ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-225/2022 от 15.06.2022 Оконешниковского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-225/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Оконешниково 15 июня 2022г.

Оконешниковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Трофименко А.А., при секретаре судебного заседания Хохловой М.В., с участием ст. помощника прокурора Гравит Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Оконешниковского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Куломзинского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия выразившегося в непроведении пересмотра нормативных правовых актов администрации сельского поселения, и возложении обязанности пересмотреть нормативные правовые акты, утверждающие требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг),

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Оконешниковского района Омской области обратился с административным исковым заявлением, в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Куломзинского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия выразившегося в непроведении пересмотра нормативных правовых актов администрации сельского поселения, и возложении обязанности пересмотреть нормативные правовые акты, утверждающие требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), указав в обоснование заявления, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в деятельности администрации Куломзинского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области, по результатам которой установлено, что правовые акты в сфере нормирования закупок не пересматривались с 2015 года, т.е. уже более шести лет.

По данному факту прокуратурой района 26.05.2022 года в адрес Администрации Куломзинского сельского поселения Оконешниковского муниципального района внесено представление, из ответа на которое следует, что все принятые нормативные правовые акты о нормировании закупок будут пересмотрены в течение 2022 года

Просил: признать незаконным бездействие Администрации Куломзинского сельского поселения Оконешниковского муниципального района по непроведению пересмотра нормативных правовых актов Администрации Куломзинского сельского поселения Оконешниковского муниципального района, утверждающих требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг). Возложить на Администрацию Куломзинского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области обязанность пересмотреть нормативные правовые акты Администрации Куломзинского сельского поселения Оконешниковского муниципального района, утверждающие требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) в срок до 01.10.2022.

В судебном заседании ст. помощник прокурора Гравит Е.Ю. требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Административный ответчик, администрация Куломзинского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области, просили рассмотреть дело без участия их представителя, указав, что с требованиями прокурора согласны.

Выслушав ст. пом. прокурора, изучив материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон № 44-ФЗ) Правительство Российской Федерации устанавливает общие правила нормирования в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе, общие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения.

В свою очередь в силу ч. 4 ст. 19 Федерального закона № 44-ФЗ местные администрации в соответствии с общими правилами нормирования, установленными Правительством РФ, устанавливают правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, в том числе, требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения.

Общими требованиями к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.05.2015 № 476 (далее – Общие требования) предусмотрено, что они определяют, в том числе, общие требования к порядку разработки и принятия, содержанию, обеспечению исполнения следующих правовых актов местных администраций, утверждающих: требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения; правила определения требований к закупаемым муниципальными органами отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг); правила определения нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов.

Пунктом 6 Общих требований установлено, что правовые акты местных администраций, устанавливающие требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, определяют требования к порядку разработки и принятия актов, указанных в абз. 3, 4 пп. Б, абз. 2, 3 пп. В п. 1 Общих требований, требования к содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, в том числе, случаи внесения изменений в указанные акты.

Постановлением Администрации от 31.12.2015 №71-п утверждены Требования к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения нужд Куломзинского сельского поселения, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения (далее – Требования).

Пунктом 1 Требований установлено, что они определяют требования к порядку разработки и принятия, содержанию, обеспечению исполнения правовых актов Администрации, утверждающей: правила определения требований к закупаемым Администрацией отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг); правила определения нормативных затрат на обеспечение функций Администрации; требования к правовой форме, порядку согласования указанных актов и срокам утверждения и размещения в единой информационной системе в сфере закупок; случаи внесения изменений в указанные акты.

Согласно п. 4 Требований правовые акты, предусмотренные в п. 1.2 настоящего документа, пересматриваются не реже одного раза в год.

Однако в судебном заседании установлено, что указанные правовые акты в сфере нормирования закупок не пересматривались с 2015 года, т.е. уже более шести лет.

По данному факту прокуратурой района 26.05.2022 года в адрес Администрации Куломзинского сельского поселения Оконешниковского муниципального района внесено представление, из ответа на которое следует, что все принятые нормативные правовые акты о нормировании закупок будут пересмотрены в течение 2022 года.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, муниципального образования.

Обращение с административным исковым заявлением обусловлено необходимостью защиты прав муниципального образования, поскольку отсутствие актуализации нормативных правовых актов, утверждающих требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) может повлечь за собой неэффективное расходование средств местного бюджета.

Из выше приведенного, суд делает вывод об обоснованности требований прокурора, обусловлено необходимостью защиты интересов неопределенного круга лиц.

Согласно ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Вместе с тем, в силу ст.333.36 НК РФ, суд полагает обоснованным ответчика от взыскания государственной пошлины в госдоход освободить, исходя из имущественного положения ответчика, его организационно-правовой формы.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные прокурором Оконешниковского района требования – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации Куломзинского сельского поселения Оконешниковского муниципального района по непроведению пересмотра нормативных правовых актов Администрации Куломзинского сельского поселения Оконешниковского муниципального района, утверждающих требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).

Возложить на Администрацию Куломзинского сельского поселения Оконешниковского муниципального района Омской области обязанность пересмотреть нормативные правовые акты Администрации Куломзинского сельского поселения Оконешниковского муниципального района, утверждающие требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) в срок до 01.10.2022.

От взыскания государственной пошлины в госдоход административного ответчика - освободить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд, через Оконешниковский районный суд, в течение одного месяца.

Судья _____________ А.А. Трофименко