Дело № 2а-2241/2021 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд города Иваново в составе председательствующего судьи Уенковой О. Г., при ведении протокола секретарем Гусейновой Л.В.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
представителя ответчика и заинтересованного лица ФИО2,
помощника прокурора Ленинского района г. Иваново – Клименковой Ольги Михайловны,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иваново
дело по административному иску жилищно-строительного кооператива «Надежда-90» 1-ая очередь к Администрации города Иваново, Главе города Иваново ФИО3 о признании нормативно-правового акта незаконным в части,
установил:
административный истец ЖСК «Надежда-90» 1-я очередь обратился в суд с административным иском к ответчикам о признании противоречащим федеральному и региональному законодательству и не действующим со дня опубликования, постановления Администрации города Иваново от 12.12.2018 № 1636 «Об утверждении Порядка согласования создания мест (площадок) по тем основаниям, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права граждан-членов ЖСК «Надежда-90» 1-я очередь и права ЖСК «Надежда-90» 1-я очередь как юридического лица, осуществляющего деятельность по содержанию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на благоприятную окружающую среду; своевременное и законное принятие уполномоченным органом решения о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов; надлежащую организацию деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; своевременное проведение уполномоченным органом местного самоуправления инвентаризации площадки для сбора ТКО используемой нашей организацией; определение схемы размещения места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>
Оспариваемое постановление Администрации г. Иваново применялось Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Иваново при рассмотрении заявок и иных обращений ЖСК «Надежда - 90» 1-я очередь.
По мнению административного истца, оспариваемый нормативный акт не соответствует федеральному законодательству и законодательству Ивановской области в части:
- пп. «б» п.6 Порядка утв. постановлением №1636, согласно которому к заявке прилагается: «схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе, выполненная в масштабе 1:2000, по форме согласно приложению № 3 к настоящему Порядку - в случае, если в связи с размещением объекта планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости), схема (план) размещения места (площадки) накопления ТКО».
Данным пунктом во взаимосвязи с формой №3 вводится обязанность использовать кадастровый план территории и систему координат, подготовка которых без специальных навыков и оборудования невозможны и требует привлечения кадастровых инженеров, что затягивает процедуру и устанавливает обязанность нести финансовые расходы.
Формулировка данного пункта прямо противоречит нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, так как в соответствии с абз. 2 п. 16 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (далее - Правила утв. постановлением 1039) установлено, что «Схема размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000».
Таким образом, Правила утвержденные постановлением 1039 определяют использование для отражения местоположения площадки ТКО картографического материала (карт), находящихся в свободном доступе в сети интернет, и не предполагают определения координат поворотных точек в различных системах координат, тем более предусмотренных для определения местоположения объектов недвижимого имущества, с привлечением кадастровых инженеров.
- пп. «в» п.6 Порядка утв. постановлением №1636, согласно которому к заявке прилагается: «согласие на использование земель, земельного участка, части земельного участка для размещения места (площадки) для сбора ТКО владельцев инженерных коммуникаций, попадающих в зону размещения объекта либо охранные зоны которых попадают в зону размещения объекта».
Данным пунктом вводится не предусмотренная законодательством процедура необоснованных согласований и дополнительного основания для отказа.
Формулировка данного пункта прямо противоречит нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, так как в соответствии с п. 8 Правил утв. постановлением 1039 перечень оснований для отказа является закрытым и не может быть произвольно изменен органом местного самоуправления. Процедура согласования места создания ТКО с владельцами инженерных коммуникаций не предусмотрена Правилами утв. постановлением 1039, учет мнения владельцев коммуникаций, в отличие от мнения регионального оператора, не предусмотрен.
Таким образом, Порядком утв. постановлением №1636 установлены требования о согласованиях с неопределенным кругом лиц, незаконно затягивающие процесс подготовки заявки в уполномоченный орган, и вводится противоречащее федеральному законодательству основание для отказа в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
- пп. «д» п.6 Порядка утв. постановлением №1636, согласно которому к заявке прилагается: «решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о включении в состав общего имущества многоквартирного дома места (площадки) накопления ТКО (в случае создания места (площадки) накопления ТКО на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена) либо соглашение о содержании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, оформленное по форме согласно приложению N 4 к Порядку согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Иваново».
Данным пунктом вводится не предусмотренная законодательством процедура принятия общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, решения о распоряжении землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, с изменением состава общего имущества, отнесенного жилищным законодательством к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме. А также, выше указанным пунктом устанавливается порядок заключения гражданско-правового соглашения по содержанию государственного или муниципального имущества в нарушение порядка установленного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).
Порядок утв. постановлением №1636 устанавливает новые гражданско-правовые нормы и нормы земельного законодательства по передаче в безвозмездное пользование земель, что не относится к компетенции органов местного самоуправления.
Формулировка данного пункта прямо противоречит нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу, так как согласно п.4 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
На основании ч.2 ст.ст. 44, 45,140,141,156,158,162,164 Жилищного кодекса РФ, определены вопросы общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, к которым не относится вопрос о включении в общее имущество земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или отнесенные к собственности городского округа. Нет такого порядка приобретения государственных или муниципальных земель в пользование и в Земельном кодексе РФ.
На основании ст. 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Исключений ст. 65 Земельного кодекса РФ не содержит.
Согласно ст.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) заключение соглашений о содержании государственного или муниципального имущества регулируется указанным федеральным законом. Правового обоснования, не применения к соглашению о содержании земель или земельных участков относящихся к муниципальной или к не разграниченной государственной собственности положений Земельного кодекса РФ или Федерального закона № 44-ФЗ, в данном случае не имеется.
Принимая во внимание, что Заявки о согласовании с приложениями, УЖКХ Администрации г. Иваново не возвращает ни при согласовании, ни при отказе в согласовании, ни при оставлении без рассмотрения, а данные документы подтверждают применение оспариваемого нормативного акта при рассмотрении обращений ЖСК «Надежда-90» 1-я очередь.
На основании вышеизложенного, административный истец просит суд признать противоречащим федеральному законодательству, законодательству Ивановской области и не действующим со дня опубликования постановление Администрации города Иванова от 12.12.2018 № 1636 «Об утверждении Порядка согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Иваново» в части: подпунктов «б», «в», «д» пункта 6 Порядка согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Иваново;
обязать Администрацию города Иваново принять новый нормативный акт регулирующий вопросы согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления в случае создания площадки ТКО на земельных участках относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме или находящихся в собственности, постоянном бессрочном пользовании, пожизненном наследуемом владении юридических и физических лиц, соответствующий по своему содержанию требованиям законодательства Российской Федерации и Ивановской области.
Представитель административного истца по доверенности ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что подача настоящего иска обусловлена тем, что администрацией города Иванова игнорируются обращения граждан членов ЖСК «Надежда 90» 1-ая очередь по вопросу согласования создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Вместе с тем, в настоящее время в ходе рассмотрения дела в суде вопрос начал разрешаться со стороны Администрации города положительно.
Представитель административного ответчика Администрации города Иваново и заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Иванова ФИО2 против удовлетворения административного иска возражала, полагая его необоснованным, исходя из тех обстоятельств, что во исполнение требований федерального законодательства Администрацией города Иванова был принят порядок согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденный постановлением Администрации города Иванова «Об утверждении Порядка согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Иваново» от 12.12.2018 № 1636 (далее - Порядок согласования, Порядок № 1636), который вступил в силу с 01.01.2019.
Данный Порядок согласования устанавливает процедуру согласования создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на которых в установленных законодательством Российской Федерации случаях лежит обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО, с органом местного самоуправления.
В соответствии с Порядком согласования для включения сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов необходимо предоставить решение о согласии создания места (площадки) накопления ТКО, выданное уполномоченным органом. В целях реализации положений действующего законодательства и улучшения санитарно-экологической обстановки в муниципальном образовании, согласование существующих и планируемых к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления должно осуществляться на основании письменной заявки, форма которой установлена данным Порядком согласования.
В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (пункт 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 - далее - Правила № 1039).
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по разработке и утверждению формы письменной заявки прямо возложена на орган местного самоуправления.
Заявка оформляется по форме, указанной в Приложении, неотъемлемой частью которой является пакет документов, который формируется заявителем индивидуально в зависимости от цели создания места (площадки) накопления ТКО.
Подпунктом «б» пункта 6 Порядка согласования установлено, что к заявке прилагается схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе, выполненная в масштабе 1:2000, по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку - в случае, если в связи с размещением объекта планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости), схема (план) размещения места (площадки) накопления ТКО.
Предоставление данных с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости, необходимо, для того, чтобы при рассмотрении заявок по согласованию создания места накопления ТКО было четко обозначено место размещения объекта накопления ТКО с целью определения месторасположения, свободного от нахождения прочих объектов.
Сопоставление данного пункта Порядка согласования с абзацем 2 пункта 16 Правил № 1039 по мнению представителя ответчика и заинтересованного лица является несостоятельным, поскольку указанный абзац Правил № 1039 дает разъяснение о схеме, указанной в разделе «Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов».
Как установлено пунктами 12 и 15 Правил № 1039, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов ведется уполномоченным органом на бумажном носителе и в электронном виде и включает в себя, в частности, раздел с данными о нахождении мест (площадок) накопления ТКО. Раздел «Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит схему, которая отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000 (пункт 16 Правил N 1039).
Учитывая изложенное, административный ответчик и заинтересованное лицо полагают, что административный истец неверно толкует вышеуказанные нормы права и подменяет понятия.
Одним из неотъемлемых приложений к заявке о согласовании создания места (площадки) накоплении твердых коммунальных отходов является согласие на использование земель, земельного участка, части земельного участка для размещения места (площадки) для сбора ТКО владельцев инженерных коммуникаций, попадающих в зону размещения объекта либо охранные зоны которых попадают в зону размещения объекта (пп. «в» п. 6 Порядка № 1636) в связи со следующим.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящими нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон Объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» в случае размещения места (площадки) для сбора ТКО в зоне размещения объектов электросетевого хозяйства, в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий I электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий в охранных зонах.
Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином основании.|
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновению пожаров.
Без письменного решения о согласовании электросетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:
- строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;
- проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
- земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).
В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо вышеуказанных действий, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается:
- складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов.
Для получения письменного решения о согласовании осуществления вышеуказанных действий, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к электросетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства.
В случае размещения места (площадки) для сбора ТКО в зоне размещения тепловых сетей, то для эксплуатации последних должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей (Приказ Горсстроя Российской Федерации от 21.04.2020 № 92 «Об утверждении организационно- методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах Федерации»),
В соответствии с требованиями Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 № 197 в пределах охранных зон тепловых сетей, не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту:
- устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы;
- производить работы ударными механизмами, производить сброс и слив едких и коррозионно-активных веществ и горюче-смазочных материалов.
В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается:
- производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;
- производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы;
- производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий;
- сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.
Аналогичные требования распространяются и в случаях размещения мест (площадок) для сбора ТКО в зоне размещения газопроводных, водопроводных и канализационных сетей (постановление Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», свод Правил 42.13330.2016 «Градостроительство и застройка городских и сельских поселений»).
Таким образом, в целях соответствия мест (площадок) накопления ТКО требованиям законодательства РФ Порядок № 1636 содержит требование о согласии на использование земель, земельного участка, части земельного участка для размещения места (площадки) для сбора ТКО владельцев инженерных коммуникаций, попадающих в зону размещения объекта либо охранные зоны которых попадают в зону размещения объекта.
При размещении места (площадок) накопления ТКО на земельном участке, не попадающем в зону владельцев инженерных коммуникаций либо их охранные зоны согласия последних не требуется.
Кроме того, статьей 209 Гражданского кодекса Российской установлено содержание права собственности, в соответствии с которых собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Отсутствие согласия владельцев инженерных коммуникаций на использование земель, земельного участка, чести земельного участка повлечет нарушение права собственности.
Поэтому в целях соблюдения действующего законодательства, при подаче заявки на согласование создания места (площадок) накопления ТКО необходимо предоставить в уполномоченный орган согласие владельцев инженерных коммуникаций, попадающих в зону размещения объекта, либо охранные зоны которых попадают в зону размещения объекта, на использование земель, земельного участка, части земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, предоставление юридическими и физическими лицами в уполномоченный орган согласия владельцев инженерных коммуникаций, попадающих в зону размещения объекта либо охранные зоны которых попадают в зону размещения объекта, на использование земель, земельного участка, части земельного участка для размещения места (площадки) для сбора ТКО не противоречащит действующему законодательству.
Относительно несоответствия подпункта «д» пункта 6 Порядка №1636 федеральному и региональному законодательству представитель ответчика пояснила, что согласно данному пункту к заявке прилагается решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о включении в состав общего имущества многоквартирного дома места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, оформленное по форме согласно приложению N 4 к Порядку согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Иваново.
В административном исковом заявлении административный истец указывает, что данным пунктом вводится не предусмотренная законодательством процедура принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решения о распоряжении землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также устанавливает новые гражданско-правовые нормы и нормы земельного законодательства по передаче в безвозмездное пользование земель.
Однако, в ст. 36 ЖК РФ содержится перечень общего имущества. В данном перечне содержится, в том числе, санитарно-техническое и другое оборудование.
Подробный перечень общего имущества многоквартирного дома содержит пункт 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491). Перечень имущества, которое может быть включено в состав общего имущества многоквартирного дома, оставлен открытым, так как его состав в зависимости от целей, определяется как собственниками помещений в доме, так и органами государственной власти и местного самоуправления, что определено пунктом 1 Правил N 491, а именно, состав общего имущества определяется:
- собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанное по содержанию общего имущества;
- органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;
- органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.
В подпункте «д» пункта 6 Порядка № 1636, речь идет о решении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о включении в состав общего имущее а многоквартирного дома места накопления ТКО, именно как объекта, т.е. контейнерной площадки, а не земельного участка или его части.
Соглашение о содержании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, указанное подпункте «д» пункта 6 Порядка № 1636, также подразумевает под собой содержание именно контейнерной площадки, используемой жителями многоквартирного дома и расположенной на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, поскольку не всегда существует возможность размещение места накопления ТКО на придомовой территории, входящей в состав общего имущества.
Таким образом, постановление от 12.12.2018 №1636 издано Администрацией города Иванова в пределах полномочии, представленных Правилами № 1039, соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов административного истца.
Административный ответчик Глава города Иванова ФИО3 и его представитель ФИО4, уведомленные о месте и времени судебного заседания в установленном законом порядке, суд не явились, направив ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие ответчика и его представителя. Направили письменный отзыв по существу иска, в котором полагали заявленные требования незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по аналогичным основаниям, указанным в отзыве Администрации города Иванова.
Выслушав представителя административного истца, представителя ответчика и заинтересованного лица, заключение прокурора, полагавшей заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующими выводам.
Согласно ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, рассматриваются судами в порядке, предусмотренном данным Кодексом в рамках подведомственных им административных дел.
В силу ч.1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В соответствии с ч. ч. 7, 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, в полном объеме, выясняя при этом нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесены, в том числе, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Аналогичная норма содержится в статье 13 Устава города Иванова. Согласно пункту 23 части 2 статьи 49 Устава города Иванова в целях решения вопросов местного значения полномочия по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов возложены на Администрацию города Иванова.
Пунктом 4 статьи 13.4. Закона № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Судом установлено, что во исполнение требований федерального законодательства Администрацией города Иванова был принят порядок согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденный постановлением Администрации города Иванова «Об утверждении Порядка согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Иваново» от 12.12.2018 № 1636 (далее - Порядок согласования, Порядок № 1636), который вступил в силу с 01.01.2019.
Данный Порядок согласования устанавливает процедуру согласования создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов физическими лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, на которых в установленных законодательством Российской Федерации случаях лежит обязанность по созданию мест (площадок) накопления ТКО, с органом местного самоуправления.
В соответствии с Порядком согласования для включения сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов необходимо предоставить решение о согласии создания места (площадки) накопления ТКО, выданное уполномоченным органом. В целях реализации положений действующего законодательства и улучшения санитарно-экологической обстановки в муниципальном образовании, согласование существующих и планируемых к созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления должно осуществляется на основании письменной заявки, форма которой установлена данным Порядком согласования.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (пункт 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039-далее-Правила № 1039).
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по разработке и утверждению формы письменной заявки прямо возложена на орган местного самоуправления.
Следовательно, оспариваемое Постановление от 12 декабря 2018 г. № 1636 «Об утверждении Порядка согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Иваново» принято в пределах полномочий Администрации города Иванова и в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», Уставом города Иванова.
Административный истец, обращаясь в суд с настоящим иском, полагает противоречащим федеральному законодательству, законодательству Ивановской области и не действующим, со дня опубликования, постановление администрации города Иванова от 12.12.2018 № 1636 «Об утверждении Порядка согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Иваново» в части: подпунктов «б», «в», «д» пункта 6 Порядка согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Иваново.
Между тем, проанализировав оспариваемые пункты указанного Порядка, утвержденного постановлением Администрации города Иваново от 12 декабря 2018 г. № 1636 в совокупности с нормами Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, которым утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, а также нормами ст.ст. 36, 44, 45,140,141,156,158,162,164 Жилищного кодекса РФ, которыми обусловлено обоснование административного иска, суд находит доводы административного иска надуманными, основанными на неправильном толковании норм вышеуказанных правовых актов, а сами оспариваемые положения не противоречащими нормам законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 Порядка создание мест (площадок) накопления ТКО осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления на основании письменной заявки (далее - заявка) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку.
Заявка оформляется по форме, указанной в Приложении № 1 Порядка согласования, неотъемлемой частью которой является пакет документов, который формируется заявителем индивидуально в зависимости от цели создания места (площадки) накопления ТКО.
Подпунктом «б» пункта 6 Порядка согласования установлено, что к заявке прилагается схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории на бумажном носителе, выполненная в масштабе 1:2000, по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку - в случае, если в связи с размещением объекта планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости), схема (план) размещения места (площадки) накопления ТКО.
Предоставление данных с использованием системы координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости, необходимо, для того, чтобы при рассмотрении заявок по согласованию создания места накопления ТКО было четко обозначено место размещения объекта накопления ТКО с целью определения месторасположения, свободного от нахождения прочих объектов.
Вопреки доводам административного иска, формулировка данного пункта не противоречит пункту 16 Правил N 1039.
Согласно п. 11, п. 12, п. 15 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), Реестр представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления ТКО, который ведется уполномоченным органом на бумажном носителе и в электронном виде и включает в себя, в частности, раздел с данными о нахождении мест (площадок) накопления ТКО. Раздел «Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит Схему, которая отражает данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО на карте соответствующего муниципального образования масштаба 1:2000 (пункт 16 Правил N 1039).
Таким образом, сопоставление данного пункта Порядка согласования с абзацем 2 пункта 16 Правил № 1039 является несостоятельным, поскольку указанный абзац Правил № 1039 дает разъяснение о схеме, указанной в разделе «Данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов».
Одним из неотъемлемых приложений к заявке о согласовании создания места (площадки) накоплении твердых коммунальных отходов является согласие на использование земель, земельного участка, части земельного участка для размещения места (площадки) для сбора ТКО владельцев инженерных коммуникаций, попадающих в зону размещения объекта либо охранные зоны которых попадают в зону размещения объекта (пп. «в» п. 6 Порядка № 1636) в связи со следующим.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» в случае размещения места (площадки) для сбора ТКО в зоне размещения объектов электросетевого хозяйства, в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий в охранных зонах.
Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании.
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
Без письменного решения о согласовании электросетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются:
- строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений;
- проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту с грузом или без груза от поверхности дороги более 4,5 метра (в охранных зонах воздушных линий электропередачи);
- земляные работы на глубине более 0,3 метра (на вспахиваемых землях на глубине более 0,45 метра), а также планировка грунта (в охранных зонах подземных кабельных линий электропередачи).
В охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением до 1000 вольт, помимо вышеуказанных действий, без письменного решения о согласовании сетевых организаций запрещается:
- складировать или размещать хранилища любых, в том числе горюче-смазочных, материалов.
Для получения письменного решения о согласовании осуществления вышеуказанных действий, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к электросетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства.
В случае размещения места (площадки) для сбора ТКО в зоне размещения тепловых сетей, то для эксплуатации последних должна быть обеспечена их охрана, которая включает в себя комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на ограничение хозяйственной деятельности в охранной зоне тепловых сетей (Приказ Госстроя РФ от 21.04.2000 № 92 «Об утверждении организационно-методических рекомендаций по пользованию системами коммунального теплоснабжения в городах и других населенных пунктах Российской Федерации»).
В соответствии с требованиями Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя РФ от 17.08.1992 № 197 в пределах охранных зон тепловых сетей, не допускается производить действия, которые могут повлечь нарушения в нормальной работе тепловых сетей, их повреждение, несчастные случаи или препятствующие ремонту:
- устраивать всякого рода свалки, разжигать костры, сжигать бытовой мусор или промышленные отходы;
- производить работы ударными механизмами, производить сброс и слив едких и коррозионно-активных веществ и горюче-смазочных материалов.
В пределах территории охранных зон тепловых сетей без письменного согласия предприятий и организаций, в ведении которых находятся эти сети, запрещается:
- производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений;
- производить земляные работы, планировку грунта, посадку деревьев и кустарников, устраивать монументальные клумбы;
- производить погрузочно-разгрузочные работы, а также работы, связанные с разбиванием грунта и дорожных покрытий;
- сооружать переезды и переходы через трубопроводы тепловых сетей.
Аналогичные требования распространяются и в случаях размещения мест (площадок) для сбора ТКО в зоне размещения газопроводных, водопроводных и канализационных сетей (постановление Правительства РФ от 20.11.2000 N 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», свод Правил 42.13330.2016 «Градостроительство и застройка городских и сельских поселений»).
Таким образом, в целях соответствия мест (площадок) накопления ТКО требованиям законодательства РФ Порядок № 1636 содержит требование о согласии на использование земель, земельного участка, части земельного участка для размещения места (площадки) для сбора ТКО владельцев инженерных коммуникаций, попадающих в зону размещения объекта либо охранные зоны которых попадают в зону размещения объекта.
При размещении места (площадок) накопления ТКО на земельном участке, не попадающем в зону владельцев инженерных коммуникаций либо их охранные зоны согласия последних не требуется.
Статьей 209 Гражданского кодекса Российской установлено содержание права собственности, в соответствии с которым собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Отсутствие согласия владельцев инженерных коммуникаций на использование земель, земельного участка, части земельного участка повлечет нарушение права собственности.
Поэтому в целях соблюдения действующего законодательства, при подаче заявки на согласование создания места (площадок) накопления ТКО необходимо предоставить в уполномоченный орган согласие владельцев инженерных коммуникаций, попадающих в зону размещения объекта либо охранные зоны которых попадают в зону размещения объекта, на использование земель, земельного участка, части земельного участка.
Таким образом, требование о предоставлении юридическими и физическими лицами в уполномоченный орган согласия владельцев инженерных коммуникаций, попадающих в зону размещения объекта либо охранные зоны которых попадают в зону размещения объекта, на использование земель, земельного участка, части земельного участка для размещения места (площадки) для сбора ТКО не противоречит действующему законодательству.
Как следствие, доводы административного иска о том, что подпунктом «в» пункта 6 Порядка вводится не предусмотренная законодательством процедура необоснованных согласований и дополнительного основания доля отказа являются надуманными и противоречат действующему законодательству.
Согласно подпункта «д» пункта 6 Порядка № 1636 к заявке прилагается решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома о включении в состав общего имущества многоквартирного дома места (площадки) накопления ТКО (в случае создания места (площадки) накопления ТКО на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена) либо соглашение о содержании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, оформленное по форме согласно приложению N 4 к Порядку согласования создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Иваново.
Изложенная в административном исковом заявлении позиция о том, что данным пунктом вводится не предусмотренная законодательством процедура принятия на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома решения о распоряжении землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также устанавливает новые гражданско-правовые нормы и нормы земельного законодательства по передаче в безвозмездное пользование земель является следствием неправильного субъективного толкования законодательных норм.
Статья 36 ЖК РФ содержит перечень общего имущества. В данном перечне содержится, в том числе, санитарно-техническое и другое оборудование.
Подробный перечень общего имущества многоквартирного дома содержит пункт 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491). Перечень имущества, которое может быть включено в состав общего имущества многоквартирного дома, оставлен открытым, так как его состав в зависимости от целей, определяется как собственниками помещений в доме, так и органами государственной власти и местного самоуправления, что определено пунктом 1 Правил N 491, а именно, состав общего имущества определяется:
- собственниками помещений в многоквартирном доме - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества;
- органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества;
- органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации.
Между тем, исходя из буквального прочтения подпункта «д» пункта 6 Порядка № 1636 следует, что решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома должно быть принято по вопросу включения в состав общего имущества многоквартирного дома места накопления ТКО, именно как объекта, т.е. контейнерной площадки, а не земельного участка или его части.
Соглашение о содержании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, указанное в подпункте «д» пункта 6 Порядка № 1636, также подразумевает под собой содержание именно контейнерной площадки, используемой жителями многоквартирного дома и расположенной на землях или земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, поскольку не всегда существует возможность размещение места накопления ТКО на придомовой территории, входящей в состав общего имущества.
Проанализировав форму и вид оспариваемого постановления, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Статьей 8 Устава города Иванова установлена система муниципальных правовых актов города Иванова, согласно которой по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Иванова федеральными законами и законами Ивановской области Глава города Иванова в пределах своих полномочий издает постановления Администрации города Иванова.
Оспариваемое постановление имеет форму постановления Администрации города Иванова, имеет все необходимые реквизиты, включая герб города Иванова; наименование органа издавшего документ, наименование вида правового акта; отметка с датой и регистрационным номером, подпись. Соответственно, форма и вид правового акта соблюдены.
При этом, действующее законодательство не содержит особенностей принятия указанного вида правового акта.
Правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу.
Согласно общему правилу муниципальные нормативные правовые акты вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Оспариваемым Постановлением предусмотрено его вступление в силу с 01.01.2019. Постановление было опубликовано на официальном сайте Администрации города Иванова http://www.ivgoradm.ru 18.12.2018, в газете «Рабочий край», № 50(26979)- 21.12.2018.
Учитывая изложенное, оспариваемое Постановление не нарушает права и законные интересы административного истца и соответствует положениям действующего законодательства.
Исходя из существа данных сторонами объяснений, доказательств, представленных административным истцом в обоснование своей позиции, суд приходит к выводу о том, что истцом избран неверный способ защиты своего права, в связи с чем, оно не может быть восстановлено в порядке обжалования нормативного правового акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175 – 180, 213, 215 КАС Российской Федерации,
Решил :
отказать в удовлетворении административного искового заявления жилищно-строительному кооперативу «Надежда-90» 1-ая очередь к Администрации города Иваново, Главе города Иваново ФИО3 о признании нормативно-правового акта незаконным в части.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Уенкова О. Г.
В окончательной форме решение суда изготовлено 29 октября