ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2250/2017 от 20.11.2017 Правобережного районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Дело № 2а-2250/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«20» ноября 2017 года г. Магнитогорск

Правобережный районный суд гор. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Горбатовой Г.В.

при секретаре Лакиенко Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к администрации города Магнитогорска о признании распоряжения администрации города в части незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Магнитогорска о признании распоряжения администрации города ... от Дата (в редакции от Дата за ...-Р) в части незаконным, обосновывая свои требования тем, что Дата истцу был дан ответ за ..., из которого следует, что передача ларьков в аренду запрещена. Кроме того, орган местного самоуправления запретил размещать рекламу на ларьках, устанавливать в ларьках холодильники, за что предусмотрел штраф. Истец считает указанные действия ответчика незаконными, поскольку реклама помогает продвигать бизнес, привлекать клиентов, а без холодильников невозможно реализовывать некоторые товары, такие как, мороженое или напитки. Обращаясь в суд, истец просит признать незаконными пункты 4.3.10, 4.3.9, 4.3.6, 5.3, 5.4, 4.1.1 распоряжения администрации Адрес за ... (в редакции от Дата за ...-Р).

Административный истец ФИО1 о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации гор. Магнитогорска о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, протокольным определением суда, - ФИО2 о дне и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Письменными материалами дела установлено, что Дата в администрацию г. Магнитогорска поступило обращение ФИО1, в котором, он просил разъяснить порядок заключения договоров субъаренды НТО.

Дата ФИО1 за ... был дан ответ о том, что порядок размещения НТО в г. Магнитогорска регулирует решение Магнитогорского городского собрания депутатов ... от Дата, которым утверждено Положение о порядке размещения НТО на территории города Магнитогорска. Распоряжением администрации г. Магнитогорска ...-Р от Дата (в редакции распоряжения от Дата...-Р) утверждена типовая форма договора на размещение НТО.

Пункт 4.3.10 вышеуказанного типового договора предусмотрено, что сторона договора обязана лично осуществлять деятельность с использованием НТО. Передача прав и обязанностей по договору на размещение НТО третьим лицам не допускается.

Данный пункт типового договора полностью соответствует нормам действующего законодательства.

Так, согласно Положению о порядке размещения НТО на территории г. Магнитогорска, утвержденному решением МГСД от Дата..., договор на размещение НТО можно заключить двумя способами: по результатам аукциона и без аукциона. При этом, в Положении указаны обязательные условия, при которых, субъект торговли приобретает преимущественное право на заключение договора на размещение НТО без проведения торгов:

1) размещение на новый срок НТО, ранее размещенного в том же месте, предусмотренном схемой НТО, субъектом, осуществляющим торговую деятельность (далее - субъект торговли), надлежащим образом исполнявшим свои обязанности по договору на размещение указанного НТО;

2) размещение НТО, ранее размещенного или планируемого к размещению на законных основаниях в месте, предусмотренном схемой НТО, на дату ее формирования при условии заключения договора на размещение НТО в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Положения;

3) размещение предприятием общественного питания сооружений, предназначенных для размещения летних кафе, на срок до ста восьмидесяти календарных дней в течение двенадцати последовательных календарных месяцев, в случае их размещения на земельном участке смежном с земельным участком под зданием, строением или сооружением, в помещениях которого располагается указанное предприятие общественного питания;

4) размещение НТО субъектом торговли, надлежащим образом исполнявшим свои обязательства по действующему договору аренды того же земельного участка, заключенному до 01 января 2018 года, а также в случаях и порядке, которые предусмотрены пунктами 2 и 3 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставленного для размещения НТО;

5) согласованной реконструкции и (или) изменения типа объекта, влекущих увеличение площади НТО не более чем на двадцать процентов;

6) признание торгов не состоявшимися по причине подачи единственной заявки на участие в торгах, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным документацией о торгах, а также в случае признания участником торгов только одного заявителя.

Таким образом, возникновение преимущественного права на заключение договора на размещение НТО неразрывно связано с личностью его правообладателя, который выполнил определенные условия, предусмотренные Положением о размещении НТО. Иное же лицо, в случае переуступки права требования, не отвечает этим критериям.

Определяя границы оборотоспособности имущественных прав, законодатель исключил возможность перехода прав, неразрывно связанных с личностью кредитора.

В соответствии со ст. 383 Гражданского кодекса РФ переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, не допускается. Таким образом, пункт 4.3.10 договора полностью соответствует действующему законодательству.

Пунктом 4.3.6 типового договора предусмотрено, что размещение на НТО информации, являющейся рекламной, запрещается. Данный пункт типового договора вытекает из п. 60 Правил благоустройства на территории города Магнитогорска, утвержденных решением МГСД от 29.05.2012 № 78, которым предусмотрен запрет на размещение рекламных конструкций с нарушением требований к внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города.

Согласно п.п. 18 п. 35 Требований к внешнему архитектурному облику города Магнитогорска, утвержденных постановлением администрации г. Магнитогорска от 22.11.2013 года №15845-П, на некапитальных нестационарных объектах (торговых павильонах, киосках и т.п.) запрещается размещение рекламных конструкций типа - настенное панно.

Таким образом, запрет на размещение на НТО информации, являющейся рекламной, установленный п. 4.3.6 типовой формы договора на размещение НТО, соответствует Правилам застройки и землепользования г. Магнитогорска, требованиям, предъявляемым к внешнему архитектурному облику гор. Магнитогорска.

Частью 2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Соответственно, размещение субъектом предпринимательской деятельности рекламы на НТО, будет противоречить муниципальным нормативно-правовым актам.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление осуществляется исходя из интересов населения с учетом исторических и местных традиций. Требования к внешнему архитектурному облику города Магнитогорска, утвержденные Постановлением администрации города от 22.11.2013 года № 15845-П разработаны в целях сохранения самобытности и уникальности архитектурной застройки, а также развития и поддержания эстетики визуально-пространственной городской среды и градостроительной культуры, сохранения внешнего архитектурного облика города.

Таким образом, сохранение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа является прямой обязанностью органов местного самоуправления. Данное положение также не противоречит Федеральному закону от 13.03.2006 года №38-ФЗ «О рекламе».

Порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций предусмотрен ст. 5 ФЗ-38 «О рекламе».

Исходя из указанной нормы закона, установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе, с арендатором.

Нестационарный торговый объект - объектом недвижимого имущества не является, следовательно, размещение на нем рекламы, Федеральным законом «О рекламе» не предусмотрено.

Таким образом, пункт п. 4.3.6 распоряжения не противоречит ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4.3.9 типового договора (в редакции распоряжения № 120-Р от 24.03.2017 года), сторона обязана не использовать место размещения НТО в целях размещения и эксплуатации иных объектов, не предусмотренных схемой НТО, в том числе, холодильных шкафов, столиков, козырьков и другого, дополнительного оборудования, которое должно находиться в НТО, за исключением случаев, когда данное оборудование является конструктивной особенностью НТО и его размещение согласовано с администрацией г. Магнитогорска.

Доводы истца о том, что данный пункт распоряжения противоречит закону «О торговле», являются несостоятельными, поскольку в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют:

1) вид торговли (оптовая и (или) розничная торговля);

2)форму торговли (в стационарных торговых объектах, вне стационарных торговых объектов, в том числе на ярмарках, выставках, развозная торговля, разносная торговля, дистанционный способ продажи товаров, продажа товаров с использованием автоматов и иные формы торговли);

3) способ торговли (с использованием торговых объектов и (или) без использования торговых объектов);

4) специализацию торговли (универсальная торговля и (или) специализированная торговля);

5) тип торгового объекта, используемого для осуществления торговой деятельности (стационарный торговый объект и (или) нестационарный торговый объект);

6) основания использования имущества при осуществлении торговой деятельности (право собственности и (или) иное законное основание);

7) порядок и условия осуществления торговой деятельности, в том числе:

а) ассортимент продаваемых товаров;

б) режим работы;

в) приемы и способы, с помощью которых осуществляется продажа товаров;

г) количество, типы, модели технологического оборудования, инвентаря, используемых при осуществлении торговой деятельности;

д) способы доведения до покупателей информации о продавце, о предлагаемых для продажи товарах, об оказываемых услугах;

8) цены на продаваемые товары;

9) форму распространения рекламы в торговом объекте и в его витринах;

10) условия заключения договоров купли-продажи товаров, договоров возмездного оказания услуг;

11) иные порядок и условия осуществления торговой деятельности.

Данный запрет указанных сфер не касается, относится к вопросам благоустройства и внешнего облика города, решение которых является обязанностью местного самоуправления.

Указанный пункт введен с целью сохранения самобытности и уникальности архитектурной застройки, а также развития и поддержания эстетики визуально-пространственной городской среды и градостроительной культуры, сохранения внешнего архитектурного облика города.

Кроме того, пункт 4.3.9 типового договора не препятствует предпринимателям улучшить качество услуг путем установления холодильного и другого дополнительного оборудования внутри НТО.

Пунктом 4.1.1 типового договора предусмотрены случаи, когда администрация г. Магнитогорска вправе отказаться от исполнения договора на размещение НТО в одностороннем порядке.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 310 Гражданского кодекса РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением всеми его сторонами предпринимательской деятельности, допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором.

Согласно п. 2 ст. 310 Гражданского кодекса РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства допускается в случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором, а в случае, если исполнение обязательства связано с осуществлением предпринимательской деятельности не всеми его сторонами, право на одностороннее изменение его условий или отказ от исполнения обязательства может быть предоставлено договором лишь стороне, не осуществляющей предпринимательской деятельности, за исключением случаев, когда законом или иным правовым актом предусмотрена возможность предоставления договором такого права другой стороне.

Таким образом, в силу ст. 310 Гражданского кодекса РФ, право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) может быть предоставлено стороне условиями самого договора.

В соответствии с изложенным, суд приходит к выводу о том, что п.4.1.1. распоряжения администрации гор. Магнитогорска за ... от Дата (в редакции распоряжения № 120-Р от 24.03.2017 года), полностью соответствует требованиям гражданского законодательства.

Кроме того, возникновение права на отказ от договора на размещение НТО обусловлено наступлением определенных обстоятельств, то есть отказ от исполнения договора зависит от того, надлежащим ли образом условия договора исполняются контрагентом.

Таким образом, отказ от договора на размещение НТО не является безосновательным и в отсутствие нарушений со стороны хозяйствующего субъекта не может быть применён, в противном случае будет являться незаконным.

Следовательно, пункт 4.3.9 распоряжения не влияет на стабильность ведения бизнеса и права истца на стабильное ведение бизнеса не нарушает.

Относительно законности пунктов 5.3 и 5.4 распоряжения администрации гор. Магнитогорска за ... от Дата, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 330 Гражданского кодекса РФ, неустойка может быть определена как законом, так и договором. Какого - либо запрета на установление в договоре на размещение НТО положений о неустойке, законодательство не содержит.

При этом, следует учитывать, что штрафная неустойка по своей правовой природе является мерой гражданско-правовой ответственности и применяется только при нарушении стороной договора существующего обязательства.

Устанавливая в договоре на размещение НТО заранее определенный размер компенсации на случай неисполнения обязательства, администрация г. Магнитогорска имеет своей целью стимулирование должников к надлежащему исполнению обязательств и способствование соблюдению договорной дисциплины в целом, что не противоречит сути гражданско-правовой ответственности, призванной компенсировать добросовестному участнику потери от неправомерных действий контрагента.

Из анализа вышеприведенных норм закона следует, что оснований для признания пунктов ... распоряжения администрации города от Дата за ...-Р (в редакции от Дата за ...-Р), незаконными, - не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд -

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании пунктов 4... распоряжения администрации города от Дата за ...-Р (в редакции от Дата за ...-Р) незаконными, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца через Правобережный районный суд г. Магнитогорска.

Председательствующий: подпись. "СОГЛАСОВАНО" Судья: