Дело №2а-2240/2018 16 июля 2018 года
в г.Тосно Ленинградской области
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2,
представителя административного ответчика ФИО3,
при секретаре Пыщенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение, главе муниципального образования и депутатам совета депутатов о признании незаконным решения о досрочном прекращении полномочий депутата,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о признании незаконным и недействующим с момента принятия решения совета депутатов этого муниципального образования от 08.06.2018 №49 «О досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва ФИО1»; обязании восстановить его в полномочиях депутата совета депутатов;
к главе муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО4 о признании незаконных действий по инициации в отношении него применения незаконных оснований для досрочного прекращения его полномочий депутата, применения нормативного правового акта – решения совета депутатов №47 «О Комиссии по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» и голосованию за принятие вышеуказанного решения совета депутатов;
к депутатам совета депутатов ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 о признании незаконных действий по голосованию за принятие вышеуказанного решения совета депутатов.
В обоснование административного иска указал, что по результатам состоявшихся 10 сентября 2017 года выборов депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области он был избран депутатом по 31 пятимандатному избирательному округу. Просматривая 13 июня 2018 года реестр решений совета депутатов на сайте http://telmana.info/, он узнал, что 08 июня 2018 года он был незаконно лишен депутатских полномочий решением совета депутатов №49 «О досрочном прекращении полномочий депутата совета депутата муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва ФИО1» (далее решение №49). Из пункта 1 решения №49 следует, что основанием его принятия послужило несоблюдение им ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее также Федеральный закон №131). Совет депутатов руководствовался только заключением комиссии по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 04 июня 2018 года №1, которое ему никто для ознакомления не предъявлял.
О дате и времени заседания совета депутатов, состоявшегося 08.06.2018, о его повестке дня он никем из уполномоченных лиц не уведомлялся, по данному поводу с ним глава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО4 и кто-либо из депутатов, работников аппарата по обеспечению деятельности совета депутатов или иных лиц не связывался.
Порядок освобождения от должности лиц, занимающих муниципальные должности в совете депутатов, в связи с утратой доверия, в случаях, предусмотренных ч.7.1, 10.1, 11 ст.40 Федерального закона №131, советом депутатов не принимался.
При принятии оспариваемого решения были грубо нарушены его права на беспрепятственное осуществление депутатских полномочий, гарантированные ч.1 ст.40 Федерального закона №131 и ч.4 ст.24 Устава поселения, в том числе – на участие в заседании совета депутатов 08.06.2018, на дачу объяснений относительно обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для досрочного прекращения его полномочий депутата совета депутатов.
Никаких нарушений федерального законодательства, предполагающих досрочное прекращение полномочий депутата органа местного самоуправления, в том числе – по основаниям, указанных в статьях 12.1, 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействии коррупции» (далее также Федеральный закон №273-ФЗ) и ч.7.1 ст.40 Федерального закона №131 с его стороны допущено не было, объяснений по факту нарушения законодательства с него никто не требовал. Никаких заявлений в совет депутатов со стороны Губернатора Ленинградской области ФИО15 о досрочном прекращении депутатских полномочий ФИО1 не поступало. Ни органами прокуратуры, ни судом не установлен юридический факт несоблюдения депутатом ФИО1 каких-либо ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом №131, в том числе – нарушения законодательства о противодействии коррупции.
Полагает, что в действиях ФИО4 и ещё 10 депутатов, проголосовавших 08.06.2018 за принятие незаконного решения №49, усматриваются признаки злоупотребления служебными полномочиями путём принятия заведомо незаконного решения с целью нанесения ему репутационных потерь как политическому оппоненту, руководителю местного отделения партии «Справедливая Россия» в Тосненском районе. По его обращениям в органы прокуратуры установлены действительные юридические факты нарушения законодательства о противодействии коррупции как главой МО ФИО4 в период с 19.09.2017 по 12.12.2017, так и депутатами ФИО6 и ФИО5, совмещавшими муниципальные должности депутатов и должности государственной службы. На заседание совета депутатов 20 апреля 2018 года он внес проект решения «О досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО5 и ФИО6». Совет депутатов отклонил предложенный им проект решения, а также представления Тосненского городского прокурора 05.03.2018 №7-54-2018 и от 30.03.2018 №7-55-2018 в адрес главы МО ФИО4, внесенные по тем же основаниям, и рекомендовал главе поселения обжаловать представления прокурора в судебном порядке. Кроме того, определением Ленинградского областного суда от 10.05.2018 по административному делу №33а-2546/2018, в котором он выступал административным истцом, доказана незаконность принятого советом депутатов решения от 19.09.2017 №2 об избрании главой поселения ФИО4 Фактически 11 депутатов, злоупотребляя своим правом большинства в совете депутатов, свели с ним личные счёты.
По настоящее время решение совета депутатов от 23.05.2018 №47 «О комиссии по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» (далее также решение №47) как нормативный правовой акт, на основании которого действовала указанная комиссия, не опубликовано в официальных СМИ поселения, вследствие чего не вступило в силу и не подлежит применению, а значит, совет депутатов не мог им руководствоваться при принятии решения №49.
Официальное СМИ поселения в виде сетевого издания «тельмана47.рф», расположенное по электронному адресу www.тельмана47.рф, учреждено решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 04.09.2015 №161 «Об учреждении средства массовой информации в виде сетевого издания «тельмана47.рф». Однако в сетевом издании «тельмана47.рф» ни один из принятых в 2018 году НПА, в том числе решение №47, не публиковался (не обнародовался). Газета «Тосно Time» зарегистрирована Управлением федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Западному федеральному округу 27 июня 2013 года, свидетельство ПИ №ТУ 78-01373. Однако, в газете «Тосно Time» ни один из принятых в 2018 году НПА, в том числе решение №47, не публиковался (не обнародовался).
При этом сайт www.telmanacity.ru не проходил процедуру официальной регистрации СМИ поселения согласно статье 8 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года №2124-I «О средствах массовой информации» (далее также Закон о СМИ), следовательно, не может в силу Закона использоваться для опубликования (обнародования) каких-либо НПА, а размещенные только на данном сайте НПА, в том числе решение №47, являются не вступившими в силу и не могут применяться.
Про указанные обстоятельства, в том числе незаконность принятия решения №49, не мог не знать глава МО ФИО4, который в период с 2009 года по 2014 год являлся Тосненским городским прокурором (л.д.3-12).
В судебном заседании ФИО1 поддержал административный иск, пояснил, что очевидным является фабрикация оснований для лишения его полномочий депутата четвертого созыва, поскольку в протоколе заседания комиссии указано, что основанием для проведения заседания является поступление в комиссию материала проверки в отношении депутата Кваши. Никакого материала проверки не было. Фактически некто обратился по электронной почте в совет депутатов и придумал какие-то основания нарушения им как депутатом третьего созыва законодательства о противодействии коррупции. Не прибегая к проверке этого лица, проверке достоверности представленных сведений, информация была принята в качестве подтверждения того, что он нарушил антикоррупционное законодательство. Он не представляет, кто такой Пастырчак, не общался с ним. В период, когда квартира находилась в собственность его сына, он присутствовал при разговоре сына с одним или двумя покупателями. Сын не выдал ему доверенности на продажу.
В представлении контрольно-счётной палаты указаны нарушения, которые следует устранить главе администрации. Эти предписания не указывают на участие его в каких-то действиях, связанных с конфликтом интересов между ним и советом депутатов, между ним и администрацией. ФИО16 – брат его жены, в отношении которого были приняты правовые акты главы администрации о передаче ему муниципального жилья, а затем о передаче в собственность данной квартиры, – реализовал свои гражданские права как по пользованию данной квартирой, так и по её приватизации. Это не связано с ним. В общественную жилищную комиссию входят сотрудники администрации, депутаты, жители муниципального образования. Он в эту комиссию не входил.
8 июня 2018 года с 12 до 13 часов он разговаривал с инспектором-делопроизводителем и главой муниципального образования, оба сказали, что в ближайшее время заседание совета депутатов не намечается. Уведомления о заседании он не получал. Опись вложения делается в двух экземплярах, на втором экземпляре ставится почтовый штемпель. По почте письма ему приходили, но не связанные с вызовом, ответы на его обращения.
Принятием данного решения без оснований совет депутатов грубо нарушил его права и интересы, вышел за рамки своих полномочий. На основании данного решения он включен в список лиц, на которых распространяется ограничение в соответствии с постановлением Правительства.
Представитель административного истца ФИО2 пояснил, что на совет депутатов выносится проект решения о бюджете с заключениями финансово-бюджетной комиссии, заключением контрольно-счётной палаты района и с заключением юриста о коррупционной составляющей. Совет депутатов принимает решение, которое ему представлено со всеми заключениями.
Совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области представил возражения, в которых указал, что решением совета депутатов от 23.05.2018 №47 во исполнение части 4 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции" создана Комиссия по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (далее Комиссия) и определен порядок принятия ею решений. Комиссия пришла к обоснованному выводу о наличии в действиях депутата ФИО1 признаков нарушения лицом, замещающим муниципальную должность, требований к должностному поведению и грубого нарушения Федерального закона "О противодействии коррупции", которые влекут утрату к нему доверия. При принятии решения о досрочном прекращении полномочий административного истца в качестве депутата совета депутатов административный ответчик руководствовался решением Комиссии. Обстоятельства, установленные Комиссией, не могут быть переоценены советом депутатов при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий в качестве депутата представительного органа, а должны быть учтены как возникновение юридически значимого факта – факта нарушения лицом, замещающим муниципальную должность, требований к должностному поведению и грубого нарушения Федерального закона "О противодействии коррупции", которые влекут утрату к нему доверия.
Вопреки доводам административного истца, нормами закона совет депутатов наделен полномочиями по принятию решения о прекращении его полномочий в качестве депутата представительного органа муниципального образования по основаниям несоблюдения ограничений и запретов при осуществлении деятельности в качестве депутата. Указанное решение принято советом депутатов с соблюдением установленной Федеральным законом N 131-ФЗ, Уставом муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области процедуры принятия такого решения и тридцатидневного срока с момента поступления в совет депутатов решения Комиссии от 04 июня 2018. ФИО1 был извещен надлежащим образом и заблаговременно, с учетом достаточного времени для подготовки к заседанию совета депутатов и предоставления, в случае необходимости, собственных объяснений по существу рассматриваемого вопроса.
Доводы административного истца о том, что инициатива внесения решения о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принадлежит только Губернатору Ленинградской области, являются несостоятельными и основаны на неверном истолковании подлежащих применению норм материального права (л.д.232, 236-237).
В судебном заседании представитель совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО3 административный иск не признал, пояснил, что в очереди нуждающихся в жилых помещениях на тот момент состояло не менее 30 человек. Исполнителем обязанности по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма выступал исполнительный орган, то есть администрация муниципального образования, скорее всего, она предложила заложить в бюджет денежные средства для приобретения квартиры, а совет депутатов принял соответствующее решение. ФИО1 был главой МО, соответственно принимал в этом участие. Администрация купила одну квартиру и предоставила её родственнику главы МО. Полагает, что здесь мог возникнуть определенный конфликт интересов. Не оспаривается тот факт, что ФИО16 имел основания для предоставления жилого помещения. Нужно было данную картину донести до совета депутатов и до комиссии по урегулированию конфликта интересов.
В адрес главы муниципального образования ФИО4 поступили материалы от гражданина Пастырчак. Данный гражданин нашел на сайте Авито объявление о продаже квартиры, связался с покупателем, пообщался с ним. Каким-то образом он выяснил, что данное помещение предоставлялось инвалиду, его озаботило, что квартиру продает некто с фамилией Кваша. Он обратился к главе муниципального образования, чтобы проверить, насколько правомерны эти продажи, чтобы не быть обманутым. Вопрос о конфликте интересов возник давно, материалы по иску к ФИО16 собирались и раньше, а это обращение послужило катализатором. ФИО4 инициировал сбор комиссии по координации работы по противодействию коррупции. Извещения рассылал инспектор-делопроизводитель, который подтвердил, что ФИО1 был уведомлен. Направлялось заказным письмом без уведомления о вручении. Депутаты говорили, что извещения получили.
На комиссии были рассмотрены данные материалы, а также прослушана аудиозапись разговора покупателя Пастырчак с представителем продавца ФИО1 На заседании комиссии данный гражданин не присутствовал. Председатель комиссии ФИО4 пояснил, что Пастырчак приезжал в администрацию, разговаривал с ним, ФИО4 получил от него заявление. Полагает, что логика депутатов была следующей: ФИО1 не уведомил никого о конфликте интересов при планировании в бюджете суммы на приобретение квартиры; целью ФИО16 не являлось проживание в данной квартире, о чем свидетельствовало намерение её реализации. ФИО1 фактически выступал представителем своего сына, видимо, без документального оформления. Доверенности или других документов на заседании комиссии не представлялось.
Было инициировано проведение внеочередного выездного заседания совета депутатов на 8 июня, распоряжение подписал ФИО4, инспектор-делопроизводитель производил оповещение всех депутатов посредством рассылки почтовых отправлений согласно реестру. Для Кваши сделали опись, поэтому она не заверялась, заверен сам реестр отправки. Депутатам необходимо было проинспектировать дорогу, ведущую к мемориалу «Ижорский таран», поэтому заседание было выездным.
Глава администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО4 извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился (л.д.149).
Депутаты совета депутатов ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 извещены по электронной почте о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились (л.д.149).
ФИО7 ходатайствовал об отложении разбирательства дела в связи временной нетрудоспособностью, подтверждение которой суду не представил (л.д.151).
ФИО5 ходатайствовала об отложении разбирательства дела ввиду выезда в Турцию, откуда возвратится 26 июля 2018 года (л,д.153-154).
ФИО6 обосновал ходатайство об отложении разбирательства дела производственной необходимостью (необходимо личное присутствие при сдаче теплового оборудования жилого дома представителю теплоснабжающей организации) – л.д.155.
Суд нашёл причины неявки ФИО6 и ФИО7 неуважительными, ходатайство ФИО5 не удовлетворил ввиду необходимости соблюдения срока рассмотрения дела.
Выслушав объяснения административного истца, его представителя, объяснения представителя административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 7.1. Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
10.1. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
11. Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В соответствии с частью 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Согласно п.1 ч.1 ст.13.1 Федерального закона N 273-ФЗ лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Судом установлено, что советом депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области 23 мая 2018 года принято решение №47 «О Комиссии по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области». Совет депутатов решил образовать комиссию по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (далее Комиссия), утвердить положение о комиссии (далее Положение о комиссии). Пунктом 3 решения утверждено Положение о порядке рассмотрения Комиссией по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулирования конфликта интересов (далее Положение о порядке рассмотрения). Пунктом 4 признано утратившим силу решение совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области №194 от 31 мая 2016 года. В соответствии с пунктом 5 решения аппарату по обеспечению деятельности совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области предписано обеспечить официальное опубликование (обнародование) этого решения в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (л.д.20-28, 116, 158).
Решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 04 сентября 2015 года №161 учреждено средство массовой информации в виде сетевого издания, для которого определено название «тельмана47.рф» (л.д.29-30, 110-111).
Суд исходит из того, что решение совета депутатов №47 вступило в силу и действует. Административным истцом данное решение оспаривается в другом деле, при этом он возражает против приостановления производства по настоящему делу до разрешения его спора по решению №47.
В соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона N 131-ФЗ порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Устав муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области принят решением совета депутатов этого муниципального образования от 23 декабря 2015 года №177, зарегистрирован в Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Ленинградской области 14 апреля 2016 года (л.д.55), далее Устав.
Пункт 6 статьи 21 Устава предусматривает образование постоянных, рабочих и временных комиссий, регламенты работы которых утверждаются советом депутатов МО (л.д.78). Порядок созыва, подготовки и проведения заседаний совета депутатов МО, рассмотрения и принятия решений, осуществления контрольных полномочий, участия депутатов совета депутатов МО, должностных лиц администрации МО, других органов местного самоуправления МО ФИО17, представителей общественности, населения МО ФИО17 в работе заседаний Совета депутатов МО, комиссий, групп устанавливается регламентом Совета депутатов МО, который утверждается Советом депутатов МО. Заседание Совета депутатов МО считается правомочным, если на нем присутствовало не менее 50 процентов от числа избранных депутатов (п.п.3 и 4 ст.23 Устава – л.д.80).
Из Положения о Комиссии по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области следует, что она является постоянно действующим координационным органом при главе муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области (п.1.1). Комиссия выполняет функции, возложенные на комиссию по соблюдению требований к служебному (должностному) поведению и урегулированию конфликта интересов в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, для которых федеральными законами не предусмотрено иное (п.1.4 – л.д.117). В полномочия комиссии входит, в том числе, рассмотрение вопросов, касающихся соблюдения лицами, замещающими муниципальные должности, депутатами Совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ограничений и запретов, установленных законодательством о противодействии коррупции (п.3.1.5 – л.д.118).
Разделом 4 Положения о комиссии определен порядок её формирования. Комиссия формируется в составе председателя, заместителя председателя комиссии, секретаря и членов комиссии. Персональный состав комиссии утверждается распоряжением главы муниципального образования, он же является председателем комиссии. В состав комиссии могут входить: руководители структурных подразделений администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области; депутаты совета депутатов; граждане, зарегистрированные и проживающие на территории этого муниципального образования; представители общественных организаций, уставными задачами которых является участие в противодействии коррупции (л.д.118-119).
Раздел 5 Положения о комиссии регламентирует организацию деятельности комиссии и порядок её работы. Заседания комиссии ведет председатель комиссии или по его поручению один из заместителей председателя комиссии. Заседание комиссии считает правомочным, если на нём присутствует более половины её членов. Заседания комиссии проводятся, как правило, один раз в квартал. В случае необходимости, по инициативе председателя комиссии, заместителя председателя комиссии могут проводиться внеочередные заседания комиссии. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии и оформляются протоколом. Протокол подписывается секретарем комиссии и утверждается председателем комиссии либо заместителем председателя комиссии, председательствующим на заседании комиссии. Председатель комиссии утверждает повестку дня очередного заседания комиссии. Обеспечение деятельности комиссии, подготовку материалов к заседаниям комиссии и контроль за исполнением принятых ею решений осуществляет аппарат по обеспечению деятельности совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области. Секретарь комиссии информирует членов комиссии, приглашенных на заседание экспертов и иных лиц о месте, времени проведения и повестке дня заседания, обеспечивает их необходимыми материалами (л.д.119-120).
Согласно Положению о порядке рассмотрения Комиссией по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области вопросов, касающихся соблюдения требований к служебному (должностному) поведению лиц, замещающих муниципальные должности, и урегулирования конфликта интересов, в числе оснований для проведения заседания комиссии является решение председателя комиссии, принятое на основании материалов, обращений граждан или юридических лиц, депутатов совета депутатов, должностных лиц администрации муниципального образования о нарушении лицом, замещающим муниципальную должность, требований к должностному поведению, поступивших в комиссию (пп.2, 2.1, 2.1.3 – л.д.121). О принятии документов для рассмотрения комиссией глава муниципального образования и лицо, замещающее муниципальную должность, извещается секретарем комиссии в трехдневный срок со дня поступления документов (п.4 - л.д.122). Секретарь комиссии обеспечивает подготовку вопросов, вносимых на заседание комиссии, а также организует информирование членов комиссии, лица, замещающего муниципальную должность, о вопросах, включенных в повестку дня заседания комиссии, дате, времени и месте проведения заседания комиссии не позднее, чем за три рабочих дня до дня заседания комиссии. Надлежащим извещением о времени и месте заседания комиссии является составленная секретарем комиссии справка, содержащая сведения об извещении членов комиссии, лица, замещающего муниципальную должность, любым доступным способом, обеспечивающим передачу информации о времени и месте заседания комиссии (п.7 – л.д.122). Заседание комиссии, как правило, проводится в присутствии лица, замещающего муниципальную должность (п.11 – л.д.122). На заседании комиссии в порядке, определяемом председателем комиссии, заслушиваются пояснения лица, замещающего муниципальную должность, и рассматриваются материалы, относящиеся к вопросам, включенных в повестку дня заседания комиссии (п.13 – л.д.123).
По итогам рассмотрения материалов в соответствии с подпунктом 2.1.3 пункта 2.1 настоящего Положения комиссия может принять одно из следующих решений: установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения лицом, замещающим муниципальную должность, требований к должностному поведению; установить, что в рассматриваемом случае имеются признаки нарушения лицом, замещающим муниципальную должность, требований к должностному поведению (п.15 – л.д.123). Комиссия вправе принять иное, чем предусмотрено в пунктах 15-19 настоящего Положения, решение. Основания и мотивы принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания комиссии (п.20 – л.д.124). В протоколе заседания комиссии указываются, в том числе, формулировка рассматриваемого на заседании комиссии вопроса с указанием фамилии, имени, отчества, должности лица, замещающего муниципальную должность, в отношении которого рассматривается вопрос; источник информации, содержащей основания для проведения заседания комиссии, и дата поступления информации главе муниципального образования; содержание пояснений лица, замещающего муниципальную должность, и других лиц по существу рассматриваемого вопроса; результаты голосования; решение и обоснование его принятия (п.24 – л.д.124).
По результатам состоявшихся 10 сентября 2017 года выборов депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО1 был избран депутатом указанного совета депутатов по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №31, что подтверждается решением территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа №31 от 11 сентября 2017 года №44/406 (л.д.18).
Решением совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 26 января 2018 года №26 главой муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области избран ФИО4 депутат этого совета (л.д.53-54).
Распоряжением главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 25 мая 2018 года №13 утвержден персональный состав Комиссии по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области: председатель комиссии – ФИО4, глава муниципального образования; заместитель председателя комиссии – ФИО6, депутат муниципального образования; секретарь комиссии – ФИО14 – депутат муниципального образования; члены комиссии: ФИО5, ФИО12, ФИО7 – депутаты муниципального образования, ФИО18 – заместитель главы администрации муниципального образования, ФИО3 – юрист администрации муниципального образования (л.д.125-126).
31 мая 2018 года глава муниципального образования ФИО4 распорядился о созыве комиссии по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области на 04 июня 2018 года (уведомление – л.д.219).
Из протокола заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции от 04 июня 2018 года №1 следует, что в заседании участвовало семь членов Комиссии, рассматривался материал проверки в отношении депутата совета депутатов ФИО1, а также заключение контрольно-счётной палаты Тосненского района. Комиссия единогласно установила в действиях депутата ФИО1 наличие признаков нарушения лицом, замещающим муниципальную должность, требований к должностному поведению и грубого нарушения Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», которые влекут утрату доверия по отношению к нему. Комиссия рекомендовала совету депутатов решить вопрос о применении к ФИО1 мер ответственности, установленных статьёй 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» в связи с несоблюдением ФИО1 ограничений, установленных статьёй 12.1 того же Закона.
Обоснование решения в протоколе отсутствует. Из выступлений членов комиссии ФИО7 и ФИО3 следует, что в пользу ФИО16 за счёт средств бюджета поселения с нарушениями федерального законодательства, на что указала КСП района, была приобретена квартира в поселке Войскорово. ФИО16 является братом супруги ФИО1 Квартира была приватизирована с нарушениями требований закона и в короткие сроки переоформлена в собственность сына ФИО1 – ФИО19 Занимая муниципальные должности главы муниципального образования, председателя совета депутатов Тельмановского сельского поселения, депутата районного совета депутатов, ФИО1 лично занимался продажей данной квартиры. В действиях ФИО1 усматривается конфликт интересов, о котором он не уведомил правоохранительные органы, комиссию по конфликту интересов. Постановлением главы администрации отменено постановление о передаче ФИО16 квартиры по договору социального найма, в суд подано исковое заявление администрации поселения о возврате данной квартиры в собственность муниципального образования (л.д.127-130, 222-225).
04 июня 2018 года глава муниципального образования ФИО4 распорядился о проведении внеочередного выездного заседания совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области в 17 часов 08 июня 2018 года возле памятника «Ижорский таран» (л.д.228-229).
На внеочередном заседании совета депутатов 08 июня 2018 года присутствовало 11 депутатов, единогласно принято решение, получившее номер 49, о досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва ФИО1 в связи с несоблюдением ограничений, установленных Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Решение содержит ссылки на части 7.1, 10.1, 11 статьи 40 названного Закона, пункт 12 части 1 статьи 62 Устава муниципального образования и заключение Комиссии по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 04 июня 2018 года №1 (л.д.133-138).
Материал проверки содержал обращение ФИО20, гражданина Украины, жителя Луганской области, точный адрес не указан, зарегистрировано в аппарате совета депутатов ФИО21 30.05.2018. ФИО20 сообщает, что 15 июля 2017 года, приехав на просмотр заинтересовавшей его квартиры в доме 1 поселка Войскорово, он познакомился с продавцом Юрием, телефон <***>, позднее узнал его фамилию и отчество - ФИО1. С Юрием был молодой человек, похожий на него, представившийся Денисом, как он понял, сын Юрия. Юрий пояснил, что квартира оформлена на родственника. Перестраховываясь, он решил позвонить в администрацию Тельмановского поселения и узнать: нет ли каких-либо проблем с указанной квартирой. По телефону ответили, что квартира, возможно, была выдана незаконно и подлежит изъятию в муниципальную собственность в судебном порядке. ФИО20 сообщает, что все переговоры по покупке данной квартиры, для своей безопасности он записывал на диктофон. У него имеются скриншоты объявления на сайте авито, подтверждающие факт продажи квартиры ФИО22. Все записи и фото он прилагает вместе с обращением, которое датировано 21.05.2018 (л.д.168-169).
В сопроводительном письме в Комиссию по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, датированном 31 мая 2018 года глава муниципального образования ФИО4 ссылается на материал проверки на 9 листах в отношении депутата совета депутатов ФИО1 (л.д.167). На обращении ФИО20 на 2 листах также имеется резолюция ФИО4 о направлении в Комиссию. Шесть листов так называемых «скриншотов» с объявлениями о продаже квартиры датированы 04.06.2018 (л.д.170-175). Последний лист материала проверки представляет собой выписку из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости от 23.05.2018 на квартиру 64 в доме 1 п.Войскорово Тосненского района Ленинградской области, из которой следует, что данная квартира находилась в собственности ФИО23, на основании муниципального контракта 17.02.2016 перешла в собственность Тельмановского сельского поселения, на основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан 14.02.2017 перешла в собственность ФИО16, на основании договора купли-продажи квартиры 11.10.2017 перешла в собственность ФИО19 (л.д.176).
Очевидно, что скриншоты были изготовлен в день проведения заседания Комиссии, а не направлены в неё председателем Комиссии 31 мая 2018 года и не предоставлены ФИО20 Неубедительно объяснение представителя административного ответчика о том, что аудиозапись разговора ФИО20 утеряна, поэтому и скриншоты могли распечатать заново. Выписка из ЕГРН была получена ранее, чем в совет депутатов поступило обращение ФИО20 Личность последнего не установлена, адрес проживания, телефон неизвестны. Поэтому и информация, содержащаяся в обращении, не вызывает доверия. Из представленных административным истцом в материалы дела копий представлений Тосненского городского прокурора в отношении депутатов ФИО5, ФИО6, сообщения Тосненского городского прокурора в адрес ФИО1 о нарушении главой муниципального образования ФИО4 требований законодательства о противодействии коррупции следует, что у ФИО1, по крайней мере, есть три недоброжелателя (л.д.33-39).
Из акта контрольно-счётной палаты муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 10.04.2017, следует, что постановлением администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 30.03.2015 №71 внесены изменения в постановление администрации от 19.09.2014 №220 «О бюджетных инвестициях в объекты капитального строительства муниципальной собственности и на приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области на 2014-2016 годы» путем включения объекта недвижимого имущества «Жилые помещения для использования в качестве специализированного (служебного) муниципального жилого фонда» в виде одной квартиры стоимостью 2 105 960 руб.
Бюджетные ассигнования на приобретение жилых помещений в собственность муниципального образования утверждены решением совета депутатов от 27.04.2015 №146 «О внесении изменений в решение совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 23.12.2014 №134 «О бюджете муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» по подразделу 0501 «Жилищное хозяйство», по целевой статье 9900478 «Приобретение объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность в рамках непрограммных расходов органов исполнительной власти муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области», коду вида расходов 410 «Бюджетные инвестиции» в сумме 2 105 960 руб. В приложении 15 к решению совета депутатов от 23.12.2014 №134 (в редакции от 27.04.2015 №146) объект приобретения «Жилые помещения для использования в качестве специализированного (служебного) муниципального жилого фонда» отсутствует.
Решением совета депутатов от 26.11.2015 №170 внесены изменения в решение совета депутатов от 23.12.2014 №134, согласно которым утверждена новая редакция распределения бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций на осуществление капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на 2015 год, которая предусматривает, в частности, выделение 2 105 960 руб. на приобретение жилых помещений в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма граждан, состоящих на учёте в администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области.
Согласно отчету об исполнении бюджета Тельмановского сельского поселения, представленному в контрольно-счётную палату в виде годового отчёта об исполнении бюджета за 2015 год, исполнение бюджетных инвестиций (вид расходов 410 «Бюджетные инвестиции») по разделу классификации расходов 05 «Жилищно-коммунальное хозяйство», подразделу 01 «Жилищное хозяйство» за 2015 год составило 2 105 960 руб. или 100% от утвержденных бюджетных ассигнований (л.д.182-185).
Таким образом, совет депутатов, внеся 27.04.2015 изменения в решение о бюджете, не указал в приложении 15 объект приобретения, а в решении от 26.11.2015 №170 изменил назначение бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, чем вошёл в противоречие с постановлением администрации от 30.03.2015 №71 о направлении бюджетных инвестиций на приобретение одной квартиры для использования в качестве специализированного (служебного) муниципального жилого фонда.
Далее в акте по результатам аудита закупок, связанных с приобретением жилых помещений в муниципальную собственность Тельмановского сельского поселения в 2015-2016 годах, анализируется организация закупочной деятельности в администрации Тельмановского сельского поселения, которая не ограничивается приобретением квартиры 64 дома 1 п.Войскорово.
Претензии контрольно-счётной палаты муниципального образования Тосненский район Ленинградской области состоят в следующем: назначение ФИО24 руководителем контрактной службы администрации осуществлено в нарушение Типового положения о контрактной службе (л.д.188); муниципальный правовой акт, определяющий требования к приобретаемым жилым помещениям, в Тельмановском сельском поселении отсутствует; основания для установления в техническом задании требований к общей площади приобретаемого жилого помещения: не менее 17 кв.м и не более 34 кв.м не установлены (л.д.197); жилое помещение, приобретенное в муниципальную собственность Тельмановского сельского поселения в 2015 году, предоставлено ФИО16 по договору социального найма 02 декабря 2016 года через 10 месяцев после государственной регистрации права муниципальной собственности (17 февраля 2016 года) – л.д.203.
По результатам проведения контрольного мероприятия контрольно-счётной палаты муниципального образования Тосненский район Ленинградской области главе администрации Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области внесено представление от 30.01.2018 №03-078/2018, в котором перечислены вышеуказанные и другие нарушения (л.д.211-218).
Из искового заявления администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области следует, что требования обращены к ФИО16, ФИО25 и ФИО19 и состоят в признании недействительным договора социального найма от 02.12.2016, заключенного между администрацией этого муниципального образования и ФИО16, признании недействительным договора передачи жилого помещения в собственность граждан от 23.12.2016, заключенного между теми же лицами, признании недействительным договора купли-продажи квартиры от 11.10.2017, заключенного между ФИО19 и ФИО16, истребовании квартиры 64 дома 1 п.Войскорово Тосненского района Ленинградской области и признании на неё права собственности муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области.
В обоснование иска администрация муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области указала, что во исполнение представления контрольно-счётной палаты муниципального образования Тосненский район Ленинградской области от 30 января 2018 года и с целью устранения допущенных нарушений законодательства Российской Федерации, регулирующего порядок распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, постановлением исполняющего обязанности главы администрации указанного поселения от 26 апреля 2018 года №68 отменено постановление главы администрации от 02 декабря 2016 №202 «О предоставлении жилого помещения ФИО16, заключении с ним договора социального найма на жилое помещение по адресу: <...> квартира 64; о снятии ФИО16 с учёта граждан, признанных малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях на условиях социального найма», в связи с существенными нарушениями, допущенными при предоставлении ФИО16 жилого помещения по договору социального найма. В чем состоят существенные нарушения при предоставлении ФИО16 жилого помещения по договору социального найма – в исковом заявлении не раскрывается, указывается на представление контрольно-счетной палаты (л.д.240, 242-243, 246-247). Однако в представлении указано на нарушения, допущенные администрацией поселения на этапе приобретения квартиры в муниципальную собственность (пункты 1-12 – л.д.211-216). Что касается предоставления вышеуказанной квартиры ФИО16, в представлении указано на длительность подготовки документов для предоставления жилого помещения по договору социального найма, вследствие чего в течение 10 месяцев квартира не была заселена, соответственно, в этот период содержание жилого помещения оплачивалась из средств бюджета поселения. Ни о каких виновных действиях ФИО16 в представлении речь не идет (п.13 – л.д.216).
Контрольно-счетная палата предписывает принять меры по устранению и недопущению в дальнейшем нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учёте; исключить в дальнейшем нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации в части осуществления бюджетных инвестиций в объекты муниципальной собственности Тельмановского сельского поселения, а также законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг при проведении процедур закупок, а также в процессе исполнения муниципальных контрактов; разработать муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок определения площади приобретаемых в муниципальную собственность жилых помещений; определить персональную ответственность и в установленном порядке привлечь к дисциплинарной ответственности должностных лиц администрации поселения, допустивших факты нарушения указанного законодательства, а также неэффективного расходования бюджетных средств в сумме 2 105 960 руб. (л.д.217). О необходимости возврата в муниципальную собственность вышеуказанной квартиры в речь в представлении не идёт. По логике искового заявления следовало бы также расторгнуть муниципальный контракт и возвратить квартиру ФИО23.
В исковом заявлении также указано, что договор передачи жилого помещения в собственность граждан от 23.12.2016 №19/2016 со стороны гражданина был заключен его представителем ФИО25, однако доверенность, выданная ФИО16, не содержала полномочий на заключение от его имени этого договора (л.д.245).
В период рассматриваемых в настоящем деле оспариваемых нарушений, изложенных в протоколе заседания Комиссии по координации работы по противодействию коррупции от 04 июня 2018 года №1, ФИО1, будучи главой муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, одновременно исполнял обязанности председателя совета депутатов этого муниципального образования в силу п.2 ст.26 Устава (л.д.83), главой администрации муниципального образования было другое лицо, в администрации ФИО1 не занимал никаких должностей, исходя из его объяснения, не опровергнутого административным ответчиком, он не входил в состав общественной жилищной комиссии при администрации, на которой рассматривался вопрос о предоставлении ФИО16 жилого помещения по договору социального найма. Поэтому изложенные в акте и представлении контрольно-счётной палаты нарушения, допущенные сотрудниками администрации Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области, не имеют к нему отношения.
В настоящем деле имеют значения лишь решения, принятые советом депутатов либо главой муниципального образования. Таких решений было два: от 27.04.2015 №146 и от 26.11.2015 №170. Первое решение не было реализовано, изменено вторым.
В статье 10 Федерального закона от 25 октября 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» даны понятия конфликта интересов и личной заинтересованности.
Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Учитывая, что вышеуказанными решениями совета депутатов были внесены изменения в бюджет муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области в части выделения бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений в собственность муниципального образования в целях обеспечения жилыми помещениями по договорам социального найма граждан, состоящих на учёте в администрации муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области; без указания на конкретного гражданина, суд находит, что административным ответчиком не доказано, что у главы муниципального образования ФИО1 имелась личная заинтересованность в принятии таких решений, соответственно, отсутствовала обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, которого не было. Решение о предоставлении квартиры ФИО16 было принято спустя год после приобретения её в муниципальную собственность. Между решением совета депутатов от 26.11.2015 №170 и постановлением главы администрации от 30.03.2015 №71 отсутствует прямая причинно-следственная связь.
Таким образом, документы контрольно-счётной палаты муниципального образования Тосненский район Ленинградской области не подтверждают факты нарушения ФИО1 законодательства о противодействии коррупции, наличие конфликта интересов, который он не урегулировал.
Пунктом 4 части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что лица, замещающие муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе быть поверенными или иными представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти и органах местного самоуправления, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Согласно части 3.1 этой же статьи лица, замещающие должности глав муниципальных образований и осуществляющие свои полномочия на непостоянной основе, не вправе осуществлять деятельность, предусмотренную пунктами 4 - 11 части 3 настоящей статьи.
Комиссия по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области не располагает документами о том, что ФИО1 представлял ФИО16 либо Квашу Д.Ю. в отношениях с третьими лицами по продаже квартиры 64 дома 1 п.Войскорово.
В соответствии с частями 9 и 11 статьи 226 КАС Российской Федерации на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), возлагается обязанность доказывания следующих обстоятельств:
1) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
- полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
- порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
- основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
2) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области вправе и обязан принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата данного совета при наличии соответствующих оснований, что следует из части 11 статьи 40 Федерального закона №131-ФЗ. Основания для принятия оспариваемого решения, как указано выше, отсутствовали.
В данном случае суд приходит к выводу о том, что содержание оспариваемого решения не соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, поэтому признает его незаконным.
Кроме того, нарушен порядок принятия оспариваемого решения. В нарушение п.7 Положения о порядке рассмотрения секретарь Комиссии направил ФИО1 извещение за один рабочий день до дня заседания комиссии, так как 2 и 3 июня 2018 года были выходными днями. Секретарь комиссии справку, содержащую сведения об извещении членов комиссии, лица, замещающего муниципальную должность, о времени и месте заседания комиссии, не составил. Без такой справки заседание комиссии не могло быть продолжено.
Направленное в адрес административного истца 05.06.2018 почтовое отправление, с учетом времени прохождения почтовой корреспонденции, не обеспечивало его извещение о заседании совета депутатов 08 июня 2018 года. На описи вложения в заказное письмо отсутствует почтовый штемпель, следовательно, доказательства направления в адрес административного истца копии протокола заседания Комиссии от 04.06.2018 №1 и проекта решения отсутствуют (л.д.231). Прослушанные судом записи телефонных разговоров свидетельствуют о том, что от ФИО1 скрыли сведения о проведении заседания совета депутатов 08 июня 2018 года.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что заседания Комиссии и совета депутатов были организованы таким образом, чтобы исключить в них участие административного истца.
В соответствии с ч.9 ст.40 Федерального закона N 131-ФЗ депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом.
В связи с чем требования административного истца о признании незаконными действий всех перечисленных в административном исковом заявлении депутатов, включая главу муниципального образования, проголосовавших за принятие незаконного решения, не могут быть удовлетворены. В рамках рассмотрения настоящего дела не установлен подлог; в соответствии с Положением о порядке рассмотрения председатель Комиссии вправе провести заседание Комиссии на основании материалов, обращений граждан или юридических лиц, депутатов совета депутатов, должностных лиц администрации муниципального образования о нарушении лицом, замещающим муниципальную должность, требований к должностному поведению, поступивших в комиссию (пп.2, 2.1, 2.1.3 – л.д.121); поэтому не могут быть признаны незаконными действия главы муниципального образования ФИО4 по инициации в отношении административного истца применения незаконных оснований для досрочного прекращения его полномочий депутата, применения нормативного правового акта – решения совета депутатов №47.
Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В силу статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Частью 1 статьи 7 того же Федерального закона установлено право органов местного самоуправления по принятию муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Органы местного самоуправления и судебной власти самостоятельны и не вправе вмешиваться в компетенцию друг друга.
Осуществляя контроль над соответствием закону ненормативного правого акта – решения №49 и придя к выводу о его незаконности, суд отменяет его.
В соответствии с ч.1 статьи 15 Федерального закона «О противодействии коррупции» сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее - реестр), сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.
На возможность отмены судом такого решения указывает пункт 2 части 3 этой же статьи.
Нарушение прав административного истца оспариваемым решением очевидно, поскольку полномочия депутата ФИО1 прекращены досрочно. Восстановление нарушенных прав осуществляется отменой решения №49, необходимость в возложении на административного ответчика каких-либо иных обязанностей отсутствует, за исключением направления сведений в орган, ведущий реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, об отмене данного решения. Эта техническая работа может быть исполнена аппаратом по обеспечению деятельности совета депутатов. Тогда как возложение на совет депутатов обязанности устранить допущенные нарушения путем отмены оспариваемого решения является вмешательством судебного органа в деятельность представительного органа местного самоуправления, навязыванием каждому депутату требования принятия определенного решения, что недопустимо в силу конституционного принципа разделения властей.
Поскольку решение состоялось в пользу административного истца, его расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 руб. подлежат возмещению советом депутатов.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск ФИО1 к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области от 08.06.2018 №49 «О досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва ФИО1».
Обязать совет депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем направления сведений в орган, ведущий реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, об отмене данного решения.
Административному ответчику сообщить об исполнении решения по настоящему делу в суд, ФИО1 в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
ФИО1 отказать в удовлетворении административного иска к главе муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО4 о признании незаконных действий по инициации в отношении него применения незаконных оснований для досрочного прекращения его полномочий депутата, применения нормативного правового акта – решения совета депутатов №47 «О Комиссии по координации работы по противодействию коррупции на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области» и голосованию за принятие вышеуказанного решения совета депутатов;
к депутатам совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 о признании незаконных действий по голосованию за принятие вышеуказанного решения совета депутатов.
Взыскать с совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области в пользу ФИО1 300 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (21 июля 2018 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.
Судья: подпись