РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Зубцовский районный суд Тверской области, в составе председательствующего судьи Карбанович Д.В.,
при секретаре Зуккель И.Н.,
с участием представителя административного истца – прокурора Ивасенко Д.Н.,
в открытом судебном заседании 28 октября 2021 г. в г. Зубцове Тверской области, рассмотрев административное дело по иску прокурора Зубцовского района Тверской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Совету депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата, и обязании включить в повестку дня ближайшего заседания рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата,
установил:
Прокурор Зубцовского района Тверской области, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с административным иском к Совету депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата, и обязании включить в повестку дня ближайшего заседания рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата ФИО1
В обоснование иска ссылаются на то, что прокуратурой Зубцовского района проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в деятельности Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» по результатам которой установлено, что 10 сентября 2018 г. ФИО1 избран в Совет депутатов МО «Городское поселение – город Зубцов.
По состоянию на 01 октября 2020 г., 31 декабря 2020 г., 01 апреля 2021 г. и по настоящее время ФИО1 замещает муниципальную должность депутата Совета депутатов МО «Городское поселение – город Зубцов».
ФИО1, как лицо, замещающее муниципальную должность, обязан ежегодно, в установленные сроки, предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей.
Однако, в нарушении положений действующего законодательства, вышеуказанные сведения за 2020 г. ФИО1 не предоставлял.
Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа муниципального образования в связи с предоставление неполных и недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера является безальтернативным последствием.
Вопрос о прекращении полномочий депутата Совета депутатов МО «Городское поселение – город Зубцов» ФИО1 на повестку дня заседания Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» не вносился и не рассматривался.
По мнению административного истца, бездействие представительного органа Совета депутатов МО «Городское поселение – город Зубцов» по рассмотрению вопроса о прекращении полномочий депутата ФИО1 нарушает законные интересы неопределённого круга лиц, поскольку исполнение обязанности по предоставлению достоверных и полных сведений о доходах депутатами и членами их семей обусловлено целью противодействия коррупции, в том числе путём обеспечения к таким сведениям доступа неограниченного круга лиц посредством размещения их на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предполагающего возможность контроля за доходами, а также достоверностью и полнотой представленных сведений.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области, выразившееся в не рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области ФИО1 и обязать Совет депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области ФИО1.
Административный истец прокурор Зубцовского района Тверской области Ивасенко Л.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области, заинтересованное лицо ФИО1, заинтересованное лицо председатель Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» ФИО2, заинтересованное лицо – Глава муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области своевременно и надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, об отложении слушания дела суд не просили.
Суд, выслушав объяснения административного истца, исследовав представленные письменные доказательства, находит, что заявленный административный иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с положениями статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом (часть 10.1).
Депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. При этом полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (часть 7.1).
Положениями статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 303-ФЗ) установлены ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности. В частности, в соответствии с частью 4 указанной статьи, лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 10 Закона Тверской области от 15.07.2015 N 76-ЗО "Об отдельных вопросах, связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области" сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, при избрании на должность; лицами, замещающими муниципальные должности, - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N 460 утверждена форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Из системного толкования приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность лица, замещающего должность депутата в представительном органе муниципального района, по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей считается выполненной надлежащим образом при предоставлении указанными лицами полных и достоверных сведений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами.
Следовательно, непредставление лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является основанием для досрочного прекращения полномочий лица, замещающего муниципальную должность.
Согласно п. 6 и п. 8 ст. 28 Устава Городского поселения – город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области, принятого решением Совета депутатов Городского поселения – город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области от 28.04.2020 г. № 80, депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законам. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнении обязанностей, установленных федеральным законом от 25.12.2008 № 273 – ФЗ «О противодействии коррупции», федеральным законом от 03.12.2012 № 230 – ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходами», федеральным законом от 07.05.2013 г. № 79 – ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено Федеральным законом, а также в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом
Решением Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области № 152 от 18.08.2016 г. утверждено Положение о порядке предоставления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых лицами, замещающими муниципальные должности.
Из содержания п.п. 1.1 - 1.3 указанного Положения следует, что к лицам, замещающим муниципальные должности в муниципальном образовании относятся в том числе и депутаты Совета депутатов муниципального образования Городское поселение – город Зубцов.
Лицо, замещающее муниципальную должность, обязано ежегодно в срок не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным календарным годом, предоставлять сведения:
а) о своих доходах, полученных в течение календарного года, предшествующего году предоставления сведений ( с 1 января по 31 декабря) от всех источников (заработная плата, пенсия, пособие, иные выплаты), об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера по состоянию на 31 декабря;
б) о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных в течение отчётного периода, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера по состоянию на 31 декабря;
в) о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчётному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.
Лицо, замещающее муниципальную должность, предоставляет сведения, указанные в п. 1.2 настоящего Положения, по форме справки, утверждённой Указом Президента РФ от 23.06.2014 г. № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ», в Комиссию по контролю за соблюдением лицами, замещающими муниципальные должности, ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3.1 Положения, в случае непредставления или предоставления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин, претендующий на замещение муниципальной должности, и лицо, замещающее муниципальную должность, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 40 Федерального закона N 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Таким образом, из указанных положений закона следует, что решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимает представительный орган муниципального образования, основанием для прекращения полномочий является получение представительным органом сведений о неисполнении обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании постановления Территориальной избирательной комиссии Зубцовского района от 10 сентября 2018 года N 82/575-4 "О результатах выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования Городское поселение – город Зубцов Зубцовского района Тверской области четвёртого созыва" является депутатом Совета депутатов муниципального образования Городское поселение – город Зубцов Зубцовского района Тверской области четвёртого созыва по одномандатному избирательному округу № 1.
Согласно служебной записки главным специалистом-юристом администрации Зубцовского района ФИО7 было доведено до сведения председателя Совета депутатов муниципального образования Городское поселение – город Зубцов Зубцовского района Тверской области ФИО2 о том, что 30 марта 2021 г. Губернатору тверской области направлены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по девяти депутатам из десяти, сведения не представлены депутатом ФИО1, который неоднократно извещался о необходимости их представления в срок, установленный законом.
В июле 2021 года прокуратурой Зубцовского района в рамках проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции выявлен факт не предоставления депутатом ФИО1 сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей за 2020 год.
Из объяснений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, данных им заместителю прокурора <адрес>ФИО8, следует, что в 2021 г. он не стал подавать сведения о своих доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей, поскольку не видел в этом целесообразности, так как все данные о движимом и недвижимом имуществе в администрации поселения имелись. Данные сведения он подвал ранее, в 2020 г.
Из объяснений председателя Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» ФИО2, данные им ДД.ММ.ГГГГ заместителю прокурора <адрес>ФИО8, следует, что все депутаты об обязанности подавать Губернатору Тверской области сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга и несовершеннолетних детей, были предупреждены. В 2021 г. данные сведения не были представлены депутатом ФИО1. На заседаниях Совета депутатов вопрос о снятии с ФИО1 депутатских полномочий не рассматривался.
Факт не предоставления депутатом ФИО3 сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах его супруги и несовершеннолетних детей за отчётный 2020 год подтверждается, материалами проведенной прокуратурой Зубцовского района проверкой, а также сообщением Главного у правления региональной безопасности Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ исх. № – АВ.
Исходя из изложенного выше, судом установлено, что депутатом Совета депутатов муниципального образования Городское поселение – город Зубцов ФИО1 до 1 апреля 2021 г. и до настоящего времени не были представлены сведения о своих доходах, об обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги и несовершеннолетних детей, что является основанием для досрочного прекращения ФИО1 полномочий депутата в соответствии с требованиями п. 10.1 ст. 40 ФЗ-131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в нарушении положений п. 11 ст. 40 указанного федерального закона, представительным органом муниципального образования – Советом депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области вопрос о прекращении полномочий депутата ФИО1 не рассматривался, что является нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем, административные исковые требования прокурора Зубцовского района о признании незаконным бездействия Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области, выразившееся в не рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области ФИО1 подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора о возложении обязанности на Совет депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области ФИО1 в виду следующего.
В соответствии по ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
В силу ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с разделом 5 регламента Совета депутатов муниципального образования Городское поселение – город Зубцов Зубцовского района Тверской области, утверждённого решением Совета депутатов № 132 от 15.01.2016 г. вопросы на повестку дня очередного заседания включаются при наличии проекта решения. Проект решения должен быть завизирован депутатом, ответственным за данное направление работы Совета, должностными лицами, ответственными за подготовку данного проекта. Без проекта решения в обязательном порядке включаются в проект повестки дня очередного заседания Совета следующие вопросы:
а) обращения граждан в Совет депутатов городского поселения;
б) запросы, обращения депутатов к Председателю Совета депутатов, Главе поселения и ответы по ранее принятым запросам депутатов;
Право вносить проект решения в Совет принадлежит Главе муниципального образования Городское поселение – город Зубцов Зубцовского района Тверской области, органам территориального общественного самоуправления, а также группам жителей Городское поселение – город Зубцов Зубцовского муниципального района Тверской области численностью не менее ста человек, обладающих избирательным правом.
Кроме того, указанным регламентом, предусмотрена возможность проведения внеочередных заседаний Совета депутатов, повестки для которых формируется председателем Совета депутатов поселения. При наличии заявления, Председатель Совета депутатов муниципального образования Городское поселение – город Зубцов Зубцовского района Тверской области вправе включить в повестку дня внеочередного заседания вопрос о прекращении полномочий депутата Совета.
Совет депутатов муниципального образования Городское поселение – город Зубцов Зубцовского района Тверской области является представительным органом местного самоуправления и самостоятельно решает вопросы, относящиеся к его ведению (раздел 1 регламента).
Возложение на ответчика обязанности включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов ФИО1 является ограничением права представительного органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.178-180, а также ст.227 КАС РФ суд -
решил:
Административное исковое заявление прокурора Зубцовского района Тверской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Совету депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата, и обязании включить в повестку дня ближайшего заседания рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области, выразившееся в не рассмотрении вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области ФИО1.
Административное исковое требование об обязании Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области включить в повестку дня ближайшего заседания Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области рассмотрение вопроса о прекращении полномочий депутата Совета депутатов муниципального образования «Городское поселение – город Зубцов» Зубцовского района Тверской области ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Зубцовский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Председательствующий Д.В. Карбанович
Решение в окончательной форме принято судом 29 октября 2021 года.
Председательствующий Д.В. Карбанович
1версия для печатиДело № 2а-226/2021 ~ М-234/2021 (Решение)