ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2243/2022 от 16.05.2022 Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

66RS0003-01-2021-006178-12 <***>

Дело № 2а-2243/2022

Мотивированное решение изготовлено 16.05.2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 26.04.2022

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,

при секретаре Фридрих Д. С.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Ростовской таможни к Цяцке Александру Александровичу о взыскании таможенных сборов,

У С Т А Н О В И Л:

Ростовская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к Цяцке А.А.с требованием о взыскании таможенных сборов, в обоснование которого указала, что 24.09.2016 гражданином Украины Цяцкой А.А. через таможенный пост МАПП Новошахтинск Ростовской таможни перемещено на таможенную территорию Евразийского экономического союза транспортное средство: автомобиль марки «FORD Sсorpio», регистрационный знак ***, ***, 1995 года выпуска. На указанное транспортное средство оформлен временный ввоз по ПТД №10313100/240916/В0246978 сроком до 25.09.2017.Таможенные платежи в размере 683096,52 руб. до настоящего времени не уплачены, размер пени составляет 589324,43 руб. Ростовской таможней в адрес административного ответчика направлено требование №10313000/Тр2018/0000181 от 26.02.2018. Просит взыскать с Цяцки А.А.задолженность по уплате таможенных платежей на общую сумму 1 272 420,95руб., в том числе задолженность по уплате таможенных платежей683 096,52 руб., пени в размере 589 324,43 руб.

Стороны в суд не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки суду не известна, в заявлении, адресованном суду, представитель истца Ростовской таможни просил рассмотреть дело в его отсутствие. Административный ответчик Цяцка А.А. в письменных возражениях просил в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях отказать, в связи с пропуском срока исковой давности, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), в связи с тем, что неявившиеся лица извещены надлежащим образом и в срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не сообщили суду о причинах неявки, суд признаёт их явку в судебное заседание необязательной и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ч. 1 ст. 34 Налогового кодекса РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию Таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей.

По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

Исходя из положений п. 5 ст. 358 Таможенного кодекса Таможенного союза, в случае если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с невывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, регулируется Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском от 18.06.2010.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Соглашения транспортные средства для личного пользования, указанные в пунктах 22 и 23 раздела V приложения 3 к настоящему Соглашению, могут использоваться на таможенной территории таможенного союза физическими лицами, осуществившими их ввоз.

Согласно п. 3 ст. 11 Соглашения до истечения срока временного ввоза транспортные средства, указанные в пункте 1 настоящей статьи, подлежат таможенному декларированию таможенному органу с целью выпуска в свободное обращение, с целью обратного вывоза или помещения под таможенные процедуры, установленные Таможенным кодексом Таможенного союза.

Как следует из п. 5. ст. 14 Соглашения обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территории иностранного государства, перемещенных через таможенную границу физическими лицами, прекращается у декларанта с момента вывоза транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию таможенного союза и вывозимых до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза.

В соответствии с пп. 3 п. 6 ст. 14 Соглашения сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных транспортных средств считается при невывозе транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза - день истечения срока их временного ввоза.

Из материалов дела следует, что 24.11.2016декларант Цяцка А.А. по пассажирской таможенной декларации, поданной на таможенный пост МАПП Новошахтинск Ростовской таможни, на таможенную территорию Таможенного союза ввез транспортное средство для личного пользования - автомобиль «FORD Sсorpio», регистрационный знак ***, 1995 года выпуска, объем двигателя 1988 куб.см., таможенной стоимостью 100000 руб.

Решением т/п МАПП Новошахтинск Ростовской таможни по результатам таможенного контроля в отношении временно завезенного транспортного средства для личного пользования №10313100/14022018/ТСЛП/0010 установлен факт нарушения срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства марки «FORD Sсorpio», регистрационный знак ***, 1995 года выпуска, объем двигателя 1988 куб.см., таможенной стоимостью 100000 руб.

25.09.2017 МАПП Новошахтинск Ростовской таможни в адрес Цяцки А.А. направлено письмо о предоставлении информации о месте нахождения указанного автомобиля.

Как следует из информации Управления ГИБДД ГУ МВД России по Ростовской области 04.10.2017 произошло ДТП с участием данного транспортного средства.

Согласно служебной записки от 10.10.2017, составленной отделом контроля таможенной стоимости МАПП Новошахтинск Ростовской таможни, в связи с тем, что транспортное средство не представлено к осмотру, отсутствуют документы, подтверждающие его стоимость, таможенная стоимость определена в размере 100000 руб.

26.02.2018 административным истцом в отношении Цяцки А.А. составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей №10313000/200213 в отношении ПТД 10313100/240916/В0246978.

Плательщиками таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 79 ТК ТС являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

Как указано выше, декларантом временно ввезенного автомобиля, являетсяЦяцка А.А., на которого в соответствии с требованиями вышеизложенных законоположений, возложена обязанность по истечении срока временного ввоза уплатить таможенные пошлины за временно ввезенное транспортное средство. Однако, в срок установленный Ростовской таможней автомобиль не вывезен, таможенные платежи не уплачены.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки, налогоплательщик должен выплатить соответствующую пеню. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно п. 2 ст. 151 Федерального закона "О таможенном регулировании в РФ" пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно впроцентах, соответствующих одно трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов (недоимки). Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки.

Ростовской таможней ответчику выставлено требование об уплате таможенных платежей от 26.02.2018 № 10313000/Тр2018/0000181 на сумму 711325,49 руб. Указанное требование в этот же день направлено почтой по адресу регистрации в России, оригинал требования направлен по адресу: ***. Факт направления требования подтверждается списком внутренних почтовых отправлений, уведомлением о вручении.

Представленные истцом расчеты не оспорены, проверены судом и признаны верным. Иного расчета суду не представлено.

Из информации ГУ МВД России по Свердловской области от 25.11.2021 следует, чтоЦяцка А.А.является гражданином Российской Федерации с 26.02.2021.

В установленный срок вышеуказанное требование административный ответчик не исполнил, что послужило основанием для обращения к мировому судье судебного участка №7 Кировского судебного района с заявлением о выдаче судебного приказа, которое удовлетворено 29.03.2021.

02.04.2021 ввиду наличия возражений, судебный приказ №2а-345/2021 отменен.

Рассматривая ходатайство административного ответчика о применении пропуска срока исковой давности, суд приходит к следующему.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 5 ст. 289 КАС Российской Федерации).

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (п. 3 ч. 1 ст. 48 НК Российской Федерации).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 ч. 3 ст. 48 НК Российской Федерации).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абз. 4 ч. 2 ст. 48 НК Российской Федерации)

Таким образом, обстоятельства, связанные с соблюдением органом установленного ст. 48 НК РФ и ст. 286 КАС Российской Федерации срока на обращения в суд и уважительностью причин в случае его пропуска, являются юридически значимыми при разрешении спора по настоящему делу и, учитывая публичный характер правоотношений, подлежат исследованию судом независимо от того, ссылались ли на них стороны в ходе судебного разбирательства.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС Российской Федерации)

Данные требования закона в полной мере распространяются и на обстоятельства по доказыванию уважительности причин пропуска установленного законом срока обращения в суд.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких доказательств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено, поскольку материалами дела подтверждается, что административный истец, имел возможность запросить информацию о месте проживания административного ответчика, обратился в Кировский районный суд г.Екатеринбурга по истечении срока на подачу искового заявления. Определением мирового судьи судебного участка №7 Кировского судебного района от 02.04.2021, судебный приказ отменен, при этом, материалами приказного производства подтверждается, что административным истцом получено определение 14.04.2021, что отражено в почтовом уведомлении, тогда как исковое заявление конвертовано и отправлено посредством почтового отправления 26.10.2021, соответственно, с настоящим исковым заявлением таможенный орган обратился в суд спустя более чем 6 месяцев после даты вынесения определения об отмене судебного приказа и даты его получения.

Таким образом, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом. Каких-либо доводов, оправдывающих ненаправленные искового материала в суд административном истцом не приведено.

Поскольку пропуск срока обращения в суд без уважительной в силу ч. 8 ст. 219 КАС Российской Федерации является основанием для отказа в удовлетворении требований, выводы районного суда об отклонении административного иска являются обоснованными.

Таким образом, несоблюдение административным истцом установленных налоговым законодательством сроков обращения в суд с заявлением о взыскании налога, пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.

Суд при вынесении решения оценивает исследованные доказательства в совокупности и учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, стороны согласились на окончание рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст.62,226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Ростовской таможни к Цяцке Александру Александровичу о взыскании таможенных сборов, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья <***> Е. В. Самойлова