ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-225/2022 от 05.04.2022 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

Административное дело № 2а-225/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 апреля 2022 года г. Оренбург

Центральный районный суд г. Оренбурга в составе:

председательствующего судьи Гончаровой Е.Г.

при секретаре Миногиной А.В.,

с участием административного истца Тарана Е.Б., его представителя Артамонова В.А., действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика Ковинько Е.А., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тарана Е.Б. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Оренбургской области о признании незаконными действий по удержанию и взысканию причиненных убытков,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что приговором Центрального районного суда г. Оренбурга от 04.02.2020 года Таран Е.Б. отбывал наказание с 06.08.2020 года в ФКУ ИК-1 г. Оренбурга. Являясь военным пенсионером, административный истец получал пенсию, в том числе находясь в ФКУ ИК-1 г. Оренбурга. В соответствии с решением мирового судьи Промышленного района г. Оренбурга из пенсии административного истца удерживается 50 % на содержание ребенка. В нарушение действующего законодательства из остальной части пенсии руководство ФКУ ИК-1 г. Оренбурга удерживало денежные средства за коммунальные услуги, за питание и за вещевое имущество на протяжении всего времени нахождения в местах лишения свободы, с 06.08.2020 года по 02.07.2021 года. Обнаружив отсутствие на лицевом счете осужденного расчетную сумму оставшихся денежных средств от пенсии, Таран Е.Б. в октябре 2020 года заявил в бухгалтерию ИК-1 о своем несогласии с незаконным удержанием денежных средств из начисляемой административному истцу пенсии. Главный бухгалтер ИК-1 обещала разобраться и сообщить о результатах. В декабре 2020 года и феврале 2021 года Таран Е.Б. письменно обращался в бухгалтерию ИК-1 с приложением копии постановления судебных приставов об удержании с административного истца алиментов. Ответа на обращения получено не было. Административный ответчик продолжает производить незаконные удержания из пенсии Тарана Е.Б. 02.08.2021 года административный истец был досрочно-освобожден. Расчет незаконно удержанных бухгалтерией ИК-1 показал, что у Тарана Е.Б. незаконно удержано из пенсии за коммунальные услуги, за питание и за вещевое имущество в размере 43 000 рублей. 16.09.2021 года административным истцом направлена претензия в адрес ИК-1 с требованием выплатить Тарану Е.Б. незаконно удержанные деньги из пенсии, однако, она оставлена без внимания. На основании вышеизложенного, просил суд признать незаконным противоречащим ст. 107 УИК РФ решение администрации ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области по удержанию из оставшейся 50 % пенсии осужденного Таран Е.Б. после взыскания из пенсии алиментов, взыскать с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области незаконно удержанных у Тарана Е.Б. из пенсии 43 000 рублей.

Уточнив окончательно требования, административный истец просил признать незаконными действия по удержанию из пенсии администрацией ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области из оставшейся 50 % пенсии осужденного Таран Е.Б. после взыскания из пенсии алиментов, взыскать с ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области незаконно удержанных у Тарана Е.Б. из пенсии 38 196,87 рублей.

Определением Центрального районного суда г. Оренбурга от 23.03.2022 года суд перешел к рассмотрению иска Тарана Е.Б. по правилам административного судопроизводства.

Административный истец Таран Е.Б. и его представитель Артамонов В.А. в судебном заседании поддержали заявленные требования, просили суд их удовлетворить в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске. В ходе судебного разбирательства от 23.03.2022 года при переходе из гражданского судопроизводства в административное судопроизводство Таран Е.Б. указал, что он фактически оспаривает действия административного ответчика по незаконному удержанию денежных средств с пенсии, которыми ему причинен ущерб.

Представитель административного ответчика Ковинько Е.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований, просила отказать в полном объеме, применить срок исковой давности к заявленным требованиям. В письменном отзыве указал, что Таран Е.Б. отбывал наказание в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области по приговору Центрального районного суда г. Оренбурга от 04.02.2020 года. 18.06.2021 года в адрес начальника ФКУ ИК-1 им было подано заявление, о том, что из его пенсии незаконно производятся удержания в размере 50 % на возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, законность удержания обосновывал тем, что по исполнительному листу с него уже с удерживают 50 % с пенсии на содержание несовершеннолетнего ребенка при начислении пенсии в пенсионном отделе МО. Исполнительный лист в адрес ФКУ ИК-1 не поступал. Для объективного рассмотрения обращения администрацией ФКУ ИК-1 были направлены письменные запросы в ПАО «Сбербанк» и в ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области». В ответ на запрос учреждения Региональный Центр «Операционный центр» ПАО Сбербанк пояснил, что сведения попадают под понятие сведений, составляющих банковскую тайну и в соответствии со ст. 26 «Банковская тайна» ФЗ № 395-1 от 02.12.1990 года «О банках и банковской деятельности» справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются самому вкладчику. Ответ от ФКУ «Военный комиссариат Оренбургской области» в адрес ФКУ ИК-1 не поступал. 03.08.2021 года администрация ФКУ ИК-1 сообщила Тарану Е.Б. информацию о том, что проверить сведения, представленные им в ранее поданном обращении, не доставляется возможным. При удержании с начисленной пенсии ФКУ ИК-1 руководствовалось частью 1 ст.107 УИК РФ, в которой установлено, что из заработной платы, пенсий и иных доходов, осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК РФ. В соответствии с ч. 4 ст. 99 УИК РФ осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце. В соответствии с ч. 3 ст. 107 УИК РФ в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с издательством Российской Федерации, осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы, несовершеннолетних осужденных, осужденных беременных женщин, осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка исправительного учреждения, - не менее 50 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов. Производя удержания из суммы пенсии, бухгалтерия ФКУ ИК-4 исходила из сведений, указанных в платежных поручениях, сумма пенсии в которых была указана без какой-либо расшифровки, данное обстоятельство само по себе является самостоятельным основанием для отказа в признании действий решения ФКУ ИК-1 незаконным. Таким образом, из начисленной Таран Е.Б. пенсии были правомерно удержаны денежные средства на содержание в местах лишения свободы, что составило не более 50 % процентов начисленной пенсии.

Заинтересованное лицо - представитель Управления Федеральной службы исполнения наказания по Оренбургской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, ходатайств не представил.

Заинтересованное лицо Елисеенко Н.А. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).

Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).

При этом в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд возлагается обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, а именно нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1), и соблюдены ли сроки обращения в суд (п. 2).

В соответствии с требованиями ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременного совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

Часть 1 статьи 6 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» устанавливает, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Статьей 7 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, исполняются в том числе организациями и государственными органами, которые исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, на основании предусмотренных исполнительных документов в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 68 вышеуказанного Федерального закона мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем, в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

В соответствии со статьей 98 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в определенных случаях обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе, и выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю. Указанные лица заканчивают исполнение исполнительного документа только после перечисления денежных средств в полном объеме; при перемене должником места получения доходов; по заявлению взыскателя; а также по постановлению судебного пристава-исполнителя о прекращении (об окончании, отмене) исполнения.

Размер удержаний регулируется статьей 99 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Частью 2 названной статьи определено, что при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 статьи 99 Закона "Об исполнительном производстве", не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (часть 3 статьи 99 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан (часть 2 статьи 100 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Статьей 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлены виды доходов, на которые взыскание не может быть обращено, к числу которых денежные переводы физических лиц, поступающие на лицевые счета осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, не отнесены.

В силу части 5 статьи 91 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные вправе получать переводы денежных средств и за счет средств, находящихся на их лицевых счетах, осуществлять переводы денежных средств близким родственникам, перечень которых определен пунктом 4 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Приказом Минюста РФ от 08.12.2006 года № 356 утверждена Инструкция по учету личных денег и других ценностей, принадлежащих осужденным, подозреваемым и обвиняемым, находящимся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, которой списание суммы средств лицевого света осужденного не регулируется.

Порядком обеспечения вещевым довольствием осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, утв. приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.12.2013 года № 216 такие операции с лицевыми счетами осужденных также не предусмотрены.

Согласно статье 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса. Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

В соответствии с частью 3 статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации на лицевой счет осужденных зачисляется, независимо от всех удержаний, не менее 25 % начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов.

Статьей 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации регулируется порядок удержаний из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы, в соответствии с которым -

из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса (часть 1),

возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (часть 2),

в исправительных учреждениях на лицевой счет осужденных зачисляется независимо от всех удержаний не менее 25 процентов, начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, а на лицевой счет осужденных, достигших возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3).

На основании части 2 статьи 100 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание по исполнительным документам обращается на заработную плату, пенсию или иные доходы граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, в том числе лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, а также в следственных изоляторах при выполнении ими функций исправительных учреждений в отношении указанных граждан.

При исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.

Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов (часть 1 и 3 статьи 99 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Таким образом, у гражданина-должника, имеющего задолженность по алиментным обязательствам размер удержания из заработной платы и иных доходов (пенсии) не может превышать семидесяти процентов, то есть законодательно предусмотрена гарантия для такой категории должников об удержаниях не более 70 процентов из заработной платы, иных доходов (пенсии), а часть 3 статьи 107 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации гарантирует недопущение зачисления на лицевой счет осужденных, независимо от всех удержаний, менее 25 процентов начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов, однако ответчик в нарушение положений закона необоснованно удержал с административного истца весь размер пенсии, находящийся на его счете.

В соответствии с пунктом 44 которой освобожденные осужденные следуют к месту жительства, как правило, в собственной одежде, либо выданной в ИУ.

В случаях не возмещения к моменту освобождения стоимости одежды, выданной осужденным в ИУ, из средств, имеющихся на их лицевых счетах, удерживается ее остаточная стоимость, после чего указанная одежда переходит в их собственность (пункт 45).

При отсутствии средств на лицевых счетах и наличии у них собственной одежды предметы вещевого имущества, выданные в ИУ и оплаченные ими не полностью, подлежат сдаче на склад. При отсутствии собственной одежды у этих осужденных предметы вещевого имущества, не полностью оплаченные, остаются в их пользовании, а остаточная стоимость списывается за счет ИУ (пункт 46).

Списание остаточной стоимости вещевого имущества и выдача освобождаемым осужденным предметов одежды производится по их заявлению с разрешения начальника ИУ или его заместителя (пункт 50).

Судом установлено, что в соответствии с приговором Центрального районного суда г. Оренбурга от 04.02.2020 года, оставленном в силе апелляционном определением судебной коллегии по уголовным делам Оренбургского областного суда, Тарану Е.Б. назначено наказание, которое он отбывал наказание с 06.08.2020 года в ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области по адресу: <адрес>

В материалы дела представлены платежные поручения о перечислении пенсии Тарана Е.Б. в ФКУ ИК-1 России по Оренбургской области от 26.08.2020 года, от 01.09.2020 года, от 01.10.2020 года, от 30.10.2020 года, от 01.12.2020 года, от 18.12.2020 года, от 29.01.2021 года, от 01.03.2021 года, от 01.04.2021 года, от 28.04.2021 года, от 02.06.2021 года, от 01.07.2021 года.

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП Дзержинского района г. Оренбурга от 06.04.2018 года возбуждено исполнительное производство в отношении Таран Е.Б. на удержание алиментов на содержание детей в размере 10 000 рублей в твердой сумме ежемесячно.

Согласно постановления судебного пристава-исполнителя ОСП Дзержинского района г. Оренбурга от 24.04.2018 года обращено взыскание на пенсию и иные доходы должника Тарана Е.Б.

17.06.2021 года административный истец обратился с заявлением к ФКУ ИК-1 России по Оренбургской области об устранении нарушений, заключающихся в незаконном удержании из оставшейся части 50 % пенсии.

17.09.2021 года Таран Е.Б. обратился с претензией к ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области о возврате незаконно удержанных средств в размере 43 240 рублей из пенсии.

На основании справки о видах и размерах пенсий, других социальных выплат и удержаний из них за период с 01.01.2020 года по 30.06.2021 года в отношении Тарана Е.Б. следует, что производились выплаты по исполнительному документу (получатель Елисеенко Н.А.).

Из справки об удержаниях с пенсии, представленной ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области, за период с августа 2020 года по апрель 2021 года из пенсии Тарана Е.Б. произведены удержания на коммунальные услуги, питание, вещевое имущество.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Взыскания алиментных обязательств с пенсии административного истца производились ежемесячно, минимальный остаток пенсии от начисленной превышающий 25 % зачислялся Тарану Е.Б. на лицевой счет.

Из пояснений Тарана Е.Б. следует, что иных доходов, кроме пенсии в период отбывания наказания с августа 2020 года по июль 2021 года он не имел.

Приказом Минюста России от 13.01.2006 года № 2 утверждена Инструкция об оказании содействия в трудовом и бытовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Из представленного административным ответчиком личного дела Тарана Е.Б. следует, что в нем отсутствует информация об алиментных обязательствах административного истца, данная информация также самостоятельно не была предоставлена администрации ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области со стороны Тарана Е.Б., что подтверждает доводы ответчика об отсутствии информации об алиментных обязательствах истца при оспариваемых удержаниях.

На лицевой счет осужденных зачисляется, независимо от всех удержаний, не менее 25% начисленных им заработной платы, пенсии или иных доходов (часть 3 статьи 107 того же кодекса).

Исходя из приведенного правового регулирования, кроме доходов, перечисленных в статье 101 Закона об исполнительном производстве, обращение взыскания по исполнительным документам на денежные переводы и кассовые поступления на лицевые счета осужденных, в том числе от их родственников, осуществляется администрацией учреждения в установленном порядке в соответствии с требованиями части 3 статьи 99 Закона об исполнительном производстве, но не более 70%.

При этом федеральным законодателем не предусмотрено какого-либо письменного согласия осужденного на принудительное удержание по постановлениям об обращении взыскания на заработную плату, пенсию и иные доходы должника.

Денежные средства, находящиеся на лицевом счете осужденного, независимо от источника их поступления (оплата труда либо переводы от иных лиц в дар), являются собственностью самого осужденного, его доходами, которыми тот вправе распоряжаться по своему усмотрению, поэтому к ним в полном объеме должны применяться положения как уголовно-исполнительного законодательства, так и законодательства об исполнительном производстве.

Одновременно с этим суд учитывает, что обращение взыскания по исполнительным документам на средства, находящиеся на лицевых счетах осужденных, осуществляемое администрацией учреждения, не может превышать 70 %.

Исходя из вышеуказанного суд, полагает, что доводы Тарана Е.Б. о том, что на лицевой счет поступали денежные средства менее 25 % являются необоснованными.

В ходе судебного заседания административным ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности по обращению в суд с данным требованием.

Глава 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регулирует производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочия, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

На основании ст. 219 КАС, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Из пояснений административного истца следует, что впервые он обратился к ФКУ ИК-1 России по Оренбургской области в сентябре-октябре 2020 года с претензией в устной форме о незаконном удержании из пенсии денежных средств. Впоследствии 17.06.2021 года Таран Е.Б. отправил в адрес административного ответчика письменную претензию с требованием вернуть незаконно удержанные средства в размере 43 240 рублей из пенсии, что подтверждается материалами дела. Следовательно, уже с осени 2020 года Таран Е.Б. знал о нарушении своих прав, выразившихся в незаконном удержании денежных средств из пенсии.

Административное исковое заявление подано в суд 08.11.2021 года, согласно штампа Центрального районного суда г. Оренбурга, то есть за пределами срока, установленного КАС РФ.

Рассматривая ходатайство административного ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области о пропуске срока исковой давности по обращению в суд, суд приходит к выводу, что срок подачи административного искового заявления пропущен Тараном Е.Б. и оно подлежит удовлетворению.

С учетом вышеизложенного, суд полагает, что действия административного ответчика ФКУ ИК-1 УФСИН России по Оренбургской области по удержанию денежных средств из пенсии правомерны, поскольку данные суммы покрывали содержание Тарана Е.Б. в учреждении административного ответчика, и не превышал установленный законодателем процент удержания.

Также Таран Е.Б. знал о производимых действиях со стороны административного ответчика еще в сентябре 2020 года, обратившись с иском только 08.11.2021 года, то есть с пропуском срока исковой давности в рамках КАС РФ, что также является самостоятельным основанием для отказа в заявленных требованиях.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление Тарана Е.Б. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Оренбургской области о признании незаконными действий по удержанию и взысканию причиненных убытков, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 227 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Тарана Е.Б. к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 1» Управления Федеральной службы исполнения наказания по Оренбургской области о признании незаконными действий по удержанию и взысканию причиненных убытков, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение месяца с даты изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Е.Г. Гончарова

Мотивированное решение изготовлено 08.04.2022 года.