ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2256(2016) от 25.03.2016 Мотовилихинского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-2256(2016)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 марта 2016 года

Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Вязовской М.Е.,

рассмотрев административное дело по заявлению Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по Мотовилихинскому району г.Перми к Яковлеву С.Г. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени,

у с т а н о в и л:

ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми обратилась в суд административным иском к Яковлеву С.Г. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени, указав в заявлении, что ответчик состоит на налоговом учете в ИФНС России по Мотовилихинскому району. Яковлев С.Г. является собственником ТС, в связи с чем согласно ст. 357 НК РФ он является налогоплательщиком транспортного налога.

В соответствии со ст. 22 Закона Пермской области от 30.08.2001г. «О налогообложении в Пермском крае» ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми Яковлеву С.Г. был исчислен транспортный налог за 2010 года в сумме <данные изъяты> и направлено налоговое уведомление от 29.11.2011 со сроком уплаты не позднее 02.02.2012. В установленный срок, сумма транспортного налога не уплачена. За неуплату транспортного налога в установленный законом срок, ответчику начислены пени. 29.11.2014 и.о. мирового судьи судебного участка № 29 Мотовилихинского судебного района г.Перми отменил судебный приказ от 20.07.2012 о взыскании вышеуказанной задолженности, поскольку от ответчика в установленный срок поступили возражения относительно его исполнения.

На основании вышеизложенного просят взыскать с Яковлева С.Г. недоимку по транспортному налогу за 2010 год в сумме <данные изъяты>, пени по недоимке по транспортному налогу в сумме <данные изъяты>.

Определением суда от 15.02.2016г. сторонам в срок до 15.03.2016г. было предложено представить доказательства и мотивированный отзыв на исковое заявление.

Административный ответчик о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил возражения, в которых указал, что с административным иском ИФНС не согласен в полном объеме по следующим основаниям. В соответствии со статьей 62 КАС лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Считает, что требование ИФНС об уплате с его стороны транспортного налога не основано на законе. ИФНС нигде не раскрывается в материалах заявленного иска из каких таких «сведений» были получены данные ГИБДД о якобы имеющегося у него в наличии транспортного средства. А между тем, в соответствии с вышеуказанной нормой административного процессуального права (ст.62 КАС РФ), это является прямой обязанностью административного истца. Со своей стороны, он оспаривает в настоящий момент и в спорный период, самого факта наличия в его собственности какого бы то ни было транспортного средства, особенно в предъявляемый период, о чем прилагает соответствующую справку из ГИБДД по Пермскому краю (об отсутствии регистрации в отношении него какого бы то ни было транспорта). Автомашина М-21Л гос.номер И 58-40 ПМ находилась в конце 1990-х годов в его пользовании на основании доверенности от собственника до истечения ее срока действия. В дальнейшем им это право было утрачено. Обязанность по уплате транспортного налога может быть возложена лишь на собственника. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которым введена гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности (опубликован в Собрании законодательства РФ 29.07.2002). При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств. Частью 2 ст. 357 Кодекса установлены особенности по определению налогоплательщика по транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими третьим лицам на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ. Статья 357 Кодекса устанавливает три условия, при соблюдении которых налогоплательщиком может быть признано лицо, указанное в доверенности: 1) необходимо, чтобы транспортное средство было приобретено до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ; 2) необходимо, чтобы транспортное средство было передано другому лицу до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ; 3) необходимо, чтобы на основании доверенности были переданы права на владение и распоряжение транспортным средством. Признание лица, указанного в доверенности, налогоплательщиком производится только при соблюдении названных условий на основании уведомления, предусмотренного ст. 357 Кодекса, представленного в налоговый орган лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство. В уведомлении должны содержаться сведения, идентифицирующие: 1) лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление; 2) транспортное средство; 3) лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности; 4) доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств; 5) нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности). Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении транспортного средства (в том числе о дате приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи).

Документы, подтверждающие факт приобретения транспортных средств, факт передачи транспортных средств и наличие доверенности, могут быть представлены в налоговый орган лицом, на которое зарегистрированы транспортные средства, вместе с уведомлением, предусмотренным ст. 357 Кодекса (разд. III Приказа МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации"). Таким образом, по транспортным средствам, переданным по доверенности до 29.07.2002, в течение срока ее действия, который не может превышать трех лет (ст. 186 Гражданского кодекса Российской Федерации в прежней редакции), налогоплательщиками будут являться лица, получившие транспортные средства по доверенности при соблюдении лицом, на которое зарегистрировано транспортное средство, вышеперечисленных условий. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством после официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", которым введена гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса, налогоплательщиком является лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство.

Указанная выше позиция отражена в Пункте 7 разд. III Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утверждены Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177. А также опубликована на "Официальном сайт ФНС России www.nalog.ru, раздел "Часто задаваемые вопросы", 2013. Вопрос: Порядок уплаты транспортного налога по транспортным средствам, переданным по доверенности до 29.07.2002 и после. Таким образом, трехлетний срок действия доверенности, даже если предположить, что она выдана в последний день, перед 29.07.2002 года, истек в 2005 году, хотя фактически он истек гораздо раньше, поскольку доверенность ему выдавалась в конце 1990-х года (примерно в 1999 году). Поскольку он не является правообладателем спорного транспортного средства, просит в заявленных требованиях ИФНС отказать в полном объеме.

От административного истца дополнительных доказательств не поступило.

Дело, в соответствии с гл.33 Кодекса административного судопроизводства РФ, рассматривается в порядке упрощенного (письменного) производства, путем исследования имеющихся в деле письменных доказательств (ч.1 статьи 292 КАС РФ).

Исследовав материалы административного дела, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

В соответствии со ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ч.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч.1 ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

По смыслу п. 4 ст. 85 НК РФ признание физических лиц плательщиками транспортного налога производится на основании сведений о транспортных средствах, зарегистрированных или снятых с регистрации, а также о лицах, на которых они зарегистрированы, поступившие в налоговые органы от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств. Эти сведения представляются в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 1 марта по состоянию на 1 января текущего года.

Пункт 1 статьи 362 НК РФ предусматривает, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 363 НК РФ установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

Материалами дела установлено, что ИФНМ России по Мотовилихинскому району сформировано налоговое уведомление на уплату Яковлевым С.Г. за 2010 год транспортного налога за транспортное средство в сумме <данные изъяты> в срок до 02.02.2012.

По правилам пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Налогоплательщик в силу пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Как следует из материалов дела, Яковлевым С.Г. уведомление в срок не исполнено.

Поскольку в установленный в уведомлении срок налог уплачен не был, ИФНС по Мотовилихинскому району 29.03.2012 года сформировано требование об уплате налога, пени, штрафа со сроком уплаты до 3.05.2012г.

Данное требование Яковлевым С.Г. по данным налогового органа также не исполнено.

Суд считает, что, учитывая положения вышеуказанного законодательства, а также сведения МРЭО ГИБДД, возражения представленные ответчиком Яковлевым С.Г. заслуживают внимания.

В частности налоговым органом не представлено доказательств того, что Яковлев по состоянию на 2010 год являлся собственником транспортного средства автомобиля гос. номер .

Согласно представленным ответчиком сведений из МРЭО ГИБДД за Яковлевым С.Г. транспортные средства не зарегистрированы, согласно компьютерной базе данных УГИБДД Пермского края регистрационных действий с 01.01.2010г. не производилось.

Согласно ответа МРЭО ГИБДД от 9.03.2016г. на запрос суда следует, что автомобиль ГАЗ 21Л го.с номер И 5840 ПМ был зарегистрирован на имя ФИО1, 3.01.1947г.р., снят с учета в связи с утилизацией 6.05.2004г.

В силу пункта 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из оснований прекращения права собственности на имущество является гибель или уничтожение имущества.

Таким образом, поскольку транспортное средство утилизировано собственником в 2004 году и снято с регистрационного учета, оно не существует в качестве объекта гражданских прав и соответственно налогообложения, иных транспортных средств по сообщению регистрирующих органов за Яковлевым С.Г. не зарегистрировано, суд полагает, что оснований для взыскания с Яковлева С.М. недоимки по транспортному налогу за 2010 года в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты> не имеется.

Кроме того, как следует из материалов дела, 24.11.2014 года мировым судьей судебного участка № 29 Мотовилихинского района вынесено определение (2012) об отмене судебного приказа от 20.07.2012 года о взыскании с Яковлева С.Г. недоимки по транспортному налогу за 2010 год в пользу ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты>.

С административным исковым заявлением о взыскании с Яковлева С.Г. недоимки по транспортному налогу за 2010г. в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты> ИФНС России по Мотовилихинскому району обратилась 28.01.2016г.

Вместе с тем, по правилам ст.48 НК РФ, после отмены судебного приказа определением мирового судьи судебного участка Мотовилихинского судебного района г. Перми от 24.11.2014г. административный истец имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу в срок до 24.05.2015г.

Таким образом, ИФНС России по Мотовилихинскому району в том числе пропустила срок обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2010г. в размере <данные изъяты> и пени в размере <данные изъяты> за счет имущества физического лица Яковлева С.Г., ходатайства о восстановлении пропущенного срока административным истцом не заявлено, доказательств уважительности причин не представлено, в связи с чем пропуск срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Учитывая изложенное, суд считает, что в удовлетворении административного иска ИФНС России по Мотовилихинскому району г.Перми к Яковлеву С.Г. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по Мотовилихинскому району г.Перми к Яковлеву С.Г. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2010 год в размере 1 875 рублей, пени в размере 1 295 рублей отказать.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: подпись

Копия верна. Судья: