ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2266/2016 от 28.09.2016 Боровичского районного суда (Новгородская область)

а-2266/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес> 28 сентября 2016 года

Боровичский районный суд <адрес> в составе

судьи Кудрявцевой Е.М.,

при секретаре ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО2 к Совету депутатов ФИО4 сельского поселения о признании незаконным решения о досрочном прекращении полномочий депутата третьего созыва ФИО4 сельского поселения ФИО2,

установил:

ФИО2 обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование указав, что ДД.ММ.ГГГГ решением за Совета депутатов ФИО4 сельского поселения досрочно, с ДД.ММ.ГГГГ прекращены его полномочия как депутата третьего созыва ФИО4 сельского поселения.

Указанное решение принято после рассмотрения поступившего в сельское поселение ДД.ММ.ГГГГ представления Боровичского межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

В качестве основания досрочного прекращения полномочий депутата указано на несоблюдение депутатом ФИО2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О противодействии коррупции». Время, место и конкретное содержание допущенных депутатом нарушений в решении не отражено.

Как видно из представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ, основанием к досрочному прекращению депутатских полномочий, по мнению прокурора, является уклонение депутата ФИО2 от обязанности декларирования сведений согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 273-Ф3 "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Названное решение Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежит отмене ввиду следующих обстоятельств.

Исполнение обязанности депутата по декларированию сведений предполагает определенность: кто, когда, как и что должен декларировать. Предоставляемые сведения носят конфиденциальный характер и требуют создание условий для их принятия, обработки и хранения.

В частности, очевидно, что обязанность депутата ФИО2 по декларированию сведений подлежала исполнению в порядке, который определен Положением от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении депутатами Совета депутатов ФИО4 сельского поселения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера...», а также Положением от ДД.ММ.ГГГГ «О Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Совета депутатов ФИО4 сельского поселения».

В соответствии с названными Положениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГФИО2 обязан предоставлять (декларировать) сведения о доходах и имуществе исключительно в Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Совета депутатов ФИО4 сельского поселения

Такая Комиссия была образована ДД.ММ.ГГГГ, о чем административный истец узнал уже после прекращения его депутатских полномочий. Предварительного порядка декларирования законом установлено не было.

Таким образом, административный истец не мог нарушить порядок декларирования сведений о доходах ввиду отсутствия в период его депутатских полномочий органа, уполномоченного к получению, анализу и оценки таких сведений.

Кроме того, досрочное прекращение депутатских полномочий административного истца как депутата Совета депутатов ФИО4 сельского поселения требовало проведение процедур, обеспечивающих соблюдение прав ФИО2 и законный характер принятия решения.

Представление прокурора об устранении нарушений закона датировано ДД.ММ.ГГГГ, не было вручено административному истцу и рассмотрено в его отсутствие уже ДД.ММ.ГГГГ.

К настоящему времени административный истец направил подлежащие декларированию сведения в Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Совета депутатов ФИО4 сельского поселения.

Оспариваемым решением нарушено право административного истца исполнять полномочия депутата Совета депутатов ФИО4 сельского поселения.

Административный истец просит признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ за Совета депутатов ФИО4 сельского поселения, которым досрочно, с ДД.ММ.ГГГГ прекращены его полномочия депутата третьего созыва ФИО4 сельского поселения.

В ходе рассмотрения административного иска ненадлежащий ответчик-ФИО1 сельского поселения был заменен надлежащим-Советом депутатов ФИО4 сельского поселения.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

В судебном заседании административным ответчиком было заявлено о пропуске установленного срока, поскольку иск был подан не к тому органу, который должен отвечать по заявленным требованиям (первоначально требования были заявлены к ФИО1 сельского поселения). Требование административного истца к Совету депутатов ФИО4 сельского поселения о признании его решения незаконным (недействительным) заявлено ДД.ММ.ГГГГ Оспариваемое решение Совета депутатов ФИО4 сельского поселения принято ДД.ММ.ГГГГ, опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в «Официальном вестнике ФИО4 сельского поселения» .

Выслушав представителей сторон, суд приходит к выводу, что установленный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок не пропущен, поскольку с административным иском о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов ФИО4 сельского поселения ФИО2 обратился в Боровичский районный суд ДД.ММ.ГГГГ.

В судебное заседание административный истец ФИО2 не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования полностью поддерживает.

Представитель административного истца ФИО2ФИО10 заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, дополнительно пояснив, что прокуратура, обращаясь с представлением об устранении нарушений о противодействии коррупции к Совету депутатов ФИО4 сельского поселения должна была, прежде всего, обратить внимание на то, что ФИО3 сельского поселения не созданы условия, при которых депутаты могли бы реализовать свою обязанность о декларировании доходов. Порядок реализации данной обязанности прописан в Положении о комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах от ДД.ММ.ГГГГ. До этой даты комиссии не существовало, и депутату ФИО2 некому было представить сведения о доходах. Иные органы такими полномочиями не наделены, поэтому, когда ФИО1 сельского поселения предложила ФИО2 предоставить необходимые сведения ей, ФИО2 обосновано отказался.

Представитель административного ответчика-ФИО1 Совета депутатов ФИО4 сельского поселения ФИО6 возражала против заявленных требований, указала на то, что комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах была создана с опозданием, но ФИО2 имел возможность предоставить необходимые сведения ей, как ФИО1ФИО4 сельского поселения и Председателю Совета депутатов того же поселения.

Представитель административного ответчика- Совета депутатов ФИО4 сельского поселения и заинтересованного лица-Администраци ФИО4 сельского поселения ФИО7 возражал против удовлетворения административного иска, полагает, что депутат ФИО2 действовал в нарушение положений ст. 2 Закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в России», ч.7.1 ст. 40 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления" (вступила в силу с 04.11.2015г.), Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-Ф3 "О противодействии коррупции", п/п. "ж" ч. 1 ст. 2, п.2 ст.3, п/п. 2 и п/п. 3 п. 2 ст. 9 Закона от ДД.ММ.ГГГГг. N 230-Ф3 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", подпункта 3 п. 5 ст. 1, п.2 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 219-ОЗ "О мерах по реализации на территории области Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам".

Аналогичные требования обозначены в Уставе ФИО4 сельского поселения, Положении о порядке предоставления депутатами Совета депутатов ФИО4 сельского поселения сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Совета депутатов ФИО4 сельского поселения, которое утверждено Решением Совета депутатов на заседании депутатов ДД.ММ.ГГГГ ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ)

Таким образом, истцу было известно, куда, когда и в какой форме необходимо предоставлять сведения.

ДД.ММ.ГГГГ депутату ФИО2 заказным почтовым отправлением Председателем Совета депутатов и одновременно ФИО1 сельского поселения было направлено письмо за , которым предлагалось в кратчайшие сроки сообщить причину непредоставления необходимых сведений. Указанное письмо было получено адресатом ДД.ММ.ГГГГг, что подтверждается его подписью на почтовой карточке (копию письма и почтовой карточки прилагаю).

ДД.ММ.ГГГГг. в 14 ч. 53 мин. ФИО1 с/п направлено электронное письмо депутату ФИО2, которым он уведомлялся о том, что ДД.ММ.ГГГГ состоится заседание Совета депутатов ФИО4 сельского поселения, на котором будут решаться вопросы о Комиссии по контролю за достоверностью сведений.

Из интервью средствам массовой информации, данного в июне 2016г. ФИО2 усматривается, что « он ДД.ММ.ГГГГг. был готов сдать все необходимые документы, однако Комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера была создана только ДД.ММ.ГГГГг.» ( газета «Новгородские ведомости» от ДД.ММ.ГГГГг., статья «Все, кроме ФИО11»).

ДД.ММ.ГГГГг. решением Совета депутатов ФИО4 сельского поселения было утверждено Положение о комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Совета депутатов ФИО4 сельского поселения.

Положение опубликовано ДД.ММ.ГГГГг. в «Официальном вестнике ФИО4 сельского поселения» и размещено на официальном сайте ФИО1 с/п в сети «ИНТЕРНЕТ».

ДД.ММ.ГГГГг. деятельность Комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и об обязательствах имущественного характера прекращена. Информация об этом опубликована ДД.ММ.ГГГГг. в «Официальном вестнике ФИО4 сельского поселения» и размещена на официальном сайте ФИО1 с/п в сети «ИНТЕРНЕТ».

После ДД.ММ.ГГГГг. такие сведения депутатам необходимо подавать в ФИО1 сельского поселения.

С 26 мая и до ДД.ММ.ГГГГг. включительно заявления ФИО2 о невозможности представить сведения в Комиссию не поступало.

Сведений по установленной форме ФИО2 за период с 26 мая и до ДД.ММ.ГГГГг. в Комиссию по контролю за достоверностью сведений также не предоставил.

Ни с каким ходатайством о проведении с ним беседы за период с 26 мая и до ДД.ММ.ГГГГг. в Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах ФИО2 не обращался.Также за указанный выше период не обращался с какими - либо вопросами по обстоятельствам подачи сведений ФИО2 ни к Председателю Совета депутатов (который организует и руководит работой депутатов), ни к ФИО1 сельского поселения.

Более того вопрос о необходимости предоставления указанных сведений депутатами неоднократно рассматривался на заседаниях Совета депутатов, а именно при утверждении проекта решения о внесении изменений в Устав сельского поселения ДД.ММ.ГГГГг. и утверждении (протокол ) публичных слушаний по проекту решения о внесении изменений в Устав сельского поселения (вопрос ), а также ДД.ММ.ГГГГг. (протокол , вопрос ). Указанные изменения в Устав касались, в том числе, и ответственности депутатов за не предоставление упомянутых сведений. На обоих заседаниях Совета депутатов депутат ФИО2 присутствовал и в обсуждении участвовал, что подтверждается протоколами заседаний Совета депутатов. О последствиях непредоставления сведений знал.

В соответствии с частью 10.1 статьи 40 закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных указанным законом.

Требование о досрочном прекращении полномочий депутата, осуществляющего свои полномочия на выборной основе, предусмотрено и п. 7 ст. 33 Устава ФИО4 сельского поселения.

Как указано в ч. 11 ст. 40 закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Из ст. 1 Регламента Совета депутатов ФИО4 сельского поселения следует, что Совет депутатов является представительным органом муниципального образования (Регламент Совета депутатов в материалы дела предоставлен ранее).

Основания для досрочного прекращения полномочий депутата ФИО2 появились у Совета депутатов после ДД.ММ.ГГГГг. (установленный срок сдачи сведений) и подтвердились такие основания после ДД.ММ.ГГГГг. (дата начала работы Комиссии по контролю за достоверностью сведений).

В силу закона (ч. 11 ст. 40 Закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3) представительный орган муниципального образования - Совет депутатов ФИО4 сельского поселения обязан был принять решение о прекращении полномочий депутата ФИО2 не позднее ДД.ММ.ГГГГг. (не позднее чем через 30 дней со дня появления основания - ч. 11 ст. 40 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ).

Указанный в ч. 11 ст. 40 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ срок в 30 дней является пресекательным, а требование о виде принимаемого решения представительного органа муниципального образования (досрочное прекращение полномочий) - императивным. Правовая норма, закрепленная в указанном положении закона, действует непосредственно, имеет прямое действие, не является бланкетной либо отсылочной.

В связи с этим, решение Совета депутатов ФИО4 сельского поселения третьего созыва от ДД.ММ.ГГГГг. (протокол ) в части досрочного прекращения полномочий депутата ФИО2 не может быть порочным (учитывая, что сведений по установленной форме ФИО2 до ДД.ММ.ГГГГг. в Комиссию по контролю за достоверностью сведений так и не предоставил) независимо от даты его принятия.

Решение депутатами принято единогласно и большинством голосов, т.е. с соблюдением процедуры его принятия.

Совет депутатов ФИО4 сельского поселения третьего созыва состоит из 10 депутатов, зарегистрированных постановлением Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. «О регистрации депутатов Совета депутатов ФИО4 сельского поселения <адрес> третьего созыва».

Иные девять депутатов в установленном порядке, по установленной форме и в установленный срок предоставили в Комиссию сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Правовую обязанность по выполнению установленного Федеральным законом РФ "О противодействии коррупции" императивного предписания административный истец не выполнил.

В связи с этим допущенные им нарушения требований закона создают предпосылки коррупционных проявлений, что противоречит основным принципам противодействия коррупции, установленным ст. 3 Федерального закона "О противодействии коррупции".

В то же время досрочное прекращение полномочий депутата по рассматриваемому основанию не затрагивает его конституционный статус как гражданина и не лишает возможности вновь быть избранным в представительные органы публичной власти, если к этому нет других препятствий, установленных федеральным законом, и если избиратели выразят ему доверие.

Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Согласно пп. "ж" ч. 1 ст. 2 ФЗ № 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей муниципальной службы, обязано предоставить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Сведения представляются в порядке и сроки, установленные муниципальными нормативными правовыми актами (п. 2 ст. 3 ФЗ № 230-ФЗ).

Подпунктом 3 п. 5 ст. 1 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ "О мерах по реализации на территории области Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", установлено, что сведения представляются в орган, уполномоченный соответствующим муниципальным нормативным правовым актом.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Областного закона -ОЗ, сведения о расходах и сведения о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей предоставляются по форме, утвержденной Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГг. "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ".

В судебном заседании установлено, что решением Совета депутатов ФИО4 сельского поселения третьего созыва от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о предоставлении депутатами Совета депутатов ФИО4 сельского поселения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах своих супругов и несовершеннолетних детей.

В соответствии с п. 4 указанного Положения, сведения предоставляются депутатами ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, в Комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами.

Указанная комиссия создана ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с решением Совета депутатов ФИО4 сельского поселения .

В тот же день, решением за Совета депутатов ФИО4 сельского поселения досрочно, с ДД.ММ.ГГГГ прекращены полномочия депутата третьего созыва ФИО4 сельского поселения ФИО2 за несоблюдение депутатом требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Таким образом, в судебном заседании установлено, что депутат ФИО8 не мог в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить возложенную на него законом обязанность по декларированию своих доходов в виду того, что комиссия по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера была образована Советом депутатов значительно позднее.

Доводы представителя административного ответчика о том, что после создания комиссии ФИО2 мог воспользоваться правом, предусмотренным п. 5 Положения от ДД.ММ.ГГГГ и обратиться в Комиссию с заявлением об уточнении сведений о доходах, суд находит несостоятельными, т.к. с ДД.ММ.ГГГГФИО2 был лишен депутатских полномочий, соответственно, не обязан отчитываться о своих доходах.

Также суд находит неубедительными доводы представителя административного ответчика о том, что ФИО2 мог предоставить необходимые сведения ФИО1 Совета депутатов ФИО4 сельского поселения, как поступили другие депутаты. В соответствии с Положением о предоставлении депутатами Совета депутатов ФИО4 сельского поселения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также доходах своих супругов и несовершеннолетних детей, полномочиями по сбору сведений о доходах обладает только вышеуказанная Комиссия.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что исковые требования административного истца обоснованны и подлежат удовлетворению, решение от ДД.ММ.ГГГГ Совета депутатов ФИО4 сельского поселения следует отменить.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск ФИО2 – удовлетворить

Признать решение Совета депутатов ФИО4 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата третьего созыва ФИО4 сельского поселения ФИО2 - незаконным.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Е.М.Кудрявцева