Дело № 2а-254/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего - судьи Вяземского районного суда Смоленской области
Красногирь Т.Н.,
при секретаре Захаровой Е.Н.,
с участием административного ответчика ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 2 по Смоленской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу, пени, ссылаясь на то, что административным ответчиком числится недоимка по земельному налогу за 2015-2018 годы в размере 1 125 рублей, пени по земельному налогу – 135 рублей 33 копеек, которые до настоящего времени не уплачены.
В судебное заседание представитель административного истца – Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, административный иск поддерживает (л.д.66).
Административный ответчик ФИО1 требования не признал по основаниям и доводам, изложенным в возражении (л.д.49-51), просит в удовлетворении административного иска отказать, поскольку в спорные периоды не являлся правообладателем земельного участка, за который налоговым органом начислен земельный налог.
Заслушав административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее – контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 19 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги с боры.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Следовательно, плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - реестр) указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поэтому обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Судом установлено и следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области ФИО1 начислена недоимка по земельному налогу за 2015-2018 годы на общую сумму 1 125 рублей 00 копеек по объекту налогообложения – земельному участку с кадастровым номером ХХХ, расположенному по адресу: <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Согласно предоставленной по запросу суда выписке из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимого имущества от 13 января 2021 года (л.д.65), ФИО1 не является собственником земельного участка с кадастровым номером ХХХ, расположенного по адресу: <адрес>.
Основными документами, подтверждающими право собственности на земельный участок, являются свидетельство о государственной регистрации права или свидетельство о праве собственности на землю, если право возникло до 1998 года, и документ, на основании которого это свидетельство было выдано. Эти документы являются правоустанавливающими и правоудостоверяющими.
К правоустанавливающим относятся документы, в соответствии с которыми земельный участок перешел во владение гражданина, например, постановление главы районной администрации о выделении земельного участка, договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство о праве на наследство или вступившее в законную силу решение суда.
К правоудостоверяющим документам относятся свидетельства, выдаваемые после 1998 года соответствующим (территориальным) учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Свидетельство о государственной регистрации права - это документ, удостоверяющий юридический акт признания и подтверждения государством возникновения прав на недвижимое имущество.
Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Закона о регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав.
В частности, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав: свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»: государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения земельными участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками; свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 1992 года № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».
С 1 января 2015 года была введена новая форма свидетельства о государственной регистрации права, утвержденная Приказом Минэкономразвития от 23 декабря 2013 года № 765.
Кадастровая выписка об объекте недвижимости - это выписка из государственного кадастра недвижимости, в которой содержались запрашиваемые сведения о недвижимости (часть 3 статьи 14 ранее действовавшей редакции Закона о кадастре недвижимости).
Такой документ выдавался с 1 марта 2008 года и до 1 января 2017 года и подтверждал (пункты 2 - 4 части 2 статьи 23 ранее действовавшей редакции названного Закона): учет изменений объекта недвижимости; учет его части; снятие объекта с кадастрового учета.
Кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимость в указанный период проводились отдельно и учитывались в разных реестрах (в ГКН и ЕГРП).
Кадастровая выписка была нужна для того, чтобы внести изменения в сведения о недвижимости, имеющиеся в ЕГРП (пункт 4 статьи 18 ранее действовавшей редакции Закона о госрегистрации прав на недвижимость N122-ФЗ).
В подтверждение своих доводов о том, что административный ответчик в спорные периоды не являлся правообладателем земельного участка, за который налоговым органом начислен земельный налог, последним представлены следующие документы.
Светокопия копии свидетельства о праве собственности на землю № 641 от 11 августа 1994 года (л.д.55), из которого следует, что решением Тумановской сельской администрации от 27 июня 1992 года № 23 для ведения личного подсобного хозяйства ФИО1 предоставлен в собственность земельный участок площадью 0,11 га.
Светокопия договора от 20 октября 1995 года, заключенного между ФИО1, за которого по доверенности действовала М.И., и Л.А. (л.д.52), согласно которому ФИО1 продал, а Л.А. купила 1/2 доли жилого бревенчатого дома размером 28 кв.м., расположенного на земельном участке мерою 1100 кв.м., находящийся в <адрес>. Указанная 1/2 доля жилого дома принадлежит продавцу на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного Вяземской госнотконторой 29 июня 1992 года, реестровый номер ХХХ. Данный договор удостоверен нотариусом Вяземского нотариального округа Смоленской области 20 декабря 1995 года, зарегистрировано в реестре за номером ХХХ.
Светокопия договора дарения земельного участка, заключенного 26 сентября 2005 года между Л.А. (дарителем) и Н.Н. (одаряемой), из которого следует, что Л.А. подарила Н.Н. земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, дом «три», площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером ХХХ. Указанный земельный участок принадлежит дарителю на праве частной собственности на основании свидетельство на право собственности на землю серии ХХХ, выданного 21 октября 195 года комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Вяземского района Смоленской области, регистрационная запись № 4018 от 21 октября 1995 года. Данный договор дарения прошел государственную регистрацию (л.д.53).
Светокопия свидетельства о государственной регистрации права от 14 октября 2005 года (л.д.54), из которого видно, что на основании договора дарения от 26 сентября 2005 года, заключенного в г. Вязьма Смоленской области, зарегистрированного 10 октября 2005 года в Едином государственном реестре прав за ХХХ, Н.Н. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности жилого дома № ХХХ, расположенного по <адрес>.
Светокопия архивной выписки от 6 апреля 2016 года № 336 (л.д.56), согласно которой, руководитель Тумановской сельской администрации постановлением от 27 июня 1992 года № 23 передает земли личных подсобных хозяйств гражданам постоянно и временно проживающих на территории Тумановского сельского Совета в собственность площадью 33,53 га, в том числе пашни 33,53, согласно списочному приложению граждан.
Также в указанной архивной выписке сообщено, что в приложении к постановлению от 27 июня 1992 года № 23 в СПИСКЕ жителей с. Туманово Тумановского с/Совета на 1992 год по <адрес>ФИО1 не значится.
Решением Совета депутатов Тумановского сельского поселения Вяземского района Смоленской области от 8 февраля 2018 года № 3 (л.д.58-62) утверждена нумерация объектов недвижимости на территории Тумановского сельского поселения Вяземского района Смоленской области согласно приложению № 1, № 2. Так в приложении № 2 данного постановления по адресу: <адрес> – Н.Н., <адрес> – Г.И..
При этом представленная светокопия кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером ХХХ площадью 1100 кв.м., почтовый адрес ориентира: <адрес>, выданная 16 февраля 2016 года филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области, в которой содержатся лишь ссылка на номер и дату регистрации права собственности за ФИО1, к числу правоустанавливающих, либо правоудостоверяющих документов на земельный участок, подтверждающих право собственности, либо иное право на земельный участок, порождающего обязанность уплаты земельного налога, не относится.
Принимая во внимание изложенное, исходя из того, что юридически значимым обстоятельством, подлежащим доказыванию по настоящему делу, является принадлежность ФИО1 права собственности на упомянутый земельный участок, что предполагало предоставление соответствующих документов, однако Межрайонной ИФНС России № 2 по Смоленской области не было представлено доказательств, достоверно подтверждающих владение ФИО1, в спорные периоды, правом собственности на указанный земельный участок, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения заявленного административным истцом требования о взыскании недоимки по земельному налогу за 2015-2018 годы в сумме 1 125 рублей с административного ответчика и, как следствие, производного от данного требования – требования о взыскании пени по земельному налогу в сумме 135 рублей 33 копеек.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной ИНФС России № 2 по Смоленской области к ФИО1 о взыскании недоимки по земельному налогу, пени отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.Н. Красногирь