ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-222/2016 от 03.02.2016 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

3 февраля 2016 года г. Сочи

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Ефанова В.А.

при секретаре судебного заседания Бабухадия Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сочинской таможни к Чхопелия С. З. о взыскании задолженности по таможенным платежам,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец обратился в суд к административному ответчику с административным иском, в котормо просит суд взыскать с Чхопелия С.З. таможенные пошлины, налоги, пени в размере 1 613 399 руб. 51 коп.

Административный иск мотивирован тем, что 04.01.2015 года автомобиль марки «<данные изъяты> года выпуска, , регистрационный номер , принадлежащий Чхопелия С.З., был ввезен его собственником из Республики Абхазия в Россию для личного пользования без уплаты таможенных платежей и задекларирован им письменно с применением пассажирской таможенной декларации , срок временного ввоза транспортного средства был установлен до ДД.ММ.ГГГГ На декларации был проставлен штамп и подпись Чхопелия С.З. об ознакомлении с требованиями ст.ст. 16.18, 16.24 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ данное транспортное средство под управлением иного физического лица - ФИО1 - было остановлено сотрудниками ГИБДД в районе <адрес>, г. Сочи. Поскольку у него отсутствовали документы на право пользования и (или) распоряжения данным автомобилем (отсутствие в таможенной декларации) были составлены протокол об отстранении от управления транспортным средством и протокол о задержании транспортного средства. Транспортное средство было размещено на специализированной стоянке ООО «Техиндустрия» по адресу г.Сочи, <адрес>. По материалам ГИБДД от ДД.ММ.ГГГГ, поступившим в адрес Сочинской таможни, по факту передачи ДД.ММ.ГГГГЧхопелия С.З. временно ввезенного на территорию Таможенного союза транспортного средства в нарушение требований таможенного законодательства иному лицу, в отношении Чхопелия С.З. уполномоченным должностным лицом Сочинской таможни было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ. 25.06.2015 года мировым судьей судебного участка Центрального района было вынесено постановление по делу об АП , которым Чхопелия С.З. была признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с конфискацией транспортного средства. Решением Центрального районного суда г. Сочи от 21.07.2015 г. по жалобе Чхопелия С.З. указанное постановление было изменено в части наложения административного наказания: исключена конфискация транспортного средства. Порядок временного ввоза иностранными физическими лицами (постоянно зарегистрированными на территории иностранного государства), декларирования и условия использования транспортных средств на территории Таможенного союза установлены ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза и «Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010 года. Данное соглашение имеет шесть приложений, являющихся его неотъемлемыми частями и обязательными к исполнению. В соответствии со ст. 5 «Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010 г. - товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и указанным Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы. В соответствии с п. 4 ст. 14 «Соглашения» обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения автомобиля на территории Таможенного союза. В соответствии со ст. 11 «Соглашения» транспортные средства для личного пользования, временно везенные на территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами без уплаты таможенных платежей, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза исключительно физическими лицами, осуществившими их ввоз. Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV приложения 5 к указанному Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение. В соответствии со ст. 14 указанного «Соглашения» сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа - день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения автомобиля на территории Таможенного союза. Ввозные таможенные пошлины, налоги в данном случае, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории таможенного союза. В соответствии со ст. 5 «Соглашения» товары для личного пользования, временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию находятся под таможенным контролем до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов при нарушении условий беспошлинного ввоза в отношении товаров, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов при соблюдении условий ограничения по пользованию и распоряжению такими товарами. Таким образом, при нарушении иностранным физическим лицом условий беспошлинного временного ввоза транспортного средства на территорию Таможенного союза, в данном случае, в форме передачи транспортного средства в пользование иному физическому лицу: - наступает срок уплаты причитающихся таможенных платежей; - подлежит исполнению обязанность по уплате таможенных платежей, возникшая при пересечении транспортным средством таможенной границы и регистрации пассажирской таможенной декларации. В данном случае, при временном ввозе иностранным физическим лицом для личного пользования транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства, уплата таможенных платежей напрямую зависит от соблюдения физическим лицом установленных федеральным законодательством ограничений прав собственника автомобиля, в данном случае, запрета передачи в пользование и (или) распоряжение иному лицу транспортного средства. В связи с чем, законодатель предусматривает возможность отсутствия исполнения обязанности по уплате таможенных платежей - реальное предоставление льготы - только в случае выполнения физически лицом установленных условий / ограничений/ требований - использование (управление) транспортного средства в личных целях исключительно физическим лицом, осуществившим ввоз транспортного средства на территорию Таможенного союза, в течение установленного таможенным органом срока временного ввоза. Сочинской таможней на основании ст. 131 ТК ТС в отношении Чхопелия С.З. была проведена камеральная проверка по вопросу соблюдения требований гл. 49 ТК ТС. ДД.ММ.ГГГГ составлен и утвержден Акт камеральной таможенной проверки /А0028, а также вынесено Решение по результатам таможенной проверки . В ходе камеральной таможенной проверки был установлен факт, свидетельствующий о наступлении срока уплаты таможенных платежей в отношении транспортного средства «<данные изъяты> года выпуска, , регистрационный номер . Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. В соответствии с п. 9 ст. 152 ФЗ РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенным органом составляется акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, форма и порядок заполнения, которого утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В соответствии с приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ таможенным органом ДД.ММ.ГГГГ был составлен Акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей . Порядок расчета и выставления требования, а также его форма установлены ст. 91 ТК ТС, ст.ст. 150-157 Федерального закона РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 31 1-ФЗ и приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ (зарегистрирован в МЮ РФ ДД.ММ.ГГГГ за ). Требование об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 1 528 260,33 рубля было направлено заказной корреспонденцией в адреса постоянной регистрации Чхопелия С.З. в Республику Абхазия и временной регистрации в Российской Федерации в г. Сочи. Данное требование получено Чхопелия С.З.ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ее подписью в почтовой карточке. До настоящего времени указанное выше требование об уплате таможенных платежей не исполнено, что является основанием применения таможенным органом мер принудительного взыскания в порядке действующего таможенного законодательства. Как установлено материалами административного дела и материалами таможенного контроля транспортного средства - Чхопелия С.З. является гражданкой Республики Абхазия и имеет место постоянного проживания/регистрации на территории указанного государства, в связи с чем, для целей осуществления правосудия имеет статус иностранного физического лица. В Сочинской таможне имеется информация о месте временной регистрации и фактического проживания Чхопелия С.З. на территории Российской Федерации, что подтверждается информацией ФМС России по Краснодарскому краю в г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ. Спорное транспортное средство в настоящее время находится на стоянке ООО «Техиндустрия» по адресу: г. Сочи, <адрес>. До настоящего времени задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов Чхопелия С.З. не погашена, в связи с чем, на основании ст.ст. 91-93 ТК ТС, ст. 150-152 ФЗ РФ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Сочинская таможня принимает меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов. Расчет подлежащих уплате сумм таможенных платежей произведен в соответствии с положениями п. 7 ст. 14 и п. 12 раздела IV приложения 5 к выше указанному Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ. Расчет подлежащих уплате сумм пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов произведен в соответствии с п. 2 ст. 151 ФЗ РФ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В судебном заседании представитель административного истца настаивала на удовлетворении требований, дала пояснения идентичные правовой позиции изложенной в административном иске.

Административный ответчик Чхопелия С.З. в судебное заседание не явился, о времени и месте, которого извещен надлежаще, представила в суд заявление, в котором просила суд отложить судебное заседание, однако ее явка не признан судом обязательной.

Изучив материалы дела, выслушав представителя административного ответчика, представленные процессуальные доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ автомобиль марки «Мерседес Бенц ML 350» 2003 года выпуска, , регистрационный номер , принадлежащий Чхопелия С.З., был ввезен его собственником из Республики Абхазия в Россию для личного пользования без уплаты таможенных платежей и задекларирован им письменно с применением пассажирской таможенной декларации , срок временного ввоза транспортного средства был установлен до ДД.ММ.ГГГГ

На декларации был проставлен штамп и подпись Чхопелия С.З. об ознакомлении с требованиями ст.ст. 16.18, 16.24 КоАП РФ.

ДД.ММ.ГГГГ данное транспортное средство под управлением иного физического лица - ФИО1 - было остановлено сотрудниками ГИБДД в районе <адрес>, г. Сочи.

Поскольку у ФИО1 отсутствовали документы на право пользования и (или) распоряжения данным автомобилем (отсутствие в таможенной декларации) были составлены протокол об отстранении от управления транспортным средством и протокол о задержании транспортного средства.

Транспортное средство было размещено на специализированной стоянке ООО «Техиндустрия» по адресу г.Сочи, <адрес>.

По материалам ГИБДД от 06.03.2015 г. , поступившим в адрес Сочинской таможни, по факту передачи 03.03.2015 года Чхопелия С.З. временно ввезенного на территорию Таможенного союза транспортного средства в нарушение требований таможенного законодательства иному лицу, в отношении Чхопелия С.З. уполномоченным должностным лицом Сочинской таможни было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ.

25.06.2015 года мировым судьей судебного участка № 103 Центрального района было вынесено постановление по делу об АП , которым Чхопелия С.З. была признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.24 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с конфискацией транспортного средства.

Решением Центрального районного суда г. Сочи от 21.07.2015 г. по жалобе Чхопелия С.З. указанное постановление было изменено в части наложения административного наказания: исключена конфискация транспортного средства.

Порядок временного ввоза иностранными физическими лицами (постоянно зарегистрированными на территории иностранного государства), декларирования и условия использования транспортных средств на территории Таможенного союза установлены ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза и «Соглашением о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010 года. Данное соглашение имеет шесть приложений, являющихся его неотъемлемыми частями и обязательными к исполнению.

В соответствии со ст. 5 «Соглашения о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от 18.06.2010 г. - товары для личного пользования, ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и указанным Соглашением, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы.

В соответствии с п. 4 ст. 14 «Соглашения» обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, возникает у декларанта - с момента регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, представленной для выпуска с целью временного нахождения автомобиля на территории Таможенного союза.

В соответствии со ст. 11 «Соглашения» транспортные средства для личного пользования, временно везенные на территорию Таможенного союза иностранными физическими лицами без уплаты таможенных платежей, могут использоваться на таможенной территории Таможенного союза исключительно физическими лицами, осуществившими их ввоз.

Передача права пользования и (или) распоряжения такими транспортными средствами для личного пользования иным лицам допускается только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов по ставкам, предусмотренным пунктами 10 - 12 раздела IV приложения 5 к указанному Соглашению для выпуска товаров для личного пользования в свободное обращение.

В соответствии со ст. 14 указанного «Соглашения» сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при передаче временно ввезенных транспортных средств другим лицам без разрешения таможенного органа - день передачи, а если этот день не установлен - день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, поданной для выпуска для личного пользования с целью временного нахождения автомобиля на территории Таможенного союза. Ввозные таможенные пошлины, налоги в данном случае, подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для личного пользования в свободное обращение, исчисленным на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой транспортные средства были выпущены для личного пользования с целью временного нахождения на таможенной территории таможенного союза.

В соответствии со ст. 5 «Соглашения» товары для личного пользования, временно ввезенные на таможенную территорию таможенного союза и подлежащие таможенному декларированию находятся под таможенным контролем до уплаты причитающихся сумм таможенных пошлин, налогов при нарушении условий беспошлинного ввоза в отношении товаров, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов при соблюдении условий ограничения по пользованию и распоряжению такими товарами.

Таким образом, при нарушении иностранным физическим лицом условий беспошлинного временного ввоза транспортного средства на территорию Таможенного союза, в данном случае, в форме передачи транспортного средства в пользование иному физическому лицу: - наступает срок уплаты причитающихся таможенных платежей; - подлежит исполнению обязанность по уплате таможенных платежей, возникшая при пересечении транспортным средством таможенной границы и регистрации пассажирской таможенной декларации.

В данном случае, при временном ввозе иностранным физическим лицом для личного пользования транспортного средства, зарегистрированного на территории иностранного государства, уплата таможенных платежей напрямую зависит от соблюдения физическим лицом установленных федеральным законодательством ограничений прав собственника автомобиля, в данном случае, запрета передачи в пользование и (или) распоряжение иному лицу транспортного средства.

В связи с чем, законодатель предусматривает возможность отсутствия исполнения обязанности по уплате таможенных платежей - реальное предоставление льготы - только в случае выполнения физически лицом установленных условий / ограничений/ требований - использование (управление) транспортного средства в личных целях исключительно физическим лицом, осуществившим ввоз транспортного средства на территорию Таможенного союза, в течение установленного таможенным органом срока временного ввоза.

Сочинской таможней на основании ст. 131 ТК ТС в отношении Чхопелия С.З. была проведена камеральная проверка по вопросу соблюдения требований гл. 49 ТК ТС. 15.07.2015 года составлен и утвержден Акт камеральной таможенной проверки /А0028, а также вынесено Решение по результатам таможенной проверки .

В ходе камеральной таможенной проверки был установлен факт, свидетельствующий о наступлении срока уплаты таможенных платежей в отношении транспортного средства «Мерседес Бенц ML 350» 2003 года выпуска, , регистрационный номер .

Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей.

В соответствии с п. 9 ст. 152 ФЗ РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенным органом составляется акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, форма и порядок заполнения, которого утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

В соответствии с приказом ФТС РФ от 30.12.2010 таможенным органом 16.07.2015 г. был составлен Акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей .

Порядок расчета и выставления требования, а также его форма установлены ст. 91 ТК ТС, ст.ст. 150-157 Федерального закона РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27.11.2010 г. № 31 1-ФЗ и приказом ФТС РФ от 30.12.2010 (зарегистрирован в МЮ РФ ДД.ММ.ГГГГ за ).

Требование об уплате таможенных платежей от 16.07.2015 года на сумму 1 528 260,33 рубля было направлено заказной корреспонденцией в адреса постоянной регистрации Чхопелия С.З. в Республику Абхазия и временной регистрации в Российской Федерации в г. Сочи.

Данное требование получено Чхопелия С.З. 24.07.2015 г., что подтверждается ее подписью в почтовой карточке.

До настоящего времени указанное выше требование об уплате таможенных платежей не исполнено, что является основанием применения таможенным органом мер принудительного взыскания в порядке действующего таможенного законодательства.

В материалах дела имеется информация о месте временной регистрации и фактического проживания Чхопелия С.З. на территории Российской Федерации, что подтверждается информацией ФМС России по Краснодарскому краю в г. Сочи от 28.09.2015 г. .

Спорное транспортное средство в настоящее время находится на стоянке ООО «Техиндустрия» по адресу: г. Сочи, <адрес>.

До настоящего времени задолженность по уплате таможенных пошлин, налогов Чхопелия С.З. не погашена, в связи с чем, на основании ст.ст. 91-93 ТК ТС, ст. 150-152 ФЗ РФ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» Сочинская таможня принимает меры по принудительному взысканию таможенных пошлин, налогов.

Расчет подлежащих уплате сумм таможенных платежей произведен в соответствии с положениями п. 7 ст. 14 и п. 12 раздела IV приложения 5 к выше указанному Соглашению от 18.06.2010 года.

Расчет подлежащих уплате сумм пеней за просрочку уплаты таможенных пошлин, налогов произведен в соответствии с п. 2 ст. 151 ФЗ РФ № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Суд соглашается с представленным расчетом, так как он произведен с учетом норм закона и правил арифметического вычисления.

При таких обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежит взысканию госпошлина в размере 16 267 руб.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Сочинской таможни к Чхопелия С. З. о взыскании задолженности по таможенным платежам, удовлетворить.

Взыскать с Чхопелия С. З. таможенные пошлины в размере 1 451 235 руб. 98 коп.; пеню в размере 162 163 руб. 53 коп., всего 1 613 399 (один миллион шестьсот тринадцать тысяч триста девяносто девять) руб. 51 коп.

Взыскать с Чхопелия С. З. в пользу соответствующего бюджета госпошлину в размере 16 267 (шестнадцать тысяч двести шестьдесят семь) руб.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме, в Краснодарский краевой суд через, Центральный районный суд города Сочи.

Мотивированное решение изготовлено 5.02.2016 года.

Председательствующий судья: