ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2237/2018 от 15.03.2018 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Дело № 2а-2237/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

15 марта 2018 года г.Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Кургуновой Н.З.,

при секретаре Кролевецком А.А.,

с участием административного истца Третьяк Т.В., представителя административного соответчика Крентовской Я.Г., представителя заинтересованного лица Кармазина Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Третьяк Т. В. к Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области, ГУ УПФР в г. Благовещенске Амурской области о признании незаконными отказов (ответов) от 07.11.2017 года №12643 и от 19.12.2017г. №30-9792, обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Третьяк Т.В. обратилась в суд с настоящим административным иском, в обоснование указав, что истцом, осуществляющим деятельность в качестве адвоката, учредившего адвокатский кабинет, своевременно - 15.12.2016 через кассира отделения Сбербанка была произведена оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ в сумме 19 356,48 рублей. При проведении платежа, работником Банка был неверно указан КБК, в связи с чем, денежные средства поступили в счет оплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС. По этой причине, согласно акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 21126 от 22.01.2018, за истцом числится задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ в сумме 19 356,28 рублей и по пеням в сумме 2 172,91 рублей. Напротив, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС числится переплата (положительное сальдо) в той же сумме -19 358,01 рублей. 27.10.2017 Третьяк Т.В. обратилась на имя начальника Межрайонной ИФНС России №1 по Амурской области Батришиной Н.В. с заявлением о проведении зачета суммы переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС в сумме 19 356,48 рублей в счет оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ и списании начисленной пени за несвоевременную оплату в сумме 1 696,25 рублей (размер пени, которая составляла на момент подачи заявления), в связи с тем, что оплата в указанной сумме истцом произведена в установленные законом сроки - 15.12.2016. Согласно ответу № 12643 от 07.11.2017 Межрайонной ИФНС России №1 по Амурской области было отказано в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов, со ссылкой на ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятие Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». Также в указанном решении, разъяснено о необходимости обращения с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. Учитывая, что Третьяк Т.В. обращалась с заявлением о зачете излишне уплаченной суммы страховых взносов и снятии суммы пени, а не о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов, то по существу заявление налоговым органом не рассмотрено. Межрайонной ИФНС России №1 по Амурской области (административным ответчиком) поданное заявление о зачете излишне уплаченной суммы страховых взносов по существу рассмотрено не было. Не разобравшись в сути поданного заявления о зачете, ошибочно направили в другой орган, который не уполномочен совершать действия по зачету сумм излишне уплаченных страховых взносов, что привело к необоснованной волоките, вынесению необоснованного и незаконного решения и нарушению прав на осуществление зачета излишне уплаченных страховых взносов и снятии начисленной суммы пени. В связи с чем, решение Межрайонной ИФНС России №1 по Амурской области № 12643 от 07.11.2017 незаконно. Вместе с тем, обратившись 14.12.2017 в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области с аналогичным заявлением о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, был получен ответ № 30-9792 от 19.12.2017 о том, что в связи с передачей функций по администрированию страховых взносов в налоговые органы, органы ПФР не принимают решение о зачете сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 г. с указанием на то, что для проведения зачета необходимо обратиться с соответствующим заявлением в налоговый орган по месту регистрации. Административным истцом надлежащим образом и своевременно исполнена обязанность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ. Вины в том, что денежные средства были перечислены сотрудником Банка на другой КБК, у Третьяк Т.В. нет. Соответственно при отсутствии вины, пеня за несвоевременную оплату в размере 2 172,91 рублей неправомерно начислена Межрайонной ИФНС России №1 по Амурской области по состоянию на 22.01.2018г.

На основании изложенного, административный истец Третьяк Т.В. просила суд признать решение № 12643 от 07.11.2017 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области об отказе произвести возврат излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также решение № 30-9792 от 19.12.2017 ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области незаконными; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Амурской области, ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Благовещенске Амурской области принять решение по зачету суммы переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС в сумме 19 356,48 рублей в счет оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд Российской Федерации и исключить сумму пени за несвоевременную оплату в размере 2 172,91 рублей (по состоянию на 22.01.2018).

В судебном заседании административный истец Третьяк Т.В. на заявленных требованиях настаивала в полном объеме.

Представитель административного соответчика Крентовская Я.Г. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований административного искового заявления, в обоснование возражений указала, что Третьяк Т.В. была произведена оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ в сумме 19 356,48 рублей, однако, в связи с указанием неверного КБК денежные средства поступили в счет оплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС, в связи с чем, у Третьяк Т.В. числится задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ в сумме 19 356,28 рублей и пеням в сумме 2 172,91 рублей и, напротив, переплата в сумме 19 358,01 рублей по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере. Федеральными законами № 250-ФЗ и от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Федеральный закон № 243-ФЗ) не определены полномочия органов Пенсионного Фонда Российской Федерации, органов Фонда социального страхования Российской Федерации и налоговых органов по принятию решения о проведении зачета сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации в счет погашения недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного Фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 Федерального закона № 250-ФЗ и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Указанными федеральными законами не предусмотрены зачеты сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, которые были установлены Федеральным законом № 212-ФЗ, соответствующих пеней и штрафов в счет погашения недоимки (предстоящих платежей) по страховым взносам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также зачет сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, установленных Кодексом, в счет погашения недоимки по страховым взносам, которые были установлены Федеральным законом № 212-ФЗ, и задолженности по соответствующим пеням и штрафам. 14.12.2017 Третьяк Т.В. в Инспекцию подано заявление о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов. Учитывая, что Третьяк Т.В. произведена оплата в разные фонды Российской Федерации, произведение зачета уплаченных сумм в соответствии с и. 1.1.ст. 78 НК РФ не предусмотрено. В рамках действующего законодательства плательщику необходимо сумму задолженности погасить самостоятельно, а на ошибочно уплаченную сумму страховых взносов и направить в адрес территориального органа ПФР заявление о возврате.

Представитель заинтересованного лица Кармазин Д.А. в судебном заседании также возражал против удовлетворения административного искового заявления, в обоснование возражений указал, что истец обосновывает свои требования тем, что ей, через кассу отделения Сбербанка (№8636 Филиал №117), 15.12.2016 произведена оплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в сумме 19 356.48 руб. Однако, из-за ошибки в коде бюджетной классификации (КБК), денежные средства в указанной сумме были зачислены в счет уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС. По результатам рассмотрения Инспекцией обращения Третьяк Т.В. (27.10.2017) о проведении зачета Инспекцией вынесено оспариваемое решение (07.11.2017), которым Третьяк Т.В. со ссылками на действующее законодательство РФ отказано в возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов. Вместе с тем, вопросы возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа урегулированы федеральным законодателем в ст.78 НК РФ «Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа». Таким образом, обращение Третьяк Т.В. от 27.10.2017 №3 Инспекцией рассмотрено по существу с предоставлением Третьяк Т.В. письменного ответа от 07.11.2017 №12643. При этом уплата спорной суммы страховых взносов по КБК «***» произведена административным истцом самостоятельно, 15.12.2016, по банковской карте, что соответствует данным платежного документа (чек-ордер от 15.12.2016). Налоговый орган в данном процессе не участвует и не несет ответственности за возможные последствия, в том числе негативные, для плательщика взносов, в том числе в виде наличия сведений о несвоевременной оплате налога (сбора, взноса). На указанную дату (дату совершения банковской операции) налоговые органы, в том числе Инспекция, не администрировали страховые взносы, соответственно, не производили их расчет и взыскание. Данные функции до 01.01.2017 года выполнял Пенсионный фонд, являющийся также административным ответчиком по настоящему спору. Так, Федеральным законом от 03.07.2016 №243-Ф3 внесены изменения в часть первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Федеральным законом от 03.07.2016 №250-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты РФ и признаны утратившими силу отдельные законодательные акты (положения законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование». В соответствии со ст. 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до I января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страховании РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона (01.01.2017). Таким образом, налоговые органы не производят расчет страховых взносов за периоды до 01.01.2017 года. Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию до 01.01.2017 определялся в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования РФ, федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Законами №243-Ф3 и 250-ФЗ не определены полномочия налоговых органов по принятию решений о проведении зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ за отчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в счет погашения недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года. От Пенсионного фонда в отношении Третьяк Т.В., ИНН 280112060893 по состоянию на 12.02.2017 в налоговый орган поступили сведения о задолженности по страховым взносам, в том числе: по КБК ***- 19 356,48 руб. Таким образом, при наличии у плательщика недоимки по страховым взносам, задолженности по уплате соответствующих пеней, штрафов в государственные внебюджетные фонды РФ, образовавшихся за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»), то указанная задолженность подлежит уплате этим плательщиком или взысканию налоговым органом в соответствии с ч.2 ст. 4 Закона №243-Ф3. Оснований для проведения территориальными налоговыми органами зачетов излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов (соответствующих пеней и штрафов) за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в счет погашения недоимки, задолженности по пеням и штрафам по страховым взносам, действующим законодательством РФ не предусмотрено. Третьяк T.В. самостоятельно сформулированы конкретные требования административного искового заявления: об обязании ответчиков принять решение о зачете суммы переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС в сумме 19 356.48 руб. и счет оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ. Однако, исходя из положений п. 1.1 ст. 78 НК РФ, а также Федеральных законов №243-03 и 250-ФЗ, произведение зачета уплаченной суммы в соответствии со ст. 78 НК РФ не предусмотрено. В рамках действующего законодательства РФ плательщику необходимо имеющуюся сумму задолженности погасить самостоятельно, а на ошибочно уплаченную сумму страховых взносов (19 356,48 руб.) направить в адрес территориального органа ПФР заявление о возврате. При указанных выше обстоятельствах, учитывая, что Третьяк Т.В. являлась инициатором уплаты спорной суммы страховых взносов, принятое Инспекцией решение от 07.11.2017 №12643, соответствует закону, прав и законных интересов Третьяк Т.В. не нарушает, а начисление пени на сумму задолженности является правомерным и обоснованным (ст. 75 НК РФ), правовые и фактические основания для исключения или неуплаты Третьяк Т.В. соответствующей суммы пени - 2 172,91 руб., отсутствуют. Несоблюдение административным истцом установленного порядка обращения в суд обшей юрисдикции с настоящим административным исковым заявлением - из содержания административного искового заявления б/н от 05.02.2018. подписанного административным истцом, следует, и им не оспаривается, что вынесенные административными ответчиками оспариваемые решения не обжаловались в вышестоящий налоговый орган в порядке подчиненности. Указанное обстоятельство прямо свидетельствует о том, что административным истцом при обращении непосредственно в суд с настоящим административным иском при обжаловании решения Инспекции как административного ответчика - не соблюден действующий обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

В судебное заседание не явился представитель административного соответчика ГУ УПФР РФ в г. Благовещенске, уведомленный надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в письменном ходатайстве представитель административного соответчика Тышкевич И.И. просил об отложении судебного заседания в виду занятости в другом процессе, в удовлетворении данного ходатайства судом отказано, поскольку доказательств его участия в другом процессе не было представлено, уважительность причины неявки иным образом не подтверждена.

Руководствуясь ч.6 ст.226 КАС РФ суд определил рассмотреть административное дело в отсутствии неявившегося лица, уведомленного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.

Выслушав пояснения присутствующих сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец Третьяк Т.В. в ходе исполнения своих обязательств по уплате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию 15.12.2016 г. в отделении ПАО «Сбербанк России», обратившись к кассиру, ошибочно, как то указывает истец в иске, из-за неверного указания работником банка кода бюджетной квалификации, денежные средства в сумме 19356 рублей 48 копеек перечислила в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В связи с указанными обстоятельствами данный платеж не поступил в Пенсионный фон РФ, а был зачислен в соответствии с КБК в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Обнаружив данную ошибку, 27.10.2017 г. Третьяк Т.В. обратилась в МИФНС России №1 по Амурской области с заявлением о зачете суммы переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС в сумме 19 356,48 рублей в счет оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ. Сумму начисленной пени за несвоевременную оплату в размере 1 696,25 рублей сторнировать. Также, указала, ошибка произошла за счет неверного указания КБК в квитанции на оплату.

Согласно ответу Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области от 07.11.2017 года № 12643 в ответ на обращение Третьяк Т.В., решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган. Учитывая нормы действующего законодательства, с заявлением о возврате излишне оплаченной суммы страховых взносов необходимо обратиться в территориальный орган пенсионного фонда Российской Федерации.

14.12.2017 года Третьяк Т.В. обратилась с заявлением о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней, штрафов в Управление ПФР в г. Благовещенке.

Из ответа начальника УПФР в г. Благовещенске Амурской области от 19.12.2017 года № 30-9792, адресованного Третьяк Т.В., следует, что в связи с передачей функции по администрированию страховых взносов в налоговые органы, органы ПФР не принимают решение о зачете сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года. Для проведения зачета необходимо обратиться с заявлением в налоговый орган по месту регистрации.

Не согласившись с указанными выше решениями, Третьяк Т.В. обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Представителем заинтересованного лица УФНС России по Амурской области в представленном отзыве на иск указано, что истцом при обращении в суд с рассматриваемым иском при обжаловании решения инспекции как административного ответчика не соблюден действующий обязательный досудебный порядок урегулирования спора.

Из материалов дела следует, что истец в вышестоящую налоговую инспекцию - УФНС России по Амурской области с жалобой на решение, действие (бездействие) должностных лиц МИФНС России №1 по Амурской области не обращалась.

В соответствии со ст.137 НК РФ каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

В силу положений п. 1 ст. 138 Налогового Кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Вместе с этим установление обязательного досудебного порядка рассмотрения спора вышестоящим налоговым органом не влияет на возможность налогоплательщика в случае не рассмотрения по существу его заявления в установленный срок обратиться в суд за защитой нарушенного права.

Как следует из иска, представленных материалов дела, истец Третьяк Т.В. в поданном в МИФНС России №1 по Амурской области заявлении просила налоговый орган произвести заявлением о зачете суммы переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС в сумме 19 356,48 рублей в счет оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ. Сумму начисленной пени за несвоевременную оплату в размере 1 696,25 рублей сторнировать. Также, указала, ошибка произошла за счет неверного указания КБК в квитанции на оплату

По результатам рассмотрения обращения Третьяк Т.В. о проведении зачета направлен ответ (оспариваемое решение), где со ссылкой на действующее законодательство РФ указано о необходимости обращения в территориальный орган Пенсионного фонда РФ с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов.

Исходя из указанного, конкретных обстоятельств дела, истец мог обратиться в суд

за защитой нарушенного права.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом. При этом суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, в полном объеме.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированном размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.

Согласно статье 5 Федерального закона N 212-ФЗ, истец является плательщиком страховых взносов.

Статьей 15 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

Согласно части 8 указанной статьи уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.

В составе бюджета Пенсионного фонда РФ отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную пенсию, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступившие в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на финансирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной пенсии по старости, средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата, средства гарантийного возмещения, полученные от Агентства в соответствии с Федеральным законом "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений", а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной пенсии.

Денежные средства обязательного пенсионного страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка РФ для учета операций со средствами бюджета Пенсионного фонда РФ.

В соответствии с положениями ст. 17 указанного Федерального закона бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет: страховых взносов; сумм пеней и иных финансовых санкций; и иных указанных в ней поступлений.

В свою очередь согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326) доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования формируются в соответствии с законодательством Российской Федерации. К доходам бюджета данного фонда относятся: страховые взносы на обязательное медицинское страхование; недоимки по взносам, налоговым платежам; начисленные пени и штрафы; средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами; доходы от размещения временно свободных средств; иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Таким образом, указанными положениями Законов N 167-ФЗ и N 326-ФЗ предусмотрено, что бюджеты Пенсионного фонда и Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются строго обособленными и имеют различные источники формирования и цели расходования, которые какому-либо смешению и изъятию, в т.ч. в пользу друг друга, не подлежат.

Пунктами 1 и 4 части 5 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ предусмотрено, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов, если иное не предусмотрено частью 6 названной статьи: со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа; со дня вынесения органом контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с настоящим Федеральным законом решения о зачете сумм излишне уплаченных или излишне взысканных страховых взносов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующих страховых взносов.

В соответствии с пунктом 4 части 6 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, кода бюджетной классификации и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства.

Исходя из формулировки Закона N 212-ФЗ, если КБК, наименование банка или номер счета получателя платежа указаны неверно, то это влечет незачисление такого платежа по назначению и приводит к образованию недоимки.

В силу положений части 12 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ данные правила применяются также в отношении пеней и штрафов.

Поскольку Закон N 212-ФЗ регламентирует правоотношения по исполнению обязанности по уплате страховых взносов, то иной платеж в соответствии с общими правилами считается состоявшимся только в случае поступления средств в бюджет именно конкретного Фонда.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Для установления факта неисполнения обязанности по уплате страховых взносов следует установить: поступили или нет денежные средства на счет соответствующего органа Пенсионного фонда РФ, в связи с чем, факт неправильного указания КБК без его уточнения плательщиком не может являться основанием для признания обязанности по уплате страховых взносов исполненной.

Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", суд учитывает, что бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования являются строго обособленными и имеют различные источники формирования и цели расходования. Неправильное указание КБК в назначении платежа стало основанием неуплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации и соответствующего начисления пени.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.10.2017 N 305-КГ17-14673 по делу N А40-213646/2016.

Таким образом, Третьяк Т.В. ненадлежащим образом исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Пунктом 11 части 6 статьи 18 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ предусматривалось, что на основании заявления плательщика страховых взносов об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов и акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов.

В поданных 27.10.2017 г., 14.12.2017 г. письменных заявлениях истец просил ответчиков произвести зачет суммы переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 19356,48 рублей в счет оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ.

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ утратил силу с 01 января 2017 г. в связи с принятием Федерального закона от 03.06.2016 г. №250-ФЗ.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

Таким образом, начиная с 1 января 2017 года, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.

В соответствии с ч. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает бюджетными полномочиями, в числе которых:

осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;

осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;

принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;

принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.

В связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, которые были установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", с 01.01.2017 между налоговыми органами и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разграничены полномочия администраторов доходов бюджета в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) этих страховых взносов, проверки расчетов (уточненных расчетов), представленных за истекшие до 01.01.2017 отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, взыскания недоимки по указанным страховым взносам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, а также принятия решений о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР, ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

Согласно пункту 1 статьи 18.1 Налогового кодекса Российской Федерации в Российской Федерации Кодексом устанавливаются страховые взносы, которые являются федеральными и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 243-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 78 Кодекса сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса (в редакции Федерального закона N 243-ФЗ).

В силу пункта 14 статьи 78 Кодекса правила, установленные статьей 78 Кодекса, применяются также в отношении зачета или возврата сумм излишне уплаченных авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов и распространяются на налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (в редакции Федерального закона N 243-ФЗ).

На основании изложенного, Федеральными законами N 243-ФЗ и N 250-ФЗ не предусмотрен зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов, которые были установлены Федеральным законом N 212-ФЗ по отчетным (расчетным) периодам, истекшим до 01.01.2017г.

Статьей 21 Федерального закона N 250-ФЗ предусмотрен лишь возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, который осуществляется по решению органов ПФР и ФСС РФ.

Согласно акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам № 21126 от 22.01.2018, за Третьяк Т.В. числится задолженность по оплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ в сумме 19 356,28 рублей и по пеням в сумме 2 172,91 рублей.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявлений Третьяк Т.В. о зачете суммы переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в сумме 19356,48 рублей в счет оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ у ответчиков не имелось. При этом в оспариваемом ответе ответчиком МИФНС России №1 по Амурской области истцу указано о возможности обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии указанной совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, учитывая отсутствие совокупности обстоятельств необходимых для признания незаконными оспариваемых решений, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Третьяк Т.В. требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст.175-180,227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Третьяк Т. В. в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области, ГУ УПФР в г. Благовещенске Амурской области о признании незаконными отказов (ответов) от 07.11.2017 года №12643 и от 19.12.2017г. №30-9792, обязании принять решение по зачету суммы переплаты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС в сумме 19 356 рублей 48 копеек в счет оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ и исключить сумму пени за несовременную оплату в размере 2172 рубля 91 копейка (по состоянию на 22.01.2018 г.) отказать

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Благовещенского

городского суда Н.З. Кургунова

Решение в окончательной форме изготовлено 23 марта 2018 года.