Дело № 2а-2250/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ивановский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Зябликова А.Ю.,
при секретаре Котиной М.В.,
с участием:
представителя административного истца – старшего помощника Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области Крюкова В.А.,
представителя административного ответчика администрации Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района <адрес> – ФИО1,
заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области к администрации Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении требований, изложенных в представлении прокурора от 14.10.2015 №-ж, возложении обязанности по принятию мер, направленных на постановку жилого дома на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Ивановский межрайонный прокурор Ивановской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области (далее - администрация) о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении требований, изложенных в представлении прокурора от 14.10.2015 №, возложении обязанности по принятию мер, направленных на постановку жилого дома на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества. Заявленные требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки по обращению ФИО2 установлено, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, длительное время ни в чьей собственности не находится. Поскольку административным ответчиком не принимались меры, направленные на признание данного дома бесхозяйным имуществом, прокуратурой в адрес главы администрации внесено представление от 14.10.2015 исх. №, содержащее требования об устранении нарушений законодательства, а также о рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры с заблаговременным уведомлением о дне рассмотрения. 13.11.2015 административным ответчиком в адрес административного истца поступил ответ о результатах рассмотрения представления, согласно которому полномочия по совершению действий, направленных на признание недвижимого имущества бесхозяйным, переданы администрации Ивановского муниципального района Ивановской области. Административный истец считает данный ответ необоснованным, поскольку соглашением о передаче полномочий по решению вопросов местного значения от 19.05.2011, действовавшим на момент рассмотрения представления, не была предусмотрена передача полномочий в указанной сфере. Административным ответчиком вопреки требованиям ст.ст. 6, 22, 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» не приняты меры, направленные на устранение выявленных нарушений законодательства, прокурор о дате, времени и месте рассмотрения представления не извещен, рассмотрение проведено в его отсутствие, вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности не рассматривался.
Представитель административного истца – старший помощник Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области Крюкова В.А. поддержал заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области – ФИО1, действующая на основании надлежащим образом оформленной доверенности (л.д. 54), возражала против удовлетворения заявленных требований, мотивируя тем, что гражданским законодательством предусмотрено право, а не обязанность органа местного самоуправления по совершению действий, направленных на постановку недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного. Полагала, что техническое состояние дома является непригодным для его использования по целевому назначению. По поводу соблюдения порядка рассмотрения администрацией представления прокурора ничего пояснить не смогла.
Заинтересованное лицо ФИО2 просила суд удовлетворить заявленные требования.
Заинтересованное лицо Управление Росреестра по Ивановской области, извещенное о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в порядке гл. 9 КАС РФ, что подтверждается отчетом о доставке отправления посредством факсимильной связи от 31.10.2016 (л.д. 127), явку своего представителя для участия в судебном заседании не обеспечило, ранее представило отзыв, содержащий просьбу о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Также в данном отзыве указано, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется сведений о государственной регистрации прав на жилой <адрес>, заявление о его принятии на учет в качестве бесхозяйного от органа местного самоуправления не поступало (л.д. 118).
Исследовав представленные доказательства, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, суд приходит к следующему.
15.09.2015 в Ивановскую межрайонную прокуратуру Ивановской области поступило заявление ФИО2 о ненадлежащем учете ее, как инвалида, в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий в первоочередном порядке (л.д. 16).
Согласно ответу администрации Ивановского муниципального района Ивановской области от 28.09.2015 № дом, расположенный по адресу: <адрес>, на балансе муниципальной собственности Ивановского муниципального района и Куликовского сельского поселения не числится, ранее не состоял (л.д. 20).
В соответствии со справкой от 24.02.2010, подготовленной Ивановским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», право собственности на указанный дом не зарегистрировано (л.д. 24).
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется сведений о государственной регистрации прав на жилой <адрес>, заявление о его принятии на учет в качестве бесхозяйного от органа местного самоуправления не поступало, что подтверждается отзывом Управления Росреестра по Ивановской области (л.д. 118).
Ивановской межрайонной прокуратурой Ивановской области в адрес главы администрации Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области внесено представление от 14.10.2015 исх. №, содержащее требования об устранении нарушений законодательства, выразившихся в непринятии мер, направленных на признание данного дома бесхозяйным имуществом, а также о рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры с заблаговременным уведомлением о дне рассмотрения (л.д. 25).
Согласно ответу от 13.11.2015 №, данному главой администрации Куликовского сельского поселения, представление рассмотрено с участием представителя прокуратуры, на основании Соглашения о передаче от администрации Куликовского сельского поселения администрации Ивановского муниципального района осуществления своих полномочий по решению вопросов местного значения данные полномочия переданы Ивановскому муниципальному району (л.д. 26).
В соответствии с Соглашением о передаче от администрации Куликовского сельского поселения администрации Ивановского муниципального района осуществления своих полномочий по решению вопросов местного значения от 19.05.2011 предусмотрена передача отдельных полномочий, в число которых не вошло совершение действий, направленных на признание недвижимого имущества бесхозяйным (л.д. 27-28).
В материалы дела представлен кадастровый паспорт здания, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 119).
На основании технического паспорта домовладения, составленного по состоянию на 20.10.2009, физический износ дома составляет 62 % (л.д. 32-34).
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий семьи ФИО2, составленного 26.09.2016 комиссией администрации Куликовского сельского поселения, <адрес> является ветхим, электричество давно отключено, без удобств (л.д. 58).
В соответствии с актом осмотра строения и фототаблицами к нему, подготовленными 30.09.2016 комиссией, состоящей из представителей администрации Ивановского муниципального района, указанный дом не пригоден для использования по целевому назначению в следствии изношенности основных несущих конструкций или отсутствия таковых, не подлежит реконструкции или капитальному ремонту (л.д. 76-82).
В соответствии с ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О прокуратуре РФ») прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно ч. 1 ст. 6 данного Федерального закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст.ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
На основании ч. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу ч. 3 ст. 7 указанного Федерального закона прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений органами местного самоуправления.
Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, применив вышеуказанные положения закона, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований на основании следующего.
Представление от 14.10.2015 исх. №, внесенное заместителем Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области в адрес главы администрации Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, содержало требования о его безотлагательном рассмотрении с участием представителя прокуратуры, заблаговременном извещении прокурора о дне его рассмотрения (п. 1), принятии в месячный срок мер по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих (п. 2), привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности (п. 3), сообщении в прокуратуру в письменной форме в месячный срок о результатах рассмотрения представления с приложением копий распоряжений о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности (п. 4).
Указанные требования административным ответчиком не исполнены, ответ от 13.11.2015 № не содержит информации о принятии мер по устранению нарушений закона, причин и условий, им способствующих, привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.
Доказательств принятия администрацией мер по заблаговременному извещению прокурора о дне рассмотрения представления, вопреки требованиям ст. 62 КАС РФ, суду не представлено. К содержащейся в ответе информации о том, что представление рассмотрено с участием представителя прокуратуры, суд относится критически, поскольку она опровергается совокупностью представленных доказательств.
Также суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования административного истца о признании незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер, направленных на постановку жилого дома на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.
Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По смыслу данной нормы распоряжение бесхозяйными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого они находятся. Иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, в законе не указаны.
Согласно п. 4 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.11.2013 №, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
На основании п. 2.2 Положения о порядке выявления, учета и признания движимого и недвижимого имущества бесхозяйным на территории Куликовского сельского поселения, утвержденного решением Совета Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области от 30.03.2015 №, действия по признанию недвижимого имущества, расположенного на территории поселения, бесхозяйным и его принятию в муниципальную собственность Куликовского сельского поселения осуществляет администрация Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области.
Пунктом 2.5 данного Положения предусмотрено, что в случае подтверждения факта обнаружения бесхозяйного имущества администрация осуществляет сбор и подготовку необходимой информации и документации, а также подачу документов в Управление Росреестра по Ивановской области в целях его постановки на учет как бесхозяйного.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Соглашения о передаче от администрации Куликовского сельского поселения администрации Ивановского муниципального района осуществления своих полномочий по решению вопросов местного значения от 10.12.2015 предусмотрена передача полномочий администрации Ивановского муниципального района по подготовке необходимых документов в целях распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (л.д. 29-30).
Согласно п. 2.1.7 Соглашения о передаче от администрации Куликовского сельского поселения администрации Ивановского муниципального района осуществления своих полномочий по решению вопросов местного значения от 01.02.2016 отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Ивановского муниципального района в целях исполнения переданных на основании соглашения от 10.12.2015 полномочий осуществляет представление интересов администрации Куликовского сельского поселения по доверенности в Управлении Россреестра по Ивановской области (подача документов на регистрацию права собственности, ограничения, обременения права, перехода права собственности имущества, находящегося в собственности сельского поселения, постановка на учет бесхозяйного имущества, подача документов на постановку объектов в государственный кадастр недвижимости).
Как следует из материалов дела на территории Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области находится жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который состоит на государственном кадастровом учете, собственника фактически не имеет, то есть является бесхозяйным. Доказательств обратного суду, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
При таких обстоятельствах, с учетом анализа вышеуказанных законодательства, муниципальных нормативных правовых актов, а также компетенции органа местного самоуправления суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административным истцом требований в полном объеме.
Доводы стороны административного ответчика о том, что техническое состояние дома является непригодным для его использования по целевому назначению, не влияют на существо принятого судом решения, поскольку действующим законодательством данное обстоятельство не предусмотрено в качестве основания для освобождения органа местного самоуправления от предусмотренной обязанности по принятию мер, направленных на постановку объекта недвижимости, не имеющего собственника, на учет в качестве бесхозяйного имущества.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области к администрации Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области о признании незаконным бездействие, выразившееся в неисполнении требований, изложенных в представлении прокурора от 14.10.2015 №, возложении обязанности по принятию мер, направленных на постановку жилого дома на учет в качестве бесхозяйного имущества, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, выразившееся в неисполнении требований, изложенных в представлении Ивановского межрайонного прокурора Ивановской области от 14.10.2015 №.
Обязать администрацию Куликовского сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области в срок не позднее 1 месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить представление в администрацию Ивановского муниципального района Ивановской области информации и документов в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, необходимых для его постановки на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение 1 месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись А.Ю. Зябликов
Решение суда в окончательной форме составлено 07.11.2016.
Копия верна:
Судья:________________
Секретарь:_____________
Дата: _________________