановления противоречат положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, а именно п. 4 ст. 156.1 ЖК РФ, устанавливающему, что плата за наем жилого помещения может изменяться не чаще чем один раз в три года, за исключением ежегодной индексации размера указанной платы в порядке, установленном в соответствии с ч. 5 настоящей статьи. Постановление от ДД.ММ.ГГГГ вынесено до истечения трехлетнего срока после принятия постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера платы за жилое помещение (платы за наем)», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера платы за жилое помещение»» принято в течении менее одного года после принятия постановления от ДД.ММ.ГГГГ и постановления от ДД.ММ.ГГГГ. Также считает, что оспариваемые постановления не соответствуют п. 5 ст. 156.1 ЖК РФ, в соответствии с которым порядок установления, изменения, ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования устанавливается Правительством Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления, изменения и ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования», размер платы за 1 кв. м жилого помещения не может устанавливаться и изменяться дифференцированно по категориям нанимателей жилых помещений по договорам найма, размер платы за 1 кв. м. жилого помещения по заключенному договору найма может индексироваться не ранее чем по истечении одного года, с даты заключения договора найма или даты последнего изменения размера платы за наем жилого помещения, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ текущего года. Во всех оспариваемых постановлениях плата за наем жилого помещения разделена по видам найма на социальный, специализированный, коммерческий. Между постановлением и срок принятия менее 1 года и стоимость найма 1 кв. м исчислялась по методике, а не индексировалась. Также между постановлением и постановлением срок принятия менее ДД.ММ.ГГГГ и стоимость найма 1 кв. м исчислялась по методике, а не индексировалась. По данным Федеральной службы государственной статистики индекс потребительских цен в процентах за наем жилых помещений в государственном и муниципальном жилищных фондах в <адрес>-Югра с ДД.ММ.ГГГГ годы не изменился. Стоимость стоимости найма 1 кв. м жилья в городском поселении <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ г. по сравнению с ДД.ММ.ГГГГ г. увеличилась в <данные изъяты> раза или на <данные изъяты>. Оспариваемые постановления не соответствуют п. 3 ст. 156 ЖК РФ, которым предусмотрено, что плата за наем устанавливается в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, то есть приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/пр «Об утверждении методических указаний установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда» с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ Так в приложении к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ внесен пункт 3.5. «Установить рентабельность для договоров коммерческого найма в размере <данные изъяты> от размера платы за наем жилого помещения», который не предусмотрен методическими указаниями и увеличивает расчетную стоимость найма жилья в 2 раза, а в сравнении с оплатой найма, утвержденной в ДД.ММ.ГГГГ г. (постановление от ДД.ММ.ГГГГ) в 2,3 раза. В приложении к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ внесены пункты 3.3. «Установить долю оплаты населением за 1 кв. м, жилищного фонда в деревянном исполнении для договоров социального найма жилых помещений, найма помещений специализированного жилищного фонда в размере <данные изъяты> и п. 3.4. «Установить долю оплаты населением за 1 кв. м, жилищного фонда в капитальном исполнении для договоров социального найма жилых помещений, найма помещений специализированного жилищного фонда в размере <данные изъяты>». Указанные пункты также не предусмотрены методическими указаниями. В приложении к постановлению от ДД.ММ.ГГГГ содержание пункта 4.2 «Средняя рыночная цена 1 кв. м жилья определена на основании приказа региональной службы по тарифам ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ-пн.» не соответствует пункту 3.2 Методических указаний в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, где отражено, что средняя цена 1 кв. м, общей площади квартир на вторичном рынке жилья в субъекте Российской Федерации, в котором находится жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений, определяется по актуальным данным Федеральной службы государственной статистики, которые размещаются в свободном доступе в Единой межведомственной информационно-статистической системе, и также не соответствует пункту 3.2 Методических указаний в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, определяющему, что средняя цена 1 кв. м на вторичном рынке жилья определяется по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики.

В постановлении с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ пункты 3.3, 3.4, 3.5 исключены. Однако в тоже время необоснованно в п.3.2. увеличен коэффициент соответствия платы с <данные изъяты> до максимально возможного <данные изъяты> Данный коэффициент устанавливается исходя из социально-экономических условий в муниципальном образовании городское поселение <данные изъяты>. Также оспариваемые постановления не соответствуют положениям п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Заключения о проведении антикоррупционной экспертизы по оспариваемым Постановлениям по форме, утвержденной Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГг. , отсутствуют.

Административный истец Дойлидова Е. В. надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения настоящего дела, в судебное заседание не явилась, от нее поступило заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, на исковых требованиях настаивает по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие административного истца.

Представитель административного ответчика С. с исковыми требованиями не согласна по доводам, изложенным в возражениях на административный иск (л.д.64-66). В суде пояснила, что оспариваемые нормативные акты приняты компетентным органом местного самоуправления муниципального образования городское поселение <данные изъяты>. Процедура принятия, форма, вид, порядок опубликования и вступления постановлений в силу соблюдены. Ссылка административного истца на требования п. 4 ст. 156. 1 ЖК РФ не состоятельна, поскольку в данном случае речь идет о размере платы за наем жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. В муниципальной собственности городского поселения <данные изъяты> наемные дома социального использования отсутствуют, следовательно, требования п. 4 ст. 156.1 ЖК РФ в данном случае не применимы. Инициированное административным истцом административное исковое заявление о признании недействующим нормативного правового акта преследует цель избежать оплаты задолженности по договору коммерческого найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, взысканной решением мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав представителя ответчика, исследовав представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующему.

В суде установлено и не оспаривается сторонами, что муниципальному образованию городское поселение Мортка принадлежит на праве собственности жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес><адрес><адрес><адрес>, жилое помещение отнесено к жилому фонду коммерческого использования (л.д.115-116).

Указанное жилье по договору коммерческого найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному соглашению к нему от ДД.ММ.ГГГГ передано в пользование Дойлидовой Е. В. (л.д.117-122).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем)» утверждено положение о порядке установления размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) в муниципальном жилищном фонде, расположенном на территории городского поселения <данные изъяты>, на основании данного постановления принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера платы за жилое помещение (платы за наем) с последующими изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.74-94).

С ДД.ММ.ГГГГ начисление платы за наем жилого помещения переданного Дойлидовой Е. В. осуществлялось администрацией городского поселения <данные изъяты> на основании постановлений от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ и , с последующими изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает данные постановления недействительными, так как они противоречат положениям п.п. 3, 4, 5 ст. 156.1 ЖК РФ, Порядку установления, изменения и ежегодной индексации платы за наем жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». С данным утверждением истца суд согласиться не может в силу неверного толкования и применения ею норм жилищного законодательства Российской Федерации.

Согласно п.п. 1,2 ст. 91.16 ЖК РФ, предназначенным для найма домом - наемным домом признается здание, которое или все помещения в котором принадлежат на праве собственности одному лицу и которое или все жилые помещения в котором предназначены для предоставления гражданам во владение и пользование для проживания в соответствии с частями 2 - 4 настоящей статьи.

Жилые помещения в наемном доме социального использования предоставляются по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договорам найма жилых помещений. Жилые помещения в наемном доме коммерческого использования предоставляются по договорам найма жилых помещений.

Статьей 156.1 ЖК РФ регулируются порядок, и размер установления платы за наем жилого помещения в наемном доме социального использования.

Жилое помещение, предоставленное в пользование Дойлидовой Е. В. по адресу: <адрес>, <адрес> пгт. <адрес><адрес> не относится к жилому помещению, находящемуся в наемном доме социального использования, следовательно, размер платы за пользование таким жилым помещением не устанавливается в соответствии с положениями ст. 156.1 ЖК РФ.

Довод административного истца о том, что в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ в п. 3.2 необоснованно увеличен коэффициент соответствия платы с <данные изъяты> до максимально возможного <данные изъяты> несостоятелен, в силу следующего.

Оспариваемые муниципальные правовые акты (в действующей редакции) приняты в полном соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России от ДД.ММ.ГГГГ/пр. с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении методических указаний установления размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда".

В Положении о порядке установления размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем), утвержденном постановлением администрации городского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ величина коэффициента соответствия платы установлена администрацией городского поселения <данные изъяты> в размере 0,8 в соответствии с п.2.2 вышеназванных методических указаний исходя из социально-экономических условий в муниципальном образовании городского поселения Мортка и не связана с данными рейтинга социально-экономического положения <адрес>-<адрес>, также соблюдены условия п. 1.3 названных методических указаний, о том, что размер платы за наем жилого помещения не должен приводить к возникновению у нанимателя жилого помещения права на субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Таким образом, плата за наем жилого помещения установлена в зависимости от качества и благоустройства жилого помещения, месторасположения дома, согласно требованиям ч.4 ст. 156 ЖКРФ.

Указание административным истцом на несоответствие п. п. 3.3, 3.4, 3.5 Положения о порядке установления размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) в недействующей редакции от ДД.ММ.ГГГГ вышеприведенным методическим указаниям, необоснованно, поскольку в Положении о порядке установления размера платы за пользование жилым помещением (плата за наем) в действующей редакции от ДД.ММ.ГГГГ, названные пункты, отсутствуют (исключены).

Также несостоятелен довод административного истца об отсутствии заключения о проведении антикоррупционной экспертизы по оспариваемым постановлениям, в связи с неверным толкованием и применением ею Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В силу положений статей 3 и 4 названного федерального закона составление заключения при проведении прокурором антикоррупционной экспертизы оспариваемых постановлений не предусмотрено. Прокурор в ходе проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления, выявленные в них коррупционные факторы, отражает в требовании об изменении нормативного правового акта или в обращении в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае прокуратура <адрес> вносила администрации городского поселения <данные изъяты> представление по факту несоответствия постановлений администрации городского поселения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления размера платы за пользование жилым помещением» и «Об установлении размера платы за жилое помещение (платы за наем) требованиям федерального законодательства. После чего ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения <данные изъяты> приняты постановления и о внесении в вышеуказанные постановления изменений, в настоящее время нормативные правовые акты приведены в соответствие с действующим федеральным законодательством (л.д.45).

В силу положений ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 34, ч. 1 ст. 37, п. 3 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» входящая в структуру органов местного самоуправления местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) вправе принимать муниципальные правовые акты по решению вопросов местного значения.

Согласно ч. 7 ст. 5 ЖК РФ органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с названным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В ст. 30 Устава муниципального образования городское поселение <данные изъяты> закреплено право администрации поселения на решение вопросов местного значения в области управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления, в частности, отнесено установление размера платы за пользование жилым помещением (платы за наём) для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Из указанных законоположений федерального законодательства следует, что орган местного самоуправления вправе осуществлять собственное правовое регулирование в данной сфере, отнесенной к вопросам в области управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Оспариваемые постановления от ДД.ММ.ГГГГ и , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ приняты компетентным органом местного самоуправления - администрацией городского поселения Мортка в пределах предоставленных ей полномочий.

Процедура принятия, форма, вид, порядок опубликования и вступления в силу обжалуемых постановлений, предусмотренные ч. 4 ст. 43, ст. 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 37 Устава муниципального образования городское поселение Мортка, соблюдены.

Постановления от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, прав и законных интересов административного истца не нарушают.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ суд, признав, что оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.

В п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ установлено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должно содержаться, в том числе, указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Дойлидовой Е. В. полностью, сообщение о принятом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию на официальном сайте администрации городского поселения <данные изъяты> в сети Интернет.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ основания для взыскания, понесенных административным истцом расходов по оплате государственной пошлины отсутствуют.

Руководствуясь статьями 138, 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Дойлидовой Е.В. к администрации городского поселения Мортка о признании недействительным постановления администрации городского поселения Мортка от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления размера платы за пользование жилым помещением (платы за наем)» постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении размера платы за жилое помещение» с изменениями ДД.ММ.ГГГГ8 г. , от ДД.ММ.ГГГГ, отказать полностью.

Сообщение о данном решении опубликовать в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте администрации городского поселения <данные изъяты> в сети Интернет.

Решение может быть обжаловано в административную коллегию по административным делам суда <адрес> – Югры через Кондинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий подпись

КОПИЯ ВЕРНА:

Судья С. Н. Поплавских