ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2232/2016 от 18.09.2016 Рудничного районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело № 2а-2232/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Рудничный районный суд города Кемерово Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Жилина С.И.

при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания ФИО3,

с участием помощника прокурора Рудничного района г.Кемерово ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кемерово

18 сентября 2016 г.

административное дело по административному исковому заявлению участковой избирательной комиссии избирательного участка к ФИО1 об отстранении от участия в работе участковой избирательной комиссии избирательного участка ,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец - участковая избирательная комиссия избирательного участка обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику ФИО1 об отстранении от участия в работе участковой избирательной комиссии избирательного участка .

Административное исковое заявление административный истец мотивирует тем, что участковая избирательная комиссия обеспечивает проведение ДД.ММ.ГГГГ. выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Кемеровского городского Совета народных депутатов, Главы города в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», закона Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О выборах в органы местного самоуправления в Кемеровской области». ФИО1 назначен членом избирательной комиссии с правом решающего голоса. Порядок голосования определен ст. ст. 64,66 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Члены комиссии обязаны обеспечить соблюдение установленного порядка голосования, как в отношении избирателей, так и в отношении других членов комиссии. Должна обеспечиваться тайна голосования. Вместе с тем административный ответчик нарушил вышеуказанные законодательные запреты, производил видеосъемку избирателей и их избирательных бюллетеней.

Согласно п.11.1 ст. 64 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжение председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. Однако на распоряжение председателя участковой избирательной комиссии прекратить нарушение законодательства ФИО1 не отреагировал. Данное обстоятельство подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ, жалобой от члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса ФИО5, жалобами от наблюдателей и решениями УИК .

В соответствии с п.12 ст. 64 ФЗ от 12.06.2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в её работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации и выборах и референдумах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.

Просит суд установить факт нарушения ФИО1 законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах, принять решение об отстранении ФИО1 от участия в работе участковой избирательной комиссии , обратить решение об отстранении ФИО1 от участия в работе участковой избирательной комиссии к немедленному исполнению.

В судебное заседание административный истец - председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка ФИО6 не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в своём письменном заявлении просила рассмотреть административный иск в её отсутствие с участием представителей.

В судебном заседании представители административного истца ФИО7 и ФИО8, действующие на основании доверенностей, поддержали требования, изложенные в административном исковом заявлении, просили удовлетворить административный иск, мотивируя тем, что административный ответчик ФИО1 нарушает ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», поскольку производил видеосъемку избирателей в момент голосования, нарушая тайну голосования, выдавал бюллетени избирателям, не скрывая персональных данных других избирателей.

В судебном заседании административный ответчик ФИО1 административный иск не признал, просил отказать в его удовлетворении, мотивируя тем, что в законе запрета на осуществление членом избирательной комиссии видеосъёмки в помещении для голосования не содержится, право избирателей на тайное голосование не нарушал, персональные данные избирателей не распространял.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица - территориальной избирательной комиссии Рудничного района Кемеровского городского округа не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в своём письменном заявлении председатель территориальной избирательной комиссии ФИО9, действующая на основании удостоверения , заявленные требования поддержала, просила рассмотреть административный иск в её отсутствие, принять решение в соответствии с законодательством.

В судебном заседании прокурор просил отказать административному истцу в удовлетворении административного искового заявления, мотивируя тем, что законных оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

Суд, выслушав участвующие стороны, свидетелей, прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с ч. 6 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ст.239 Кодекса административного судопроизводства РФ, избирательная комиссия, комиссия референдума в пределах своих полномочий вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в связи с нарушением законодательства о выборах и референдумах органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, кандидатом, избирательным объединением, политической партией, ее региональным отделением и иным структурным подразделением, другим общественным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума, а также избирательной комиссией, комиссией референдума.

В соответствии с п.22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в заявлении должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, в чем заключается нарушение избирательных прав или права на участие в референдуме.

Согласно ч.2 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

Согласно ст.7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Принцип тайного голосования означает, что никто, кроме самого избирателя, не имеет права знать о содержании его персонального волеизъявления и (или) никто не вправе оказывать давление на волеизъявление избирателя.

Нарушение тайны голосования представляет собой разновидность воспрепятствования свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, в том числе наблюдение за заполнением участником референдума бюллетеня для голосования на референдуме в месте для тайного голосования.

В силу п. 8 ст. 64 указанного Закона бюллетень заполняется избирателем, участником референдума в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, где не допускается присутствие других лиц, за исключением случая, указанного в пункте 10 настоящей статьи.

В качестве единственного исключения из запрета присутствия при заполнении избирателем бюллетеня других лиц предусмотрено, что избиратель, участник референдума, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума.

Согласно п.11. ст.64 указанного Закона, заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании.

Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в п. 2 ст. 61 определяет, что голосование должно происходить в помещении для голосования, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями.

Между тем, п. «к» статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусмотрено, что наблюдателем предоставляется право производить в помещении для голосования (с того места, которое определено председателем участковой комиссии) фото - и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.

В соответствии с пунктом 23 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, участников референдума, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, референдумом, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, участников референдума, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей, участников референдума числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума; вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.

Согласно п. 4 ст. 20 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

В силу требований п. 12 ст. 64 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке. При этом в силу ч. 15 ст. 81 ФЗ от 22.02.2014г. № 20-ФЗ (ред. от 05.04.2016г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» наблюдатели и иные лица могут быть удалены из помещения для голосования, если они нарушают законодательство РФ о выборах и референдумах и факт такого нарушения установлен в судебном порядке.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, административный ответчик ФИО1 является членом участковой избирательной комиссии избирательного участка с правом решающего голоса, а административный истец ФИО6 является председателем участковой избирательной комиссии избирательного участка . Данные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались.

Из представленного акта от ДД.ММ.ГГГГ. «О ведении видеосъёмки членом УИК с правом решающего голоса», подписанного председателем и секретарём участковой избирательной комиссии, а также членами участковой избирательной комиссии следует, что административный ответчик ФИО1 производил видеосъёмку избирателей, книг и всего избирательного участка .

Указанный акт от ДД.ММ.ГГГГ. составлен на основе трёх письменных жалоб на имя председателя УИК от наблюдателей ФИО12, ФИО10 и члена избирательной комиссии ФИО5, в которых указано, что ФИО1 производил фото и видеофиксацию избирателей и их персональных данных, трёх принятых участковой избирательной комиссией избирательного участка решений от ДД.ММ.ГГГГ. по итогам рассмотрения данных жалоб, в соответствии с которыми факты, изложенные в жалобах ФИО12, ФИО10 и ФИО5, признаны обоснованными, а также на основе трёх актов от ДД.ММ.ГГГГ. о нарушении избирательного законодательства в ходе досрочных выборов Главы г. Кемерово в участковой избирательной комиссии избирательного участка , составленных наблюдателями и членами участковой избирательной комиссии избирательного участка , где указано, что ФИО1 не соблюдает конфидициальность персональных данных избирателей, ведёт видео и фотосъёмку избирателей, списков избирателей и бюллетеней. От подписи в данных актах о нарушении избирательного законодательства ФИО1 отказался, о чём имеются соответствующие записи.

Обстоятельства, содержащиеся в представленных суду вышеупомянутых жалобах, решениях, принятых по итогам рассмотрения жалоб, актах о нарушении избирательного законодательства также подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетель ФИО11, являющийся членом участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, и свидетель ФИО12, являющийся наблюдателем от партии «Справедливая России».

В соответствии с п.1 Постановления ЦИК России от 03.10.2012г. «О разъяснении порядка ведения наблюдателями фото – и (или) видеосъемки в помещении для голосования» в целях обеспечения реализации принципа гласности в деятельности избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума, закрепленного в пункте 5 статьи 3 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования.

В соответствии с п.3. Постановления ЦИК России от ДД.ММ.ГГГГ «О разъяснении порядка ведения наблюдателями фото – и (или) видеосъемки в помещении для голосования», наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контроля за волеизъявлением избирателей.

Изображение избирателя не должно занимать большую часть кадра (экрана).

Запрещается вести фото - и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней, фото - и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней до начала подсчета голосов.

При этом действующим законодательством конкретные случаи возможности либо невозможности осуществления фотографирования либо видеозаписи в помещении для голосования членами избирательных комиссий не предусмотрено.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. административный ответчик ФИО1 действительно производил в помещении для голосования на избирательном участке <адрес> фото и видеосъёмку с камеры своего мобильного телефона, что в судебном заседании непосредственно ФИО1 и не оспаривалось. При этом административный ответчик ФИО1 также не оспаривал, что с целью фиксации возможных вбросов бюллетеней производил видеозапись ящика для голосования и подходивших к нему избирателей, заполнивших бюллетени, для последующего их сброса в ящик.

Законом закреплен принцип тайного голосования, смысл которого состоит в исключении возможности какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина (п. 1 ст. 81 Конституции РФ, ст. 3, ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").

Законодательный механизм реализации данного принципа предполагает обязанность государства обеспечить, с одной стороны, гражданам возможность тайного голосования, а, с другой стороны, возможность наблюдения за процессом выборов способом, исключающим возможность контроля за свободой выражения гражданами своего волеизъявления.

С этой целью закон регламентирует порядок создания органов и назначения должностных лиц, ответственных за реализацию указанного порядка, и применения ими мер ответственности к нарушителям избирательного законодательства.

С учётом вышеперечисленных положений закона, фактических обстоятельств суд приходит к выводу, что осуществление административным ответчиком ФИО1 в помещении для голосования фотографирования, видеозаписи не противоречит действующему законодательству, поскольку закон не содержит прямого запрета члену избирательной комиссии производить фотографирование или видеосъёмку в помещении для голосования. Доказательств же нарушения административным ответчиком ФИО1 тайны голосования административным истцом не представлено. Все доводы по этому поводу голословны и ничем не подтверждены. При этом в материалах дела не имеется ни одного заявления от избирателей избирательного участка в подтверждение нарушения в ходе фотографирования либо видеозаписи ФИО1 их права на тайное голосование. Само по себе фотографирование либо видеозапись, производимые в помещении для голосования, то есть вне специальной кабинки, предназначенной для тайного голосования, не свидетельствует о нарушении ФИО1 ст.7 Закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

В соответствии с ч.1 ст. 152.1 ГК РФ, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии - с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:

1)использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

2)изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.

В судебном заседании не представлено доказательств, свидетельствующих об использовании административным ответчиком ФИО1 произведённой в помещении для голосования видеозаписи либо фотографий в целях, не связанных с выполнением возложенных на него функций и полномочий в качестве члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Доводы стороны административного истца о том, что административный ответчик ФИО1 при исполнении своих обязанностей в качестве члена участковой избирательной комиссии нарушил закон о персональных данных, допустив во время выдачи избирателям бюллетеней для голосования свободный доступ граждан к списку избирателей избирательного участка , также в ходе судебного заседания не нашёл своего подтверждения.

В соответствии со ст. 3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных», персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

В соответствии со ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных», операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ч.1 ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных», субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе.

В судебном заседании не представлено доказательств того, что ФИО1 нарушил неприкосновенность частной жизни избирателей, осуществлял сбор и распространение персональных данных избирателей в нарушение положений Федерального закона "О персональных данных". Все доводы стороны административного истца по этому поводу основаны на одних лишь предположениях и ничем не подкреплены. Доводы стороны административного истца в обоснование нарушения административным ответчиком закона о персональных данных основываются лишь на том, что административный ответчик ФИО1 при выдаче избирателям бюллетеней для голосования не закрывал трафаретом сведения об избирателях избирательного участка , содержащихся в книге избирателей указанного избирательного участка. Однако, такие действия административного ответчика ФИО1 не свидетельствуют о нарушении им федерального закона «О персональных данных», поскольку суд установил, что ни сбором, ни распространением персональных данных граждан ФИО1 не занимался.

При этом суд считает, что доводы стороны административного истца по поводу нарушения административным ответчиком ФИО1 федерального закона «О персональных данных» вообще не имеют правого значения для разрешения настоящего административного иска, поскольку по смыслу закона нарушение персональных данных не является основанием для отстранения члена избирательной комиссии от участия в работе избирательной комиссии (ч. 15 ст. 81 ФЗ от 22.02.2014г. № 20-ФЗ (ред. от 05.04.2016г.) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»).

При указанных обстоятельствах, административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, поскольку суду не представлено доказательств нарушения административным ответчиком ФИО1 законодательства о выборах и референдумах.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 177-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска участковой избирательной комиссии избирательного участка к административному ответчику ФИО1 об отстранении от участия в работе участковой избирательной комиссии избирательного участка , – отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 5 дней со дня составления мотивированной его части – 20.09.2016г. через Рудничный районный суд г. Кемерово.

Председательствующий: