ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2263/2021 от 08.06.2022 Ломоносовского районного суда (Ленинградская область)

Дело № 2а-703/2022

47RS0011-01-2021-003142-53

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ломоносов 08 июня 2022 года

Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе

председательствующего судьи Золотухиной А.В.

при секретаре Морозове Д.В.

при участии прокурора Тарасовой Э.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия и обязании создания охранной зоны,

УСТАНОВИЛ:

Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия и обязании создания охранной зоны, в котором указано, что в ходе проведенной проверки установлено следующее: в Ленинградской области не установлены охранные зоны особо охраняемых территорий регионально значения.

Просил признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в не подготовке предложения о создании охранной зоны памятника природы «Радоновые источники и озера у деревни Лопухинка» на территории Ломоносовского района Ленинградской области и об установлении их границ. Возложить на Комитет по природным ресурсам Ленинградской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу подготовить предложения о создании охранной зоны памятника природы «Радоновые источники и озера у деревни Лопухинка» на территории Ломоносовского района Ленинградской области и об установлении их границ, после чего передать их в Правительство Ленинградской области.

В судебное заседание представитель административного истца Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора – помощник прокурора Ломоносовского района Ленинградской области Тарасова Э.Н. исковые требования поддержала.

Представитель административного ответчика Комитета по природным ресурсам Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении, рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Представитель заинтересованного лица Администрации МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области – Иванова В.А. против исковых требований не возражала.

Представитель заинтересованного лица ЛОКУ «Дирекция ООПТЛО» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении, рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Представитель заинтересованного лица Правительство Ленинградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении, рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Лопухинское сельское поселение» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении, рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ, суд принял решение о рассмотрение дела в отсутствии не явившихся лиц, извещенных судом надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, изучив представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, суд находит иск Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению последующим основаниям.

Из подпункта «д» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ следует, что вопросы природоиспользования; охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 10 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (Далее – ФЗ № 33-ФЗ) для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.

В силу пп. «б» п. 11 ст. 2 ФЗ № 33-ФЗ решения об установлении, изменении, о прекращении существования охранных зон особо охраняемых природных территорий, указанных в пункте 10 настоящей статьи, принимаются в отношении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 27 ФЗ №33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Согласно п. 19 Правил создания охранных зон отдельных категорий особо охраняемых природных территорий, установления их границ, определения режима охраны и использования земельных участков и водных объектов в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.02.2015 года № 138 (далее – Правила № 138), решения о создании охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения и об установлении их границ принимаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно п. 21 Правил № 138, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом пунктов 4 и 20 настоящих Правил готовит решение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации о создании охранной зоны природного парка или памятника природы регионального значения, об установлении ее границ и утверждении положения о ней в виде соответствующего проекта (далее - проект решения), а также пояснительную записку к проекту решения с обоснованием необходимости создания такой охранной зоны и установления ее границ.

Согласно п. 2.1 Положения о Комитете по природным ресурсам Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 31.07.2014 №341 (далее – Положения №341), к полномочиям Комитета в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено управление в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

При этом согласно п. 3.1 Положения №341 Комитет разрабатывает проекты областных законов и иных правовых актов Ленинградской области по вопросам, отнесенным к компетенции Комитета.

Надлежащих мер к реализации вышеуказанных полномочий в части подготовки проекта решения об установлении охранных зон природных парков и памятников природы регионального значения Комитетом не принято.

В нарушении указанных требований закона до настоящего времени не установлена охранная зона памятника природы «Радоновые источники и озера у деревни Лопухинка», расположенного в Ломоносовском районе Ленинградской области.

Отсутствие установленных охранных зон особо охраняемых территорий регионального значения создает угрозу неблагоприятных антропогенных воздействий на национальные парки и памятники природы и на прилегающие к ним участки, тем самым создавая угрозу благоприятной окружающей среде и нарушая права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Ленинградского межрайонного природоохранного прокурора, выступающего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании бездействия незаконным и обязании создания охранной среды – удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, выразившееся в не подготовке предложения о создании охранной зоны памятника природы «Радоновые источники и озера у деревни Лопухинка» на территории Ломоносовского района Ленинградской области и об установлении их границ.

Возложить на Комитет по природным ресурсам Ленинградской области обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу подготовить предложения о создании охранной зоны памятника природы «Радоновые источники и озера у деревни Лопухинка» на территории Ломоносовского района Ленинградской области и об установлении их границ, после чего передать их в Правительство Ленинградской области

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 июня 2022 года.

Судья Золотухина А.В.