ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2273/18 от 24.07.2018 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

24 июля 2018 года

Дело № 2а-2273/2018

город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи Кириленко Е.А.,

секретарь судебного заседания Муругова А.С.,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия,

у с т а н о в и л:

В январе 2018 года истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Правительству Севастополя о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия. Просят признать незаконным отказ Правительства Севастополя (Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя) в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на плане территории, возложить обязанность на ответчика выполнить требования п.п. 1 п. 1 ст. 39.18 ЗК РФ и обеспечить опубликование извещения о предоставлении земельного участка в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения и размещению извещения на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет».

В обоснование исковых требований истцы ссылаются на незаконность отказа ответчика в предоставлении государственной услуги.

В судебное заседание лица, участвующие в деле не явились, извещены надлежаще. Определением Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 июня 2018 года удовлетворено ходатайство представителя истцов о проведении судебного заседания с его участием с использованием систем видеоконференц-связи. Проведение судебного заседания с использованием видеоконференц-связи было обеспечено, однако как следует из телефонограммы № 4, переданной Кунцевским районным судом города Москвы, представитель истцов отказался от проведения видеоконференц-связи 24.07.2018 года.

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, сроков рассмотрения данной категории дел, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон и их представителей.

Установив обстоятельства в деле, оценив доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ года ФИО2 обратился в Правительство Севастополя с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый квартал

Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, рассмотрев заявление, поступившее в Правительство Севастополя, письмом от ДД.ММ.ГГГГ года № вернул заявление ФИО2 без рассмотрения в виду того, что форма заявления, способ подачи документов не соответствует требованиям Регламента, утвержденного распоряжением Департамента от 19.01.2017 года.

ФИО3 05.ДД.ММ.ГГГГ года обратился в Правительство Севастополя с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенном по адресу: <адрес> кадастровый квартал .

Департамент по имущественным и земельным отношения города Севастополя, рассмотрев заявления, поступившие в Правительство Севастополя, письмами от ДД.ММ.ГГГГ года № и ДД.ММ.ГГГГ года вернул заявления ФИО3 без рассмотрения в виду того, что форма заявлений, способ подачи документов не соответствует требованиям Регламента, утвержденного распоряжением Департамента от 19.01.2017 года.

ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года обратилась в Правительство Севастополя с заявлениями об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (кадастровый квартал) .

Департамент по имущественным и земельным отношения города Севастополя, рассмотрев заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года об утверждении схемы расположения земельного участка, поступившее в Правительство Севастополя, письмом от ДД.ММ.ГГГГ вернул заявление ФИО1 без рассмотрения в виду того, что форма заявления, способ подачи документов не соответствует требованиям Регламента, утвержденного распоряжением Департамента от ДД.ММ.ГГГГ года.

Статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации установлены особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).

Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 названного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4).

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации (пункт 13 в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений).

Административный регламент предоставления государственной услуги «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» утвержден распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 27 июня 2017 года № 9052-РДЗ.

Как следует из пункта 2.8 указанного административного регламента основаниями для возврата заявления и приложенных к нему документов являются: специалисту МФЦ/Департамента, ответственному за прием документов, не представлены оригиналы документов, подтверждающих право лица на осуществление подачи заявления, в случае, если обратилось доверенное лицо либо представитель Заявителя; заявление подано лицом, не уполномоченным на осуществление таких действий; в заявлении не указаны обязательные реквизиты и сведения, предусмотренные настоящим Административным регламентом, либо указаны неразборчиво, либо указаны не полностью; если заявление не соответствует положениям настоящего Административного регламента, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с настоящим Регламентом. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.

Заявления истцов об оказании государственной услуги – утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории возвращены без рассмотрения на том основании, что форма заявления, а также способ подачи документов не соответствует требованиям Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополь, гражданам в собственность за плату или в аренду для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности», утвержденного распоряжением от 19 января 2017 года № 516-РДЗ, основаниями для возврата заявления и приложенных к нему документов по которому являются: наличие в заявлении и прилагаемых к заявлению документах неоговоренных исправлений, серьезных повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание; несоответствие представленных документов перечню документов, указанных в части 2.6 настоящего административного регламента; подача документов ненадлежащим лицом (пункт 2.8).

Ни административный регламент «Утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории», ни – «Предоставление земельного участка, находящегося в государственной собственности города федерального значения Севастополь, гражданам в собственность за плату или в аренду для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности» не содержат такого основания к возвращению заявления, как несоответствие формы заявления.

Административный регламент, на основании которого истцам возвращены документы устанавливает рекомендованную, а не обязательную форму заявления (пункт 2.6.1).

В силу части второй статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Частью 1 статьи 84 КАС РФ установлено, что суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Задачи административного судопроизводства заключаются в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, в условиях доступности и своевременности рассмотрения и разрешения административных дел (статья 3 КАС РФ).

Оценивая доказательства по делу в их совокупности, исходя из задач административного судопроизводства, суд находит требования истца обоснованными.

В свою очередь административный ответчик не предоставил доказательств в подтверждение правомерности своих действий по возвращению заявлений. Уведомления Департамента по имущественным и земельным отношением города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ о возвращению заявлений не обоснованы надлежащим образом, из их содержания невозможно установить, заявления о предоставлении какой государственной услуги и на основании какого из Административных регламентов, возвращены. Кроме того, из обжалованных уведомлений не усматривается каким именно требованиям Регламента не соответствует форма заявлений.

Согласно абзаца 2 пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Таким образом, административный ответчик в отсутствие обоснования своих действий в тексте обжалуемых решений утратил возможность доказать их законность и обоснованность, поскольку проверить, что именно послужило основанием к возвращению заявлений о предоставлении государственной услуги, суду не представляется возможным.

По общему правилу суд рассматривает административное дело в пределах заявленных требований. Решение по административному делу по общему правилу может быть принято только в отношении тех требований, которые заявлялись сторонами административного дела в судебном заседании. Отход от этого общего правила возможен только в случае, который прямо указан КАС РФ (часть 1 статьи 178 КАС РФ).

Согласно части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

То обстоятельство, что истцами обжалованные решения названы отказами, при установлении их необоснованности и нарушения прав истцов, суд не может отказать в удовлетворении иска по формальным основаниям.

Таким образом, поскольку по результатам рассмотрения заявлений истцов, решения ответчиком приняты не были, с учетом положений части 8 статьи 226 КАС РФ суд полагает возможным признать незаконными действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по возвращению без рассмотрения заявлений истцов об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Вместе с тем восстановление нарушенного права путем возложения обязанности на орган, обладающий публичными полномочиями, совершить определенные действия должно быть произведено, если судом будет установлено, что эта обязанность безусловно подлежала исполнению таким органом в рамках своих полномочий.

Такие обстоятельства судом установлены не были, в связи с чем суд понуждает ответчика устранить нарушение прав истцов путем повторного рассмотрения заявлений о предоставлении государственной услуги.

При таких обстоятельствах и с учетом изложенного, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Руководствуясь статьями 175, 176, 177, 178, 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Административное исковое ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании решений незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконными действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя по возвращению заявлений ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года и от ДД.ММ.ГГГГ года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, без рассмотрения.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ года и от ДД.ММ.ГГГГ года об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу ФИО3 судебные расходы в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Взыскать с Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в пользу ФИО2 судебные расходы в размере 300 (триста) рублей 00 копеек.

Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и истцам в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.

Судья

(подпись)

Е.А. Кириленко

Мотивированное решение составлено

30 июля 2018 года

Копия верна

Судья Е.А. Кириленко