ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2271/2022 от 02.09.2022 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело № 2а-2271/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Элиста 2 сентября 2022 года

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Оляхиновой Г.З.,

при секретаре Шикеевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Калмыцкого республиканского отделения политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия о признании незаконным и отмене постановления Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 12 июля 2022 г. № 623-VI «О назначении членов Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса»,

установил:

Калмыцкое республиканское отделение политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" обратилось в суд с административным иском к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия, ссылаясь, с учетом дополнений к административному исковому заявлению, на следующее.

26 мая 2022 г. Народным Хуралом (Парламент) Республики Калмыкия опубликовано сообщение о начале приема предложений по формированию Избирательной комиссии Республики Калмыкия состава 2022- 2027 гг. Предложения по кандидатурам в состав Избирательной комиссии Республики Калмыкия принимались в период с 30 мая по 28 июня 2022г.

17 июня 2022 г. Калмыцкое республиканское отделение политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" (КРО ПП «КПРФ») направило в адрес председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия предложение по кандидатуре для назначения в состав избирательной комиссии с приложением установленных законом документов.

Со ссылкой на положения пункта 7 статьи 23 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67 – ФЗ) полагает, что Калмыцкое республиканское отделение политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" имеет гарантированную законом квоту в избирательной комиссии, поскольку преимущественное право на включение в состав избирательной комиссии субъекта Российской Федерации имеют политические партии, выдвинувшие списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном органе соответствующего субъекта Российской Федерации (так называемые парламентские партии). К таким субъектам относится и ПП «КПРФ». Соответствующий орган при назначении членов избирательной комиссии обязан исходить из преимущественного права парламентской партии быть представленной в избирательной комиссии.

Оснований, предусмотренных пунктом 1 статьи 29 Федерального закона № 67–ФЗ, препятствующих для назначения в состав избирательной комиссии кандидатуры КРО ПП «КПРФ» не имелось. Основанием для принятия оспариваемого решения послужили иные сведения, полученные в рамках иного дела, иной процедуры, не имеющие отношения к порядку формирования комиссии, но незаконно приобщенные к материалам вопроса повестки заседания сессии в целях формирования субъективного мнения депутатов и оказания воздействия (давления) на принятие ими решения.

Так, на заседании сессии Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия было сообщено о поступлении обращения гражданина, в котором содержалась негативная оценка кандидатуры, представленной КРО ПП «КПРФ», с просьбой не назначать эту кандидатуру в состав избирательной комиссии. Основываясь на данном обращении, руководителем законодательного органа были сделаны запросы в правоохранительные органы, иные структуры, по ответам на которые составлено заключение по кандидатуре КРО ПП «КПРФ».

Согласно пункту 12 статьи 15 Регламента Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия рассмотрение обращений граждан является отдельным полномочием законодательного органа, предполагающим отдельную процедуру.

Действия руководителя законодательного органа осуществлены в нарушение не только порядка по формированию избирательной комиссии, но и порядка рассмотрения обращений граждан.

Изложенное свидетельствует о намеренном создании отрицательного образа представленной КРО ПП «КПРФ» кандидатуры в целях дальнейшего обоснования принятия отрицательного решения. Административный истец не располагает сведениями о том, каким образом и в какое время в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия поступило предложение по 7-й кандидатуре.

Полагает, что Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия, обязан принять решение о назначении в состав избирательной комиссии кандидатуры, представленной КРО ПП «КПРФ», как отвечающую критериям отбора, содержащимся в Методических рекомендациях о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2010 г. № 192/1337-5: у кандидатуры КРО ПП «КПРФ» высшее юридическое образование, опыт работы в организации проведения выборов, членство в предыдущем составе комиссии, награждение по итогам выборов 2021 г.

Постановление Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 12 июля 2022 г. № 623-VI принято в нарушение установленного порядка.

Голосование по проекту оспариваемого постановления, в нарушение требований пункта 1 статьи 38 Регламента Народного Хурала не проводилось.

Просит суд признать Постановление Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 12 июля 2022 г. № 623-VI «О назначении членов Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса» незаконным и отменить его.

В судебном заседании представители административного истца – ФИО7, ФИО8, ФИО9, поддержали заявленные административные исковые требования, просили удовлетворить их. Кроме того, в дополнение к заявленным доводам представитель КРО ПП «КПРФ» ФИО9 пояснила следующее. К предложению Элистинского городского собрания по кандидатуре С. приложена копия решения Элистинского городского собрания от 27 июня 2022 г. № 34-оп «О предложении кандидатуры в состав Избирательной комиссии Республики Калмыкия», тогда как в соответствии с положениями Федерального закона № 67 – ФЗ в орган, назначающий членов комиссии, должен был быть направлен оригинал решения. Кандидатура Ф. была предложена Центральной Избирательной комиссией Российской Федерации по рекомендации председателя Народного Хурала. Б. не является участником Общественного Движения «Союз женщин Калмыкии». Указанное свидетельствует, по мнению представителя административного истца, о нарушении установленного порядка формирования Избирательной комиссии Республики Калмыкия, поскольку указанные кандидатуры не могли быть допущены к рассмотрению Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия и назначены членами избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса. При таких обстоятельствах у кандидатуры, предложенной КРО ПП «КПРФ», была возможность быть утвержденной, т.к. она соответствует так называемым рейтинговым требованиям. Поскольку в Избирательной комиссии Республики Калмыкия политическая партия «КПРФ», являющаяся парламентской, не представлена, она лишена возможности участия в процессах принятия решений избирательной комиссии. Среди доводов в обоснование административного иска ФИО9 указывалось и на то, что заместитель Председателя Народного Хурала ФИО10 был неправомочен председательствовать на двадцать девятой сессии Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия.

Представитель КРО ПП «КПРФ» - Первый секретарь Комитета КРО ПП «КПРФ» ФИО7, пояснил суду о том, что 28 июня 2022 г., в 17-45, ему сообщили о том, что в Народный Хурал поступило всего 6 предложений по кандидатурам в Избирательную комиссию Республики Калмыкия с правом решающего голоса.

Представитель административного ответчика – ФИО11, в судебном заседании в удовлетворении административного иска просила отказать. В обоснование доводов сослалась на представленные суду возражения. Дополнительно пояснила следующее. Все предложения по 7 кандидатурам в Избирательную комиссию Республики Калмыкия с правом решающего голоса поступили в установленные сроки. Журнал учета входящей корреспонденции в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия ведется в электронном виде, но не в порядке, предусмотренном для ведения электронного документооборота. На бумажном носителе указанный журнал не дублируется. Информация о поступивших документах к руководителю отдела документооборота поступает после регистрации документов сотрудниками отдела. Сотрудники отдела документооборота были предупреждены о том, что после установленного срока – 18-00, 28 июня 2022 г., предложения по кандидатурам в Избирательную комиссию Республики Калмыкия с правом решающего голоса приему не подлежат.

Представитель Избирательной комиссии Республики Калмыкия - ФИО12, административные исковые требования нашла необоснованными, не подлежащими удовлетворению.

Заслушав доводы представителей сторон, представителя заинтересованного лица, показания свидетеля, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.

В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации политические партии, их региональные отделения вправе оспаривать в суде решения органа государственной власти, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", решение органа государственной власти, органа местного самоуправления, соответствующей избирательной комиссии, которым предложенная кандидатура не включена в состав избирательной комиссии, может быть оспорено политической партией, избирательным объединением, иным общественным объединением, представительным органом муниципального образования, избирательной комиссией, собранием избирателей, охраняемые законом интересы которых затрагиваются этим решением.

В свете изложенного Калмыцкое республиканское отделение политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" вправе оспорить постановление Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 12 июля 2022 г. № 623-VI «О назначении членов Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса»

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом N 67-ФЗ.

Данным Федеральным законом устанавливаются, в том числе, система, статус и порядок формирования избирательных комиссий в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона № 67–ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном органе соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений других политических партий и иных общественных объединений.

В комиссию по предложению каждой политической партии, каждого избирательного объединения, иного общественного объединения может быть назначено не более одного члена комиссии с правом решающего голоса. Политическая партия, избирательное объединение, иное общественное объединение не вправе предлагать одновременно несколько кандидатур для назначения в состав одной комиссии, за исключением случая, предусмотренного пунктом 4 статьи 27 названного Федерального закона. Число членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом решающего голоса устанавливается конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее 10 и более 14 (пункт 4 статьи 23).

Формирование избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется законодательным органом субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 22 названного Федерального закона, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

ФИО13 членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации назначается законодательным органом субъекта Российской Федерации, другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 22).

Как законодательный орган субъекта Российской Федерации, так и высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации обязаны назначить не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном органе субъекта Российской Федерации (пункт 7 статьи 22).

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Калмыкия от 25.04.2003 N 321-II-З "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Республики Калмыкия" общие условия формирования Избирательной комиссии Республики Калмыкия, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных, участковых комиссий установлены Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (часть 1). Предложения по кандидатурам в составы Избирательной комиссии Республики Калмыкия, избирательных комиссий муниципальных образований, территориальных, участковых комиссий оформляются решением правомочного органа и направляются в органы, формирующие эти комиссии, в течение 30 дней после опубликования сообщения о сроках и порядке формирования указанных комиссий (часть 2).

Предложения политических партий, иных общественных объединений оформляются в соответствии с уставами политических партий и уставами иных общественных объединений, зарегистрированными в соответствии с Федеральным законом, и требованиями закона.

Предложения собрания избирателей оформляются протоколом собрания с указанием фамилии, имени, отчества и адреса жительства каждого участника, заверенным подписями председательствующего и секретаря. В орган, формирующий соответствующую избирательную комиссию, направляется решение о внесении предложения по кандидатуре члена избирательной комиссии и следующие документы:

а) личное заявление кандидата на вхождение в состав комиссии, включающее сведения биографического характера, в том числе сведения об образовании, основном месте работы, о наличии гражданства Российской Федерации, об опыте работы по организации и проведению выборов, согласие на обработку его персональных данных, сведения об отсутствии препятствий к замещению должности члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, либо отдельно личное заявление кандидата на вхождение в состав комиссии, включающее согласие на обработку его персональных данных, сведения об отсутствии препятствий к замещению должности члена избирательной комиссии с правом решающего голоса и справку с анкетными данными на кандидата;

б) копия паспорта гражданина Российской Федерации, содержащая сведения о гражданстве и месте жительства кандидата;

в) копия документа об образовании;

д) нотариально удостоверенная или заверенная уполномоченным на то органом общественного объединения копия действующего устава общественного объединения (часть 3).

Как установлено судом, в связи с истечением срока полномочий Избирательной комиссии Республики Калмыкия и в соответствии со статьями 22, 23 Федерального закона № 67-ФЗ и статьей 5 Закона Республики Калмыкия «Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Республики Калмыкия» Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия была начата процедура формирования Избирательной комиссии Республики Калмыкия состава 2022-2027 гг.

Пункт 8 статьи 22 Федерального закона N 67-ФЗ, предусматривает, что законом должны быть установлены сроки формирования комиссий и сроки приема предложений по их составу.

26 мая 2022 г. Народным Хуралом (Парламент) Республики Калмыкия опубликовано сообщение о начале приема предложений по формированию Избирательной комиссии Республики Калмыкия состава 2022- 2027 гг. Предложения по кандидатурам в состав Избирательной комиссии Республики Калмыкия принимались в период с 30 мая по 28 июня 2022г.

17 июня 2022 г. Калмыцкое республиканское отделение политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" направило в адрес председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия предложение по кандидатуре для назначения в состав избирательной комиссии с приложением установленных законом документов.

Всего в период с 3 июня 2022 г. по 28 июня 2022 г., то есть в установленный срок, в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия поступили предложения по семи кандидатурам для назначения членами Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса: от Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - Ф.; от политической партии «Новые люди» - Д.; от Калмыцкого республиканского отделения политической партии КПРФ - ФИО9; от политической партии «Справедливая Россия - Патриоты - За правду» - О.; от политической партии ЛДПР -Н.; от общественного движения «Союз женщин Калмыкии» -Б.; от Элистинского городского Собрания - С..

Процедура принятия решения о предложении кандидатур для назначения членами Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса соблюдена, документы, предусмотренные частью 3 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 25.04.2003 N 321-II-З "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Республики Калмыкия", письменные согласия указанных лиц на вхождение в состав избирательной комиссии в соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ представлены.

Предложения по данным кандидатурам для назначения членами Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса в соответствии со статьей 76 Регламента Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, утвержденного Постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 21 декабря 2010 года № 493-IV (далее – Регламент Народного хурала), предварительно рассмотрены на заседании комитета Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия по вопросам законодательства, законности, государственного устройства и местного самоуправления (Комитет), которое состоялось 11 июля 2022 года.

В соответствии с протоколом № 30 заседания комитета Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия по вопросам законодательства, законности, государственного устройства и местного самоуправления от 11 июля 2022 г., на котором рассматривались в числе иных и вопросы о назначении членов Избирательной комиссий Республики Калмыкия с правом решающего голоса, на заседании присутствовали из 6 членов комиссии 5 человек: председатель избирательной комиссии, его заместитель и 3 члена избирательной комиссии с правом решающего голоса.

На заседании Комитета присутствовал и заместитель Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия ФИО14, который, в соответствии со статьей 20.1 Закона Республики Калмыкия от 27.09.2001 N 133-II-З "О Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия" имеет право участвовать в работе комитетов, комиссий Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия с правом решающего голоса.

Аналогичные полномочия заместителя Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия закреплены положениями подпункта 4 статьи 9 Регламента Народного Хурала.

В ходе обсуждения каждой кандидатуры осуществлена проверка соблюдения установленного порядка внесения (выдвижения) и соответствия ее требованиям, установленным федеральным и республиканским законодательством.

Все члены Комитета имели возможность ознакомиться со всеми внесенными документами по всем кандидатам, предложениями по персональному составу формируемой избирательной комиссии.

Как показала суду свидетель ФИО1 – депутат Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, на заседании Комитета были представлены материалы по всем семи кандидатурам для назначения членами Избирательной комиссии с правом решающего голоса. В приложенных материалах были лишь решения о представлении кандидатур и анкетные данные кандидатов.

Между тем, административным ответчиком суду представлены решения о внесении предложения по кандидатуре члена избирательной комиссии на каждого из семи кандидатов в члены Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса, с приложенными документами, перечень которых соответствует требованиям части 3 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 25.04.2003 N 321-II-З "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Республики Калмыкия".

С учетом изложенного суд критически относится к показаниям свидетеля ФИО1 – кандидата от КРО ПП «КПРФ» о том, что на заседании Комитета на рассмотрении были изучены не все предусмотренные Законом Республики Калмыкия от 25.04.2003 N 321-II-З "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Республики Калмыкия" документы по каждому из кандидатов.

При рассмотрении кандидатуры ФИО9 были дополнительно изучены ответ Министра внутренних дел по Республике Калмыкия ФИО2 (исх. № 3/226103143950 от 06.07.2022) на запрос Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия; ответ исполняющего обязанности руководителя СУ СК России по Республике Калмыкия ФИО3 (исх. № Вхск-1190-22 от 07.07.2022) на запрос Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия; обращение гражданина ФИО4 от 28 июня 2022 г. адресованное Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия.

Запросы органа, назначающего членов комиссии, были направлены в соответствии с положениями пункта 6.1 статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ: «По представлению комиссии, по запросу органа, назначающего членов комиссии, направляемым до принятия соответствующего решения, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, его территориальный орган проводят проверку в отношении лиц, назначаемых членами комиссий, и представляют по ним сведения об осуждении и (или) ином факте уголовного преследования с указанием сведений о неснятой и непогашенной судимости, а также о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах».

Обращение гражданина ФИО4, изученное членами Комитета, не предусмотрено положениями пункта 6.1 статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ, части 3 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 25.04.2003 N 321-II-З "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Республики Калмыкия", однако указанное обстоятельство не является, по мнению суда, препятствием для получения и изучения органом, назначающим членов комиссии, дополнительных сведений в связи с повышенными требованиями к профессиональным, деловым и личностным качествам, предъявляемым к кандидатам на должность члена Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса.

По итогам рассмотрения вопроса о проекте постановления Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия «О назначении членов Избирательной Комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса», которой вносится Комитетом, было проведено голосование, результаты которого сложились следующим образом:

1) Ф., О., Д.: «единогласно»;

2) Н., Б., С.: «за» - 5, «против» - 1, «воздержался» - 0;

3) ФИО9: «за» - 1, «против» - 5, «воздержался» - 0.

Проект постановления Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия «О назначении членов Избирательной Комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса» был изготовлен и передан депутатам Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия накануне сессии.

Вопрос о внесении изменений в предлагаемый проект постановления Комитета о формировании избирательной комиссии никем из членов Комитета не ставился.

В соответствии со ст. 33 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия является постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Калмыкия, состоящим из 27 депутатов. Постановления Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

В соответствии со ст. 34 Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия к ведению Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия относятся, в том числе : принятие Степного Уложения (Конституции) Республики Калмыкия и поправок к нему, а также принятие законов Республики Калмыкия и постановлений, внесение в них изменений (подп. 1); формирование половины состава Избирательной комиссии Республики Калмыкия (подп. 19).

В соответствии со статьей 19.1. Закона Республики Калмыкия от 27.09.2001 N 133-II-З "О Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия" председатель Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия: ведает вопросами организации деятельности Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия в соответствии с полномочиями, предоставленными ему действующим законодательством и Регламентом Народного Хурала; распределяет полномочия между заместителями Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия.

В соответствии со статьёй 7 Регламента Народного Хурала Председатель Народного Хурала председательствует на заседаниях народного Хурала (подпункт 1 пункта 2 статьи 7 Регламента Народного Хурала); распределяет обязанности между заместителями Председателя Народного Хурала (подпункт10.1 пункта 2 статьи 7 Регламента Народного Хурала).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Регламента Народного Хурала заместитель Председателя Народного Хурала замещает Председателя Народного Хурала в его отсутствие.

В соответствии со статьей 20.1 Закона Республики Калмыкия от 27.09.2001 N 133-II-З (ред. от 21.07.2022) "О Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия" заместители Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия выполняют функции в соответствии с распределением обязанностей, утверждаемых письменным распоряжением Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, и поручениями Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия. В случае отсутствия Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия функции Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия выполняет один из заместителей Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия.

Согласно протоколу № 29 заседания Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия шестого созыва от 12 июля 2022 г., председательствовал на заседании ФИО14 – временно исполняющий обязанности председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия.

Из указанного протокола следует, что в соответствии с распоряжением Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 8 июля 2022 г. № 101р-VI, «О временном исполнении обязанностей Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия» на период служебной командировки Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия ФИО5 временное исполнение обязанностей Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия с 11 по 13 июля 2022 г. возложено на ФИО14, заместителя Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия. По предложению депутата ФИО6 на голосование был поставлен вопрос о председательствующем на 29 сессии Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия. Предложение по заместителю Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия ФИО7 не принято. Председательствующим на 29 сессии Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия был избран временно исполняющий обязанности Председателя Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия С.А. ФИО15.

С учетом изложенного заместитель Председателя Народного Хурала ФИО10 был правомочен председательствовать на двадцать девятой сессии Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия.

В соответствии со статьей 77 Регламента Народного Хурала вопрос назначения членов Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса был рассмотрен 12 июля 2022 года на заседании двадцать девятой сессии Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, на котором присутствовали 25 из 27 депутатов, что подтверждает правомочность заседания сессии Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия в соответствии со статьей 14 Закона Республики Калмыкия от 27 сентября 2001 года № 133-П-З «О Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия».

Согласно пункту 6 статьи 77 Регламента Народного Хурала после обсуждения кандидатуры проводится открытое голосование. При этом, если представлено несколько кандидатур, голосование проводится отдельно по каждой кандидатуре.

Во исполнение указанной нормы на заседании двадцать девятой сессии Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия после обсуждения по каждой представленной кандидатуре было проведено открытое голосование, результаты которого сложились следующим образом:

1) Ф.: «за» - 19, «против» - 2, «воздержался» - 3;

2) Д.: «за» - 18, «против» - 2, «воздержался» - 4;

3) ФИО9: «за» - 6, «против» - 18, «воздержался» - 0;

4) О.: «за» - 21, «против» - 0, «воздержался» - 3;

5) Н.: «за» - 19, «против» - 3, «воздержался» - 2;

6) Б.: «за» - 20, «против» - 2, «воздержался» - 2;

7) С. «за» - 18, «против» - 5, «воздержался» - 1.

Согласно пункту 7 статьи 77 Регламента Народного Хурала лицо считается назначенным, если за его кандидатуру проголосовало большинство от числа избранных депутатов Народного Хурала (от 27 депутатов).

Соответственно, по результатам голосования по представленным кандидатурам членами Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса назначены Ф., Д., О., Н., Б., С., что составляет половину от общего количества членов Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса. Из них 3 кандидата - от политических партий, представленных в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, набравших большинство голосов (Н. от политической партии ЛДПР, Д. от политической партии «Новые люди», О. от политической партии «Справедливая Россия -Патриоты - За правду»), что соответствует вышеупомянутым требованиям федерального и регионального законодательства.

По результатам проведенного голосования кандидат от КРО ПП «КПРФ» ФИО9 набрала 6 голосов и, соответственно, согласно пункту 7 статьи 77 Регламента Народного Хурала не могла быть назначена членом Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса.

В соответствии с пунктом 8 статьи 77 Регламента Народного Хурала результаты голосования оформлены постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 12 июля 2022 года № 623-VI «О назначении членов Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса».

Дополнительного голосования для принятия итогового постановления Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия не требуется, как не предусмотренного Регламентом Народного Хурала.

Указанное свидетельствует о том, что Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия исполнена предусмотренная пунктом 7 статьи 23 Федерального закона № 67-ФЗ обязанность назначить не менее одной второй от назначаемого им числа членов избирательной комиссии республики на основе поступивших предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о соблюдении Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия предусмотренной федеральным законодательством, республиканским законодательством процедуры принятия оспариваемого административным истцом постановления.

Обращаясь к доводам административного истца о нарушении избирательного законодательства при формировании персонального состава Избирательной комиссии Республики Калмыкия, о том, что соответствующий орган при назначении членов избирательной комиссии обязан исходить из преимущественного права парламентской партии быть представленной в избирательной комиссии, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Согласно позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении Конституционного суда РФ от 22 июня 2010 г. № 14-П, при осуществлении своих полномочий, таких как регистрация (учет) избирателей, организация голосования, подсчет голосов избирателей, определение итогов голосования и результатов выборов, избирательные комиссии действуют, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16 января 2007 года N 160-О-П, прежде всего в интересах граждан как носителей избирательных прав, что соответствует статье 2 Конституции Российской Федерации, согласно которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина выступают важнейшей обязанностью государства, его органов и должностных лиц. В этом смысле формирование избирательных комиссий, организация их деятельности и обеспечение полномочий как самих комиссий, так и их членов приобретают, по существу, статус гарантии избирательных прав граждан.

Следовательно, определяя порядок формирования и деятельности избирательных комиссий, федеральный законодатель не только вправе, но и обязан осуществлять такое правовое регулирование, которое, с одной стороны, отвечало бы целям обеспечения свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при реализации ими избирательных прав и права на участие в референдуме, а с другой - не допускало использования публично значимых полномочий избирательных комиссий в ущерб правам и свободам граждан и иным конституционным ценностям, что в равной мере относится и к определению условий назначения граждан Российской Федерации членами избирательных, в том числе территориальных, комиссий с правом решающего голоса и исполнения ими соответствующих полномочий.

Нормы федерального и регионального законодательства к обязательным требованиям при формировании избирательной комиссии субъекта относят лишь количество членов избирательно комиссии, назначаемых законодательным (представительным) оранном государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на основе поступивших предложений от политических партий. Указное означает, что не все партии, выдвинувшие кандидатов для назначения членами избирательной комиссии с правом решающего голоса и представившие их Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия должны быть безусловно представлены в избирательной комиссии.

В свете изложенного указанные доводы административного истца суд находит необоснованными.

Обращаясь к доводам представителя административного истца о нарушении порядка формирования Избирательной комиссии, поскольку к заявлению кандидатуры С. приложена копия решения Элистинского городского собрания от 27 июня 2022 г. № 34-оп «О предложении кандидатуры в состав Избирательной комиссии Республики Калмыкия» суд исходит из следующего.

Как ранее отмечалось судом, в соответствии с частью 3 статьи 5 Закона Республики Калмыкия от 25.04.2003 N 321-II-З "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума Республики Калмыкия" предложения политических партий, иных общественных объединений оформляются в соответствии с уставами политических партий и уставами иных общественных объединений, зарегистрированными в соответствии с Федеральным законом, и требованиями закона.

Предложения собрания избирателей оформляются протоколом собрания с указанием фамилии, имени, отчества и адреса жительства каждого участника, заверенным подписями председательствующего и секретаря. В орган, формирующий соответствующую избирательную комиссию, направляется решение о внесении предложения по кандидатуре члена избирательной комиссии и установленные документы:

Исходя из смысла части третьей статьи 5 указанного Закона, положения названной статьи распространяются на политические партии, иные общественные объединения, направляющие в орган, формирующий соответствующую избирательную комиссию, решение о внесении предложения по кандидатуре члена избирательной комиссии и необходимые документы.

В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ формирование избирательной комиссии субъекта Российской Федерации осуществляется законодательным органом субъекта Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на основе предложений, указанных в пункте 1 статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ, а также предложений представительных органов муниципальных образований, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предыдущего состава, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Пунктом 5 статьи 22 Федерального закона № 67-ФЗ направление решения представительного органа муниципального образования не предусмотрено, следовательно, необходимости в направлении в законодательный орган субъекта Российской Федерации оригинала решения представительного органа муниципального образования не имеется.

Порядок предложения Элистинским городским собранием кандидатуры С. соответствует требованиям Федерального закона № 67-ФЗ.

Кандидатура Ф. была предложена Центральной Избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с Постановлением Центральной Избирательной комиссии Российской Федерации № 85/705-8 от 1 июня 2022г. Указанное постановление не оспорено.

Доводы административного истца о том, что Б. не является участником Общественного Движения «Союз женщин Калмыкии», в связи с чем её кандидатура не могла быть предложена Общественным Движением «Союз женщин Калмыкии», суд находит ошибочными.

В соответствии с Уставом Общественного Движения «Союз женщин Калмыкии», утвержденным Конференцией Общественного движения «Союз женщин Калмыкии» 10 июня 2003 г., с изменениями, внесенными 29 января 2008г., 1 апреля 2016 г., участники Движения – граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, признающие Устав Движения, выразившие поддержку целям и задачам движения или его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности (п. 4.1 Устава). Общественного Движение зарегистрировано в установленном порядке. Уставом Движения не предусмотрены запреты на внесение предложений по кандидатуре члена избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса из числа лиц, не являющихся участником Движения.

С учетом изложенного доводы представителя административного истца о нарушении порядка формирования Избирательной комиссии судом отклоняются.

Доводы административного истца о соответствии кандидатуры ФИО9 требованиям, изложенным в пункте 1.1.5 Методических рекомендаций о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2010 года N 192/1337-5, что не было учтено при принятии решения о назначении членов избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса, суд отклоняет как несостоятельные, поскольку предметом рассмотрения административного иска является проверка процедуры формирования Народным Хуралом (Парламентом) Республики Калмыкия избирательной комиссии, а не целесообразность принятия того или иного решения. Решение о назначении членами избирательной комиссии с правом решающего голоса проводится по результатам голосования депутатов Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия, которые самостоятельны в принятии решения по каждой из представленных кандидатур.

Доводы административного истца о том, что к 18-00 28 июня 2022 г. в Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия поступили документы лишь по 6 кандидатурам в состав Избирательной комиссии Республики Калмыкия, суд находит не соответствующими действительности.

Как установлено судом, журнал регистрации входящей корреспонденции в Народном Хурале (Парламенте) Республики Калмыкия за 2022 г. ведется в электронном виде, но не в порядке, предусмотренном для ведения электронного документооборота. На бумажном носителе указанный журнал не дублируется. Согласно выписке из указанного журнала все предложения по 7 кандидатурам в Избирательную комиссию Республики Калмыкия поступили в установленные сроки.

В силу изложенного отклоняются доводы административного истца о несоответствии в целом состава избирательной комиссии положениям пункта 7 стати 23 Федерального закона № 67-ФЗ.

В соответствии с частью 2 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если суд установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Поскольку, как было установлено судом, нормы материального права, процедура принятия оспариваемого постановления не нарушены, правовых оснований для признания незаконным и отмене постановления Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 12 июля 2022 г. № 623-VI «О назначении членов Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса» не имеется.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 244 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Калмыцкого республиканского отделения политической партии "Коммунистическая Партия Российской Федерации" к Народному Хуралу (Парламенту) Республики Калмыкия о признании незаконным и отмене постановления Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 12 июля 2022 г. № 623-VI «О назначении членов Избирательной комиссии Республики Калмыкия с правом решающего голоса».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Г.Оляхинова.

Решение суда в окончательной форме принято 6 сентября 2022 года.