ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-223/2023 от 01.12.2023 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело № 2а-223/2023

(УИД 91OS0000-01-2023-000357-91)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 декабря 2023 года г. Симферополь

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И.,

при секретаре Ищенко А.С.,

при участии представителя истца – Макуха В.Ю.; старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым – Алескерова Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Тандем» к Судакскому городскому совету Республики Крым, заинтересованные лица: Администрация города Судака Республики Крым; Общество с ограниченной ответственностью «Энвил», о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

ООО «Тандем» обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения иска (т. 3, л.д.4-5) просит:

- признать недействующим со дня принятия – (27.07.2023 г.) Приложение № 1 к Порядку определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, утвержденному решением Судакского городского Совета Республики Крым от 27.07.2023 г. № 546 в части установления ставок арендной платы в размере:

1) 4,3 % для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале , отнесенных к виду разрешенного использования «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1);

2) 2,8 % для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале , отнесенных к виду разрешенного использования «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1).

- признать недействующим со дня принятия – (27.07.2023) пункт 4 решения Судакского городского Совета Республики Крым от 27.07.2023 г. № 546 в части действия нормативного правового акта во времени с 01.01.2023 г., (код 5.2.1);

- обязать Судакский городской совет Республики Крым опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу сообщение о принятии судом решения по делу на официальном сайте Судакского городского совета, а также в периодическом издании г. Судака;

- взыскать в пользу ООО «Тандем» понесенные в связи с необходимостью защиты законных интересов судебные издержки.

Исковые требования мотивированны тем, что административный истец на основании договора №625 от 29.12.2017г. является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами . Вследствие принятия оспариваемого нормативно-правового акта был увеличен размер процентной ставки в отношении земельного участка КН до 4,3%, в отношении земельного участка КН до 2,8%, что повлекло значительное увеличение размера арендной платы. По мнению истца, оспариваемые положения нарушают принципы экономической обоснованности и предсказуемости размера арендной платы, закрепленные в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2009 N 582. Кроме того, административный истец обжалует п. 4 решения Судакского городского Совета Республики Крым от 27.07.2023г. № 546, в части действия нормативного правового акта во времени с 01.01.2023г. Истец полагает, что оспариваемый пункт противоречит конституционным принципам и ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку предполагает распространение принятого акта на правоотношения, возникшие до его принятия.

От Судакского городского совета Республики Крым (далее-Совет) поступил отзыв на административный иск, в котором ответчик просит отказать в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме (т. 2 л.д. 184-185). В обоснование правовой позиции ссылается на соблюдение предусмотренной законом процедуры принятия обжалуемого НПА, а также на отсутствие оснований для непринятия проекта НПА. В письменных пояснениях от 27.10.2023г. ответчик сообщает суду, что проект оспариваемого НПА разрабатывался администрацией города, Советом финансово–экономическое обоснование не разрабатывалось и на согласование не направлялось, Администрацией города Судака в адрес Судакского городского совета не направлялось (т 3. л.д. 66).

29.11.2023г. в суд от Совета поступили письменные пояснения, в которых суду сообщено, что финансово–экономическое обоснование к проекту обжалуемого НПА в Совет не поступало.

От администрации г. Судака поступили пояснения, в которых указано, что финансово-экономическое обоснование к проекту обжалуемого НПА, в том числе по ставкам арендной платы в размере 4,3% и 2,8% для земельных участков с ВРИ «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1) не принималось в силу того, что принятие данного НПА было обусловлено изменением кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Республики Крым в конце 2022г. Администрация считает, что принцип экономической обоснованности при установлении арендной платы был реализован посредством установления арендной платы в размере, соответствующем доходности земельных участков, с учетом категории земель и ВРИ по кадастровым кварталам. Распространение порядка определения размера арендной платы с 01.01.2023г. обоснованно, поскольку согласно абзацу 2 пункта 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 в случае уточнения условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение указанных условий. Принимая во внимание, что изменения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Республики Крым, осуществлено в конце 2022г., действие оспариваемого акта в целях перерасчета арендной платы применено по состоянию на 01.01.2023г. (т.3 л.д.95-96)

29.11.2023 г. от Совета поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

В судебном заседании 01.12.2023г. представитель истца настаивал на удовлетворении уточненного административного исковогозаявления, по основаниям, изложенным в иске, а также с учетом представленных пояснений.

Иные лица явку представителей в судебное заседание 01.12.2023 г. не обеспечили, о дате, времени и месте его проведения извещены своевременно и надлежащим образом.

Суд с учетом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителя истца, проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, истцом срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемые в части заявленных требований акты являются нормативными.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пунктах 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее - Постановление Пленума ВС РФ № 50 от 25 декабря 2018 г.).

Как следует из подпункта 3 части 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16, частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального, городского округа, по которым принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 12 Закона Республики Крым от 15 января 2015 г. № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается: Советом министров Республики Крым - в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

На 79 сессии 2 созыва Судакским городским советом 27.07.2023 г. принято решение № 546 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределение земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым» (далее Решение №546), которым, решено:

1. Утвердить Порядок определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым.

2. Признать утратившим силу решение 10 сессии II созыва Судакского городского совета от 19 декабря 2019 года N 53.

3. Обнародовать настоящее решение на официальном сайте муниципального образования городской округ Судак Республики Крым в Государственной информационной системе Республики Крым "Портал Правительства Республики Крым" в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" по адресу: http://sudakgs.rk.gov.ru и опубликовать в газете "Судакские Вести".

4. Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования в газете "Судакские Вести", размещения на официальном сайте муниципального образования городской округ Судак Республики Крым в Государственной информационной системе Республики Крым "Портал Правительства Республики Крым" в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" по адресу: http://sudakgs.rk.gov.ru и распространяется на взаимоотношения с 1 января 2023 года.

5. Контроль за исполнением настоящего решения возложен на постоянную комиссию Судакского городского совета по вопросам имущественных и земельных правоотношений, градостроительства, архитектуры, муниципальной собственности, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи и заместителя главы администрации Судака.

Принятию оспариваемого НПА предшествовала следующая процедура.

24.07.2023 г. Администрацией г. Судака Республики Крым принято постановление №986 «О внесении на рассмотрение Судакского городского совета проекта решения «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределение земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым» (т.2 л.д. 1).

27.07.2023 г. в Судакский городской совет поступило Заключение Контрольно-счетной палаты города Судака от 25.07.2023 г. №23-02-01/2023 о возможности рассмотрения Судакским городским советом представленного Проекта решения (т. 1 л.д. 211-217).

27.07.2023 г. Проект обжалуемого нормативно-правового акта был рассмотрен на заседании постоянных комиссий Судакского городского совета с участием прокурора города Судака, на которых принято решение о согласовании проекта решения и вынесения его на рассмотрение Судакского городского совета (т. 2 л.д. 128)

27.07.2023 г. указанный Проект решения единогласно принят Судакским городским советом Республики Крым, в связи с чем принято Решение №546.

03.08.2023 г. решение 79 сессии II созыва Судакского городского совета от 27.07.2023г. № 546 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым» опубликовано в газете «Судакские Вести», после чего вступило в законную силу.

Правомочность органа, принявшего вышеуказанное Решение от 27.07.2023г. № 546, порядок введения в действие и опубликования обжалуемого нормативного правового акта, административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

Судом установлено, что решение Судакского городского Совета Республики Крым от 27.07.2023 г. № 546 принято Советом в пределах полномочий, с соблюдением требований, предъявляемых к форме принимаемого нормативного правового акта, порядка его принятия, подписания и официального опубликования.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из правовой позиции, изложенной в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом (пункт 3 части 1 статьи 128, часть 1 статьи 208 КАС РФ).

Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривалось, что 29.12.2017 г. между Администрацией г. Судака Республики Крым и ООО «Компания Энергостройлизинг» был заключён договор аренды земельных участков № 625 (т. 1 л.д. 52-30), согласно которому ООО «Компания Энергостройлизинг» стало арендатором земельного участка с кадастровым номером площадью 183 022 кв.м., отнесенного к виду разрешенного использования «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1), и земельного участка с кадастровым номером , площадью 9 521 кв.м., отнесенного к виду разрешенного использования «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1).

29.12.2017 г. земельные участки с кадастровыми номерами , были переданы ООО «Компания Энергостройлизинг», что подтверждается актом о передаче земельного участка от 29.12.2017 (т. 1 л.д. 31).

На основании Соглашения от 06.02.2017г. о перемене лиц в обязательстве по Договору аренды земельного участка № 625 от 29.12.2017 г. к ООО «Энвил» перешли все права и обязанности арендатора по договору аренды земельного участка № 625 от 29.12.2017 г. (т. 1 л.д. 18-20).

03.02.2021 г. между Администрацией г. Судака Республики Крым, ООО «Энвил» и ООО «Тандем» заключено Соглашение о вступлении лиц в Договор аренды земельного участка № 625 от 29.12.2017г., согласно которому ООО «Тандем» приобрело права аренды на земельные участки с кадастровыми номерами т. 1 л.д. 21).

Материальная заинтересованность истца состоит в том, что в связи с принятием и применением оспариваемого Решения положение административного истца ухудшилось, поскольку размер арендной платы на указанные земельные участки значительно увеличился.

Как следует из расчёта, предоставленного Судакским городским советом Республики Крым (т. 3 л.д. 27-28) и пояснений Администрации города Судака арендная плата рассчитывалась по формуле:

АП = КС х С х К,

где:

АП - размер арендной платы земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования, руб.;

КС - кадастровая стоимость земельного участка, руб.;

С - ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка согласно Приложению 1 и 2 к Порядку определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым;

К - коэффициент инфляции на очередной финансовый год.

В 2022 году арендная плата за земельный участок с кадастровым номером , составила 286918,82руб. и рассчитывалась на основании и ставки арендной платы в размере 1,50%. При этом арендная плата с 01.01.2013г., насчитанная на основании оспариваемого НПА, составляет 315595,48 руб. и рассчитывалась на основании ставки арендной платы в размере 2,8%.

Арендная плата за земельный участок с кадастровым номером в 2022 году составляла 8394704,98 руб., и рассчитывалась на основании и ставки арендной платы в размере 1,50%. Арендная плата с 01.01.2013г., насчитанная на основании оспариваемого НПА, составляет 9343332,73 руб. и рассчитывалась на основании ставки арендной платы в размере 2,9%. При этом, исходя из Приложения № 1 к Порядку, утвержденному решением Судакского городского Совета Республики Крым от 27.07.2023 г. № 546, ставка на указанный земельный участок установлена в размере 4,3%.

Оценивая правовую заинтересованность административного истца в оспариваемом нормативном правовом акте, суд исходит из того, значительное увеличение арендной платы влечет нарушение прав административного истца. При таких обстоятельствах, ООО «Тандем» является субъектом регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом правоотношений.

В соответствии с пунктом 34 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Проверяя оспариваемый в части НПА, на соответствие содержания акта, НПА, имеющим большую юридическую силу, судом установлено следующее.

Согласно Приложению № 1 к Порядку определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, утвержденному решением Судакского городского Совета Республики Крым от 27.07.2023 г. № 546, для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале , отнесенных к виду разрешенного использования «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1) установлена ставка арендной платы в размере 4,3 %; для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале , отнесенных к виду разрешенного использования «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1) установлена ставка арендной платы в размере 2,8 %.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», которое устанавливает общеобязательные при установлении размера арендной платы за использование земель принципы, в том числе принципы экономической обоснованности и предсказуемости расчета размера арендной платы.

Данное постановление Правительства Российской Федерации является общеобязательным при установлении размера арендной платы за использование всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

Принцип экономической обоснованности предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28 февраля 2017 г. № 424-О, указал, что государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

Таким образом, при принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должны проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

При утверждении коэффициентов и ставок арендной платы за земельные участки уполномоченным органом, среди прочего, должна быть принята во внимание не только кадастровая стоимость земельного участка, но и его доходность, учитываемая при проведении экономического обоснования установления тех или иных показателей при расчете ставок арендной платы.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на Территории Республики Крым проведена государственная кадастровая оценка недвижимости, стоимость объектов недвижимости – земельных участков определена по состоянию на 01.01.2022г. В 2023году применена новая кадастровая стоимость и новые ставки аренды земельных участков, утвержденные обжалуемым НПА. Согласно оспариваемому НПА, ставка аренды применяется в разрезе кадастровых кварталов муниципального образования городской округ Судак Республики Крым согласно Приложений 1 и 2 данного Порядка.

Из материалов дела усматривается, что оспариваемый истцом размер арендной ставки, установленный в Приложением № 1, принят в отсутствие каких-либо экономических обоснований установленного размера оспариваемых ставок арендной платы. Из пояснений Судакского городского совета Республики Крым следует, что финансово-экономическое обоснование не разрабатывалось и на согласование не направлялось.

Пояснительная записка к обжалуемому НПА сама по себе выводов экономической обоснованности размеров ставок и доказательств того, что при их определении производились необходимые расчеты, не содержит. Пояснительная записка не является расчетом, показывающим доходность земельных участков, и не содержит многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и не может являться надлежащим доказательством соблюдения принципа экономической обоснованности.

Административным ответчиком не представлено каких-либо надлежащих доказательств, подтверждающих соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении размера ставки арендной платы, а также проведения многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, а также уровень его доходности.

Доказательств того, что уровень доходности предоставленных в аренду административному истцу земельных участков изменился, что позволило повысить ставку арендной платы и при этом соблюсти экономически справедливый баланс интересов арендодателя и арендатора, административным ответчиком в материалы дела не представлено.

Вышеизложенное, по мнению суда, свидетельствует о том, что оспариваемая ставка арендной платы не основывалась на основных принципах, закрепленных в Постановлении Правительства Российской Федерации №582 от 16.07.2009 г.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований административного истца в части признания недействующим Приложения № 1 к Порядку определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, утвержденному решением Судакского городского Совета Республики Крым от 27.07.2023 г. № 546 в части установления ставок арендной платы в размере:

- 4,3 % для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале , отнесенных к виду разрешенного использования «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1);

- 2,8 % для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале , отнесенных к виду разрешенного использования «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1).

Относительно исковых требований о признании недействующим пункта 4 решения Судакского городского Совета Республики Крым от 27.07.2023г. № 546, в части распространения на взаимоотношения с 01.01.2023 г., суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 4 ГК РФ действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Кроме того по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Одним из принципов, закрепленных в Постановлении Правительства Российской Федерации №582 от 16.07.2009 г., является принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым, в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя,

Изменение арендодателем - органом местного самоуправления размера арендной платы в одностороннем порядке возможно после принятия соответствующего решения органом государственной власти субъекта РФ. Новый размер арендной платы не может быть распространен на истекший период. Придание обратной силы нормативному правовому акту, устанавливающему новый размер арендной платы, влечет образование у арендаторов задолженности по арендной плате в предшествующем периоде и, как следствие, возникновение дополнительной обязанности по уплате арендной платы. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2023г. №14-АПГ13-9.

Изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям; соблюдение данного принципа - при отсутствии должной нормативной определенности правового регулирования - имеет существенное значение и для обеспечения единства правоприменительной практики; при этом - исходя из конституционного принципа недопустимости придания обратной силы закону, вследствие которого ухудшатся положение лица действовавшего добросовестно в рамках, действующих на тот момент нормативных положений (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П, от 5 марта 2013 года N 5-П, от 21 января 2010 года N 1-П, от 17 октября 2017 года N 24-П и др.).

Исходя из вышеизложенного, п. 4 решения Судакского городского Совета Республики Крым от 27.07.2023 г. № 546, распространивший увеличенные арендные ставки за пользование земельными участками на период с 01.01.2023 г., противоречит не только принципу предсказуемости расчёта арендной платы, но и влечет негативные последствия для арендаторов значительно ухудшающее их положение и негативно влияющие на стабильность правового регулирования.

Учитывая вышеизложенное суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, полагая необходимым признать недействующим п. 4 решения Судакского городского Совета Республики Крым от 27.07.2023 г. № 546 в части распространения на взаимоотношения с 01.01.2023 г., в той мере, в которой он касается взаимоотношений по установлению арендной платы для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале , отнесенных к виду разрешенного использования «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1) и для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале , отнесенных к виду разрешенного использования «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1).

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Необходимо учитывать, что на основании нормы противоречащей федеральному законодательству на граждан и юридических шлиц была возложена обязанность по оплате арендной платы в повышенном размере.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007г. №48, нормативные правовые акты, которые в соответствии со ст. 125 Конституции Российской Федерации могут быть проверены в процедуре конституционного производства, признаются судом недействующими только с момента вступления решения суда в законную силу.

Поскольку обжалуемый НПА принят по вопросу, относящемуся к ведению субъекта Российской Федерации, на его основании на истца незаконно возложена обязанность по уплате дополнительных арендных платежей, суд считает, что применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела признание нормативного правового акта недействующим с момента вступления решения суда в законную силу не приведет к защите прав административного истца, суд считает необходимым признать недействующими обжалуемые положения НПА с момента принятия.

Согласно части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче административного искового заявления ООО «Тандем» уплачена государственная пошлина в размере 4500 рублей согласно платежному поручению от 22.08.2023 г. N 29 (т. 1 л.д.12). Данные судебные расходы подлежат взысканию с административного ответчика в пользу административного истца.

Учитывая, что целью административного иска в силу положений КАС РФ является судебная защита и восстановление нарушенного субъективного публичного права или законного интереса участника публичного правоотношения, суд усматривает наличие правовых оснований для удовлетворения административного иска в полном объеме.

В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивную часть решения подлежит включению указание на то, что сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Судакского городского Совета Республики Крым.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым

решил:

административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «Тандем» к Судакскому городскому совету Республики Крым, о признании нормативного правового акта недействующим в части - удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия – (27.07.2023 г.) Приложение № 1 к Порядку определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, утвержденному решением Судакского городского Совета Республики Крым от 27.07.2023 г. № 546 в части установления ставок арендной платы в размере:

- 4,3 % для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале , отнесенных к виду разрешенного использования «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1);

- 2,8 % для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале , отнесенных к виду разрешенного использования «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1).

Признать недействующим со дня принятия – (27.07.2023) пункт 4 решения Судакского городского Совета Республики Крым от 27.07.2023 г. № 546 в части распространения на взаимоотношения с 01.01.2023 г., в той мере, в которой он касается взаимоотношений по установлению арендной платы для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале 90:23:010105, отнесенных к виду разрешенного использования «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1) и для земельных участков, расположенных в кадастровом квартале , отнесенных к виду разрешенного использования «Туристическое обслуживание» (код 5.2.1).

Взыскать с Судакского городского Совета Республики Крым в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Тандем» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей.

Сообщение о принятии судом настоящего решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании Судакского городского Совета Республики Крым.

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции путём подачи апелляционной жалобы через Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Республики Крым Е.И. Холодная

Решение изготовлено в окончательной форме 14.12.2023 года.