ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2236/2021740029-01-2021-004132-13 от 13.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело № 2а-2236/2021 74RS0029-01-2021-004132-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2021 г. судья Ленинского районного суда г. Магнитогорска Челябинской области Шапошникова О. В., рассмотрев в упрощенном (письменном) производстве административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области к Кириченко НМ о взыскании недоимки,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 17 по Челябинской области обратилась в суд с административным иском к Кириченко Н.М., в котором просила взыскать задолженность по транспортному налогу за 2016 г. в размере 693 рубля. В обоснование иска указано, что налогоплательщиком не исполнено требование об уплате налога № 8410 от 19.02.2018.

Определением суда от 27 августа 2021 г. административному ответчику Кириченко Н.М. разъяснено право на подачу в срок по 13.09.2021 и 30.09.2021 возражений и объяснений по существу заявленных требований, либо доказательств уплаты недоимки. В назначенный судом срок от административного ответчика возражения против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства в суд не поступили.

Дело рассмотрено без участия участников процесса в порядке ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в упрощенном (письменном) производстве.

Исследовав представленные суду документы, суд пришел к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Конституция Российской Федерации (в статье 57) устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, налоговые правоотношения это публичные правоотношения, а уплата налога является публичной и конституционной обязанностью каждого налогоплательщика.

Согласно п. 1 ст. 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

В силу положений п. 2 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Налоговым периодом, согласно ст. 360 Налогового кодекса Российской Федерации, признается календарный год. В соответствии с п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Административный ответчик Кириченко Н.М. в 2016 г. являлась собственником автомобиля марки ГАЗ 31029, гос.номер (л.д.23).

Кириченко Н.М. заказной корреспонденцией направлено налоговое уведомление № 19565951 от 16.07.2017 об уплате транспортного налога за 2016 год, с указанием на обязанность уплатить сумму налога в срок до 01.12.2017 (л.д.9,10). Кириченко Н.М. обязанность по уплате транспортного налога исполнена не была. В связи с неисполнением в установленный законом срок налогового уведомления об уплате налога, налоговым органом в адрес ответчика заказным письмом направлено требование № 8410 от 19.02.2018 об уплате недоимки по налогу, в том числе по транспортному налогу в срок до 30.03.2018 (л.д.11,12).

Из карточки расчета с бюджетом по транспортному налогу усматривается, что часть задолженность по транспортному налогу была взыскана, часть была списана как безнадежная, в связи с чем общая сумма задолженности по налогам и пени составила менее 3000 рублей.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пресекательный срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа для взыскания - 30.09.2021 (30.03.2018+3 года+6 месяцев).

Срок исполнения самого раннего требования был установлен до 30.03.2018 года, в течении трех лет с указанной даты сумма задолженности не превысила 3000 рублей, в связи с чем налоговый орган, в течении шести месяцев со дня истечения трехлетнего срока (30.03.2021), а именно 16.04.2021, в связи с неоплатой административным ответчиком недоимки по транспортному налогу за 2016 год обратился с заявлением о выдаче судебного приказа, 23 апреля 2021 г. мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского района г.Магнитогорска был вынесен судебный приказ о взыскании с ответчика задолженности по налогу, который на основании заявления Кириченко Н.М. был отменен 13 мая 2021 г. (л.д.7).

26.08.2021 Инспекция обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика недоимки по налогам в шестимесячный срок обращения в суд, предусмотренный п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

От административного ответчика возражения по существу заявленных требований не поступили, однако Кириченко Н.М. в заявлении об отмене судебного приказа указала, что автомобиль марки ГАЗ 31029 был продан без снятия с регистрационного учета, а затем сдан в утиль, однако снять автомобиль с регистрационного учета регистрирующим органом было отказано.

Как следует из данных, предоставленных МЭО ГИБДД УМВД России по г. Магнитогорску, автомобиль марки ГАЗ 31029 до настоящего времени стоит на учете на Кириченко Н.М. (л.д.23), тот факт, что административный ответчик утилизировал автомобиль, не подтверждается документально. Согласно предоставленного заявления, Кириченко Н.М. 27 декабря 2014 г. было отказано в предоставлении государственной услуги по снятию автомобиля с регистрационного учета по п. 24 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденный Приказом МВД России от 07.08.2013 г. № 605, действующего по состоянию на 27.12.2014, в связи с тем, что имелся запрет на совершение регистрационных действий.

В соответствии с абзацем 2 ч. 3 Постановления Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» (действующих на момент попытки снятия спорного автомобиля с учета) юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Согласно ч. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом МВД РФ от 24 ноября 2008 г. № 1001 "О порядке регистрации транспортных средств" (действующих на момент попытки снятия спорного автомобиля с учета) собственники (владельцы) транспортных средств обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Госавтоинспекции, в которых они зарегистрированы, или изменить регистрационные данные в случае истечения срока временной регистрации, утилизации транспортных средств, изменения собственника (владельца).

Таким образом, до момента снятия транспортного средства с учета в регистрирующих органах ГИБДД, плательщиком транспортного налога является лицо, за которым зарегистрировано транспортное средство. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24.11.2016 № 2513-О, федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса РФ транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщика.

Тем самым, продажа транспортного средства как и сдача автомобиля на утилизацию без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статьей 357, 358, 362 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.

Таким образом, в спорный период (2016 год) Кириченко Н.М. являлась плательщиком транспортного налога автомобиля ГАЗ 31029.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Кириченко Н.М. на имя которой в 2016 году было зарегистрировано транспортное средство марки ГАЗ 31029, обязана уплатить правомерно исчисленный за 2016 год транспортный налог до изменения регистрационных данных в карточке учета, принадлежащего ей транспортного средства.

Учитывая изложенное, суд считает, что заявленные налоговым органом требования о взыскании с ответчика задолженности по транспортному налогу за 2016 год следует удовлетворить, поскольку ответчиком не была выполнена обязанность по уплате налога в установленные законом сроки.

Судом проверен расчет недоимки по налогу за полный налоговый период, представленный административным истцом и признан верным.

Таким образом, с Кириченко Н.М. подлежит взысканию в пользу Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области недоимка по транспортному налогу с физических лиц за 2016 год в размере 693 руб..

При этом на основании части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден. С ответчика подлежит взысканию пошлина в размере 400 рублей в соответствии со ст.333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст. 290, 293 КАС РФ суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области к Кириченко НМ о взыскании недоимки – удовлетворить.

Взыскать с Кириченко НМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России № 17 по Челябинской области, транспортный налог с физических лиц за 2016 год в размере 693 руб.

Взыскать с Кириченко НМ в доход местного бюджета госпошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в течение 15 дней со дня получения копии решения.

Судья: