Дело № 2а-226/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 января 2018 года г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края под председательством судьи Жуковой Н.О.,
с участием представителя административного истца (ответчика по встречному иску) помощника прокурора города Комсомольска-на-Амуре Еруковой А.В.,
представителя административного ответчика (истца по встречному иску) ФИО1, действующей на основании доверенности, представителя заинтересованного лица ФИО2, действующей на основании доверенности,
при секретаре судебного заседания Захаровой Я.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным решения об отказе в предоставлении бесплатно в собственность акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока» земельного участка и возложении обязанности принять решение в соответствии с требованиями закона; по встречному административному иску Администрации города Комсомольска-на-Амуре к прокурору города Комсомольску-на-Амуре о признании представления прокурора города Комсомольска-на-Амуре от 20.10.2017 года незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура г. Комсомольска-на-Амуре, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что на основании Постановления Правительства РФ от 30.01.2015 № 432, АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (АО «КРДВ») определена как управляющая компания, осуществляющая функции по управлению территориями опережающего социально-экономического развития в субъектах РФ, входящих в состав ДВО. Учредителем АО «КРДВ» является РФ в лице Министерства РФ по развитию Дальнего Востока. В сентябре 2017 года АО «КРДВ» обратилась в администрацию г. Комсомольска-на-Амуре с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка (кадастровый (№)), с целью сокращения срока формирования земельных участков и передачи их резидентам. Вместе с тем, письменным ответом от 25.09.2017 года, ответчиком отказано в предоставлении земельных участков, по причине того, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление земельных участков управляющим компаниям ТОСЭР, бесплатно. Вместе с тем, данный вопрос регулируется Законом РФ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ», согласно которому управляющим компаниям, в установленном Правительством РФ порядке, передаются земельные участки на праве собственности или аренды, находящиеся в муниципальной собственности и расположенные на территории опережающего социально-экономического развития. Постановлением Правительства РФ от 24.04.2015 № 390 утверждены Правила передачи управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития, согласно п.4 которого, земельные участки,…, предусмотренные соглашением о создании территории опережающего социально-экономического развития, передаются управляющей компании на праве собственности или аренды на основании указанного соглашения по заявлению. Согласно приложению к соглашению о создании на территориях муниципальных образований «Город Комсомольск-на-Амуре» и «Город Амурск» территории СЭР, земельный участок (кадастровый (№)) имеет вид разрешенного использования для размещения объектов производственной деятельности ТОСЭР, кроме того, на него не разграничена государственная собственность. Пунктом 9 указанного Постановления РФ предусмотрены основания для отказа в предоставлении земельного участка, которые в данном случае не имею места быть. Действующим законодательством предусмотрен единственный возможный вариант предоставления земельного участка управляющей компании – это бесплатно. Отказ в предоставлении земельного участка ограничивает полномочия АО «КРДВ» по распоряжению имуществом, переданным для осуществления функций по управлению ТОСЭР, приводит к затягиванию сроков создания инфраструктуры ТОР «Комсомольск» и ставят под угрозу своевременное исполнение государственных и региональных программ по обеспечению инфраструктуры ТОР «Комсомольск». Истец полагает, что в результате указанных действий ответчика нарушены не только интересы РФ в сфере обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения на территории г. Комсоомльска-на-Амуре, а также непосредственно граждан, проживающих в г. Комсомольске-на-Амуре.
Администрация города Комсомольска-на-Амуре обратилась в суд со встречным административным иском к прокурору города Комсомольску-на-Амуре о признании представления прокурора города Комсомольска-на-Амуре от 20.10.2017 года незаконным, мотивируя свои требования тем, что требования прокурора об устранении допущенных нарушений, связанных с отказом в предоставлении земельных участков, по причине того, что действующим законодательством не предусмотрено предоставление земельных участков управляющим компаниям ТОСЭР, бесплатно, не соответствуют требованиям закона. Так, Законом РФ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ» и Постановлением Правительства РФ от 24.04.2015 № 390, предусмотрена передача управляющим компаниям земельных участков на праве собственности или аренды. Спорный земельный участок включен в перечень земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и передан на праве аренды управляющей компании АО «КРДВ» в соответствии с условиями Соглашения, которыми не предусмотрена безвозмездная передача земельных участков. Отказ в безвозмездной передаче земельного участка не влияет на осуществление полномочий, в соответствии с Уставом. Основания предоставления в собственность земельных участков бесплатно определены в ст. 39.5 ЗК РФ, при этом, в ней не указана передача бесплатно земельных участков в собственность управляющих компаний. Такие основания не предусмотрены Правительством Хабаровского края. Истец полагает, что на данный момент отсутствуют нормативные акты, которые бы предполагали безусловную передачу земельных участков на безвозмездной основе. Полагает, что по существу безвозмездная передача земельного участка управляющей компании является муниципальной преференцией и регулируется Законом РФ «О защите конкуренции». Однако, АО «КРДВ» не представлено документов, подтверждающих право на получение преференции в виде бесплатной передачи земельного участка.
В ходе судебного разбирательства представитель истца (ответчика по встречному иску) помощник прокурора Ерукова А.В. на иске настаивала, возражала против удовлетворения встречного иска. Подтвердила изложенные в иске обстоятельства и дополнила, что в данном случае применимы не общие нормы права, а специальный закон, который регулирует безвозмездную передачу земельного участка управляющей компании. Прокуратура действует в интересах граждан города, а также интересов РФ. Отказывая в предоставлении бесплатно земельного участка, администрация города нарушает закон.
Представитель административного ответчика (истца по встречному иску) ФИО1, действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований прокурора, при этом настаивала на встречном иске. По обстоятельствам дела суду пояснила, что прокуратура города фактически обращается в интересах юридического лица, которому отказано в предоставлении земельного участка, на что она не имеет права. Кроме того, прокуратура говорит об изъятии земельного участка, однако, понятие изъятие законом не предусмотрено, существует понятие передачи, при этом, передача не является бесплатной. Управляющей компании земельный участок передан в аренду на 70 лет. Полагает, что отказа в предоставлении земельного участка не было, не дали бесплатно, но требования закона исполнили и предоставили в аренду земельный участок.
Представитель заинтересованного лица ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, приобщила отзыв. Дополнила, что управляющая компания не планирует осуществлять продажу земельных участков, земля необходима для передачи бесплатно в собственность для развития предпринимательской деятельности. В данном случае, при передаче земельного участка, будут сокращены сроки предоставления земельных участков потенциальным резидентам.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В ходе судебного разбирательства установлено, что 24.07.2015 заключено соглашение № 01-2/2015 Министерством РФ по развитию Дальнего востока, Правительством Хабаровского края в лице Губернатора Хабаровского края, администрацией города Комсомольска-на-Амуре в лице главы города, администрацией городского поселения Амурск в лице главы городского поселения, с целью создания ТОСЭР. Согласно условиям соглашения, стороны обязуются формировать благоприятные условия для привлечения инвестиций, обеспечение ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения на территории Хабаровского края.
Положения п. 2.4 указанного соглашения предполагают передачу земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и расположенных на ТОСЭР в собственность или аренду управляющей компании в целях осуществления деятельности, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 25.06.2015 года № 628 «О создании ТОСЭР «Комсомольск».
30.11.2015 года к указанному соглашению заключено соглашение № 2, в котором определен перечень расположенных на ТОСЭР земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории ТОР «Комсомольск». В указанный перечень включен земельный участок с кадастровым номером (№), площадь (иные данные) кв.м., расположенный в мкр. (иные данные), категории земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование - для размещения объектов производственной деятельности ТОСЭР.
Далее, как следует из материалов дела, представитель управляющей компании АО «КРДВ» обратился (дата) в администрацию города с заявлением о передаче безвозмездно управляющей компании земельного участка с кадастровым номером (№), площадь 593856 кв.м., расположенный в мкр. (иные данные) в целях дальнейшего предоставления резидентам ТОР «Комсомольск» для осуществления деятельности. Цель передачи земельного участка – сокращение срока формирования земельных участков и передача их резидентам.
Письменным ответом администрации города Комсомольска-на-Амуре от 25.09.2017 года, АО «КРДВ» отказано в безвозмездной передаче земельного участка, со ссылкой на нормы ст. 39.5, 29.16 Земельного кодекса РФ, согласно которым основания для удовлетворения заявления отсутствуют, т.к. ЗК РФ не установлены основания для предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственной, управляющим компаниям ТОСЭР в собственность бесплатно и за плату.
Из предоставленных суду письменных разъяснений Министерства инвестиционной и земельно-имущественной политики Хабаровского края следует, что действующим законодательством, в частности, Земельным кодексом РФ, Законом РФ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 24.04.2015 № 390, предусмотрена безвозмездная передача в собственность земельного участка управляющей компании, расположенного на ТОСЭР и находящегося в муниципальной собственности.
20.10.2017 в адрес администрации г. Комсомольска-на-Амуре прокурором г. Комсомольска-на-Амуре направлено представление об устранении нарушений законодательства в части не предоставления управляющей компании земельного участка на территории ТОСЭР «Комсомольск».
В соответствии с положениями ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно ст. 15 Закона РФ от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», особенности принудительного отчуждения земельных участков (изъятия земельных участков) для государственных нужд в целях размещения объектов инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, установления сервитутов в указанных целях, а также предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в границах территорий опережающего социально-экономического развития, устанавливаются Федеральным законом "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
Из анализа изложенных правовых норм следует, что в данном случае возникшие спорные правоотношения подлежат урегулированию специальным Законом РФ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации".
Законом РФ от 29.12.2014 N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в РФ», определено, в соответствии с условиями соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития управляющей компании в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, передаются на праве собственности или аренды земельные участки, здания, строения, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные на территории опережающего социально-экономического развития. Распоряжение такими земельными участками, зданиями, строениями, сооружениями, а также объектами инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития осуществляется управляющей компанией в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации (п.9).
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2015 № 390 утверждены Правила передачи управляющей компании, осуществляющей функции по управлению территорией опережающего социально-экономического развития, на праве собственности или аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории опережающего социально-экономического развития.
Исходя из положений указанных Правил (п.п.4-9), земельные участки, … предусмотренные соглашением о создании территории опережающего социально-экономического развития, передаются управляющей компании на праве собственности или аренды на основании указанного соглашения по заявлению о передаче земельных участков, … (далее - заявление) управляющей компании. Заявление подается в уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Уполномоченный орган государственной власти или орган местного самоуправления не позднее чем в течение 15 дней со дня поступления заявления обязан принять и направить заявителю по адресу, указанному в заявлении, почтовым отправлением с уведомлением о вручении решение о передаче земельного участка, … из государственной или муниципальной собственности в собственность управляющей компании или направить проект договора аренды земельного участка, … либо принять и направить решение об отказе в передаче земельного участка, …в собственность или аренду с указанием оснований для принятия такого решения. Решение об отказе в передаче земельного участка, … в собственность или аренду принимается в случаях, если: а) с заявлением обратилось лицо, не имеющее статуса управляющей компании; б) указанные в заявлении земельный участок, … не предусмотрены соглашением о создании территории опережающего социально-экономического развития.
Законом РФ от 29 декабря 2014 г. "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" определено понятие, как "управляющая компания" - "акционерное общество, которое определено Правительством Российской Федерации в целях осуществления функций по управлению территорией опережающего социально-экономического развития и сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, и (или) дочернее хозяйственное общество, которое создано с участием такого акционерного общества".
Таким образом, создание ТОСЭР предполагает централизацию в руках управляющей компании полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, включая объекты инфраструктуры, управляющая компания создана именно для управления территорией.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что с целью решения основных задач, поставленных перед управляющими компаниями, достижения максимальных результатов, действующим законодательством предусмотрена безвозмездная передача земельных участков на территории ТОСЭР.
Доводы представителя администрации г. Комсомольска-на-Амуре о том, что АО «КРДВ» является коммерческой организацией и земельный участок необходим с целью извлечения прибыли, не принимается судом во внимание, т.к. согласно выписке из ЕГРЮЛ, учредителем управляющей компании АО «КРДВ» является Российская Федерация в лице Министерства РФ по развитию Дальнего Востока.
Ссылка представителя администрации на положения ст. 39.5 Земельного кодекса РФ, согласно которым не предусмотрена бесплатная передача земельного участка, суд не принимает во внимание, поскольку возникшие спорные правоотношения подлежат урегулированию иным нормативным актом Законом РФ "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации", который непосредственно регулирует порядок осуществления деятельности на таких территориях.
Также суд полагает необоснованными доводы представителя администрации о том, что прокурор города неуполномочен в силу закона представлять интересы коммерческой организации, т.к. в данном случае прокурор интересы РФ в сфере обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения на территории г. Комсомольска-на-Амуре.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об обоснованности требований прокурора города к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным решения об отказе в предоставлении бесплатно в собственность акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока» земельного участка, при этом, законных оснований для признании представления прокурора города Комсомольска-на-Амуре от 20.10.2017 года незаконным, у суда не имеется.
Учитывая, что в ходе судебного разбирательства установлен факт нарушения требований законодательства, суд полагает необходимым возложить на Администрацию г. Комсомольска-на-Амуре в течение 15-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение в отношении земельного участка (кадастровый (№)) по заявлению акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока» в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2015 № 390.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Комсомольска-на-Амуре, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным решения об отказе в предоставлении бесплатно в собственность акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока» земельного участка и возложении обязанности принять решение в соответствии с требованиями закона, - удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации г. Комсомольска-на-Амуре об отказе в предоставлении бесплатно в собственность акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока» земельного участка (кадастровый (№)).
Возложить обязанность на Администрацию г. Комсомольска-на-Амуре в течение 15-ти дней с момента вступления решения суда в законную силу принять решение в отношении земельного участка (кадастровый (№)) по заявлению акционерного общества «Корпорация развития Дальнего Востока» в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2015 № 390.
В удовлетворении встречного административного иска Администрации города Комсомольска-на-Амуре к прокурору города Комсомольску-на-Амуре о признании представления прокурора города Комсомольска-на-Амуре от 20.10.2017 года незаконным, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня изготовления решении суда в окончательной форме через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре.
Судья Н.О. Жукова