Дело № 2а-2231/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Гулькевичи 03 ноября 2017 года
Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Логачевой Е.Д.,
при секретаре Саркисян К.А.,
с участием представителя административного истца – ФИО1 по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Администрации сельского поселения Венцы-Заря к судебному приставу-исполнителю Гулькевичского РОСП Выборной А. Г.,УФССП по Краснодарскому краю о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Администрация сельского поселения Венцы-Заря обратилась в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Гулькевичского РОСП Выборной А.Г. и просит признать незаконным и отменить постановление о взыскании исполнительского сбора от 18 октября 2017 года, вынесенное судебным приставом-исполнителем Гулькевичского районного отдела УФССП России по Краснодарскому краю Выборной А. Г. в рамках исполнительного производства по гражданскому делу по иску прокурору Гулькевичского района к администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района и освободить администрацию сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № от 08.07.2011 года.Судом ответчиком привлечено Управление ФССП по Краснодарскому краю.
Свои требования обосновала тем, что 18 октября 2017 года судебным приставом-исполнителем Гулькевичского РОСП Выборной А.Г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации сельского поселения Венцы-Заря за неисполнение решения Гулькевичского районного суда от 15 апреля 2011 года об обязании администрации зарегистрировать право собственности на земельные участки под девятью кладбищами. В 2011 году финансирование мероприятий по формированию девяти земельных участков по решению суда было невозможно, так как средства в бюджете на эти цели не закладывались. В течение 2012 года все земельные участки отмежеваны и поставлены на кадастровый учет. На три участка получены свидетельства о государственной регистрации права, материалы сформированных остальных 6-ти участков были направлены с ходатайствами в управление имущественных отношений администрации муниципального образования Гулькевичский район для перевода из категории земель сельскохозяйственного назначения. В октябре 2013 года на администрацию поселения возложена обязанность получить положительные заключения на перевод земельных участков в управлении по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края. Положительные заключения были получены на все участки, кроме расположенного в <адрес>, который по требованию управления по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края должен быть отдельно отмежеван и поставлен на кадастровый учет. В 2014 году получен отказ в рассмотрении ходатайств о переводе в связи с внесением изменений в генплан поселения. В 2014 году размежеван земельный участок в <адрес>. 22 июня 2015 года был заключен контракт на выполнение работ по разработке раздела «Охрана культурного наследия» в составе проекта внесения изменений в генеральный план сельского поселения Венцы-Заря. 30 октября 2015 года администрация направила в управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края на согласование проект изменений в генплан. В ноябре 2015 году получены градостроительные заключения на шесть земельных участков. В связи с изменениями в генеральный план в управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края повторно направлено ходатайство о даче заключений на перевод земельных участков под шестью кладбищами. 26 февраля 2016 года получены положительные заключения на пять земельных участков. В отношении участка в <адрес> требовалось произвести археологическое исследование с выносом в натуру границы территории памятника археологии, для чего в 2016 году был заключен контракт со специализированной организацией. В 2014-2016 годах трижды направлялись ходатайства о переводе земельных участков в другую категорию, однако все три ходатайства не удовлетворены. Одним из оснований отказа является распоряжение главы администрации Краснодарского края от 4.10.2005 года № о том, что земельные участки под кладбищами входят в перечень земель особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий и использование их для целей не связанных с сельскохозяйственным производством не допускается. Учитывая длительность процедур вывода земель из состава особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий и перевода из одной категории в другую, было принято решение внести изменения в генеральный план сельского поселения Венцы-Заря и земельные участки под кладбищами внести в границы населенных пунктов, что в настоящее время осуществляет отдел архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Гулькевичский район. По информации последнего срок внесения изменений в генеральный план сельского поселения Венцы-Заря, в том числе связанных с включением кладбищ в границы населенных пунктов - 1 квартал 2018 года. Определением Гулькевичского районного суда от 24 января 2017 года администрации сельского поселения Венцы-Заря предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 1 октября 2017 года. 29 сентября 2017 года администрацией сельского поселения Венцы- Заря Гулькевичского района было подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 1 апреля 2018 года. При вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем не учтено, что процедура регистрации права собственности на земельные участки под кладбищами была сопряжена с переводом земельных участков под кладбищами из одной категории в другую и потребовала значительных временных затрат, а также с изменением законодательства связанного с передачей полномочий органам местного самоуправления и жесткой позицией законодательства о том, не допускается использовать земельные участки, входящие в перечень земель с особо ценными продуктивными сельскохозяйственными угодьями для целей не связанных с сельскохозяйственным производством. В данной ситуации вина администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района за неисполнение решения Гулькевичского районного суда отсутствует, что является основанием для освобождения администрации от взыскания исполнительского сбора. Незаконное взыскание с органа местного самоуправления исполнительского сбора нарушает его права и законные интересы, поскольку повлечет необоснованные расходы местного бюджета (бюджета сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района).
В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Административные ответчики-судебный пристав-исполнитель Выборная А.Г., представитель УФССП по КК в суд не явилась, суд определил,что возможно рассмотреть дело в их отсутствие.
В суд ответчик Выборная А.Г. представила отзыв, в котором указала, что 08.07.2011 г. в Гулькевичском РО СП УФССП по Краснодарскому краю было возбуждено исполнительное производство №. О возбужденном исполнительном производстве должник знал, при этом п.2 Постановления о возбуждении исполнительного производства устанавливал должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, п.З постановления разъяснял ответственность за неисполнение требований исполнительного документа в срок указанный в п. 2 указанного постановления. Решением суда Администрации поселения предоставлена отсрочка исполнения решения до 01 октября 2017 года, при окончании отсрочки исполнения решения суда Администрация обратилась в Гулькевичский районный суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения. Должник в пятидневный срок, установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, не исполнил требований исполнительного документа, в связи с чем 18 октября 2017 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 рублей, а так же вынесено постановление о назначении нового срока для исполнения в соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве». Иных мер понуждения к исполнению решения суда в отношении должников по исполнительным производствам неимущественного характера ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусматривает, так же указанный Федеральный закон не наделяет судебного пристава-исполнителя полномочиями предоставить должнику срок добровольного исполнения решения суда, превышающий пятидневный. Отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Действия судебного пристава-исполнителя соответствуют требованиям законодательства.
Суд, выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, находит, что административный иск Администрации сельского поселения Венцы-Заря подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения (ст. 4 ФЗ «Об исполнительном производстве»).
В силу статей 1, 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи, в том числе, по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве. В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3).
В судебном заседании установлено, что решением Гулькевичского районного суда от 15 апреля 2011 года удовлетворен иск прокурора Гулькевичского района о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района по оформлению права собственности на земельные участки под общественными кладбищами.
Указанным решением постановлено признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района Краснодарского края по принятию мер для государственной регистрации права собственности девяти земельных участков, предназначенных для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения, расположенных в п. Венцы(два кладбища), п. Заря, х. Духовской, х. Крупский, х. Красная Поляна, п. Лесодача, х. Подлесный, х.ФИО2; Администрация сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района обязана устранить выявленные нарушения путем принятия в соответствии с законодательством мер по государственной регистрации права собственности на указанные земельные участки.
Решение вступило в законную силу 26 апреля 2011 года.
По указанному решению выдан исполнительный лист серия № от 26 апреля 2011 года, возбуждено исполнительное производство № от 08 июля 2011 года.
Определениями Гулькевичского районного суда от 01 марта 2012 года, 16 августа 2013 года, 30 января 2014 года, 24 июля 2014 года, 03 февраля 2015 года, 04 августа 2015 года, 17 марта 2016 года, 04 августа 2016 года, 24 января 2017 года, 26 октября 2017 года,- заявителю были предоставлены отсрочки исполнения решения суда от 15 апреля 2011 года.
До 01 октября 2017 года решение суда от 15 апреля 2011 года не исполнено.
При этом, принятое решение о взыскании исполнительского сбора обосновано судебным приставом-исполнителем тем, что сведений надлежащего исполнения требований исполнительного документа должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не представлено; отсутствуют доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения исполнительного документа и что нарушение установленных сроков исполнения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения.
При таких обстоятельствах постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено судебным приставом-исполнителем Гулькевичского РОСП Выборной А.Г. в соответствии с требованиями закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
Судом установлено, что действия судебного пристава-исполнителя соответствуют требованиям законодательства, в связи с чем основания для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора не имеется.
В силу ч.ч. 6, 7 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно разъяснениям, данным в п.п. 74, 75 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Рассматривая заявленное требование об освобождении от уплаты исполнительского сбора суд учитывает следующее: процедура регистрации права собственности на земельные участки под кладбищами была сопряжена с переводом земельных участков под кладбищами из одной категории в другую и потребовала значительных временных затрат, а также с изменением законодательства связанного с передачей полномочий органам местного самоуправления и жесткой позицией законодательства о том, что не допускается использовать земельные участки, входящие в перечень земель с особо ценными продуктивными сельскохозяйственными угодьями, для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством.
Суд, изучив представленные доказательства, приходит к выводу, что должником принимались своевременные и необходимые для исполнения решения меры. Невозможность исполнения решения в более короткие сроки подтверждается также определениями суда о предоставлении должнику неоднократных отсрочек. При этом основанием предоставления отсрочек явилось установление судом объективных причин, препятствующих должнику исполнить решение, не зависящих от должника. Исполнение решение зависело, в том числе, от решений третьих лиц в соответствии с их полномочиями, которые не являются подконтрольными должнику, в связи с чем он не мог контролировать либо влиять на принимаемые решения другими органами и должностными лицами.
Представленные доказательства дают суду основания признать, что в данной ситуации вина администрации сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района в несвоевременном исполнении решения Гулькевичского районного суда от 15 апреля 2011 года отсутствует, а потому должник должен быть освобожден от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Администрации сельского поселения Венцы-Заря к судебному приставу-исполнителю Гулькевичского РОСП Выборной А. Г. о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора – удовлетворить частично.
Освободить администрацию сельского поселения Венцы-Заря Гулькевичского района от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № от 08 июля 2011 года полностью.
В удовлетворении требования о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Гулькевичского РОСП Выборной А.Г. от 18 октября 2017 года о взыскании исполнительского сбора – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
Гулькевичского районного суда
Краснодарского края Е.Д.Логачева