ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2231/20 от 18.08.2020 Кстовского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2а-2231/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 августа 2020 года г. Кстово

Кстовский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Кравченко Е.Ю., при секретаре Жамалетдиновой Г.Т., с участием помощника Кстовского городского прокурора Кондюрина И.А., представителя административного истца – адвоката Рощина Д.С. (по ордеру), представителя административного ответчика - ФИО1 (по доверенности), рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии (адрес обезличен), о признании незаконным постановления Территориальной комиссии Кстовского района Нижегородской области от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 ФИО2, обязании зарегистрировать ФИО2 кандидатом в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в Кстовский городской суд Нижегородской области с административным иском к Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области.

В обоснование своих административных исковых требований ссылается на следующее.

Административным истцом административному ответчику было подано заявление о самовыдвижении в качестве кандидата в депутаты по выборам депутатов сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4.

(дата обезличена) административным истцом административному ответчику были сданы подписные листы в 11 папках в общем количестве собранных подписей – 11 оформленных на 11 подписных листах.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 4 по выборам депутатов сельского Совета Большемокринского сельсовета Кствоского района пятого созыва, вынесено постановление от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 ФИО2». Административному истцу было отказано в регистрации в качестве кандидата на указанных выборах. Причиной отказа послужило признание недостоверными всех собранных подписей по причине их выполнения с нарушением требований к изготовлению и оформлению, а именно в связи с не указанием гражданства административного истца. В графе «гражданство» указано «РФ», однако согласно Конституции Российской Федерации наименование «Российская Федерация» имеет только одно тождественное наименование – Россия, а сокращенное выражение «РФ» - не установлено нормативно-правовыми актами России.

Установленное статьей 1 Конституции РФ равнозначность наименований Российской Федерации и России не являются исключающими возможность иной формы указания на наличие гражданства Российской Федерации.

При этом сокращение «РФ» является общепризнанным в Российской Федерации и, хотя и не имеет законодательного закрепления, но обширно и повсеместно применяется в том числе в судебных актах всех уровней при сокращении наименований законов и кодексов (КАС РФ, ГПК РФ, АПК РФ, ГК РФ, и т.д.). Такое сокращение никогда не порождало ошибок в прочтении и толковании и однозначно всегда расшифровывалось как Российская Федерация.

Истец указал общеизвестное наименование Российской Федерации, представив паспорт гражданина Российской Федерации, что не могло препятствовать однозначному восприятию данной информации о наличии у истца гражданства Российской Федерации. Тем более, что указание сокращенного наименования Российской Федерации в графе «гражданство» исключает любой иной вариант идентификации гражданства РФ именно как гражданства Российской Федерации.

Иных оснований для отказа в регистрации административного истца в качестве кандидата обжалуемое постановление не содержит.

При указанных обстоятельствах, принятое Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 4 по выборам депутатов сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва Постановление от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 ФИО2» является незаконным и подлежащим отмене.

Административный истец просит:

1. Признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 4 по выборам депутатов сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района пятого созыва от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 ФИО2».

2. Обязать Территориальную избирательную комиссию Кстовского района Нижегородской области, исполняющую полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 4 по выборам депутатов сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района пятого созыва зарегистрировать ФИО2 кандидатом в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4.

В судебном заседании административный истец ФИО2 участия не принимала, о месте и времени слушания дела уведомлена надлежаще.

В судебном заседании представитель административного истца административные исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области в судебном заседании административные исковые требования не признал по доводам, изложенным в постановлении Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 ФИО2».

Представитель заинтересованного лица - Избирательной комиссии Нижегородской области, в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени слушания дела уведомлены надлежаще, заявлений и ходатайств в суд не поступало.

Помощник Кстовского городского прокурора Кондюрин И.А. в судебном заседании полагал административные исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).

Под избирательными правами граждан понимаются конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

В соответствии со ст. 239 ч. 2 КАС РФ, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч. 4 ст. 240 КАС РФ, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

В силу п.2 и 2.2 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляются:

а) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения. Законом может быть предусмотрено, что паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, предъявляется кандидатом при личном представлении документов в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, копия паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, изготавливается в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверяется подписью лица, принявшего заявление и прилагаемые к нему документы;

б) если законом на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона не предусмотрен иной срок представления указанных копий документов, - заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом;

в) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

В соответствии с ч.2, ч.3.1 ст.27 Закона Нижегородской области № 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области», соответствующая окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

К заявлению, предусмотренному частью 2 настоящей статьи, прилагаются:

1) заверенная кандидатом копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина; 2) заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; 3) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов.

В силу ч.2 ст.32 Закона Нижегородской области № 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области», для регистрации кандидата на основании собранных в поддержку его выдвижения подписей избирателей не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов в соответствующую окружную избирательную комиссию должны быть представлены следующие избирательные документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата; 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе и в машиночитаемом виде; 3) сведения об изменениях в ранее представленных сведениях о кандидате; 4) уведомление об открытии специального избирательного счета избирательного фонда кандидата, либо уведомление об отказе от создания избирательного фонда в соответствии с частью 1 статьи 53 настоящего Закона, либо уведомление о создании избирательного фонда без открытия специального избирательного счета в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Закона.

Согласно п.1 ст.33 Закона Нижегородской области № 108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области», избирательная комиссия муниципального образования проверяет соблюдение порядка выдвижения муниципального списка кандидатов, предусмотренного настоящим Законом, каждым избирательным объединением, представившим установленные настоящим Законом документы. Избирательная комиссия муниципального образования вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением в соответствии с настоящим Законом.

В соответствии с п.1 ст.37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона; количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей.

Согласно ч.3 ст.29 Закона Нижегородской области №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области», количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в одномандатном избирательном округе, списка кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", но не может составлять менее 10 подписей. Если количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в одномандатном избирательном округе, составит не целое число, то дробная часть этого числа округляется до единицы в большую сторону. Окружная избирательная комиссия обязана проинформировать кандидата об общем числе избирателей в округе при получении уведомления о выдвижении кандидата, указав это число в письменном подтверждении получения документов о выдвижении кандидата. Максимальное число представляемых подписей определяется с учетом требования части 8 статьи 31 настоящего Закона.

В силу ч.8 ст.31 Закона Нижегородской области №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области», количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в избирательные комиссии, может превышать установленное настоящим Законом необходимое для регистрации количество подписей, но не более чем на 10 процентов.

Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Судом установлены и материалами дела подтверждаются следующие обстоятельства.

01.07.2020 г. Постановлением Территориальной избирательной комиссии Кстовсокго района Нижегородской области № 48 на 13 сентября 2020 года назначены выборы депутатов представительного органа муниципального образования «Большемокринский сельсовет Кстовского муниципального района Нижегородской области» по одномандатным избирательным округам в соответствии с ранее утвержденной схемой избирательных округов, с учетом изменений, внесенных решением сельского Совета Большемокринского сельсовета от 25 июня 2020 года № 168.

В соответствии с постановлением Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области от 02 июля 2020 г. № 51, постановлено совместить полномочия ТИК Кстовского района, исполняющей полномочия избирательных комиссий муниципальных образований Афонинский, Безводнинский, Большеельнинский, Ближнеборисовский, Ройкинский, Большемокринский, Чернухинский, Работкинский, Чернышихинский, Прокошевский, Слободской, Новоликеевский сельсовет с полномочиями окружных избирательных комиссий по выборам депутатов представительных органов муниципальных образований Кстовского района Нижегородской области Афонинского, Безводнинского, Большеельнинского, Ближнеборисовского, Ройкинского, Большемокринского, Чернухинского, Работкинского, Чернышихинского, Прокошевского, Слободского, Новоликеевского сельского Совета по одномандатным избирательным округам.

Как усматривается из материалов дела, ФИО2 обратилась в ТИК Кстовского района Нижегородской области с заявлением о даче согласия баллотироваться кандидатом в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 4 как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, указав при этом в заявлении, что в случае избрания депутатом обязуется прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования, в пятидневный срок со дня получения им извещения об избрании депутатом сложить с себя обязанности, несовместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования, и представить в избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих, что ей в пятидневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей. Подтвердила также, что она не давала согласия другому избирательному объединению на выдвижение её кандидатом в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области.

(дата обезличена) ФИО2 представила в Территориальную избирательную комиссию Кстовского района Нижегородской области документы, необходимые для регистрации её кандидатом в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области, в том числе подписные листы в количестве 11-ти штук, при этом в соответствующей графе каждого из подписных листов, ФИО2 указала наличие у неё гражданства Российской Федерации, а именно указав «РФ».

В числе документов, ФИО2 был представлен паспорт гражданина Российской Федерации на своё имя, что подтверждается материалами дела.

На основании норм Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2077 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области», для принятия решения о регистрации кандидата в депутаты, либо решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты, Территориальная комиссия Кстовского района Нижегородской области обязана провести проверку достоверности данных, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями. Избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, содержащихся в этих подписных листах.

06.08.2020 г. Рабочей группой по приему и проверке документов, предоставляемых кандидатами в окружную избирательную комиссию при проведении выборов депутатов сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области, проведена проверка достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, представленных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области по одномандатному избирательному округу № 4 ФИО2, о чем была составлена соответствующая Ведомость проверки подписных листов № 12.

Согласно Ведомости проверки подписных листов № 12 от (дата обезличена) года, во всех представленных кандидатом подписных листах (Папка № 1 Листов в папке 1 Подписей в папке 1, Папка № 2 Листов в папке 1 Подписей в папке 1, Папка № 3 Листов в папке 1 Подписей в папке 1, Папка № 4 Листов в папке 1 Подписей в папке 1, Папка № 5 Листов в папке 1 Подписей в папке 1, Папка № 6 Листов в папке 1, Подписей в папке 1, Папка № 7 Листов в папке 1 Подписей в папке 1, Папка № 8 Листов в папке 1 Подписей в папке 1, Папка № 9 Листов в папке 1 Подписей в папке 1, Папка № 10 Листов в папке 1 Подписей в папке 1, Папка № 11 Листов в папке 1, Подписей в папке 1): в нарушение п. 5 ст. 29 Закона Нижегородской области № 108-З от 06.09.2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Нижегородской области», в графе «Гражданство» указано «РФ», данное сокращение не установлено нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

(дата обезличена) года ФИО2 был вручен итоговый протокол проверки подписных листов, представленных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области ФИО2 от (дата обезличена), согласно которому рабочей группой по проверке установлено следующее: количество заявленных подписей избирателей 11, количество представленных подписей избирателей 11, количество проверенных подписей избирателей 11, количество подписей избирателей, признанных недостоверными и (или) недействительными 11, количество достоверных подписей 0.

(дата обезличена) Территориальная избирательная комиссия Кстовского района Нижегородской области, исполняющая полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 4 по выборам депутатов сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва, вынесла постановление (номер обезличен) «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 ФИО2», ссылаясь на то, что по итогам проверки подписных листов, представленных в поддержку выдвижения кандидата: суммарное количество недействительных подписей составило 11 (одиннадцать).

В своем постановление административный ответчик указал, что (дата обезличена) кандидатом в депутаты по выборам депутатов сельского Совета Большемокринского сельсовета по одномандатному избирательному округу № 4, ФИО2, в ОИК № 4 представлены подписные листы в поддержку выдвижения кандидата папка № 1 подписной лист 1, папка № 2 подписной лист 1, папка № 3 подписной лист 1, папка № 4 подписной лист 1, папка №5 подписной лист 1, папка №6 подписной лист 1, папка №7 подписной лист 1, папка №8 подписной лист 1, папка №9 подписной лист 1, папка №10 подписной лист 1, папка №11 подписной лист 1.

В соответствии с протоколом об итогах сбора подписей избирателей, количество заявленных подписей избирателей составляет 11 (одиннадцать) подписей.

В результате полистного пересчета подписных листов с подписями избирателей, согласно протокола об итогах сбора подписей избирателей, фактическое число подписей избирателей составило 11 (одиннадцать).

Из постановления административного ответчика следует, что подписные листы с 1 по 11 (включительно), представленные ФИО2, в ОИК № 4, выполнены с нарушением установленных требований к изготовлению и оформлению, а именно не указано гражданство кандидата. В графе «Гражданство» указано «РФ», однако согласно Конституции Российской Федерации наименование «Российская Федерация» имеет только одно тождественное наименование – Россия, а сокращенное наименование «РФ» не установлено нормативно-правовыми актами России.

В связи с чем, административным ответчиком в указанном Постановлении сделан вывод о том, что заявителем ФИО2 в подписных листах с 1 по 11 включительно не указано гражданство, и, таким образом, подписи, содержащиеся в подписных листах, представленных ФИО2, признаются недействительными, суммарное количество недействительных подписей составило 11.

В связи с изложенным, ТИК Кстовского района Нижегородской области постановлено отказать в регистрации кандидата в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 1 ФИО2.

Частью 2 ст. 33 Закона Нижегородской области № 108-З определено, что соответствующая окружная избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона. Если кандидатом представлены подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, окружная избирательная комиссия проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях, а также достоверность подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах. Окружная избирательная комиссия вправе проверить достоверность биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением в соответствии с настоящим Законом.

На основании ч. 3 ст. 33 Закона Нижегородской области № 108-З, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, предусмотрено законом, или несоблюдение требований закона к оформлению документов, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии кандидату предоставляется право вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также иные документы, представленные в избирательную комиссию, в целях приведения их в соответствие с требованиями закона, за исключением подписных листов с подписями избирателей.

Согласно ч. 4, ч. 6 ст. 33 Закона Нижегородской области № 108-З, соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, а также достоверности подписей избирателей, содержащихся в этих подписных листах, создает своим решением рабочие группы из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.

По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной, то есть достоверной и действительной, либо недостоверной и (или) недействительной. Достоверными признаются подписи из числа подписей избирателей, представленных и подлежащих проверке в соответствии с частью 5 настоящей статьи, за вычетом подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными. При этом составляются ведомости проверки подписных листов, подписанные лицами, проводившими проверку, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.

Пунктом 5 ст. 29 Закона Нижегородской области № 108-З определено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, списков кандидатов изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 1 и 1.1 к настоящему Закону.

Согласно п. 5.1 ст. 29 названного Закона, на основании форм подписных листов, установленных настоящим Законом, избирательная комиссия муниципального образования утверждает образец заполнения подписного листа в части, касающейся указания наименования представительного органа муниципального образования, наименования Нижегородской области, муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа.

Таким образом, в силу закона, несоблюдение требований к форме подписного листа влечет признание содержащихся в нем подписей избирателей недействительными.

В силу пп. 9 ч. 10 ст. 33 названного Закона, недействительными признаются: 9) все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 1 и 1, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные частью 6 статьи 29 настоящего Закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных частью 4 статьи 29 настоящего Закона. Неточное указание в подписном листе наименования представительного органа муниципального образования, наименования муниципального образования, наименования и (или) номера избирательного округа, если оно соответствует образцу, утвержденному в соответствии с частью 5 статьи 29 настоящего Закона, не может служить основанием для признания подписей избирателей недействительными.

В силу подпункта «з» п. 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 г. №67-ФЗ, недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, указаны в подписном листе не в полном объеме.

Аналогичные положения содержат ч.13 ст.33 и ч.8 ст.34 Закона Нижегородской области №108-З «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Нижегородской области», согласно которым регистрация кандидата не производится в случае, если количества достоверных подписей избирателей (количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными) недостаточно для регистрации.

Как следует из ч. 13 ст. 33 Закона Нижегородской области № 108-З, регистрация кандидата не производится в случае, если количества достоверных подписей избирателей (количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными) недостаточно для регистрации.

В данном случае судом со всей достаточностью и достоверностью установлено, что административным истцом административному ответчику было подано заявление о самовыдвижении в качестве кандидата в депутаты по выборам депутатов сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4.

(дата обезличена) года административным истцом административному ответчику были сданы подписные листы в 11 папках в общем количестве собранных подписей – 11 оформленных на 11 подписных листах.

Постановлением Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области, исполняющей полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 4 по выборам депутатов сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва, вынесено постановление от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 ФИО2».

При этом административному истцу было отказано в регистрации в качестве кандидата на указанных выборах. Причиной отказа послужило признание недостоверными всех собранных подписей по причине их выполнения с нарушением требований к изготовлению и оформлению, а именно в связи с не указанием гражданства административного истца.

Административный ответчик указал, что в графе «гражданство» указано «РФ», однако согласно Конституции Российской Федерации наименование «Российская Федерация» имеет только одно тождественное наименование – Россия, а сокращенное выражение «РФ» - не установлено нормативно-правовыми актами России.

Между тем, суд не может согласиться с указанными выводами административного ответчика об отсутствии в подписных листах сведений о гражданстве заявителя, по следующим основаниям.

Так, установленное статьей 1 Конституции РФ равнозначность наименований Российской Федерации и России не являются исключающими возможность иной формы указания на наличие гражданства Российской Федерации.

При этом сокращение «РФ» является общепризнанным в Российской Федерации, является общепринятым, повсеместно и обширно применяется, такое сокращение никогда не порождало ошибок в прочтении и толковании и однозначно всегда расшифровывалось как Российская Федерация.

Исходя из положений ст. 10 Федерального закона от 3 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» документами, удостоверяющими гражданство Российской Федерации, являются выданные в установленном порядке паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ.

В данном случае административный истец ФИО2 указала в подписных листах общеизвестное наименование Российской Федерации при указании своего гражданства, представив в ТИК Кстовского района Нижегор следует из материалов дела.

В соответствии с п. 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, в заявлении также указывается гражданство лица, подписавшего заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты.

В своём заявлении, адресованном ТИК Кстовского района Нижегородской области, ФИО2 указала свои паспортные данные.

Кроме того, в указанном заявлении ФИО2 указала в соответствующем поле «Гражданство» - «Российская Федерация».

Указанные обстоятельства не могли препятствовать однозначному восприятию данной информации о наличии у административного истца ФИО2 гражданства Российской Федерации, при этом указание ФИО2 своего гражданства «РФ» не вводит в заблуждение избирателей, участников избирательного процесса, не нарушает принципы объективности, достоверности и равенства кандидатов на выборах.

Тем более, что указание сокращенного наименования Российской Федерации в графе «гражданство» исключает любой иной вариант идентификации гражданства РФ именно как гражданства Российской Федерации.

Указание в подписных листах своего гражданства как гражданин РФ никоим образом не означает прекращение ФИО2 гражданства Российской Федерации и утрату избирательных прав.

Таким образом, как усматривается из материалов дела, административным истцом в соответствующей графе подписных листов указано о наличии у него гражданства Российской Федерации.

Проанализировав приведенные нормы законодательства Российской Федерации о выборах, суд приходит к выводу о том, что указание административным истцом в подписных листах на наличие у неё гражданства в подписных листах как «РФ», не влечет сокрытие или искажение информации и не нарушает права и интересы избирателей и обеспечение равенства прав кандидатов, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах, а потому не свидетельствует о несоблюдении административным истцом формы подписного листа и не влечет признание всех подписей избирателей в данных подписных листах недействительными.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные в решении ТИК Кстовского района Нижегородской области основания к отказу в регистрации кандидата в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 ФИО2, не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Иных оснований для отказа в регистрации административного истца в качестве кандидата обжалуемое постановление не содержит.

При таких обстоятельствах и на основании вышеприведенных правовых норм, суд приходит к выводу о том, что принятое Постановление Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 ФИО2» является незаконным, а потому заявленные административные исковые требования являются законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 244 КАС РФ, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В целях восстановления прав административного истца, руководствуясь приведенными выше положениями ч. 1 ст. 244 КАС РФ, учитывая отсутствие иных оснований для отказа в его регистрации кандидатом, суд полагает необходимым обязать Территориальную избирательную комиссию Кстовского района Нижегородской области зарегистрировать ФИО2 кандидатом в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4, в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Также суд полагает необходимым указать административному ответчику на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.174-180, 241-244 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО2 к Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 ФИО2, обязании зарегистрировать ФИО2 кандидатом в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4, удовлетворить.

Признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии Кстовского района Нижегородской области от (дата обезличена)(номер обезличен) «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 ФИО2».

Обязать Территориальную избирательную комиссию Кстовского района Нижегородской области зарегистрировать ФИО2, (дата обезличена) г.р., кандидатом в депутаты сельского Совета Большемокринского сельсовета Кстовского муниципального района Нижегородской области пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 4 - в течение пяти дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать Территориальную избирательную комиссию Кстовского района Нижегородской области сообщить об исполнении решения суда в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 5-ти дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кстовский городской суд Нижегородской области.

Судья Е.Ю. Кравченко