<данные изъяты> Дело № 2а-2254/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2016 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Орлова А.Г.,
при секретаре Чекурове С.В.,
рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 и ФИО3 об оспаривании бездействия органов местного самоуправления и их должностных лиц,-
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с административным исковым заявлением к Главе Солнечногорского муниципального района ФИО4, заместителю Главы Администрации Солнечногорского муниципального района ФИО5 и Администрации Солнечногорского муниципального района с требованиями:
-признать незаконным бездействие ответчиков, выраженное в неисполнении обязанностей, предусмотренных ст.4 закона МО от 01 июля 2010 года № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области», а именно: отсутствие контроля за сроками строительства многоквартирных домов, не принятие решения о признании объекта ЖК «Лебединое озеро» (12 многосекционных жилых домов, возводимых в д.Поярково Солнечногорского района) проблемным, не привлечение нового застройщика, в т.ч. предоставлением ему нового земельного участка, не формирование плана мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта;
- обязать каждого административного ответчика устранить нарушения, а именно:
рассмотреть вопрос о признании объекта ЖК «Лебединое озеро» проблемным, привлечь нового застройщика, рассмотреть вопрос и принять соответствующее решение о предоставлении новому застройщику дополнительного земельного участка, сформировать план мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта.
Иск обоснован тем, что истцы являются участниками долевого строительства многоквартирных жилых домов №1 и №6 ЖК «Лебединое озеро» в д.Поярково Солнечногорского района. С застройщиком ООО «УК Премьер Девелопмент» в 2013 году были заключены договора участия в долевом строительстве. Однако, длительное время строительство многоквартирных домов не ведется, обращения к ответчикам по вопросу признания объекта долевого строительства проблемным, остались без удовлетворения.
Административные ответчики Глава Солнечногорского муниципального района ФИО4 и Администрация Солнечногорского муниципального района в лице представителей иск не признали.
Административный ответчик заместитель Главы Администрации Солнечногорского муниципального района ФИО5, будучи надлежащим образом уведомлен, в судебное заседание не явился.
Заинтересованные лица Министерство строительного комплекса Московской области, Правительство Московской области и ООО «Управляющая компания Премьер Девелопмент», будучи надлежащим образом уведомлены, в судебное заседание представителей не направили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел к следующему.
Как следует из материалов дела, 06 июня 2013 года Главой сельского поселения Луневское Солнечногорского муниципального района ООО «Управляющая компания Премьер Девелопмент» выдано разрешение на строительство 12 многоквартирных жилых домов ЖК «Лебединое озеро» в д.Поярково Солнечногорского района.
В том же году между каждым истцом и ООО «Управляющая компания Премьер Девелопмент» заключены договора участия в долевом строительстве многоквартирных домов №№ 1 и 6 первой очереди строительства ЖК «Лебединое озеро»№ в д.Поярково Солнечногорского района Московской области, в восточной части кадастрового квартала 50:09:0060510, на принадлежащих на праве собственности застройщику земельных участках, с видом разрешенного использования для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Предусмотренная ФЗ от 30.12.2004 N 214-ФЗ информация о застройщике, проектная декларация, информация о проекте строительства застройщиком на стадии начала строительства изготовлена, опубликована и предъявлена для ознакомления участников долевого строительства, контролирующим органам.
Законом МО № 84/2010-ОЗ "О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области", закреплено право органа местного самоуправления принимать решение о признании строящегося на территории соответствующего муниципального образования многоквартирного дома проблемным объектом, его обязанность по ведению перечня таких объектов и по предоставлению указанного перечня в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости (контролирующий орган). Эти полномочия направлены на надлежащее информирование населения муниципального образования о наличии на его территории объектов капитального строительства, имеющих статус проблемных, и одновременно на обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления и контролирующего органа в процессе реализации указанным органом своих полномочий, предусмотренных статьей 23 ФЗ N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Статья 2 Закона МО 84/2010-ОЗ определяет понятие проблемного объекта долевого строительства - расположенный на территории Московской области многоквартирный дом, для строительства которого привлечены денежные средства граждан и (или) иных лиц и в отношении которого установлены обстоятельства, в т.ч. когда по сведениям органов государственного строительного надзора строительство многоквартирного дома не осуществляется в течение девяти месяцев, в том числе приостановлено или прекращено, о чем имеются соответствующие отметки в общем и (или) специальном журналах, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве многоквартирного дома.
К проблемным объектам не относятся: введенные в эксплуатацию многоквартирные дома, в которых имеются жилые помещения, на которые предъявлены права требования двух и более лиц; многоквартирные дома, строительство которых не начиналось в связи с отсутствием правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором предусматривалось строительство, и (или) разрешения на строительство; многоквартирные дома, в отношении которых ФЗ N 214-ФЗ предусмотрено обеспечение исполнения застройщиком обязательств по передаче жилых помещений в многоквартирном доме.
Статьей 3 Закона МО установлен объем защиты прав пострадавших соинвесторов исполнительными органами государственной власти Московской области:
- взаимодействие с органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов;
- утверждение порядка ведения органами местного самоуправления Перечня проблемных объектов на территории муниципального образования (далее - Перечень), а также Сводного перечня проблемных объектов на территории Московской области (далее - Сводный перечень);
- ведение Сводного перечня;
- согласовование органам местного самоуправления план мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов;
- размещение Сводного перечьня, информации о ходе строительства проблемных объектов и сведения, содержащиеся в Реестре проблемных застройщиков, в Реестре граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- осуществление контроля за сроками завершения строительства проблемных объектов.
Согласно ст. 4 Закона МО органы местного самоуправления в пределах своих полномочий:
- взаимодействуют с органами государственной власти, государственными органами, организациями, гражданами по вопросам защиты прав пострадавших соинвесторов;
- осуществляют контроль за сроками строительства многоквартирных домов;
- принимают решение о признании объекта строительства проблемным объектом, не позднее 15 календарных дней обращаются в правоохранительные органы по вопросу проведения проверки целевого использования привлеченных для строительства проблемного объекта денежных средств граждан и (или) иных лиц и представляют в Уполномоченный орган копию решения о признании объекта строительства проблемным объектом и копию обращения в правоохранительные органы;
- формируют и ведут Перечень и ежеквартально представляют его в Уполномоченный орган;
- с целью завершения строительства проблемного объекта принимают решение о привлечении нового застройщика в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- при предоставлении земельного участка с размещенным на нем проблемным объектом рассматривают вопрос об одновременном предоставлении в соответствии с законодательством Российской Федерации дополнительного земельного участка с целью компенсации затрат, связанных с удовлетворением требований пострадавших соинвесторов после завершения строительства проблемного объекта;
- оказывают содействие пострадавшим соинвесторам по вопросам защиты их законных прав и интересов, в том числе при создании ими некоммерческой организации;
- формируют планы мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта и защиту прав пострадавших соинвесторов, и представляют их на согласование в Уполномоченный орган.
Реализуя предусмотренный частью 4 статьи 23 ФЗ 214-ФЗ полномочия по государственному контролю (надзору) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Министерством строительного комплекса Московской области утверждено распоряжение от 02 сентября 2014 года N 142 "Об утверждении порядка ведения Перечня проблемных объектов на территории муниципального образования и Сводного перечня проблемных объектов на территории Московской области". Данное распоряжение является официально опубликованным нормативного правовым актом.
Целями ведения Перечня органами местного самоуправления являются: осуществление системного учета сведений о проблемных объектах на территории муниципального образования Московской области; проведение разъяснительной и информационной работы с гражданами, инвестировавшими, либо собирающимися инвестировать денежные средства в строительство многоквартирных домов, об обстоятельствах, послуживших основанием для включения многоквартирного дома в Перечень.
Основанием для включения многоквартирного дома в Перечень является принятое в форме муниципального правового акта решение органа местного самоуправления о признании многоквартирного дома проблемным объектом. Решение принимается не позднее 15 календарных дней с момента выявления одного из следующих обстоятельств, предусмотренных пунктом 2 статьи 2 Закона МО:
1) по сведениям органов государственного строительного надзора в течение девяти месяцев со дня выдачи разрешения на строительство не получено извещение о начале строительства многоквартирного дома, предусмотренное частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ;
2) по сведениям органов государственного строительного надзора строительство многоквартирного дома не осуществляется в течение девяти месяцев, в том числе приостановлено или прекращено, о чем имеются соответствующие отметки в общем и (или) специальном журналах, в которых ведется учет выполнения работ при строительстве многоквартирного дома;
3) строительство многоквартирного дома прекращено или приостановлено при наличии установленных в судебном порядке обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что обязательства по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома, не будут исполнены в сроки, предусмотренные такими договорами;
4) застройщик просрочил более чем на девять месяцев исполнение обязательств по договорам, заключенным с гражданами и (или) иными лицами, чьи денежные средства привлечены для строительства данного многоквартирного дома.
Орган местного самоуправления ведет Перечень, в котором должны содержаться следующие сведения о проблемном объекте в соответствии с прилагаемой формой.
Перечень, а также заверенные органом местного самоуправления копии Решения и обращения в правоохранительные органы о проведении проверки целевого использования привлеченных для строительства проблемного объекта денежных средств, представляются в Министерство не позднее 15 календарных дней с момента признания объекта проблемным.
Орган местного самоуправления формирует План мероприятий и представляет его на согласование в Министерство не позднее 30 календарных дней с момента признания объекта строительства проблемным объектом. При изменении согласованных сроков выполнения мероприятий, орган местного самоуправления корректирует План мероприятий и представляет его на новое рассмотрение и согласование в Министерство не позднее 15 календарных дней с момента выявления обстоятельств, влекущих изменение согласованных сроков.
Главой 6 Устава Солнечногорского муниципального района устанволена система муниципальных праовых актов (ст. 36 Устава).
В систему муниципальных правовых актов муниципального района входят в т.ч. правовые акты главы муниципального района, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.
Глава муниципального района, осуществляя на принципах единоначалия руководство администрацией муниципального района, в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Московской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета депутатов муниципального района, издает постановления администрации муниципального района по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Московской области, а также распоряжения администрации муниципального района по вопросам организации работы администрации муниципального района.
Глава муниципального района издает постановления и распоряжения по иным вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Уставом в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другими федеральными законами.
Согласно письму ГУ Госстройнадзора МО на имя Главы Солнечногорского муниципального района на письмо от 27 марта 2015 года, извещение застройщика о начале строительства зарегистрировано 01 октября 2013 года. Начиная с 25 июля 2014 года строительные работы не ведутся.
Из письма Министерства строительного комплекса МО от 24 августа 2015 года следует, что по результатам проведенной проверки межведомственной рабочей группы по мониторингу строительства, строительная готовность объекта ЖК «Лебединое Озеро» составляет 5%. Главе Солнечногорского муниципального района предложено рассмотреть возможность принятия решения о признании объектов строительства проблемными. С аналогичным обращением к Главе Солнечногорского муниципального района обратились и истцы письмом от 04 сентября 2015 года.
Из отзыва ответчиков следует, что решение о признании многоквартирных домов проблемными объектами, либо об отказе в признании их таковыми не принято. Срок, в течении которого Глава Солнечногорского муниципального района как руководитель Администрации, должен принять такое решение, истек. Волокита в принятии решения влечет нарушение прав истцов при осуществлении мер государственного контроля, обеспечении взаимодействия органов местного самоуправления и контролирующего органа в процессе реализации полномочий, направленных на защиту участников долевого строительства от недобросовестного поведения застройщика.
Истцы просят признать незаконным бездействие ответчиков, выраженное в отсутствии контроля за сроками строительства многоквартирных домов, не привлечение нового застройщика, в т.ч. предоставлением ему нового земельного участка, не формирование плана мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта; обязать каждого административного ответчика: привлечь нового застройщика, предоставить новому застройщику дополнительный земельный участок, сформировать план мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта.
Поскольку все вышеперечисленные действия осуществляются только после принятия и вступления в силу муниципального правового акта о включении многоквартирных домов в перечеь проблемных объектов, оснований для признания бездействия ответчиков в не совершении этих действий и обязания совершить их не имеется.
ФИО5 уволен с муниципальной службы. Принятие решения о включении многоквартирных домов в реестр проблемных не находилось в его компетенции. Соответственно, в отношении данного ответчика иска не подлежит удовлетворению.
Из отзыва Главы Солнечногорского муниципального района и Администрации, представленной переписки с истцами следует, что Администрацией Солнечногорского муниципального района принимались фактические меры, связанные с обращением контролирующих органов и участников долевого строительства на недобросовестного застройщика: создана рабочая группа и проведены совещания с представителями застройщика и участников долевого строительства, осуществлялся поиск инвестора для возобновления строительства, проверена финансово-хозяйственная деятельность застройщика.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,-
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 и ФИО3, удовлетворить в части.
Признать незаконным бездействие Администрации Солнечногорского муниципального района, выраженное в неисполнении обязанностей, предусмотренных ст.4 Закона МО от 01 июля 2010 года № 84/2010-ОЗ «О защите прав граждан, инвестировавших денежные средства в строительство многоквартирных домов на территории Московской области» по рассмотрению обращений истцов о признании многоквартирных домов №№ 1 и 6 первой очереди строительства ЖК «Лебединое озеро» в д.Поярково Солнечногорского района Московской области, в восточной части кадастрового квартала 50:09:0060510 проблемными, обязать Администрацию Солнечногорского муниципального района и Главу Солнечногорского муниципального района принять решение по обращению истцов о признании указанных строящихся многоквартирных домов проблемными.
В остальной части административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 и ФИО3 к Главе Солнечногорского муниципального района ФИО4, заместителю Главы Администрации Солнечногорского муниципального района ФИО5 и Администрации Солнечногорского муниципального района:
- о признании незаконным бездействие ответчиков в отсутствии контроля за сроками строительства многоквартирных домов, не принятие решения о признании объекта ЖК «Лебединое озеро» (12 многосекционных жилых домов, возводимых в д.Поярково Солнечногорского района) проблемным, не привлечение нового застройщика, в т.ч. предоставлением ему нового земельного участка, не формирование плана мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта;
- обязании каждого административного ответчика устранить нарушения, а именно: рассмотреть вопрос о признании объекта ЖК «Лебединое озеро» проблемным, привлечь нового застройщика, рассмотреть вопрос и принять соответствующее решение о предоставлении новому застройщику дополнительного земельного участка, сформировать план мероприятий, направленных на завершение строительства проблемного объекта, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд Московской области в течении месяца, со дня его составления в окончательной форме.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья А.Г. Орлов