ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-226/2021 от 07.04.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-36/2022

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Савочкиной С.С.,

при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью «КРЫМСКОЕ ПРИМОРЬЕ» Раджабова Р.Н., представителя Феодосийского городского совета Республики Крым и Главы Феодосийского городского совета Республики Крым Крючковой Е.П., представителя Администрации города Феодосии Республики Крым Романенко Д.И., прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Игнатова И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «КРЫМСКОЕ ПРИМОРЬЕ» к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, Главе Феодосийского городского совета Республики Крым, заинтересованные лица Администрация города Феодосии Республики Крым, МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании нормативного правового акта недействующим в части, выслушав представителей участников процесса, явившихся в судебное заседание, позицию прокурора,

У С Т А Н О В И Л

Общество с ограниченной ответственностью «КРЫМСКОЕ ПРИМОРЬЕ» обратилось в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать Приложение 1, утвержденное решением Феодосийского городского совета Республики Крым № 61 от 10.01.2020 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым», недействующим в части установления процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 6.02 % для земель с видом разрешенного использования «Магазины» (код 4.4.), находящихся на территории пгт. Курортное, г. Феодосия, Республики Крым, как противоречащее п. 1 ст. 39.7 ЗК РФ и Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2009 года № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», со дня вступления его в силу; признать недействующими пункты 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 решения Феодосийского городского совета Республики Крым № 61 от 10.01.2020 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым», как противоречащие ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», со дня вступления их в силу.

Определением от 13.12.2021 года указанное административное принято к производству Верховного Суда Республики Крым и возбуждено производство по делу.

Определением от 23.12.2021 года к участию в деле заинтересованным лицом привлечена Администрация города Феодосии Республики Крым ( далее Администрация).

Представитель Феодосийского городского совета Республики Крым (далее Совет) в судебном заседании 13.01.2022 года предоставила возражения на административное исковое заявление, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

В судебном заседании, которое состоялось 16.02.2022 года представитель Общества с ограниченной ответственностью «КРЫМСКОЕ ПРИМОРЬЕ» (далее истец) заявил ходатайство об уточнении исковых требований, согласно которым просит признать недействующими Приложение 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденного решением Феодосийского городского совета Республики Крым № 61 от 10.01.2020 года в части утверждения процентных ставок от кадастровой стоимости в размере: 0,62% - для земель с видом разрешенного использования Туристическое обслуживание (код 5.2.1.), 6,02% - для земель с видом разрешенного использования Магазины (код 4.4.), 6,02% - для земель с видом разрешенного использования общественное питание (код 4.8.), 0,39% - для земель с видом разрешенного использования санаторная деятельность (код 9.2.1.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Курортное, г.Феодосия, Республики Крым, а также пункты 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденного решением Феодосийского городского совета Республики Крым № 61 от 10.01.2020 года.

Представитель Главы Феодосийского городского совета Республики Крым (далее Глава) в судебном заседании 16.02.2022 года предоставила возражения на административное исковое заявление.

Определением от 02.03.2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» (далее Управление).

Представитель Управления в судебном заседании 10.03.2022 года предоставила пояснения по расчету размера ставки аренды к Порядку определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденного решением Феодосийского городского совета Республики Крым № 61 от 10.01.2020 года.

В судебном заседании был объявлен перерыв до 24.03.2022 года для изучения предоставленных представителями участников процесса пояснений.

Представитель истца в судебном заседании 24.03.2022 года, руководствуясь ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ), заявил ходатайство об уточнении исковых требований, в соответствии с которым просит признать недействующим со дня принятия Приложение 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденного решением Феодосийского городского совета Республики Крым № 61 от 10.01.2020 года в части утверждения процентных ставок от кадастровой стоимости в размере: 6,02% - для земель с видом разрешенного использования Магазины (код 4.4.), 6,02% - для земель с видом разрешенного использования общественное питание (код 4.8.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Курортное, г.Феодосия, Республики Крым, Приложение 2 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденному решением 10 сессии 2 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым № 61 от 10.01.2020 года «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» в части установления минимальной стоимости арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) для земель с видом разрешенного использования «Магазины» (код 4.4.), а также для земель с видом разрешенного использования «Общественное питание» (код 4.8.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Курортное, г. Феодосия, Республики Крым.

Администрация направила в адрес Верховного Суда Республики Крым дополнительный отзыв на административное исковое заявление ( с учетом ходатайства).

В судебном заседании 07.04.2022 года представитель истца настаивал на удовлетворении административного искового заявления ( с учетом ходатайства), представители Совета и Главы, Администрации возражали против удовлетворения заявленных требований. Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о дне и времени его проведения было извещено надлежащим образом, ходатайство об его отложении не представило.

В соответствии с ч. 5 ст. 213 КАС РФ Верховный Суд Республики Крым, выслушав мнение представителей истца, Совета и Главы, Администрации, прокурора, принимая во внимание извещение всех участников процесса о дне и времени рассмотрения административного искового заявления, предоставление Управлением пояснения на административное исковое заявление, полагает возможным рассмотреть дело по имеющимся в нем материалам.

Прокурор в судебном заседании 07.04.2022 года предоставил заключение, указав на наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления ( с учетом ходатайства), возражения Совета, Главы, Администрации, пояснения Управления, выслушав заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

Советом на внеочередной 10 сессии 2 созыва 10.01.2020 года принято решение №61 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» ( далее Решение № 61), которым был утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым (далее Порядок), в Приложении 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым были определены ставки арендной платы, установленной в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и его местонахождения, в том числе, в размере 6,02% для земель с видом разрешенного использования «Магазины» (код 4.4.), 6,02% для земель с видом разрешенного использования «Общественное питание» (код 4.8.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Курортное, г. Феодосия, Республики Крым. В Приложении 2 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденному Решением №61, были установлены минимальная стоимости арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) и максимальная стоимости арендной платы за 1 кв.м./год (Зmax) исходя из вида разрешенного использования земельного участка и его местонахождения, в том числе, минимальная стоимость арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) в размере 136,57 рублей для земель с видом разрешенного использования «Магазины» (код 4.4.), а также для земель с видом разрешенного использования «Общественное питание» (код 4.8.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Курортное, г. Феодосия, Республики Крым.

Согласно п. 5 и п. 6 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что в соответствии с Договором аренды земельного участка № 636 от 17.07.2017 года, заключенным с Администрацией, ему сроком до 25.01.2057года предоставлен в аренду земельный участок площадью 84248 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу :<адрес> для обслуживания пансионата «Крымское приморье», в соответствии с видом разрешенного использования – туристическое обслуживание, магазины, общественное питание.

Согласно п.3.1 указанного договора размер арендной платы за использование земельного участка был установлен в процентном отношении к его нормативной цене, согласно расчету и составлял 2127289,33 рублей в год.

П. 3.5 договора аренды земельного участка № 636 от 17.07.2017 года устанавливает, что размер арендной платы пересматривается Администрацией в одностороннем порядке в случае изменения размера ставок арендной платы, нормативной цены земельного участка, инфляции и индексации цен в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Республики Крым.

Администрация направила в адрес истца претензия №2-47-10007 от 23.12.2020 года, в которой указано, что по состоянию на 23.12.2020 года у него образовалась задолженность по арендной плате за землю, рассчитанной в соответствии с Порядком, установленным Решением №61, в размере 8243062,43рубля.

Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждение тот факт, что принятие Советом Решения №61 затрагивает интересы истца.

В соответствии с ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования закреплены в пунктах 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Согласно ст. 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление.

Как установлено ст. 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ ).

П. 3 ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 7 Закона №131-ФЗ установлено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, относится к вопросам местного значения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.

П. 5 ч.10 ст. 35 Закона №131-ФЗ определена исключительная компетенция представительного органа муниципального образования, к которой относится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Как следует из подпункта 3 п. 3 ст. 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления.

В соответствии со ст. 12 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» порядок определения размера арендной платы, цены продажи, платы за сервитут, платы за проведение перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.

В силу ч. 1 ст.27 Устава муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденного решением 5 сессии 1 созыва Совета №65 от 17.11.2014 года (далее Устав), к исключительной компетенции Феодосийского городского совета Республики Крым относятся полномочия по определению порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Совет на 16 сессии 1 созыва 16.03.2015 года принял решение № 271, которым утвердил Регламент Феодосийского городского совета (далее Регламент), ст.ст.81,82,83 которого установлено, что Совет в пределах своей компетенции принимает правовые акты нормативного характера в форме решений, большинством голосов от общего состава на заседании путем открытого голосования.

Материалы дела свидетельствуют о том, что 27.12.2019 года Администрацией письмом за № 2-43-10340 в адрес Совета был направлен проект решения «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» для рассмотрения на внеочередной сессии Совета. Указанный проект размещен на официально сайте Совета.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что 10.01.2020 года состоялась внеочередная 10 сессия Совета 2 созыва, на которой присутствовало 24 депутата из общего количества 28 избранных депутатов.

В повестку дня внеочередной 10 сессии Феодосийского городского совета 2 созыва под № 1 был включен вопрос «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым», решение по указанному вопросу было принято единогласно.

Решение № 61 размещено на сайте Совета (https:// feo.rk.gov.ru/ru/document/show/8078 ) и опубликовано в газете «Победа» №4 от 18.01.2020 года.

Изучив указанные обстоятельства, исследовав материалы дела, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что Решение №61 принято полномочным представительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением процедур его принятия, официального опубликования, что не ставится под сомнение истцом.

В п. 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Как указано выше, Решением № 61 был утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, п.2.3 которого определено, что в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов, годовой размер арендной платы за 1 кв.м земельного участка определяется на основании кадастровой стоимости земельных участков в зависимости от значения арендной платы за 1 кв.м земельного участка с учетом вида разрешенного использования населенного пункта, в границах котрого расположен земельный участок, рассчитывается по формуле:

ЗАП 1 кв.м = КС * САП%,

S

где:

ЗАП 1 кв.м - значение арендной платы за 1 кв.м земельного участка;

КС – кадастровая стоимость земельного участка;

САП% - ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка согласно Приложению 1 к настоящему Порядку;

S – площадь земельного участка.

Согласно подпункту 2.3.2 Порядка в случае если ЗАП 1 кв.м меньше либо равен минимальному значению арендной платы за 1 кв.м, приведенному в Приложении 12 к настоящему Порядку, то годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:

АП = Зmin * S, где

АП – годовой размер арендной платы,

Зmin – минимальное значение арендной платы за 1 кв.м, приведенное в Приложении 2 к настоящему Порядку;

S – площадь земельного участка.

В Приложении 2 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденному Решением №61, были установлена, в том числе, минимальная стоимости арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) исходя из вида разрешенного использования земельного участка и его местонахождения, в том числе, минимальная стоимость арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) в размере 136,57рублей для земель с видом разрешенного использования «Магазины» (код 4.4.), а также для земель с видом разрешенного использования «Общественное питание» (код 4.8.), находящихся на территории населенного пункта пгт.Курортное, г. Феодосия, Республики Крым.

Кроме того в Приложении1 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденному Решением №61, были определены ставки арендной платы, установленной в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и его местонахождения, в том числе, в размере 6,02% для земель с видом разрешенного использования «Магазины» (код 4.4.), 6,02% для земель с видом разрешенного использования «Общественное питание» (код 4.8.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Курортное, г. Феодосия, Республики Крым.

Согласно пункту 1 ст.2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

На основании и во исполнение данного Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (п.4 ст. 2 ЗК РФ).

Согласно п.п. 3 п.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (п.1 ст. 39.7 ЗК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации № 582 от 16.07.2009года (далее Постановление №582) утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.

Данное постановление в части установления основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.

К числу основных принципов, установленных Постановлением №582, относится принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Исходя из указанного принципа, соответствующий орган местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.

Соблюдением указанного принципа является достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 28.02.2017года № 424-О, указал, что государственным органам и органам местного самоуправления надлежит руководствоваться принципом экономической обоснованности при установлении ставок арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в частности, необходимо обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков.

Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.

При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.

Представителем Управления в судебном заседании, которое состоялось 10.03.2022 года, предоставлены пояснения по вопросу расчета размера ставки аренды к Порядку.

В адрес Верховного Суда Республики Крым от Администрации 06.04.2022 года также поступили дополнительные возражения на уточненное административное исковое заявление.

По результатам изучения указанных выше документов Верховным Судом Республики Крым установлено следующая процедура установления минимальной стоимости арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) в размере 136,57 рублей для земель с видом разрешенного использования «Магазины» (код 4.4.), а также для земель с видом разрешенного использования «Общественное питание» (код 4.8.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Курортное, г. Феодосия, Республики Крым, определенная в Приложение 2 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденному Решением № 61, о также определения ставок арендной платы для земель с видом разрешенного использования «Магазины» (код 4.4.), для земель с видом разрешенного использования «Общественное питание» (код 4.8.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Курортное, г. Феодосия, Республики Крым, установленные в Приложении 1 к Порядку, утвержденному Решением №61.

До 01.01.2020г. арендная плата за земельный участок, переданный в аренду истцу, рассчитывалась в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 12.11.2014 года № 450 «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» (далее Постановление №450), исходя из нормативной цены земельного участка. Годовой размер арендной платы рассчитывался в процентах от нормативной цены земельного участка.

Согласно Постановлению № 450 нормативная стоимость одного квадратного метра земельного участка с видом разрешенного использования «Предпринимательство (код.4.0) с учетом ежегодных индексов инфляции (1.064х1,04х1.04х1.043) в 2019 году составляла по пгт. Курортное 2276,23 рубля.

Арендная плата за 1 кв.м земельного участка с видом разрешенного использования «Предпринимательство» в 2019 году составляла в пгт. Курортное

Это значение арендной платы и было принято за минимальное значение (Зmin) арендной платы за 1 кв.м. Разница между минимальным и максимальным значение -7%.

Зmax = 136,57 рублей + 7% = 146,13 рублей.

Распоряжением Совета министров Республики Крым от 29.11.2016 года № 1498-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Республики Крым» ( далее Распоряжение №1498-р) установлены удельные показатели кадастровой стоимости земель (далее УПКС) по видам разрешенного использования.

В соответствии с Распоряжением №1498-р УПКС 1 кв.м. земельного участка с видом разрешенного использования «Предпринимательство» (код.4.0) в пгт.Курортное составляет 2268,2 рубля за 1 кв.м., что меньше нормативной цены за 1 кв.м. такого земельного участка на 8,03 рубля.

Смысл равновесной ставки аренды состоит в том, что она установлена в таком размере, чтобы сумма арендных платежей для соответствующего вида разрешенного использования оставалась в том же размере, что и сумма арендных платежей с применением ранее установленных ставок к нормативной цене земельного участка.

Ставка равновесия=ставка от нормативной стоимости/кадастровая стоимость за 1 кв.м./ нормативная стоимость за 1 кв.м.

___________________________

Таким образом, ставка арендной платы земельного участка с видом разрешенного использования «Предпринимательство (код 4.0)» в пгт. Курортное определена Порядком в размерее6,02% от кадастровой стоимости.

Расчет начисленной арендной платы на 2020 год производится согласно Порядку, утвержденному решением №61.

Расчетные показатели: годовой размер арендной платы определяется в зависимости от значения арендной платы за 1 кв.м. земельного участка с учетом вида разрешенного использования и населенного пункта, в границах которого расположен земельный участок и рассчитывается по формуле :

ЗАП 1 кв.м = КС * САП%,

S

где:

ЗАП 1 кв.м - значение арендной платы за 1 кв.м земельного участка;

КС – кадастровая стоимость земельного участка;

САП% - ставка арендной платы, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка согласно Приложению 1 к настоящему Порядку;

S – площадь земельного участка.

Согласно п.2.5 Порядка, если имеют место основания для применения одновременно нескольких значений ставки арендной платы при определении размера арендной платы применяется наибольшее значение ставки арендной платы.

Кадастровая стоимость земельного участка составляет 159935400,65 рублей

ЗАП 1 кв.м = 159935400,65 х 6,02% = 114,28

_____________________

В соответствии с п.2.3.3 Порядка в случае, если ЗАП 1кв.м. меньше либо равен минимальному значению арендной платы за 1 кв.м., привденномук в Приложении 32 к настоящему Порядку, то годовой размер арендной платы рассчитывается по формуле:

АП = Зmin * S, где

АП – годовой размер арендной платы,

Зmin – минимальное значение арендной платы за 1 кв.м, приведенное в Приложении 2 к настоящему Порядку;

S – площадь земельного участка.

АП = 136,57х84248 = 11505749,36 рублей.

Верховный Суд Республики Крым, изучив отзыв, предоставленный представителем Совета и Головы, расчеты размеров арендной платы, предоставленные представителями Администрации и Управления, в подтверждение экономической обоснованности установленного минимального значения размера арендной платы за 1 кв.м. (3min), размеров ставок арендной платы, установленной в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка и его местонахождения, пришел к выводу, что материалы дела не содержат доказательств установления минимальной стоимости арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) в размере 136,57 рублей для земель с видом разрешенного использования «Магазины» (код 4.4.), а также для земель с видом разрешенного использования «Общественное питание» (код 4.8.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Курортное, г. Феодосия, Республики Крым, пришел к выводу, что указанная величина установлена в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, без принятия во внимание коммерческой привлекательности земельных участков, потребительского спроса на землю, а призвана исключительно для обеспечения максимального поступления в бюджет арендных платежей.

Предоставленные документы также не подтверждают то, что определение ставок арендной платы для земель с видом разрешенного использования «Магазины» (код 4.4.), для земель с видом разрешенного использования «Общественное питание» (код 4.8.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Курортное, г. Феодосия, Республики Крым, установленные в Приложении 1 к Порядку, утвержденному Решением №61, было осуществлено в соблюдением принципов, установленных Постановлением № 582, в результате осуществления экономической оценки территории, основанной на анализе экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности той или иной категории земель.

Верховный Суд Республики Крым полагает, что выводы о целесообразности применения равновесных ставок сделаны Администрацией, Управлением в результате анализа конкретного случая изменения базы расчета арендных платежей с целью обеспечить поступление в бюджет арендных платежей, сопоставимых с их суммами, имевшими место до принятия Решения №61.

Материалы дела не содержат доказательств того, что при установке указанных выше величин ставок арендной платы, а также минимального значения размера арендной платы за 1 кв.м. (3min) было осуществлена оценка местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли, проведен анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.

Пояснительная записка не является документом, подтверждающим осуществление расчета, показывающего доходность земельных участков, и не содержит доказательств изучения оценочных характеристик земельных участков, вследствие чего не может являться надлежащим доказательством соблюдения принципа экономической обоснованности при установлении равновесной ставки Зmin, определения ставок арендной платы для земель с видом разрешенного использования «Магазины» (код 4.4.), для земель с видом разрешенного использования «Общественное питание» (код 4.8.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Курортное, г.Феодосия, Республики Крым.

Материалы дела не содержат доказательств того, что ответчиками, заинтересованными лицами производились какие-либо расчеты доходности земельных участков, основанные на многофакторном анализе их оценочных характеристик, при установлении с 01.01.2020 годаравновесной ставки Зmin, определения ставок арендной платы для земель с указанными видами разрешенного использования, находящимися на территории населенного пункта пгт. Курортное, г.Феодосия, Республики Крым.

При таких обстоятельствах, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что материалами дела подтверждается наличие оснований для удовлетворения заявленных требований ( с учетом ходатайства).

С учетом положений п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, согласно которым по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты, и разъяснений, содержащихся в п. 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», учитывая применение после принятия Решения №61 оспариваемых положений Приложения1 и Приложения 2 утвержденного им Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что в указанной части оно подлежат признанию недействующими с момента вступления решения суда в силу.

Руководствуясь статьями 175-180,215, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Республики Крым,

Р Е Ш И Л

Административное исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью «КРЫМСКОЕ ПРИМОРЬЕ» к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, Главе Феодосийского городского совета Республики Крым, заинтересованные лица Администрация города Феодосии Республики Крым, МКУ «Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Феодосии Республики Крым» о признании нормативного правового акта недействующим в части удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу Приложение 1 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденному решением 10 сессии 2 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым № 61 от 10.01.2020 года «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» в части установления ставки арендной платы, установленной в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, в размере 6,02% для земель с видом разрешенного использования «Магазины» (код 4.4.), 6,02% для земель с видом разрешенного использования «Общественное питание» (код 4.8.),, находящихся на территории населенного пункта пгт.Курортное, г. Феодосия, Республики Крым.

Признать не действующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу Приложение 2 к Положению о порядке определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым, утвержденному решением 10 сессии 2 созыва Феодосийского городского совета Республики Крым № 61 от 10.01.2020 года «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым» в части установления минимальной стоимости арендной платы за 1 кв.м./год (Зmin) в размере 136,57 рублей для земель с видом разрешенного использования «Магазины» (код 4.4.), а также для земель с видом разрешенного использования «Общественное питание» (код 4.8.), находящихся на территории населенного пункта пгт. Курортное, г. Феодосия, Республики Крым.

Обязать Феодосийского городского совета Республики Крым опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о его принятии в газете «Победа» Феодосийского городского совета Республики Крым и на официальном сайте Феодосийского городского совета Республики Крым(https:// feo.rk.gov.ru/ru/document).

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>