ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2257/2021 от 01.02.2021 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2а-2257/2021

УИД 28RS0004-01-2020-011195-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

1 февраля 2021 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующий судья Воронин И.К.,

при секретаре Мосикян А.А.,

с участием представителя административного истца – помощника прокурора г. Благовещенска Наталиновой И.О., представителя административного ответчика Администрации г. Благовещенска – ФИО1, представителя заинтересованного лица филиала АО «ДГК» Амурская генерация – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Благовещенска к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности обратиться в суд с требованием о признании права собственности на бесхозяйное имущество,

установил:

Прокурор города Благовещенска в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с исковым заявлением к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности обратиться в суд с требованием о признании права собственности на бесхозяйное имущество. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Благовещенска на основании поступившей информации о непринятии администрацией г. Благовещенска мер к постановке на учет как бесхозяйного имущества в сфере ЖКХ и последующем принятии его в муниципальную собственность выявлены отдельные нарушения федерального законодательства.

Так, 13.05.2020 года в прокуратуру г. Благовещенска поступило обращение АО «ДГК» о непринятии администрацией г. Благовещенска мер к постановке на учет как бесхозяйной канализации хозфекальной, расположенной по адресу: ***, протяжённостью 606,1 м. В ходе проверки указанной информации установлено, что администрацией г.Благовещенска принято постановление от 07.12.2018 года № 3959, которым 3 объекта (сооружение хозфекальной коллектор, расположенный по адресу: ***, квартал 110, протяженностью 1190 м.; хозфекальная канализация (литер В 14), распложенная по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, протяженностью 736,8 м.). При этом указанным постановлением объект - хозфекальная канализация протяженностью 606,1 м. в данном постановлении не обозначена.

18.12.2018 года филиалом «Амурская генерация» АО «ДГК» в администрацию г. Благовещенска направлен запрос за исх. № 01-13/3273 о причинах не включения канализации хозфекальной протяженностью 606,1 м. в постановление администрации города от 07.12.2018 года № 3959, также о предоставлении информации о регистрации права муниципальной собственности на нее. 18.01.2019 года администрация г. Благовещенска в ответ на указанное письмо филиала «Амурская генерация» АО «ДГК» письмом за исх. № 02-11/370 сообщила об отсутствии целесообразности принятия данного имущества в муниципальную собственность.

Между тем, в силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах поселений электро-, тело-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с абз. 4 п. 1 Приложения № 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий) относятся к муниципальной собственности.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о призвании права муниципальной собственности на эту вещь.

Указанная спорная канализация является бесхозяйной вещью и в силу закона обязанностью органа местного самоуправления (администрации г. Благовещенска) является принятие мер к учету бесхозяйных вещей (инженерных сетей водоотведения) и их обращению в муниципальную собственность.

25.06.2020 года прокуратурой г. Благовещенска мэру города Благовещенска за исх. № 7-02-2020 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием принять меры к постановке на учет как бесхозяйных объектов ЖКХ, в том числе канализации хозфекальной, расположенной по адресу: ***, протяженностью 606,1 м.

В ответ на данное представление администрацией г. Благовещенска письмом от 17.07.2020 года № 01-29/8057 отказано в удовлетворении представления в части принятия мер к постановке на учет как бесхозяйной канализации хозфекальной, расположенной по адресу: ***, протяженностью 606,1 м.

Отсутствие собственника у указанной хозфекальной канализации в случае возникновения аварийных ситуаций на данном объекте не позволит обеспечить своевременное устранение таких аварийных ситуаций, что будет нарушать права неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, согласно принятому судом уточнению исковых требований, прокурор г. Благовещенска просит суд обязать администрацию г. Благовещенска Амурской области обратиться в суд с требованием о признании права собственности на канализацию хозфекальную, протяженностью 606,1 м., расположенную по адресу: ***.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора г. Благовещенска Наталинова И.О. на требованиях административного искового заявления настаивала, пояснив об обстоятельствах, изложенных в административном исковом заявлении. В дополнение указала, что филиалом АО «ДГК» Амурская генерация было установлено, что данная канализация является бесхозным объектом инфраструктуры, в связи с чем был направлен иск с учетом уточнения требований об обязании администрации г. Благовещенска Амурской области обратиться в суд с требованием о признании права собственности на канализацию хозфекальную, протяженностью 606,1 м., расположенную по адресу: ***. В материалах дела имеются доказательства, что данный объект был поставлен на учет как бесхозяйное имущество, но администрацией г. Благовещенска меры дляпризнании права собственности на канализацию хозфекальную не предпринимаются.

Представитель административного ответчика администрации г. Благовещенска ФИО1 возражала против удовлетворения иска, указав, что указанная канализация хозфекальная по технологическому соединению не связана с объектами жизнедеятельности, в будущем присоединение данной канализации не планируется. Спорная хозфекальная канализация в силу постановления Верховного Совета от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - Постановление от 27.12.1991 № 3020-1) отнесена к муниципальной собственности. Пункт 1 Приложения 3 Постановления от 27.12.1991 № 3020-1 относит к объектам муниципальной собственности, в том числе объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий). Таким образом, возможность отнесения объектов инженерной инфраструктуры городов к муниципальной собственности поставлена в прямую зависимость от того, входят ли соответствующие объекты в состав имущества предприятий. Если объекты входили в состав предприятий, то механизм разграничения государственной собственности, закрепленный Постановлением от 27.12.1991 № 3020-1, к ним не применялся, а определялся правилами о приватизации соответствующих предприятий. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом, вопросов местного значения (ч. 1 ст. 50). В силу статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного, значения городского округа относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. По смыслу Конституции РФ понятие «население» включает в себя сообщество граждан, проживающих на отдельной территории. Соответственно, обязанность по организации теплоснабжения предусмотрена федеральным законодательством только в отношении объектов, используемых или которые возможно использовать для обеспечения жизнедеятельности граждан, таких, как жилой фонд, социально-культурные, образовательные объекты, объекты здравоохранение и подобные им. Объекты нежилого фонда и производственного назначения не являются социально значимыми объектами.

От права собственности на спорную канализацию хозфекальную, расположенную по адресу: ***, протяженностью, 606,1 м., АО «Дальневосточная генерирующая компания» (далее - АО «ДГК») на основании статьи 236 ГК РФ отказалось. Комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска по спорной сети, протяженностью 606 м, проведены мероприятия по постановке на учет в Управлении Росреестра по Амурской области в качестве бесхозяйного имущества. Дата принятия на учет – 10.10.2018 года. Согласно уведомлению о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от прав собственности, на который собственник отказался от 10.10.2018 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесены записи о принятии на учет бесхозяйного имущества - спорной канализация хозфекальной с кадастровым номером *** на основании заявления от 08.10.2018 г. № 28/999/001/2018-22876.

Орган местного самоуправления вправе принять в муниципальную собственность имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения только в случае, если их эксплуатация носит социально, значимый характер и предназначена для поставки ресурсов населению. Канализация хозфекальная, протяженностью 606 м, с кадастровым номером *** предназначена исключительно для обслуживания нежилых административных зданий. Объекты нежилого фонда и производственного назначения не являются социально значимыми объектами, потребление ресурсов в таких объектах населением не осуществляется. Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Данная норма носит диспозитивный характер и дает органу местного самоуправления право определять возможность нахождения такого имущества в собственности муниципального образования, исходя из решения вопросов местного значения и экономической целесообразности. Кроме того, бесхозяйная недвижимая вещь, не поступившая в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником. Таким образом, поскольку спорная канализация хозфекальная обслуживает нежилые административные здания, жилые либо социальные объекты данная канализация не обслуживает, соответственно, правовые основания для отнесения спорной хозфекальной канализации к муниципальной собственности отсутствуют. Согласно статье 135 ГК РФ по общему правилу вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи. В связи с этим, довод истца о том, что спорная хозфекальная канализация является бесхозяйной, противоречит принципу, обозначенному в ст. 135 ГК РФ. Таким образом, хозфекальная канализация, предназначенная исключительно для обслуживания нежилых объектов, не подлежит принятию в муниципальную собственность. Администрация города Благовещенска, рассмотрев требование прокуратуры города Благовещенска, письмом исх. № 02-29/5778 сообщила об отсутствии оснований для принятия спорного имущества в муниципальную собственность, а также, что отраслевым органом администрации города Благовещенска - комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска были осуществлены мероприятия по постановке указанных сооружений на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. На основании изложенного просила в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель заинтересованного лица филиала АО «ДГК» Амурская генерация – ФИО2 полагал исковые требования прокурора г. Благовещенска подлежащим удовлетворению. Указал, что спорная канализация хозфекальная, расположенная по адресу: ***, протяженностью 606,1 м., поставлена на учет как бесхозная сеть в 2018 году, при этом по настоящее время администрация г. Благовещенска бездействует и не принимает меры для признания права собственности на данную канализацию хозфекальную. Администрация г. Благовещенска уже приняла на учет указанную канализацию как бесхозяйный объект, однако, по истечению более 2-х лет, не оформляет указанную канализацию в собственность. Указанное обстоятельство указывает о нарушении администрацией г. Благовещенска ч.3 ст. 225 ГК РФ. Полагал заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.

Представители заинтересованных лиц Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска, Комитета по управлению имуществом муниципального образования г. Благовещенска в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд, определил, рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Из письменных возражений представителя заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска следует, что Управление ЖКХ города Благовещенска возражает против удовлетворения заявленных истцом требований. В обоснование такой позиции приведены доводы тождественные доводам представителя администрации г. Благовещенска.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.

В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, чтоАО «Дальневосточная генерирующая компания» на основании статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации с 01 октября 2018 отказалось от права собственности на объекты инженерной инфраструктуры:

- сооружение хозфекальный коллектор, расположенный по адресу: <...> протяженностью 1190 м, кадастровый номер ***;

- канализация хозфекальная, расположенная по адресу: ***, протяженностью 606 м, кадастровый номер ***;

- хозфекальная канализация, расположенная по адресу: г. Благовещенск, протяженностью 2480 м, кадастровый номер ***;

- хозфекальная канализация, расположенная по адресу: г. Благовещенск, протяженностью 736,76 м, кадастровый номер ***;

Администрацией г. Благовещенска принято постановление от 07.12.2018 года № 3959, которым 3 объекта (сооружение хозфекальной коллектор, расположенный по адресу: <...> протяженностью 1190 м.; хозфекальная канализация (литер В 14), распложенная по адресу: Амурская область, г. Благовещенск, протяженностью 736,8 м.). При этом в указанном постановлении не указана хозфекальная канализация протяженностью 606,1 м.

Комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска по канализации хозфекальной, расположенной по адресу: ***, протяжённостью 606,1 м., проведены мероприятия по постановке на учет в Управлении Росреестра по Амурской области в качестве бесхозяйного имущества. Дата принятия на учет -10.10.2018 года.

Согласно уведомления о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, от прав собственности, на который собственник отказался, от 10.10.2018 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены записи о принятии на учет бесхозяйного имущества - спорной канализация хозфекальной с кадастровым номером *** на основании заявления администрации города Благовещенска от 08.10.2018 г № 28/999/001/2018-22876.

Также из материалов дела следует, что до настоящего времени администрацией г. Благовещенска не предпринимается мер по обращению спорной канализации хозфекальной в муниципальную собственность. Из позиции администрации г. Благовещенска следует, что не имеется целесообразности принятия данного имущества в муниципальную собственность, поскольку данная канализация не предназначена для обслуживания социально значимых объектов.

Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, что в собственности муниципального образования может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом, вопросов местного значения (ч. 1 ст. 50).

В силу статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного, значения городского округа относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии с абз. 4 п. 1 Приложения № 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий) относятся к муниципальной собственности.

Как следует из материалов дела, канализация хозфекальная, протяженностью 606 м., с кадастровым номером *** предназначена для обслуживания нежилых административных зданий (производственных объектов), жилые либо социальные объекты данная канализация не обслуживает, что стороной административного истца и заинтересованными лицами не оспаривалось.

Из позиции администрации г. Благовещенска следует, что технологическое присоединение к спорной сети иных объектов, связанных с жизнедеятельностью населения, отсутствует, в будущем не планируется.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 255 Гражданского кодекса Российской Федерации, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Следовательно, законом установлено право, а не обязанность, органа местного самоуправления на обращение в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. Таким образом, в силу диспозитивного характера норм статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе, но не обязаны обращаться в суд с таким требованием.

По смыслу положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обращение за защитой прав, свобод и законных интересов является исключительно правом заинтересованного лица, которое реализуется им по своему усмотрению и принудить к его реализации невозможно.

Кроме того, судом учитывается, что требование о возложении на административного ответчика обязанности по обращению в суд по своему содержанию не соответствует критериям и принципам исполнимости судебного решения, согласно которым решение суда должно служить средством эффективной защиты нарушенного права (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.2002 N 1-П), при вынесении решения суды в соответствии с принципом соразмерности должны находить адекватные формы испособы защиты конкурирующих равноценных прав (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.2002 N 1-П), суды не должны ограничиваться одной только констатацией нарушения прав, а должны использовать в каждом конкретном случае нарушения прав соответствующий способ восстановления или компенсации, учитывающей их специфику, а при невозможности восстановления права - использовать компенсаторные механизмы для устранения последствий обнаруженных нарушений (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.01.2002 N 1-П).

При таких обстоятельствах, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора г. Благовещенска к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности обратиться в суд с требованием о признании права собственности на бесхозяйное имущество, в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 КАС РФ суд,

решил:

Административное исковое заявление прокурора г. Благовещенска к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности обратиться в суд с требованием о признании права собственности на бесхозяйное имущество – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Воронин И.К.

Решение в окончательной форме составлено 05 апреля 2021 года