УИД 10RS0001-01-2021-000362-51
Дело № 2а-224/2021г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2021 года г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Седлецкого А.В.,
при секретаре Павлюк Н.Н.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Карелия к ФИО1 о взыскании задолженности налогам,
установил:
Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Карелия (далее – Инспекция) обратилась в суд с указанным выше административным исковым заявлением по тем основаниям, что ФИО1 состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика. 07.05.2019 она представила уточненную налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2018г., в соответствии с которой сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 44112 руб. 21.09.2020 ответчику направлено требование №18306, которым предложено провести сверку расчетов. Разногласия в Инспекцию не поступили. Просят взыскать с ФИО1 задолженность за 2018г. по налогу на доходы физических лиц в размере 44112 руб.
В судебное заседание представители административного истца не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в ответ на возражения административного ответчика пояснили, что 13.02.2019 ФИО1 была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2018г. по факту получения имущественного налогового вычета по расходам на уплату процентов по займам (кредитам) в размере 113708,38 руб. Сумма налога, подлежащего возврату из бюджета, по данным налогоплательщика составила 14782 руб. 13.06.2019 в налоговый орган поступила уточненная декларация, из которой следовало, что сумма налога, подлежащая возврату в бюджет, составила 44112 руб. Данная задолженность до настоящего времени не погашена.
Административный ответчик ФИО1 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что излишняя выплата ею суммы налогового вычета произведена не по её вине, в удовлетворении иска просила отказать.
Исследовав письменные материалы дела, заслушав административного ответчика, суд удовлетворяет административный иск по следующим основаниям.
В соответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Пункт 1 части 1 статьи 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
В соответствии с положениями части 1 статьи 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, в частности, в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
На основании статьи 229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.
Согласно п.5 ст. 220 НК РФ имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи, не предоставляются в части расходов налогоплательщика на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, покрываемых за счет средств работодателей или иных лиц, средств материнского (семейного) капитала, направляемых на обеспечение реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ФИО1 12.02.2019 в Инспекцию была предоставлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за отчетный 2018 год, в соответствии с которой ею понесены расходы на приобретение жилого помещения в сумме 1200000 руб., фактически уплаченные проценты по займу составили 548233,57 руб., сумма документально подтвержденных расходов по уплате процентов по займам (кредитам), принимаемая для целей имущественного налогового вычета, составила 113708,38 руб. Сумма налога, подлежащая возврату из бюджета, составила 14782 руб.
13.06.2019 ФИО1 предоставлена уточненная налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 год, согласно которой сумма налога, подлежащая возврату в бюджет, составила 44112 руб.
В соответствии п.1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога и пеней.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (п.4 ст.69 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 48, п.2 ст.48, абз.2 п.3 ст.48 НК РФ и ч. 2 ст. 286 КАС РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов…
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С учетом уточненной налоговой декларации, 21.09.2020 ФИО1 направлено требование №18306 об уплате НДФЛ за 2018 год в сумме 44112 руб., предоставлен срок для добровольного исполнения до 09.10.2020
Факт направления ответчику требования подтверждается сведениями списка внутренних почтовых отправлений от 21.09.2020.
Указанное требование не исполнено налогоплательщиком.
В ноябре 2020г. административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании налоговой задолженности в установленный шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. 24.11.2020 мировым судьей судебного участка Беломорского района вынесен судебный приказ, который 17.12.2020 отменен в связи с поступившими от должника возражениями.
На день обращения истца в суд (20.04.2021) шестимесячный срок давности взыскания, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, также не пропущен.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 получен излишне выплаченный налоговый вычет в связи с покупкой жилого помещения, в связи с чем возврату в бюджет подлежит сумма в размере 44112 руб., о чем ею подана уточненная налоговая декларация за 2018г.
Административный ответчик, не оспаривая факта получения излишней выплаты налогового вычета, ссылается на отсутствие вины в произошедшем.
Между тем, указанное обстоятельство не может являться основанием для освобождения налогоплательщика от обязанности возвратить в бюджет излишне полученные суммы налогового вычета, принимая также во внимание намеренное уклонение должника от уплаты задолженности.
При таких обстоятельствах, сумма задолженности по налогам на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 НК РФ, подлежит взысканию с ФИО1 в заявленном размере 44112 руб.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ, поскольку административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО «Беломорский муниципальный район» в сумме 1523,36 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 286-293 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, зарегистрированной по адресу: <адрес> в доход бюджета задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса РФ в размере 44112 руб. 00 коп., которую перечислить на счет УФК по Республике Карелия <данные изъяты>.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета МО «Беломорский муниципальный район» государственную пошлину в сумме 1523 рубля 36 копеек.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.В. Седлецкий
Решение принято в окончательной форме 16 августа 2021 года.