ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-223/2016 от 22.03.2016 Суровикинского районного суда (Волгоградская область)

№ 2а-223/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Суровикино Волгоградской области 22 марта 2016 г.

Суровикинский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи Е.В. Луневой,

при секретаре судебного заседания ФИО,

с участием представителей административных истцов ТОС «Забота»

и ТОС «Зеленый угол» ФИО4, ФИО5, ФИО6,

представителя административного ответчика – администрации Суровикинского муниципального района

Волгоградской области ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению территориального общественного самоуправления «Забота», территориального общественного самоуправления «Зеленый угол» к администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области об оспаривании решения органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Территориальное общественное самоуправление «Забота» (далее по тексту ТОС «Забота») и территориальное общественное самоуправление «Зеленый угол» (далее по тексту ТОС «Зеленый угол») обратились в суд с административным иском к администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области об оспаривании решения органа местного самоуправления.

В обоснование требований административными истцами указано, что ТОС «Забота» и ТОС «Зеленый угол» в 2009 г. были зарегистрированы в качестве юридических лиц, которые осуществляют свою деятельность по благоустройству территории и вопросам местного значения в рамках установленных границ за счёт средств субсидий, выплачиваемых из бюджета.

В соответствии с постановлением Администрации Волгоградской области от 12.11.2015 № 688-п «Об утверждении Порядка предоставления в 2015 году субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на со финансирование расходных обязательств муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на предоставление субсидий организациям территориального общественного самоуправления, реализующим проекты по благоустройству территории территориального общественного самоуправления» условиями предоставления субсидии из областного бюджета являются, в том числе, наличие правового акта муниципального района (городского округа) Волгоградской области, предусматривающего: порядок, условия и сроки проведения конкурса на право получения субсидий из местного бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых является субсидия из областного бюджета (далее именуются - субсидии из местного бюджета); порядок предоставления организациям ТОС субсидий из местного бюджета; условие, о допуске к участию в конкурсе на право получения субсидий из местного бюджета организаций ТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица в установленном порядке; основания для отказа в допуске к участию в конкурсе на право получения субсидий из местного бюджета организациям ТОС, получившим субсидию (грант) либо претендующим на получение субсидии (гранта) в текущем финансовом году за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 05 марта 2013 г. № 106-п «О порядке определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области»).

В целях реализации указанного постановления администрацией Суровикинского муниципального района принято постановление от 18.11.2015 № 991 «О районном конкурсе проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году» (далее – Постановление № 991), которым определены вышеуказанные условия предоставления субсидии из областного бюджета.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 5.1.1. Положения о конкурсе, утверждённого Постановлением № 991, в перечень документов, которые следует представить для участия в конкурсе входит справка о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам на момент участия в конкурсе из территориального органа Федеральной налоговой службы по месту постановки на налоговый учет.

Каких-либо требований, в том числе о необходимом сроке действия этого документа, Постановлением № 991 не определено. Более того, срок действия данной справки составляет 30 дней.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 5.2. Положения о конкурсе, утверждённого Постановлением № 991 каждый проект, представленный на конкурс, оценивается индивидуально каждым членом комиссии по пятибалльной системе от 0 до 5 баллов. При поведении итогов конкурса баллы суммируются. В случае равенства баллов решающим является голос председательствующего на заседании комиссии. Победителями признаются участники конкурса, набравшие наибольшее количество баллов. Поскольку критерии оценки конкурсных работ не определены, они полностью зависят от личных симпатий или антипатий членов комиссии, что может повлечь случаи коррупции.

По мнению административных истцов, положение Постановления № 991 в части «оценивается индивидуально каждым членом комиссии» считается коррупционным фактором, устанавливающим необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределённые, трудновыполнимые требования к организациям. Правовой акт не содержит критериев оценки заявок ТОСов, в соответствии с которыми членами комиссии должны приниматься соответствующие решения.

Также в нарушение постановления Администрации Волгоградской области от 12.11.2015 № 688-п в постановлении № 991 не установлены основания для отказа в допуске к участию в конкурсе на право получения субсидий из местного бюджета организация ТОС, получившим субсидию (грант) либо претендующим на получение субсидии (гранта) в текущем финансовом году за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 05 марта 2013года № 106-п («О порядке определения объёма и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области»).

Принятым административным ответчиком постановлением № 1004 от 23.11.2015 в Положение о проведении районного конкурса проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году, утверждённом постановлением № 991, внесены изменения, в новой редакции изложен пункт 3.2, который установил основания для отказа в допуске организации ТОС для участия в конкурсе.

По смыслу ст. 1058 ГК РФ лицо, объявившее публичный конкурс, вправе изменить его условия или отменить конкурс только в течение первой половины установленного для представления работ срока. Извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, которым конкурс был объявлен. Конкурс объявлен путём опубликования постановления на официальном сайте администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области 20 ноября 2015 г. В нарушении требований действующего законодательства, Постановление № 1004 от 23.11.2015 до настоящего времени не опубликовано на официальном сайте администрации Суровикинского муниципального района, а потому оно не действует. Из текста оспариваемых постановлений следует, что они подлежат опубликованию в общественно-политической газете «Заря». При этом постановление № 1004 от 23.11.2015 о внесении изменений в постановление № 991 опубликовано в газете 03.12.2015, а само постановление № 991 опубликовано в газете «Заря» 10.12.2015.

Также в соответствии с Федеральным законом № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» органы государственной власти и местного самоуправления не вправе требовать от граждан и юридических лиц предоставления документов, находящихся в органах государственной власти или органах местного самоуправления. Указанные документы должны быть запрошены органами государственной власти или органами местного самоуправления в соответствующих органах, в порядке межведомственного взаимодействия. В нарушение данных требований закона обжалуемое постановление содержит требование о предоставлении справки о состоянии расчётов по налогам, сборам и т.д.

Таким образом, административные истцы полагают, что подпункт «в» пункта 5.1.1, пункт 5.2 Положения о проведении районного конкурса проектов по благоустройству территорий среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году, утверждённого постановлением администрации Суровикинского муниципального района № 991 от 18.11.2015, приняты с существенными нарушениями норм законодательства, в связи с чем просят признать недействующим подпункт «в» пункта 5.1.1 Положения о проведении районного конкурса проектов по благоустройству территории территориального общественно самоуправления Суровикинского муниципального района в 2015 году, утверждённого постановлением администрации Суровикинского муниципального района № 991 от 18.11.2015, а также признать незаконным пункт 5.2. данного Положения.

В судебном заседании представитель административных истцов ТОС «Забота» и ТОС «Зеленый угол» ФИО6 исковые требования поддержал, изложив их вышеуказанным образом, дополнив, что извещение о проведении конкурса было опубликовано 20 ноября 2015 г. ТОС «Забота» и ТОС «Зеленый угол» в числе первых подали документы для участия в конкурсе, 27 ноября 2015 г. заявка была принята, все пункты Положения об участии в конкурсе выполнены, в противном случае, заявка не подлежала приёму. На территории ТОС «Забота» и ТОС «Зеленый угол» проживают 1105 и 502 человека соответственно, чьи интересы и представляют ТОСы. Постановление администрации Суровикинского муниципального района № 1004 от 23.11.2015, было направлено в администрации поселений, не имеющих никакого отношения к конкурсу. В отказе в допуске к конкурсу ТОС «Забота» и ТОС «Зеленый угол» административный ответчик сослался только на справку из налоговой службы, предоставленную не на момент участия в конкурсе. Им не понятно, что означает «на момент участия в конкурсе», документы для участия в конкурсе были сданы в срок, данная справка действует в течение месяца. Просит признать недействующим подпункт «в» пункта 5.1.1 Положения о проведении районного конкурса проектов по благоустройству территории территориального общественно самоуправления Суровикинского муниципального района в 2015 году, утверждённого постановлением администрации Суровикинского муниципального района № 991 от 18.11.2015, и признать незаконным пункт 5.2. данного Положения.

Представитель административного истца ТОС «Забота» ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что о проведении конкурса ТОСы поставили в известность 18 октября 2015 г., поэтому справки о состоянии расчётов по налогам были получены ими заранее. Выдача справок осуществляется за плату. 25 ноября 2015 г. она принимала участие в совещании, где их ознакомили с постановлением и условиями участия в конкурсе. Поскольку 1 декабря 2015 г. она ожидала получения по почте из налоговой службы заказанной выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, то задала вопрос, можно ли будет представить эту справку 1 декабря 2015 г. Ей был дан ответ о том, что можно предоставлять справки, полученные заранее, но 1 декабря уже поздно. Утром 30 ноября 2015 г. она сдала необходимые документы для участия в конкурсе, единственным замечанием при приёме был неправильный перечень документов. Все документы проверялись, но по представленной ею справке из налоговой службы замечаний не было.

Представитель административного истца ТОС «Зеленый угол» ФИО5 в судебном заседании поддержала исковые требования, пояснила, что 4 декабря 2015 г. в телефонном разговоре поинтересовалась у ФИО3 о причинах отказа в допуске к участию в конкурсе, на что та пояснила, что не предоставлена надлежащая справка, а при приёме документов она этого не заметила.

В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области ФИО7 исковые требования административных истцов не признал полностью и пояснил, что в соответствии с пунктом 1.2 уставов ТОС «Забота» и ТОС «Зеленый угол» являются юридическими лицами. Согласно пункту 2 Порядка предоставления в 2015 году субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на предоставление субсидий организациям территориального общественного самоуправления, реализующим проекты по благоустройству территории территориального общественного самоуправления (далее – Порядок), утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 12.11.2015 № 688-п, субсидии из областного бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на предоставление субсидий организациям территориального общественного самоуправления, реализующим проекты по благоустройству территории территориального общественного самоуправления.

В силу пункта 3 Порядка одним из условий предоставления субсидии из областного бюджета является наличие правового акта муниципального района (городского округа), предусматривающего:

порядок, условия и сроки проведения конкурса на право получения субсидий из местного бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых является субсидия из областного бюджета (далее - субсидии из местного бюджета);

порядок предоставления организациям ТОС субсидий из местного бюджета;

условие о допуске к участию в конкурсе на право получения субсидий из местного бюджета организаций ТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица в установленном порядке;

основания для отказа в допуске к участию в конкурсе на право получения субсидий из местного бюджета организациям ТОС, получившим субсидию (грант) либо претендующим на получение субсидии (гранта) в текущем финансовом году за счет средств федерального бюджета и (или) областного бюджета (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 05 марта 2013 г. № 106-п «О порядке определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области»);

конкретные направления расходования субсидий из местного бюджета организациями ТОС в рамках, предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Таким образом, действующим законодательством принятие правового акта, устанавливающего порядок, условия и сроки проведения указанного конкурса, в том числе основания для отказа в допуске к участию в нем, отнесено к полномочиям муниципального района.

В силу статей 21, 22 Устава Суровикинского муниципального района администрация Суровикинского муниципального района, как исполнительно-распорядительный орган Суровикинского муниципального района, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Волгоградской области.

С учетом изложенного администрацией Суровикинского муниципального района издано постановление от 18.11.2015 № 991 «О районном конкурсе проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году». Указанным постановлением утверждено Положение о проведении районного конкурса проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году (далее по тексту – Положение), создана конкурсная комиссия по оценке проектов и определению победителей районного конкурса проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году (далее по тексту – конкурсная комиссия) и утверждён её состав.

Согласно пункту 4 указанного постановления оно вступило с силу со дня его подписания - с 18.11.2015.

В соответствии с пунктом 5.1 Положения конкурс проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году (далее – конкурс) проводится по номинации «Благоустройство поселений» в два этапа отдельно по 4 группам территорий.

При этом согласно подпункту 5.1.1 пункта 5.1 Положения на первом этапе организации ТОС, желающие принять участие в конкурсе, предоставляют в администрацию Суровикинского муниципального района до 01.12.2015 пакет документов, в том числе справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на момент участия в конкурсе из территориального органа Федеральной налоговой службы по месту постановки на налоговый учет (подпункт «в» подпункта 5.1.1 пункта 5.1 Положения). Администрация Суровикинского муниципального района не позднее 03.12.2015 направляет материалы в конкурсную комиссию, которая до 07.12.2015 рассматривает каждый проект, представленный на конкурс, и определяет по каждой группе территорий три призовых места. Участники конкурса, занявшие призовые места на первом этапе конкурса, переходят во второй этап конкурса. На втором этапе конкурса его участники выступают с представлением своего проекта на открытой защите перед конкурсной комиссией.

При этом в соответствии с оспариваемым пунктом 5.2 Положения каждый проект, представленный на конкурс, оценивается индивидуально каждым членом комиссии по пятибалльной системе от 0 до 5 баллов. При подведении итогов конкурса баллы суммируются. В случае равенства баллов решающим является голос председательствующего на заседании комиссии. Победителями признаются участники конкурса, набравшие наибольшее количество баллов.

Как следует из содержания изложенной в подпункте «в» подпункта 5.1.1 пункта 5.1 Положения правовой нормы, не допускающей неоднозначного толкования, организацией ТОС, желающей принять участие в конкурсе, в администрацию Суровикинского муниципального района предоставляется справка территориального органа Федеральной налоговой службы по месту постановки на налоговый учет о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на момент участия в конкурсе (далее – справка о состоянии расчетов).

Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка предоставляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента.

Форма такой справки утверждена Приказом ФНС России от 05.06.2015 № ММВ-7-17/227@ «Об утверждении форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, порядка их заполнения и форматов представления справок в электронной форме».

В соответствии с пунктом 2 Порядка заполнения форм справок о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, утвержденного вышеназванным Приказом ФНС России, справка о состоянии расчетов формируется на дату, указанную в запросе. В случае, если в запросе не указана дата, по состоянию на которую формируется справка о состоянии расчетов, или в запросе указана будущая дата, справка о состоянии расчетов формируется на дату регистрации этого запроса в налоговом органе.

Таким образом, действующим налоговым законодательством Российской Федерации установлено, что справка о состоянии расчетов выдается налогоплательщику по его запросу, для чего налогоплательщик должен самостоятельно обратиться в налоговый орган по месту своего учета за получением указанной справки.

Действующим законодательством составление и выдача справок о состоянии расчетов не отнесено к компетенции иных, кроме ФНС России, органов, в том числе администрации Суровикинского муниципального района, в ведении нее указанные справки не находятся.

Предоставление оспариваемой административными истцами справки о состоянии расчетов в числе других, предусмотренных Положением, является правомерным, поскольку определение перечня документов, представляемых для участия в конкурсе организациями ТОС, и требований к их содержанию постановлением Администрации Волгоградской области от 12.11.2015 № 688-п отнесено к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Участие в конкурсе является добровольным и организация ТОС, принявшая решение об участии в нем, обязана выполнять требования, предусмотренные Положением.

Кроме того, проведение конкурса не отнесено к перечню государственных и муниципальных услуг, а также к перечню государственных и муниципальных функций, в связи с чем не относится к сфере правового регулирования Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 697.

Как следует из содержания подпункта «в» подпункта 5.1.1 пункта 5 Положения, справка о состоянии расчетов должна содержать указанные данные «на момент участия в конкурсе». Таким образом, организацией ТОС, желающей принять участие в конкурсе, согласно Положению следовало представить указанную справку, содержащую данные о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на один из дней в период с 18.11.2015 (день объявления конкурса) по 30.11.2015 (последний день срока представления документов для участия в конкурсе), но не ранее 18.11.2015.

Указанная в административном исковом заявлении ссылка на 30-дневный срок действия рассматриваемой справки является надуманной, поскольку не основана на законе.

Других доводов к оспариванию подпункта «в» подпункта 5.1.1 пункта 5.1 Положения административными истцами не приведено.

В соответствии с подпунктом «г» подпункта 5.1.1 пункта 5.1 Положения к числу документов, подлежащих представлению организациями ТОС на первом этапе конкурса, относится проект по благоустройству в виде альбома на бумажном носителе, в том числе, паспорт проекта по форме в соответствии с приложением 2 к Положению и проектные материалы. Приложением 2 к Положению установлено, что паспорт проекта, предоставляемого на конкурс, должен содержать цель и задачи проекта, ожидаемые результаты, механизмы, этапы и сроки реализации, локально-сметный расчет и другие данные.

Пунктом 3.3 Положения предусмотрено представление организациями ТОС на конкурс проекта, направленного на расходование субсидии в рамках, предусмотренных правилами благоустройства территории поселения мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории. В пункте 3.3 Положения перечислен исчерпывающий перечень возможных направлений реализации проекта ТОС (устройство и покрытие дорог, озеленение территории, освещение улиц и другие).

Таким образом, исходя из системного анализа содержания Положения, при оценке представленных на конкурс организациями ТОС проектов члены конкурсной комиссии обязаны руководствоваться вышеперечисленными нормами Положения.

Принцип индивидуальной оценки представленных организациями ТОС на конкурс проектов по балльной системе не противоречит действующему законодательству. Наоборот, позволяет учесть мнение каждого члена конкурсной комиссии, участвующего в её заседании и в голосовании, поскольку в соответствии с пунктом 4.7 Положения решение конкурсной комиссии подписывается всеми ее членами, принимавшими участие в заседании комиссии.

Утверждение административных истцов о зависимости оценки конкурсных работ ТОСов от личных симпатий или антипатий членов конкурсной комиссии и возможности в связи с этим коррупционных проявлений носит исключительно предположительный характер и не основано на каких-либо доказательствах.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

Таким образом, понятие коррупциогенного фактора применимо только в отношении нормативных правовых актов (их проектов), к числу которых постановление администрации Суровикинского муниципального района от 18.11.2015 № 991 не относится. То, что указанное постановление не является нормативным правовым актом, административными истцами не оспаривается.

Основания для отказа в допуске организациям ТОС к участию в конкурсе предусмотрены абзацем 6 пункта 3.2 Положения (в редакции постановления администрации Суровикинского муниципального района от 23.11.2015 № 1004, вступившего в силу 23.11.2015).

Ссылка административных истцов на нарушение статьи 1058 Гражданского кодекса Российской Федерации о публичном конкурсе в связи не размещением администрацией Суровикинского муниципального района на официальном сайте в сети «Интернет» постановления администрации Суровикинского муниципального района от 23.11.2015 № 1004 «О внесении изменений в постановление администрации Суровикинского муниципального района от 18.11.2015 № 991 «О районном конкурсе проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году» не имеет никакого отношения к оспариваемым ими нормам постановления администрации Суровикинского муниципального района от 18.11.2015 № 991. Постановлением администрации Суровикинского муниципального района от 23.11.2015 № 1004 внесены изменения в п.3.2 Положения, законность которого административными истцами не оспаривается.

Постановление администрации Суровикинского муниципального района от 23.11.2015 № 1004 было передано администрациям городского и сельских поселений Суровикинского муниципального района для последующего ознакомления с ним ТОСов посредством электронной почты 25.11.2015.

Порядок официального опубликования муниципальных правовых актов Суровикинского муниципального района регламентирован статьей 31 Устава Суровикинского муниципального района. В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Устава Суровикинского муниципального района официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в общественно-политической газете Суровикинского района «Заря» в течение 30 дней со дня их принятия (издания), если иное не предусмотрено федеральным законом.

Постановления администрации Суровикинского муниципального района от 18.11.2015 № 991, от 23.11.2015 № 1004 опубликованы в общественно-политической газете Суровикинского района «Заря» в установленный пунктом 2 статьи 31 Устава Суровикинского муниципального района срок.

Таким образом, порядок официального опубликования постановления администрации Суровикинского муниципального района от 18.11.2015 № 991, установленный Уставом Суровикинского муниципального района, не нарушен.

Кроме того, 25.11.2015 администрацией Суровикинского муниципального района с участием представителей ТОС Суровикинского муниципального района, имеющих статус юридического лица, в том числе с участием представителей административных истцов, было проведено совещание, посвященное конкурсу, в ходе которого были разъяснены порядок и условия его проведения.

На основании изложенного представитель административного ответчика просил отказать в удовлетворении исковых требований ТОС «Забота» и ТОС «Зеленый угол» к администрации Суровикинского муниципального района о признании недействующими подпункта «в» пункта 5.1.1 и пункта 5.2 Положения о проведении районного конкурса проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году, утвержденного постановлением администрации Суровикинского муниципального района от 18.11.2015 № 991.

Выслушав представителей административных истцов и административного ответчика, свидетелей, исследовав письменные доказательства по административному делу, суд приходит к следующему выводу.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО1 пояснил, что является заместителем председателя ТОС «Зеленый угол» на основании решения совета данного ТОС. О предстоящем конкурсе ТОС «Зеленый угол» узнал 27 октября 2015 г. С 12 октября 2015 г. по 25 ноября 2015 г. организатор конкурса - администрация Суровикинского муниципального района не проводила никаких действий по выявлению возможных участников и их регистрации. 16 ноября 2015 г. он и ФИО5 обратились к ведущему специалисту общего отдела администрации района ФИО3 с вопросом о проведении конкурса, получив обещание проинформировать их по телефону и электронной почте. Но этого не было сделано. 25 ноября 2015 г. в администрации района прошёл семинар по предстоящему конкурсу, где присутствовал он и ФИО4, другие председатели ТОСов, некоторые главы сельских поселений и представители администрации района. Заместитель главы администрации района и одновременно председатель конкурсной комиссии ФИО2 сообщила о том, что участником конкурса будет разрешено использовать 20000 рублей для оплаты бухгалтерской отчётности и услуг по ведению банковских счетов. Было сказано, что 1 декабря 2015 г. справки уже нельзя предоставлять. На вопрос ФИО4 дан ответ, что справки, полученные ранним числом, подать можно. О принятом новом постановлении № 1004 от 23 ноября 2015 г., которое изменило условия подачи документов, на семинаре не говорилось. Расшифровки понятия «момент участия в конкурсе» дано не было. 27 ноября 2015 г. он лично сдал ФИО3 документы для участия в конкурсе, которая их тщательно проверила и приняла, при этом не разъясняла, что справка из налоговой службы предъявляется на момент участия в конкурсе. Справка из территориального органа Федеральной налоговой службы датирована 3 ноября 2015 г., действует в течение 30 дней, по состоянию на 27 ноября 2015 г. была актуальна. 4 декабря 2015 г. ФИО3 в телефонном разговоре сообщила, что не заметила того, что предоставленная справка выдана не на момент участия в конкурсе. По данной причине 13 ТОСов не допустили к участию в конкурсе.

В судебном заседании свидетель ФИО3 пояснила, что работает ведущим специалистом общего отдела администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области. Конкурс среди ТОСов был объявлен постановлением № 991 от 18 ноября 2015 г. 19 ноября 2015 г. данное постановление с пакетом документов было представлено ею в комитет по делам территориальных образований. 20 ноября 2015 г. она разослала постановление по электронным адресам администраций сельских поселений, так как напрямую с каждым ТОСом администрация района не работает, не у всех ТОСов есть электронная почта. Только часть её должностных обязанностей относится к работе с ТОСами, а именно осуществлять работу по подготовке совещаний с активом ТОС, обеспечение участия и своевременного предоставления материалов на конкурс ТОС. В 2015 г. данный конкурс впервые проводился администрацией района. На основании п.2.2 Положения о конкурсе она должна была организовать приём, регистрацию и передачу в конкурсную комиссию по проведению районного конкурса проектов по благоустройству территории среди ТОС Суровикинского муниципального района в 2015 году представленных на конкурс материалов и обеспечить их сохранность. Также 20 ноября 2015 г. она опубликовала на официальном сайте администрации района извещение о проведении первого этапа конкурса, 4 декабря 2015 г. – о втором этапе. 15 декабря 2015 г. были опубликованы результаты конкурса на сайте, а затем в районной газете «Заря». ТОС «Зеленый угол» и ТОС «Забота» предоставили документы 27 ноября 2015 г. и 30 ноября 2015 г. соответственно. При приёме документов она проверяла их наличие и количество страниц. Требование о предоставлении справки о состоянии расчётов по налогам на момент участия в конкурсе обусловлено тем, что ранее в 2014 г. ТОС «Пещеровский», получивший деньги по областному конкурсу, использовал деньги не по назначению, а именно 15000 рублей были списаны со счёта судебным приставом-исполнителем, так как данный ТОС имел налоговую задолженность. 25 ноября 2015 г. с представителями ТОСов администрацией района был проведён семинар, на котором присутствовали ТОСы «Забота» и «Зеленый угол», участникам предоставлялась возможность задать интересующие вопросы. Не помнит вопроса о неясностях по справке из территориального органа ФНС. Сразу после семинара 25 ноября 2015 г., получив письмо из комитета по делам территориальных образований о разрешении потратить 20000 рублей на оплату бухгалтерских и банковских услуг, разослала по электронной почте постановление № 1004 от 23.11.2015. Полагает, что ТОСы «Забота» и «Зеленый угол» с содержанием данного постановления были знакомы, так как из представленного ими паспорта проекта усматривалось, что данными ТОСами заложена оплата банковских и бухгалтерских услуг в размере 20000 рублей. Постановлением № 991 такая возможность не предусматривалось. Кроме того, постановление № 1004 от 23 ноября 2015 г. состояло из двух листов, про банковские услуги указано на втором листе, а на первом изложены основания для отказа. Соответственно, ТОСы не могли не ознакомиться с данным постановлением полностью. Из 33 ТОСов, желающих принять участие в конкурсе, к нему не были допущены 16 ТОСов. Из областного бюджета субсидия поступила в район 29 декабря 2015 г.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 27 вышеуказанного Федерального закона территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.

Копиями свидетельств о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц подтверждается, что ТОС «Зеленый угол» с 26 ноября 2009 г., ТОС «Забота» с 8 декабря 2009 г. зарегистрированы в качестве юридического лица.

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления в 2015 году субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на предоставление субсидий организациям территориального общественного самоуправления, реализующим проекты по благоустройству территории территориального общественного самоуправления, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 12.11.2015 № 688-п, субсидии из областного бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на предоставление субсидий организациям территориального общественного самоуправления, реализующим проекты по благоустройству территории территориального общественного самоуправления.

В силу пункта 3 Порядка одним из условий предоставления субсидии из областного бюджета является наличие правового акта муниципального района (городского округа), предусматривающего:

порядок, условия и сроки проведения конкурса на право получения субсидий из местного бюджета, в том числе источником финансового обеспечения которых является субсидия из областного бюджета (далее - субсидии из местного бюджета);

порядок предоставления организациям ТОС субсидий из местного бюджета;

условие о допуске к участию в конкурсе на право получения субсидий из местного бюджета организаций ТОС, зарегистрированных в качестве юридического лица в установленном порядке;

основания для отказа в допуске к участию в конкурсе на право получения субсидий из местного бюджета организациям ТОС, получившим субсидию (грант) либо претендующим на получение субсидии (гранта) в текущем финансовом году за счет средств федерального бюджета и (или) областного бюджета (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 05 марта 2013 г. № 106-п «О порядке определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области»);

конкретные направления расходования субсидий из местного бюджета организациями ТОС в рамках, предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

На основании статей 21, 22 Устава Суровикинского муниципального района Волгоградской области администрация Суровикинского муниципального района, как исполнительно-распорядительный орган Суровикинского муниципального района, издаёт постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Волгоградской области.

В целях получения субсидии из областного бюджета 18 ноября 2015 г. администрацией Суровикинского муниципального района принято постановление № 991 «О районном конкурсе проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году», которым утверждено Положение о проведении районного конкурса проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 г., вступившее в законную силу 18 ноября 2015 г. (пункт 4).

Согласно подпункту «в» пункта 5.1.1 Положения на первом этапе организации ТОС, желающие принять участие в конкурсе, предоставляют в администрацию Суровикинского муниципального района до 01 декабря 2015 г. пакет документов, в том числе справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на момент участия в конкурсе из территориального органа Федеральной налоговой службы по месту постановки на налоговый учёт.

Также пунктом 5.2 Положения предусматривалось, что каждый проект, представленный на конкурс, оценивается индивидуально каждым членом комиссии по пятибалльной системе от 0 до 5 баллов. При подведении итогов конкурса баллы суммируются. В случае равенства баллов решающим является голос председательствующего на заседании комиссии. Победителями признаются участники конкурса, набравшие наибольшее количество баллов.

Таким образом, администрацией Суровикинского муниципального района Волгоградской области было реализовано право на самостоятельное принятие правового акта, устанавливающего порядок, условия и сроки проведения конкурса на право получения субсидий из местного бюджета.

Суд полагает, что подпункт «в» пункта 5.1.1 Положения о проведении конкурса не нарушает прав, свобод и законных интересов административных истцов, которые в силу подпункта 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ не лишены возможности получить справку о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса, в том числе и после объявления конкурса.

Из показаний свидетеля ФИО3 следует, что одной из причин для внесения указанного пункта в Положение о конкурсе стало недобросовестное поведение одного из ТОСов, участвующего в предыдущем конкурсе, наличие у которого задолженности по налогам повлекло нецелевое расходование полученной субсидии.

Также, по мнению суда, установление администрацией района условия о предоставлении справки о состоянии расчётов по налогам, сборам, пеням и штрафам на момент участия в конкурсе обеспечивает актуальность данных сведений.

Поскольку проведение конкурса проектов по благоустройству территорий не отнесено к перечню государственных и муниципальных услуг, а также к перечню государственных и муниципальных функций, то положения Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и постановления Правительства РФ от 08.09.2010 № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия», предусматривающие, что органы государственной власти и органы местного самоуправления не наделены правом требовать от граждан и юридических лиц предоставления документов, находящихся в их ведении, а указанные документы должны быть запрошены перечисленными органами публичной власти в соответствующих органах в порядке межведомственного взаимодействия, не распространяются на правоотношения, возникшие между организатором проведения конкурса – администрацией Суровикинского муниципального района и территориальным общественным самоуправлением, желающим принять участие в конкурсе.

Доводы административных истцов о том, что пункт 5.2 Положения о районном конкурсе проектов по благоустройству территории не содержит критериев оценки заявок ТОСов и может повлечь случаи коррупции, суд находит несостоятельными на основании следующего.

Принцип индивидуальной оценки представленных организациями ТОС на конкурс проектов по балльной системе не противоречит действующему законодательству. Утверждение административных истцов о зависимости оценки конкурсных работ ТОСов от личных симпатий или антипатий членов конкурсной комиссии и возможности в связи с этим коррупционных проявлений является предложением, не основанном на каких-либо доказательствах. Кроме того, пунктом 5.2 Положения о конкурсе предусмотрено, что при подведении итогов конкурса баллы суммируются, что исключает зависимость результатов конкурса от решения отдельного члена комиссии. Критерии оценки конкурсных работ, как указано представителем административного ответчика, разработаны и содержатся в подпункте «г» подпункта 5.1.1 пункта 5.1 и пункте 3.3. Положения.

Суд соглашается с доводами административного ответчика о том, что понятие коррупциогенного фактора, предусмотренное частью 2 статьи 1 Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», применимо только в отношении нормативных правовых актов (их проектов), к числу которых постановление администрации Суровикинского муниципального района от 18.11.2015 № 991 не относится.

Суд находит несостоятельными утверждения административных истцов о том, что постановлением № 991 не установлены основания для отказа в допуске к участию в конкурсе на право получения субсидий из местного бюджета организациям ТОС, получившим субсидию (грант) либо претендующим на получение субсидии (гранта) в текущем финансовом году за счет средств федерального бюджета и (или) областного бюджета (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 05 марта 2013 г. № 106-п «О порядке определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области»).

Из постановления № 1004 от 23.11.2015 «О внесении изменений в постановление администрации Суровикинского муниципального района от 18.11.2015 № 991 «О районном конкурсе проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году» видно, что в постановление № 991 от 18.11.2015 внесены изменения, а именно пункт 3.2 изложен в новой редакции, в шестом абзаце которого указаны вышеназванные основания для отказа в допуске организации ТОС к участию в конкурсе.

Принятие постановления № 1004 от 23.11.2015 обусловлено выполнением требований пункта 3 Порядка предоставления в 2015 году субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на софинансирование расходных обязательств муниципальных районов и городских округов Волгоградской области на предоставление субсидий организациям территориального общественного самоуправления, реализующим проекты по благоустройству территории территориального общественного самоуправления, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области от 12.11.2015 № 688-п, согласно которому в правовом акте муниципального района должны содержаться условия проведения конкурса на право получения субсидий из местного бюджета, основания для отказа в допуске к участию в конкурсе на право получения субсидий из местного бюджета организациям ТОС, получившим субсидию (грант) либо претендующим на получение субсидии (гранта) в текущем финансовом году за счет средств федерального бюджета и (или) областного бюджета (за исключением субсидий, предоставляемых в соответствии с постановлением Правительства Волгоградской области от 05 марта 2013 г. № 106-п «О порядке определения объема и предоставления субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность на территории Волгоградской области»).

Ссылка административных истцов на нарушение статьи 1058 Гражданского кодекса РФ о публичном конкурсе в связи не размещением административным ответчиком на официальном сайте в сети «Интернет» постановления № 1004 от 23.11.2015 не может быть принята во внимание, поскольку данным постановлением внесены изменения в п.3.2 Положения о районном конкурсе проектов, законность которого административными истцами не оспаривается.

В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Устава Суровикинского муниципального района Волгоградской области официальное опубликование муниципальных правовых актов осуществляется в общественно-политической газете Суровикинского района «Заря» в течение 30 дней со дня их принятия (издания), если иное не предусмотрено федеральным законом.

Сторонами не оспаривалось, что постановления администрации Суровикинского муниципального района от 18.11.2015 № 991, от 23.11.2015 № 1004 опубликованы в общественно-политической газете Суровикинского района «Заря» 10 декабря 2015 г. и 3 декабря 2015 г. соответственно.

Следовательно, порядок официального опубликования постановлений администрации Суровикинского муниципального района от 18.11.2015 № 991, от 23.11.2015 № 1004 нарушен не был.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд полагает, что оспариваемые подпункт «в» пункта 5.1.1 и пункт 5.2. Положения о проведении районного конкурса проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году, утверждённого постановлением администрации Суровикинского муниципального района № 991 от 18 ноября 2015 г., соответствуют положениям нормативных актов, регулирующих возникшие правоотношения, доказательств нарушения прав ТОС «Забота» и ТОС «Зеленый угол» оспариваемым постановлением административного ответчика не представлено, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Территориальному общественному самоуправлению «Забота», территориальному общественному самоуправлению «Зеленый угол» отказать в удовлетворении заявленных требований к администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области о признании недействующим подпункта «в» пункта 5.1.1 и о признании незаконным пункта 5.2. Положения о проведении районного конкурса проектов по благоустройству территории среди территориальных общественных самоуправлений Суровикинского муниципального района в 2015 году, утверждённого постановлением администрации Суровикинского муниципального района № 991 от 18 ноября 2015 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путём подачи апелляционной жалобы в Волгоградский областной суд через Суровикинский районный суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2016 г.

Судья Е.В. Лунева