Дело № 2а-224/ 2021
УИД 48RS0008-01-2021-000268-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
05 апреля 2021 года п.Добринка Липецкой области
Добринский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Перелыгиной Г.М.,
при секретаре Волошиной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п.Добринка административное дело № 2а-224/2021 по административному иску прокурора Добринского района в защиту интересов неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Добринского района Липецкой области, в интересах неопределенного круга лиц, обратился с административным иском о признании информации, размещенной на Интернет-сайте по адресу: https://www.spy-lab.com/product-category/proslushka/, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Добринского района проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» на предмет выявления запрещенной к распространению информации, установлен интернет-сайт по адресу_- https://www.spy-lab.com/product-category/proslushka/ на котором размещена информация о продаже технических средств (устройств), при помощи которых возможно осуществление дистанционного акустического контроля (прослушивающие устройства с записью, шпионские гаджеты, жучки, подслушивающие устройства и проч.), т.е. размещена информация о продаже специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. Данные устройства предложены к продаже без сведений о соответствующей лицензии и не для целей деятельности органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
Вход на сайт является свободным, регистрация пользователей к ресурсам сайта не требуется. Ознакомиться с содержанием Интернет-сайта может любой пользователь. Установить владельца сайта не представилось возможным. Обеспечение свободного доступа неограниченного круга лиц к информации о продаже специальных технических средств (устройств), при помощи которых возможно осуществление дистанционного акустического контроля (прослушивающие устройства с записью, шпионские гаджеты, жучки, подслушивающие устройства и проч.), и предназначенных для негласного получения сведений о жизни неопределенного круга лиц, побуждает пользователей сети «Интернет» к умышленному самовольному несанкционированному вмешательству в личную жизнь граждан, способствует совершению преступлений, предусмотренных ст. 138.1 УК РФ, которая предусматривает ответственность за незаконное производство, приобретение и сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.
В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник прокурора Добринского района Липецкой области Казельская В.Н. административный иск поддержала, ссылаясь на доводы, указанные в заявлении и приведенные в установочной части решения суду, указала, что на сайте содержится информация об устройствах, при помощи которых возможно осуществление акустического дистанционного контроля. но отсутствует информация о продаже устройств скрытой видеозаписи, в исковом заявление об этом, указано ошибочно.
Заинтересованное лицо - представитель Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области в судебное заседание не явился. Руководитель Управления Роскомнадзора по Липецкой области ФИО1 предоставил в адрес суда заявление о рассмотрении дела без участия представителя территориального органа Роскомнадзора. Возражений относительно исковых требований не имеет, указывает, что в Едином реестре не обнаружено решений суда или иного уполномоченного органа о запрещение распространения информации содержащейся на сайте https://www.spy-lab.com/product-category/proslushka/.
Выслушав доводы старшего помощника прокурора, исследовав представленные материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон) определено, что информационно-телекоммуникационной сетью является технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 9 Закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Порядок ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой запрещено, определен в ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", согласно которой в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (п. 5 ст. 15.1 Закона N 149-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 12.02.2021 помощником прокурора Добринского района в помещении прокуратуры с использованием служебного персонального компьютера и имеющегося в нем доступа в сеть Интернет, проведен осмотр электронной страницы в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования "Интернет" при помощи интернет-браузера «Firefox». После ввода в поисковую строку названного браузера слов «устройство для прослушивания, купить» открылся сайт с адресом: https://www.spy-lab.com/product-category/proslushka/, на котором размещена информация о продаже специальных технических средств (устройств), при помощи которых возможно осуществление дистанционного акустического контроля (прослушивающие устройства с записью, шпионские гаджеты, жучки, подслушивающие устройства и проч.), т.е. о продаже специальных технических средств предназначенных для негласного получения сведений о жизни неопределенного круга лиц. Указанная информация предоставлена в свободном доступе, какой-либо регистрации для ее просмотра не требуется, ознакомиться с содержанием сайта может любой пользователь сети «Интернет». Установить владельца сайта не представилось возможным(л.д.5-11).
Охрана гарантированных Конституцией Российской Федерации прав каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (часть1статьи23), на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (часть2 статьи23), неприкосновенность жилища (статья25), обеспечивается в том числе путем установления уголовной ответственности за нарушение этих прав в нормах Особеннойчасти Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями1 и 2статьи137 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) уголовная ответственность наступает за собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия при отсутствии предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами (в частности, от12августа1995годаN144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от7февраля2011годаN3-ФЗ "О полиции", от21ноября2011годаN323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации") оснований для получения, использования, предоставления сведений о частной жизни граждан без их согласия.
Согласно ст. 138.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные производство, приобретение и (или) сбыт специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации. При этом уголовная ответственность наступает в тех случаях, когда указанные действия совершаются в нарушение требований законодательства Российской Федерации (например, Федеральных законов от12августа 1995годаN144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", от4мая2011годаN99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", постановлений Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996года N770, от 10 марта 2000года N214, от 12 апреля 2012года N287) без соответствующей лицензии и не для целей деятельности органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности.
К таким специальным техническим средствам относятся, например, приборы для негласного получения акустической информации, визуального наблюдения, прослушивания телефонных переговоров. Свободный оборот таких специальных устройств запрещен федеральным законом, использовать их вправе только сотрудники правоохранительных органов и спецслужб в ходе оперативно-розыскной деятельности.
Свободный доступ к указанной информации побуждает противоправные деяния: подделку, изготовление и сбыт технических средств (устройств), при помощи которых возможно осуществление негласного дистанционного акустического контроля, фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве. Кроме того, приведенная информация способствует проявлению интереса к противоправному, антиобщественному поведению, приобретению специальных акустических устройств для проведения негласного получения информации без соответствующей лицензии и не для целей деятельности органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности. При открытии сайта под каждым видом технического акустического устройства проставлена его стоимость, информация об отправлении данной информации «в корзину», т.е. для её приобретения, без указания и выяснения цели приобретения и сферы использования указанной акустической аппаратуры, на сайте не содержится информация об ответственности за незаконное производство, приобретение, использование и сбыт указанной аппаратуры.
Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В "Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" сведения о сайте https://www.spy-lab.com/product-category/proslushka/ отсутствуют.
Установить лиц, разместивших указанный материал в телекоммуникационной сети Интернет, не представляется возможным.
Судом установлено, что продажа специальных устройств( т.е их сбыт) без соответствующей лицензии и не для целей деятельности органов, уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, относится к противоправным действиям, указанная информация носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределённый круг лиц относительно законности использования указанных товаров, побуждает неопределённый круг лиц к совершению правонарушений и преступлений, способствует их совершению. Вход на соответствующий сайт осуществляется свободно, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием размещённой информации и скопировать её может любой пользователь сети "Интернет".
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.265.5, 177-182 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Добринского района Липецкой области о признании информации размещенной на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом: https://www.spy-lab.com/product-category/proslushka/, запрещенной к распространению, удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом:
https://www.spy-lab.com/product-category/proslushka/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Настоящее решение направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) Роскомнадзора Российской Федерации для включения указанного сайта и доменных имен в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», как содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в апелляционном порядке через Добринский районный суд в течение месяца с момента его вынесения.
Председательствующий Г.М. Перелыгина