Дело № 2а-223/2021
24RS0020-01-2021-000461-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 декабря 2021 года с. Идринское
Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Арбузовой Н.В.,
при секретаре – помощнике ФИО1,
с участием административного истца заместителя прокурора Идринского района Красноярского края Забродина В.В.,
представителя административного ответчика Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края ФИО4,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Идринского района в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Идринскому сельскому Совету депутатов Идринского района Красноярского края о возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Идринского района, действуя в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Идринскому сельскому Совету депутатов Идринского района Красноярского края о возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Идринского сельского Совета депутатов ФИО6 и ФИО7, требования мотивировав тем, что Прокуратурой Идринского района проведена проверка соблюдения Идринским сельским Советом депутатов федерального законодательства о противодействии коррупции, по результатам которой выявлены грубые нарушения. Проверкой установлено, что депутатом Идринского сельского Совета депутатов ФИО6, избранным ДД.ММ.ГГГГ, не представлены в управление Губернатора Красноярского края сведения о доходах в отношении несовершеннолетних детей, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой вынесено предписание административному ответчику с требованием о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий указанного депутата. Решением Идринского сельского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № № депутату ФИО6 вынесено предупреждение. ДД.ММ.ГГГГ на решение от ДД.ММ.ГГГГ № № прокурором принесен протест. Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО6 в последующем неоднократно выносился на рассмотрение депутатов Идринского сельского Совета депутатов, вместе с тем, решение о досрочном прекращении полномочий данного депутата не принято. Кроме того, в Идринский сельский Совет депутатов поступило заявление Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ№ о применении меры ответственности к депутату Идринского сельского Совета депутатов ФИО7, в связи с несоблюдением последним обязанности, установленной Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», по причине непредоставления им полных и достоверных сведений. Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО7 также неоднократно рассматривался Идринским сельским Советом депутатов, однако, окончательное решение по нему не принято. Полагая, что выявленные нарушения антикоррупционного законодательства, допущенные депутатами ФИО6 и ФИО7, носят существенный и негативный характер, подрывают авторитет органов местного самоуправления, просит возложить на административного ответчика обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО6 и ФИО7
В судебном заседании административный истец требования административного иска поддержал по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика ФИО4 с требованиями административного иска согласилась.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем направления извещений и размещения информации по делу на интернет-сайте Идринского районного суда Красноярского края idra.krk@sudrf.ru. Поскольку явка участников процесса не признана судом обязательной, неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав доводы лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления (пункты 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Статья 39 КАС РФ предусматривает право прокурора на обращение в суд с административным исковым с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», этим же Законом определены государственные гарантии осуществления местного самоуправления.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Субъекты Российской Федерации вправе, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, установленными ею принципами, определить перечень оснований для досрочного прекращения полномочий самостоятельно, в том числе исходя из тех ограничений и запретов, которые установлены федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации с учетом конституционного разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и касаются деятельности, несовместимой со статусом депутата (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 октября 2019 года № 2952-О).
Досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года № 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года № 104-О).
Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.4.2. ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в течение четырех месяцев со дня избрания депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также за каждый год, предшествующий году представления сведений (отчетный период), в случае совершения в течение отчетного периода сделок, предусмотренных частью 1 статьи 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». В случае, если в течение отчетного периода такие сделки не совершались, указанное лицо сообщает об этом высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.1. ст. 2 Закона Красноярского края от 19.12.2017 № 4-1264 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений» лицо, замещающее муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения и осуществляющее свои полномочия на непостоянной основе, представляет Губернатору края:
а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая оплату труда, денежное содержание (денежное вознаграждение), денежное поощрение, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году избрания его депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу избрания его депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе;
б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая оплату труда, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году избрания гражданина депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий депутата на постоянной основе, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу избрания гражданина депутатом, передачи ему вакантного депутатского мандата или прекращения осуществления им полномочий на постоянной основе.
Такие сведения представляются по установленной форме справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая утверждена Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460.
Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное правонарушение.
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
При этом частью 11 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днем появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.
Таким образом, процедура досрочного прекращения полномочий депутата предполагает инициирование вопроса компетентным лицом, включение данного вопроса в повестку заседания представительного органа местного самоуправления, голосование по поставленному вопросу и принятие (оформление) решения.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Аналогичные положения содержатся в Законе Красноярского края от 19.12.2017 № 4-1264 «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений».
Идринский сельский Совет депутатов в силу пункта 1 статьи 6 Устава муниципального образования Идринский сельсовет является представительным органом муниципального образования, обладающим собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных статьей 5 настоящего Устава в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Сельский Совет депутатов муниципального образования состоит из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.
В соответствии с п. 6 ст. 27, п.п.1.2 п.1, п.8 ст.28 Устава Идринского сельсовета Идринского района депутат сельского Совета депутатов должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата сельского совета депутатов прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», если иное не предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решение Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий.
Материалами дела установлено, что ФИО6 и ФИО7 избраны депутатами Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края 13.09.2020, в связи с чем, в силу ч.4.2 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», на ФИО6 и ФИО7 возложена обязанность по предоставлению в течение 4 месяцев (то есть в срок до 13.01.2021) сведений о доходах за отчетный период с 01.01.2019 по 31.12.2019, а также сведений об имуществе, принадлежащем на праве собственности и обязательствах имущественного характера по состоянию на 01.08.2020.
По информации Администрации Губернатора Красноярского края от 19.11.2021, ФИО6 в установленный законом срок, представил: сведения о своих доходах за отчетный период с 01.01.2020 по 31.12.2020 и сведения о своем имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на 31.12.2020. Сведения о доходах в отношении своих несовершеннолетних детей ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) и ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) ФИО6 не представлены. В распоряжении Управления Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений находится конверт почтового отправления, на котором в качестве отправителя указан ФИО6, дата отправления - ДД.ММ.ГГГГ. В указанном конверте также содержится опись, где в графе «Наименование предметов» указано: «Справка о доходах», а в графе «Количество предметов»: «6», что соответствует количеству листов справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Губернатора Красноярского края в адрес председателя Идринского сельского Совета депутатов Идринского района направлена информация о неисполнении депутатом Идринского сельского Совета депутатов Идринского района ФИО6 соответствующей антикоррупционной обязанности.
Кроме того, согласно информации Администрации Губернатора Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО7 в установленный законом срок представил в отношении себя, своей супруги ФИО14 и несовершеннолетнего ребенка ФИО5: сведения о доходах за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
На основании информации Идринского районного Совета депутатов Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что ФИО7 представлены неполные и недостоверные сведения в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в отношении себя, своей супруги и несовершеннолетнего ребенка, Управлением Губернатора Красноярского края по профилактике коррупционных и иных правонарушений проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах за отчетный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ депутата ФИО7
По результатам данной проверки установлено, что в справках о доходах своей супруги и несовершеннолетнего ребенка ФИО7 указал недостоверные сведения о виде собственности и площадях 13 объектов недвижимого имущества, принадлежащего на правах собственности ФИО7 и его супруге ФИО14, в том числе: земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; жилого дома с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; нежилого здания с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>; нежилого здания с кадастровым номером № по адресу: <адрес>; нежилого здания с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, а также не отразил сведения о наличии в собственности супруги ФИО14 двух нежилых помещений, общей площадью <данные изъяты>, а именно: нежилого помещения с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> нежилого помещения с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>
В соответствии с положениями статьи 5 Закона №4-1264 сведения о доходах за отчетный период с 01.01.2019 по 31.12.2019, об имуществе и обязательствах имущественного характера по состоянию на 01.08.2020, представленные Губернатору Красноярского края ФИО7 в отношении своей супруги и несовершеннолетнего ребенка, Губернатором Красноярского края признаны недостоверными и неполными.
ДД.ММ.ГГГГ Губернатор Красноярского края обратился в Идринский сельский Совет депутатов Идринского района Красноярского края с заявлением о применении к депутату Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края ФИО7 меры ответственности в связи с несоблюдением обязанности, установленной Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Прокуратурой Идринского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой было установлено, что депутатом ФИО6 не были представлены в установленный законом срок за указанный выше отчетный период сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, в отношении своих несовершеннолетних детей ФИО2 (<данные изъяты> г.р.) и ФИО2 (<данные изъяты> г.р.); депутатом ФИО7 представлены неполные и недостоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в справках о доходах своей супруги ФИО14 и несовершеннолетнего ребенка ФИО5 указаны недостоверные сведения о виде собственности и площадях 13 объектов недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности ему и его супруге, а также не отражены сведения о наличии в собственности супруги двух нежилых помещений, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Идринского района в адрес Идринского сельского Совета депутатов было внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором содержалось требование о рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО6
ДД.ММ.ГГГГ Идринским сельским Советом депутатов было принято решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Идринского района о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО6, и последнему вынесено предупреждение (решение от ДД.ММ.ГГГГ № ВН-29), что не соответствует упомянутым выше положениям Закона, предусматривающим применение иной меры ответственности, на которой настаивает административный истец.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Идринского района в адрес Идринского сельского Совета депутатов принесен протест на решение от ДД.ММ.ГГГГ № ВН-29, с требованием устранить нарушения закона, поскольку применение к депутату ФИО6 меры ответственности в виде предупреждения противоречит действующему законодательству.
По смыслу части 14 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, деятельность представительного органа муниципального образования организуется в соответствии с уставом муниципального образования.
В силу ч. 8 ст. 19 Устава Идринского сельсовета, порядок и организация работы Совета регулируется регламентом Совета, утвержденным решением Совета.
В соответствии с ч.1 ст.9 Регламента Идринского сельского Совета депутатов, утвержденного 26.03.2010 решением № 01-1, заседание Совета правомочно, если в нем принимает участие не менее 50 % от числа избранных депутатов.
Согласно ст.ст.28, 30 Регламента Идринского сельского Совета депутатов, решения Совета принимаются простым большинством голосов и вступают в силу в день их официального опубликования в СМИ.
В соответствии со ст. 62 Регламента Идринского сельского Совета депутатов, решение о досрочном прекращении полномочий Совета считается принятым, если за их принятие в целом проголосовало не менее 2/3 депутатов от их установленной численности.
Фактическая численность депутатов Идринского сельского Совета депутатов составляет 9 депутатов из 10, поскольку 1 депутат ранее снял свою кандидатуру, в связи с избранием его депутатом в Идринский районный Совет депутатов.
Из материалов дела усматривается, что вопросы о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО6 и ФИО7 в связи с указанными выше нарушениями антикоррупционного законодательства, неоднократно включались в повестку сессий Идринского сельского Совета депутатов (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ), о чем надлежащим образом извещались заинтересованные лица, однако, решения о досрочном прекращении полномочий указанных депутатов приняты не были, в связи с отсутствием необходимого количества голосов депутатов, проголосовавших за их принятие.
Так, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на сессиях присутствовали 6 депутатов, из которых за досрочное прекращение полномочий депутатов ФИО6 и ФИО7 проголосовали 5 депутатов, 1 депутат воздержался.
На сессии, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ, при решении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО7, из 7 депутатов от установленной численности совета депутатов за досрочное прекращение полномочий депутата ФИО7 проголосовало 4 депутата, против досрочного прекращения - 3 депутата, включая голос депутата ФИО7
Вместе с тем, в силу ч.6 ст.5.1 Закона Красноярского края от 19.12.2017 № 4-1264 (ред. от 08.07.2021) «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, должности главы (руководителя) местной администрации по контракту, и лицами, замещающими указанные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты таких сведений» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не принимает участие в решении вопроса о применении к нему установленных законом мер ответственности.
Данное положение закона не исключает присутствие депутата ФИО7 при докладе вопроса о досрочном прекращении его полномочий, включенного в повестку заседания Совета депутатов, и не лишает права непосредственно перед голосованием изложить свою позицию по обсуждаемому вопросу, однако, не предоставляет ему право участвовать в решении вопроса о применении к нему меры ответственности.
Как указывалось выше, в силу положений статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат является лицом, замещающим муниципальную должность.
Часть 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает ответственность лица, замещающего муниципальную должность. Данное законоположение действует и подлежит применению для лиц, замещающих муниципальные должности, с определенной системой мер ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, дифференцированных с учетом особенностей правового статуса этих лиц.
В силу предписаний Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные, в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами, подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1).
Непредставление, представление не в полном объеме, искажение указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное нарушение.
Соответственно, выбрав возможность осуществления депутатских полномочий, ФИО6 и ФИО7 приняли на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этими полномочиями ограничения, а потому привлечение их к ответственности в виде досрочного прекращения полномочий не может само по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Оценивая объем и характер представленных ФИО6 и ФИО7 неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также факт непредставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих несовершеннолетних детей, на предмет их существенности, суд принимает во внимание, что соответствующих мер к направлению ФИО6 сведений в отношении несовершеннолетних детей предпринято не было, равно как и ФИО7 не предпринимались меры к указанию полных и достоверных сведений, а также их уточнению в дальнейшем, о чем свидетельствуют результаты проверки, проведенной Управлением Губернатора края по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Изложенное указывает на то, что ФИО6 и ФИО7, вступив в должность депутатов, и приняв на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения, не приняли соответствующих мер для соблюдения критериев требований, определяющих объем и качество предоставляемых ими, как депутатами представительного органа местного самоуправления, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, основой которых является их полнота и достоверность, отнеслись к своим обязанностям небрежно.
В связи с этим суд приходит к выводу об отсутствии признаков незначительности допущенных депутатами нарушений при соблюдении ими установленных законом обязанностей и, соответственно, об отсутствии оснований для применения иной меры ответственности, кроме как досрочного прекращения полномочий депутатов представительного органа местного самоуправления.
Непринятие административным ответчиком мер к досрочному прекращению полномочий ФИО6 и ФИО7, как депутатов Идринского сельского Совета депутатов, в качестве меры ответственности за совершенные ими нарушения антикоррупционного законодательства, следует признать незаконным.
При таких обстоятельствах, требования административного истца заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Идринского района, действующего в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Идринскому сельскому Совету депутатов Идринского района Красноярского края о возложении обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий депутатов удовлетворить.
Возложить на Идринский сельский Совет депутатов Идринского района Красноярского края обязанность принять решение в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий депутатов Идринского сельского Совета депутатов Идринского района Красноярского края ФИО8 и ФИО7, не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу, направить сообщение об исполнении настоящего решения в суд, прокурору Идринского района Красноярского края, Губернатору Красноярского края.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Идринский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья Н.В. Арбузова
Верно
Судья Н.В. Арбузова
Мотивированное решение изготовлено 10 декабря 2021 года.