ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-222/2021 от 16.04.2021 Целинского районного суда (Ростовская область)

Дело № 2а-222/2021

УИД: 61RS0058-01-2021-000201-21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 апреля 2021 год п. Целина Ростовской области

Целинский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судья Прокопенко Г.А. единолично,

с участием представителя административного ответчика ФИО1 – адвоката Мараховской А.Е., действующей на основании ордера № 18733 от 04.04.2021 года, выданного Целинским филиалом РОКА им. Д.П. Баранова, предоставившей удостоверение от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре судебного заседания Мовлаевой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам,

УСТАНОВИЛ

Межрайонная ИФНС России № 16 по Ростовской области обратилась в суд с настоящим иском, в обоснование которого указала, что на налоговом учете в качестве плательщика страховых взносов за период 2017 и 2018 годы состоит ФИО1, которая прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ.

Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за 2017 год составляет 23 400 рублей, на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере за 2017 год – 4590 рублей. Срок уплаты взносов за 2018 год для предпринимателей – не позднее 31.12.2018 года. Предприниматели могут перечислить фиксированные взносы за 2018 год не позднее 09.01.2019 года, поскольку последний день срока – выходной день.

Размер взносов за 2018 год составлял: фиксированный платеж на обязательное пенсионной страхование – 26545 рублей, фиксированный платеж на обязательное медицинское страхование – 5840 рублей.

До обращения в суд с иском административным истцом направлено в адрес административного ответчика требования об уплате недоимки: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, которые были оплачены ФИО1 частично.

Ввиду неисполнения в полном объеме данных требований административный истец обращался за выдачей судебного приказа. 20.12.2019 года мировым судьей судебного участка № 2 Целинского судебного района Ростовской области был вынесен судебный приказ в отношении ФИО1, который определением мирового судьи от 27.11.2020 года ввиду поступивших от административного ответчика возражений относительно его исполнения, был отменен.

Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, положения действующего законодательства, административный истец просит суд взыскать с административного ответчика: страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года: взнос в размере 17,38 рубля (за 2017 год), 5840 рублей (за 2018 год), пеня в размере 325,34 рубля (за период с 25.01.2018 года по 18.01.2019 года); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за расчетный период, начиная с 01.01.2017 года: взнос в размере 116,17 рубля (за 2017 год), пеня в размере 0,46 рубля (за период с 10.01.2018 года по 24.01.2018 года), 26545 рублей (за 2018 год), пеня в размере 1841,19 рубля (за период с 25.01.2018 года по 18.01.2019 года).

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 16 по Ростовской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела административный истец был уведомлен надлежащим образом, о чем свидетельствует уведомление о вручении почтового отправления (л.д. 52), и.о. начальника ФИО2 подано заявление о рассмотрении дела без участия административного истца (л.д. 51).

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, судебная корреспонденция, направленная в ее адрес, возвратилась в суд ввиду отсутствия адресата по указанному адресу. Дело в отсутствие административного ответчика рассмотрено в соответствии с положениями ст. 102 КАС РФ.

Представитель административного ответчика – адвокат Мараховская А.Е. в судебном заседании полагала требования не подлежащими удовлетворении ввиду пропуска срока исковой давности.

Заслушав представителя административного ответчика Мараховскую А.Е., исследовав письменные доказательства, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Статья 57 Конституции РФ, подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ устанавливают обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Данная обязанность распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.

Материалами дела установлено, что ФИО1, являясь индивидуальным предпринимателем, как налогоплательщик состояла на налоговом учете.

Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-16).

По заявлению ФИО1 ее предпринимательская деятельность прекращена с ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, свои обязанности по уплате страховых взносов на обязательное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации за 2017 год и 2018 год ФИО1 надлежащим образом выполнены не были.

В связи с неисполнением обязательства по уплате страховых взносов (на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование) ФИО1 направлены требования, в которых имеется расчет задолженности по страховым взносам и начисленным пеням, административному ответчику предложено погасить задолженность в определенные сроки.

Размер начисленной задолженности и факт получения указанных требований ФИО1 не оспорен.

В установленный срок вышеуказанные требования административным ответчиком исполнены не были.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 Целинского судебного района Ростовской области от 20.12.2019 года с ФИО1 взыскана задолженность по страховым взносам.

Определением мирового судьи от 27.11.2020 года данный судебный приказ отменен, что прослужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

Рассматривая требования административного ответчика по существу, суд исходит из следующего.

Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования (п. 3 ст. 8 НК РФ).

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

В соответствии с п. 1 ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.

Статьей 425 НК РФ установлены тарифы страховых взносов.

Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.

Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, определяется ст. 430 НК РФ.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 430 НК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 года № 243-ФЗ) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Указанные лица также уплачивают страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Размер МРОТ на 2017 год составлял 7500 рублей (Федеральный закон от 02.06.2016 года № 164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»).

Таким образом, на 2017 год размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование составлял 23400 рублей, размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование – 4590 рублей.

Пунктом 1 ст. 430 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 года № 335-ФЗ) были установлены следующие размеры страховых взносов: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 года.

В силу ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В силу абз. 1 п. 3 ст. 55 НК РФ при прекращении организации путем ликвидации или реорганизации (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) последним налоговым периодом для такой организации (такого индивидуального предпринимателя) является период времени с 1 января календарного года, в котором прекращена организация (утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя), до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации или реорганизации (утраты силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя).

В соответствии с требования п. 5 ст. 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Указанные правила в силу п. 3 ст. 70 НК РФ применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

Таким образом, законодателем установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой страховых взносов действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов, одним из этапов которой является обязательное выставление в установленный срок требования об уплате недоимки.

Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7, 9), в которое включены суммы недоимки по страховым взносам за налоговый период 2017 года, а также начисленные пени за их неуплату.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 было направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10, 13), в которое включены суммы недоимки по страховым взносам за налоговый период 2018 года, а также начисленные пени за их неуплату.

В соответствии с положениями ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1). Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2). Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей иглавами 25и26.1настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки (п. 3). Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной: для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это времяставкирефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

В связи с неуплатой страховых взносов в установленный ст. 432 НК РФ срок, ФИО1 налоговым органом на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за налоговый период 2017 года были начислены пени за период с 10.01.2018 года по 24.01.2018 года и за налоговый период 2018 года за период с 25.01.2018 года по 18.01.2019 года, а также на сумму недоимки по страховых взносам на обязательное медицинское страхование за налоговый период 2018 года за период с 25.01.2018 года по 18.01.2019 года (л.д. 17-19), расчет которых судом проверен, является верным.

При установленных обстоятельствах, с учетом того, что доказательств погашения задолженности по обязательным платежам перед бюджетом административным ответчиком не представлено, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 16 по Ростовской области к административному ответчику ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам и санкциям основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Что касается доводов представителя административного ответчика о пропуске административным истцом сроков обращения с административным исковым заявлением, то судом они отклоняются в силу следующего.

Обязанность платить налоги - это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.02.2007 года № 381-О-П).

В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в названной статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных указанной статьей.

Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст.48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, исходя из смысла положений ст. 48 НК РФ, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа, в то время как срок обращения в суд для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей судебного участка.

Как разъяснено в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 года № 62, истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в п. 2 ст. 48 НК РФ, является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (ст. 123.4 КАС РФ).

Налоговым органом последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм налога и пени, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в течение шести месяцев с момента отмены последнего.

В соответствии со ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет.

Вместе с тем, положения абз. 10 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, который, являясь специальным федеральным законом, регулирующим отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в данном случае имеют приоритетное значение. Данное положение отражено в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в котором прямо разъяснено, что при разрешении коллизий между ч. 1 ст. 114 КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса РФ судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса РФ.

Принимая во внимание изложенное, государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования «Целинский район».

Таким образом, с административного ответчика ФИО1 в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1241 рубля.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ,

РЕШИЛ

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Ростовской области к ФИО1 о взыскании задолженности по налогам удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ИНН , место жительства: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 16 по Ростовской области 34685,54 рубля, из которых:

- страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года: взнос в размере 17,38 рубля (за 2017 год), 5840 рублей (за 2018 год), пеня в размере 325,34 рубля (за период с 25.01.2018 года по 18.01.2019 года);

- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному) за расчетный период, начиная с 01.01.2017 года: взнос в размере 116,17 рубля (за 2017 год), пеня в размере 0,46 рубля (за период с 10.01.2018 года по 24.01.2018 года), 26545 рублей (за 2018 год), пеня в размере 1841,19 рубля (за период с 25.01.2018 года по 18.01.2019 года).

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Целинский район» государственную пошлину в размере 1241 рубля.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Целинский районный суд Ростовской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Решение в окончательной форме принято 23 апреля 2021 года