ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2255/2017 от 24.05.2017 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 24 мая 2017 г. по делу № 2а-2255/2017

Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Никитенко Т.Н.,

при секретаре Петровой М.А.,

с участием:

представителя административного истца по ордеру Ярового Е.С.,

представителя административного ответчика – управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес обезличен> по доверенности Меньшовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес обезличен> административное дело по иску Кучерова М. Г. к управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес обезличен> о признании отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество незаконным,

установил:

Кучеров М.Г. обратился в суд с иском к управлению федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес обезличен> о признании отказа в государственной регистрации права на недвижимое имущество незаконным.

В обоснование административного иска указано, что Кучеров М.Г.<дата обезличена>, подал в Управление Росреестра по <адрес обезличен> документы на государственную регистрацию права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>. В качестве основания для регистрации права собственности в регистрирующий орган была предоставлена справка ЖСК « Кавказ» <номер обезличен>, от <дата обезличена>, о выплате балансовой стоимости занимаемой квартиры полностью, архивная выписка от <дата обезличена><номер обезличен> из решения исполнительного комитета <адрес обезличен> Совета народных депутатов <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>. Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации от <дата обезличена>, Управлением Росреестра по <адрес обезличен> регистрационные действия были приостановлены сроком на один месяц, до <дата обезличена>, в соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от <дата обезличена> Г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тесту-Закон о регистрации).

В дальнейшем, на основании заявления Административного истца, регистрационные действия были приостановлены на три месяца, до <дата обезличена>

<дата обезличена>, Кучеровым М.Г. был получен отказ административного ответчика <номер обезличен> от <дата обезличена> в государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес обезличен>.

Отказ в регистрации права собственности, Управление Росреестра по <адрес обезличен> мотивировало ссылкой на абз. 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации и указало, что заявителем не были представлены документы, необходимые для регистрации права. Таким документом, в соответствии с позицией Управления Росреестра по <адрес обезличен>, должен быть документ, о регистрации права в БТИ или Управлении Росреестра по Ставропольскому на основании справки ЖСК « Кавказ» <номер обезличен>, от <дата обезличена> о выплате балансовой стоимости занимаемой квартиры полностью.

Таким образом, анализируя документы, исходящие из Управления Росреестра по <адрес обезличен>, можно сделать вывод о том, что единственная причина отказа в государственной регистрации права, это отсутствие регистрации права в БТИ, в Управлении Росреестра по <адрес обезличен>.

Административный истец считает приведенный отказ в государственной регистрации права собственности на квартиру незаконным, поскольку он представил административному ответчику квитанцию об оплате госпошлины за государственную регистрацию права собственности и у административного ответчика не имелось оснований к отказу административному истцу в регистрации права собственности на квартиру, нарушает его права на государственную регистрацию его права собственности на указанный объект и считает, что отказ Управление Росреестра по <адрес обезличен>, противоречит действующему законодательству и основан на неправильном толковании норм права.

Административный истец просит суд признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> (Управление росреестра по <адрес обезличен>) в государственной регистрации за ним права собственности на объект недвижимого имущества - квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, содержащийся в сообщении об отказе в государственной регистрации права от <дата обезличена><номер обезличен>, обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> (Управление росреестра по <адрес обезличен>) зарегистрировать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен> за ним, взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> (Управление росреестра по <адрес обезличен>) в его пользу сумму уплаченной мной государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

В судебное заседание административный истец Кучеров М.Г. не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Суд в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассмотрел дело в отсутствие неявившегося административного истца.

Представитель административного истца по ордеру Яровой В.С. в судебном заседании исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить административные исковые требования, по доводам, изложенным в иске.

Представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес обезличен> по доверенности Меньшова О.А., в судебном заседании исковые требования не признала и просила в иске отказать и пояснила суду, что <дата обезличена>Кучеров М.Г. обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества. На государственную регистрацию представлена Справка СК «Кавказ» № Г-20 от <дата обезличена>, а так же Справка ГУП «<адрес обезличен>имущество» <номер обезличен> от <дата обезличена>, с отметкой: право собственности не оформлено. Порядок проведения государственной регистрации определен ст. 13 Закона о регистрации и предусматривает, что при государственной регистрации прав производится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки. Правовая экспертиза - это изучение представленных для государственной регистрации документов с целью установления юридического факта являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество. В связи с тем, что на основании представленных Кучеровым М.Г. документов не представляется возможным осуществить государственную регистрацию прав, <дата обезличена> в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации государственным регистратором вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации в срок до <дата обезличена><дата обезличена> на основании заявления Кучерова М.Г. о приостановлении срока государственной регистрации на 3 месяца в связи с необходимостью доработки документов по делу, государственным регистратором вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации в срок до <дата обезличена><дата обезличена>Кучеровым М.Г. подано заявление о возобновлении государственной регистрации. В связи с тем, что в течение срока приостановления государственной регистрации не устранены причины, препятствующие ее проведению, на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации - не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, <дата обезличена> вынесено решение об отказе в государственной регистрации.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Кучерова М.Г.

Данный вывод суда основан на следующем.

Согласно ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ решение, действия (бездействия) могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

Как установлено в судебном заседании, <дата обезличена>, административный истец Кучееров М.Г. подал в Управление Росреестра по <адрес обезличен> документы на государственную регистрацию права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>.

В качестве основания для регистрации права собственности в регистрирующий орган была предоставлена справка ЖСК « Кавказ» <номер обезличен>, от <дата обезличена>, о выплате балансовой стоимости занимаемой квартиры полностью, архивная выписка от <дата обезличена><номер обезличен> из решения исполнительного комитета <адрес обезличен> Совета народных депутатов <адрес обезличен> от <дата обезличена><номер обезличен>. Согласно уведомлению о приостановлении государственной регистрации от <дата обезличена>, Управлением Росреестра по <адрес обезличен> регистрационные действия были приостановлены сроком на один месяц, до <дата обезличена>, в соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от <дата обезличена> Г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тесту-Закон о регистрации).

В дальнейшем, на основании заявления Административного истца, регистрационные действия были приостановлены на три месяца, до <дата обезличена>

<дата обезличена>, Кучеровым М.Г. был получен отказ административного ответчика <номер обезличен> от <дата обезличена> в государственной регистрации права собственности на квартиру, расположенную по адресу <адрес обезличен>.

Административный истец Кучеров М.Г. считает приведенный отказ в государственной регистрации права собственности на квартиру незаконным, однако, суд считает, что оспариваемое решение соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает права административного истца.

В соответствии со ст.2 ФЗ РФ № 122-ФЗ от <дата обезличена> «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон о регистрации) государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

<дата обезличена>Кучеров М.Г. обратился в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимого имущества.

На государственную регистрацию представлена Справка СК «Кавказ» № Г-20 от <дата обезличена>, а так же Справка ГУП «<адрес обезличен>имущество» <номер обезличен> от <дата обезличена>, с отметкой: право собственности не оформлено. Порядок проведения государственной регистрации определен ст. 13 Закона о регистрации и предусматривает, что при государственной регистрации прав производится правовая экспертиза документов и проверка законности сделки. Правовая экспертиза - это изучение представленных для государственной регистрации документов с целью установления юридического факта являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.

В силу ст. 16 Закона о регистрации, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, или уполномоченного на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, соответствующие требованиям, указанным в ст. 18 вышеназванного Федерального закона.

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (далее ЕГРП). Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).

При проведении правовой экспертизы установлено, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (далее - ЕГРП) отсутствуют какие - либо сведения о регистрации прав на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона о регистрации, обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 1,3 статьи 6 Закона о регистрации, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительной.

Из представленных на государственную регистрацию документов следует, что вышеуказанная квартира приобретена до <дата обезличена> В связи с этим, документы, подтверждающие право собственности, должны быть оформлены в соответствии с порядком, действующим в регионе на тот момент.

Постановлением Правительства Россий2ской Федерации от <дата обезличена>, <номер обезличен> «О мерах по реализации Федерального закона» О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определено, что до создания в субъектах Российской Федерации учреждений юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним уполномоченными органами по государственной регистрации являются органы технической инвентаризации.

Постановлением главы администрации <адрес обезличен> «О временном порядке учета и регистрации права» от <дата обезличена><номер обезличен> до принятия законодательных актов о порядке государственной регистрации недвижимого имущества, технический учет и регистрация объектов недвижимости были возложены на предприятия (бюро) технической инвентаризации районов и городов края.

Нормой статьи 8 Федерального закона «О введении в действие части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации» от <дата обезличена> №52-ФЗ установлено, что до введения в действие Закона о регистрации применяется действующий порядок регистрации.

В связи с тем, что на основании представленных Кучеровым М.Г. документов не представляется возможным осуществить государственную регистрацию прав, <дата обезличена> в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона о регистрации государственным регистратором вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации в срок до <дата обезличена>.

<дата обезличена> на основании заявления Кучерова М.Г. о приостановлении срока государственной регистрации на 3 месяца в связи с необходимостью доработки документов по делу, государственным регистратором вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации в срок до <дата обезличена>.

<дата обезличена>Кучеровым М.Г. подано заявление о возобновлении государственной регистрации.

В связи с тем, что в течение срока приостановления государственной регистрации не устранены причины, препятствующие ее проведению, на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации - не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав, <дата обезличена> вынесено решение об отказе в государственной регистрации.

Таким образом, суд считает, что административные исковые требования Кучерова М.Г. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> (Управление росреестра по <адрес обезличен>) в государственной регистрации за Кучеровым М. Г. права собственности на объект недвижимого имущества - квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен>, содержащийся в сообщении об отказе в государственной регистрации права от <дата обезличена><номер обезличен>, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> (Управление росреестра по <адрес обезличен>) зарегистрировать право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес обезличен> за Кучеровым М. Г., взыскании с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес обезличен> (Управление росреестра по <адрес обезличен>) суммы уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей Кучерову М. Г. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд подачей жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Т.Н. Никитенко

Мотивированное решение суда изготовлено 29 мая 2017 г.

Судья Т.Н. Никитенко