ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2263/2022 от 09.06.2022 Абаканского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0001-02-2022-002857-67 Дело № 2а-2263/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Абакан Республика Хакасия 09 июня 2022 года

Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Ю.В. Шипанова,

при секретаре Е.С. Конгаровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ливертовского Сергея Викторовича к Администрации г. Абакана, Департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана, начальник отдела земельных отношений Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана Устюговой Анне Ромальдасовне о признании решений незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Ливертовский С.В. обратился в суд с административным иском к Администрации г. Абакана, Департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана, начальник отдела земельных отношений Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана Устюговой А.Р. о признании решений незаконными. Требования мотивировали тем, что ДД.ММ.ГГГГ направил в Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации четыре заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Все испрашиваемые земельные участки площадью 22 кв.м, каждый, для целей использования: хранение автотранспорта, предположительное право получения - аренда, после проведения установленной законом процедуры торгов. К каждому заявлению приложены схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с обозначением границ испрашиваемого земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Ливертовскому С.В. электронной почтой были направлены ответы муниципального органа от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от 27.01., где в предварительном согласовании земельных участков отказано по основаниям подпунктов 1, 4, 5 ст 11.10, пунктов 1, 2 ст. 39.15, подпунктов 1, 14, 17 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ. Так, указано, что не приложены документы, удостоверяющие право на приобретение испрашиваемых участков без торгов, отсутствуют основания для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, а также указано, что испрашиваемые земельные участки в соответствии с Картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки расположены в границах территориальной зоны - Зона объектов спортивнозрелищного назначения. Вместе с тем, согласно п.1 ст. 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям, граждан. В силу п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляется в следующем порядке: 1 Подготовка заинтересованным в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка; 2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка. Административный истец фактически направил в уполномоченный орган схемы расположения испрашиваемых земельных участков, с заявлением в котором указал цель из использования. Формальное несоответствие названия заявления административного истца не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявления в части согласования схем расположения земельного участка, поскольку административным истцом соблюдены требования подпунктов 1, 2 части 4 ст. 39.11 ЗК РФ (схемы расположения земельных участков имеются, в заявлении в уполномоченный орган цель использования земельных участков указана). Кроме того, в соответствии Картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки , утв. Решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемые земельные участки расположены в границах территориальной зоны - Зона объектов для хранения индивидуального легкового автотранспорта (П-5В). Вст.49 Правил приведен перечень основных видов разрешенного использования. К ним относится - объекты гаражного назначения (код 2.7.1). В связи с этим, довод Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации о расположении испрашиваемых земельных участков в границах Зоны объектов спортивно-зрелищного назначения, не состоятелен. Принятое решение нарушает права административного истца на равный доступ к свободному владению земельными участками, не ограниченными в использовании в гражданском обороте. Просит признать незаконными решения Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации , выраженные в форме ответов на обращения Ливертовского С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Определениями Абаканского городского суда к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков Администрация , начальник отдела земельных отношений Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации Устюгова А.Р.

В судебном заседании административный истец Ливертовский С.В., представитель административного истца Величко А.Г., действующая на основании ордера, заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана Ямщикова Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административного иска, указав, заявление от Ливертовского С.В. в Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации поступило ДД.ММ.ГГГГ. Ответ на заявление был дан ДД.ММ.ГГГГ. На тот момент уже были внесены изменения в документацию. Зонирование не позволяет сформировать тот земельный участок, который желает Ливертовский С.В. В связи с указанным обстоятельством полагаем, что на сегодняшний день использование данного земельного участка Ливертовским С.В. невозможно. Права административного истца не нарушены. Просит в заявленных требованиях административному истцу отказать.

Представитель административного ответчика Администрации города Абакана, административный ответчик начальник отдела земельных отношений Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана Устюгова А.Р. в судебное заседание не явились, судом извещались о месте и времени рассмотрения дела.

Суд, в соответствии с положениями ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ закреплено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В силу п. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из заявленных требований, Ливертовский С.В. обжалует решения Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации , выраженные в форме ответов на обращения Ливертовского С.В. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. В суд административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.

В соответствии с ч.1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Пункт 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке регламентированном ст. 39.11 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с п.7 ст. 39.11 Земельного кодекса РФ, в случае, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка предусматривается строительство зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, за исключением случаев проведения аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в соответствии со ст. 39.18 этого же Кодекса.

При этом пунктом 8 статьи 39.11 ЗК РФ предусмотрены случаи, когда земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов перечислены в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ.

Подпунктами 1, 14, 17 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; 17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ливертовский С.В. обратился в Департамент градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков для хранения автотранспорта, к заявлениям приложил схему расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела земельных отношений Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана Устюговой А.Р. даны ответы на обращения Ливертовского С.В. об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, поскольку земельные участки расположены в зоне объектов спортивно-зрелищного назначения (Ц-3).

Согласно предоставленной карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки , утвержденных решением Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), испрашиваемые земельные участки расположены в территориальной зоне – зона объектов спортивно-зрелищного назначения (Ц-3).

В соответствии с проектом планировки жилого района «Арбан» утвержденным постановлением Главы от ДД.ММ.ГГГГ, рассматриваемая территория расположена в зоне объектов спортивно-зрелищного назначения.

В соответствии с проектом межевания территорий, утвержденным постановлением Главы от ДД.ММ.ГГГГ в испрашиваемом месте предусматривается образование земельного участка для размещения спортивного объекта.

Пунктом 3 ст. 85 Земельного кодекса РФ допускается использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Регламентом территориальной зоны – зона объектов спортивно-зрелищного назначения (Ц-3), не предусмотрен вид разрешенного использования, предполагающий осуществление строительства капитальных гаражей.

При данных обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности оспариваемых решений административного ответчика при наличии основания, предусмотренных пунктами 1, 2 ст. 39.15, подпунктами 1, 14, 17 ст. 39.16, п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации (земельные участки не могут быть предметом предварительного согласования права аренды, поскольку в соответствии с Регламентом территориальной зоны в испрашиваемом месте предусматривается образование земельного участка для размещения объектов спорта).

В силу ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Таким образом, для удовлетворения требования административного истца о признании решения административного ответчика незаконными, необходимо установить нарушение прав и свобод административного истца, а также нарушение административным ответчиком норм закона.

Каких-либо нарушений требований законодательства со стороны административных ответчиков, не уставлено.

Доказательств нарушения прав административного истца не представлено.

При таких обстоятельствах, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Ливертовского С.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Ливертовского Сергея Викторовича к Администрации г. Абакана, Департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана, начальнику отдела земельных отношений Департамента градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана Устюговой Анне Ромальдасовне о признании незаконными решений, в виде отказа Ливертовскому Сергею Викторовичу, выраженных в форме ответов на обращения Ливертовского Сергея Викторовича от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от ДД.ММ.ГГГГ; от 27.01., в заключение договора аренды, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.

Председательствующий Ю.В. Шипанов

Мотивированное решение составлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ю.В. Шипанов