ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2263/19 от 27.06.2019 Октябрьского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

дело №2а-2263/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Им е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

27 июня 2019 года г.Орск

Октябрьский районный суд г.Орска Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Л.В.Колобовой,

при секретаре Е.Г. Сурковой,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Октябрьского района г.Орска Ушаковой Юлии Юрьевны,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Октябрьского района г.Орска к администрации Октябрьского района г.Орска о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурору Октябрьского района г.Орска обратился с административным исковым заявлением к администрации Октябрьского района г.Орска, указывая, что в результате проведенной ДД.ММ.ГГГГ проверки земельного участка в границах кадастрового квартала в районе автодороги, ведущей с трассы Оренбург – Орск к поселку Мостострой, выявлена несанкционированная свалка в виде отходов из жилищ сортированных (IV класс опасности отходов), отходов сучьев, ветвей от лесоразработок (V класс опасности отходов), обрези натуральной чистой древесины (V класс опасности отходов), строительных отходов (V класс опасности отходов), отработанных покрышек (IV класс опасности отходов), примерной площадью 400x400 м. Мониторинг за санитарной очисткой и благоустройством территорий, закрепленных за многоквартирным и частным жилищным фондом, предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности осуществляют администрации районов города. Просит обязать администрацию Октябрьского района г.Орска устранить нарушение законодательства об охране окружающей среды – ликвидировать указанную несанкциоронированую свалку, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, привести занимаемые свалкой земельные участки в надлежащее санитарное состояние

Определением Октябрьского районного суда г.Орска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация г.Орска, Управление жилищно – коммунального хозяйства администрации г.Орска.

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Орска Ушакова Ю.Ю. требования иска поддержала.

Представитель административного ответчика администрации Октябрьского района г.Орска, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, письменным заявлением просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, сообщил, что несанкционированная свалка будет ликвидирована в рамках муниципального контракта, заключенного с ООО «СоюзСтрой», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представители заинтересованных лиц - УЖКХ администрации г.Орска, администрации г.Орка в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями. От представителя администрации г.Орска поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно статье 10 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положениями Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст) определено, что несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Октябрьского района г.Орска проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности.

В ходе визуального осмотра земельного участка в границах кадастрового квартала в районе автодороги, ведущей с трассы Оренбург – Орск к поселку Мостострой, обнаружена несанкционированная свалка в виде отходов производства и потребления, строительного мусора, а именно: отходы из жилищ сортированные (IV класс опасности отходов), отходы сучьев, ветвей от лесоразработок (V класс опасности отходов), обрезь натуральной чистой древесины (V класс опасности отходов), строительные отходы (V класс опасности отходов), отработанные покрышки (IV класс опасности отходов). Площадь захламления примерно 400x400 м. Отходы расположены на почве.

По сведениям публичной кадастровой карты территория складирования указанных отходов находится в муниципальной собственности.

К вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (статья 2 Федерального закона "Об охране окружающей среды").

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ"Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления").

Кроме того, статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации среди обязанностей собственника земельного участка названы его использование в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, осуществление мероприятий по охране земель, лесов и других природных ресурсов, недопущение загрязнения, истощения, деградации, порчи и уничтожения земель и почв.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Орска.

В соответствии с пунктом 3.1.10 указанного Положения к полномочиям УЖКХ администрации г.Орска отнесена организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Пунктами 1.1, 1.7 Положения «Об администрации района города Орска», утвержденного решением Орского городского Совета депутатов Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено, что администрация района является территориальным органом управления администрации <адрес>, осуществляющим исполнительно – распорядительные функции в пределах полномочий предусмотренных уставом города и настоящим положением. Администрация района наделяется правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, имеет печать с изображением герба города Орска и со своим наименованием, печать, штампы и бланки установленного образца и счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. Приобретает и осуществляет имущественные и иные права и обязанности, выступает истцом и ответчиком, третьим лицом в судах.

На основании пунктов 3.4.9, 3.5.3, 3.6 Положения администрации районов города в порядке и на основаниях, установленных действующими нормативно – правовыми актами, принимают участие в организации работ по сбору и вывозу бытовых отходов и уборке несанционированных свалок на территории района; осуществляют на территории районов мониторинг за санитарной очисткой и благоустройством территорий, закрепленных за многоквартирным и частным жилищным фондом, предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности; организуют проведение на территории района санитарно – эпидемиологические мероприятий с привлечением предприятий, организаций, учреждений и населения района.

Решением Орского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете города Орска на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов» в отношении администраций районов утверждены соответствующие расходные обязательства.

Следовательно, обязанность по сбору, вывозу и утилизации строительного мусора, отходов производства и потребления в районе п. Мостострой, должна быть возложена на администрацию Октябрьского района г.Орска. Непринятие соответствующих мер является бездействием и нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду и не обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности человека.

При этом суд считает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ является достаточным и разумным для осуществления мероприятий по их ликвидации.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Удовлетворить исковое заявление заместителя прокурора Октябрьского района г.Орска к администрации Октябрьского района г.Орска.

Обязать администрацию Октябрьского района г.Орска устранить нарушение законодательства об охране окружающей среды – ликвидировать несанкциоронированую свалку, расположенную в районе автодороги, ведущей с трассы Оренбург – Орск к поселку Мостострой, в границах кадастрового квартала примерной площадью 400x400 м, в срок до ДД.ММ.ГГГГ, привести занимаемые свалкой земельные участки в надлежащее санитарное состояние.

Решение может быть обжаловано и на него принесено апелляционное представление в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г.Орска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 02 июля 2019 года

Судья Октябрьского

районного суда г.Орска Л.В.Колобова