ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2273/20 от 17.06.2020 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2а-2273/2020

УИД 26RS0001-01-2020-002365-28

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

<адрес> 17 июня 2020 года

Промышленный районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Пшеничной Ж.А., помощника судьи Смахтиной И.Э., секретаря судебного заседания Пилипенко И.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания, с участием представителя административного истца комитета градостроительства администрации <адрес>ФИО1, действующего по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> административное дело по административному исковому заявлению комитета градостроительства администрации <адрес> к судебному приставу-исполнителю <адрес> отдела судебных приставов <адрес> Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о признании незаконными постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительных производств,

установил:

комитет градостроительства администрации <адрес> обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Промышленного РОСП <адрес> ФССП по <адрес> ФИО2, Управлению ФССП по <адрес> о признании незаконными постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительных производств, мотивировав свои требования тем, что решением Промышленного районного суда <адрес> от дата удовлетворены требования комитета градостроительства администрации <адрес> к ФИО3, ФИО4 о приведении нежилого здания по ул. 50 лет ВЛКСМ, 86 в первоначальное состояние путем сноса пристройки литер «а» общей площадью 158,2 кв.м. дата комитетом градостроительства администрации <адрес> (далее - комитет) исполнительные листы ФС , ФС были направлены в службу судебных приставов для принудительного исполнения судебного акта. дата в комитет поступили постановления об отказе в возбуждении исполнительных производств от дата. В обоснование отказов в возбуждении исполнительных производств, судебный пристав-исполнитель указал, что исполнительный документ в соответствие с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению службой судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от дата № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ». Считают данные постановления незаконными и необоснованными, указывая, что согласно ст. 1 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение возможно лишь в отношении судебных актов и актов иных органов, которыми на физическое или юридическое лицо возлагается обязанность по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершения определенных действий в пользу лица или воздержания от совершения каких-либо действий. В силу п. 6 ч. 1 ст. 13 вышеназванного закона в исполнительном листе должна быть указана резолютивная часть судебного акта, содержащая требование о возложении на должника обязанности по передаче взыскателю денежных средств и иного имущества либо совершению в пользу взыскателя определенных действий или воздержанию от определенных действий. Таким образом, принудительному исполнению путем выдачи исполнительного листа подлежат те судебные акты, на «основании которых должник обязан совершить определенные действия в пользу взыскателя либо воздержаться от их исполнения. При поступлении исполнительного документа судебный пристав-исполнитель принимает решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства при наличии оснований, предусмотренных ч. 1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве». Так основание, указанное в оспариваемых постановлениях, в 4.1 ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержится. Положения ч. 13 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ, регламентирующие осуществление сноса самовольных построек органом местного самоуправления, не могут исключать обязанность судебного пристава осуществить принудительное исполнение судебного акта в порядке, определенном статьей 107 Закона № 229-ФЗ. Положения ст. 107 ФЗ «Об исполнительном производстве» не изменились. Обязанность судебных приставов-исполнителей состоит в исполнении судебного акта, которым определено лицо, обязанное осуществить действия по сносу самовольной постройки. Таким образом, отказ в возбуждении исполнительного производства со ссылкой на Федеральный закон от дата № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ» направлен, по существу, на ревизию выводов решения суда о лице, обязанном осуществить снос самовольной постройки, на преодоление законной силы и обязательности судебного акта.

Ссылаясь на изложенные в административном иске обстоятельства, нормы действующего законодательства, просил: признать постановление судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела судебных приставов <адрес> УФССП по <адрес> об отказе в возбуждении ИП от дата, на основании исполнительного листа от дата № ФС 027299819, незаконным; признать постановление судебного пристава-исполнителя Промышленного РОСП <адрес> УФССП по <адрес> об отказе в возбуждении ИП от дата, на основании исполнительного листа от дата, незаконным.

Представитель административного истца комитета градостроительства администрации <адрес>ФИО1 в судебном заседании доводы административного иска поддержал, просил его удовлетворить.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Промышленного РОСП <адрес> УФССП по <адрес> ФИО2, представитель административного ответчика Управления ФССП по <адрес>, заинтересованные лица ФИО3, ФИО5, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.

Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Промышленного районного суда <адрес> от дата удовлетворены требования комитета градостроительства администрации <адрес> к ФИО3, ФИО4 о приведении нежилого здания по ул. 50 лет ВЛКСМ, 86 в первоначальное состояние путем сноса пристройки литер «а» общей площадью 158,2 кв.м. Решение вступило в законную силу.

дата комитетом градостроительства администрации <адрес> в службу судебных приставов для принудительного исполнения судебного акта направлены исполнительные листы ФС , ФС .

дата судебным приставом-исполнителем вынесены постановления об отказе в возбуждении исполнительных производств. В обоснование отказов в возбуждении исполнительных производств, указано, что исполнительный документ в соответствие с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению службой судебных приставов в соответствии с Федеральным законом от дата № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ».

Данные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.

Статьей 31 Федерального закона от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрены основания для отказа в возбуждении исполнительного производства, в том числе в случае, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов (п. 8 ч. 1 ст. 31 Федерального закона).

В силу положений ч. 1 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ, снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со ст. 222 Гражданского кодекса РФ.

Частью 6 данной нормы установлено, что снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляет лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, в срок, установленный соответствующим решением суда или органа местного самоуправления.

В силу ч. 7 данной нормы в случае осуществления сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями лицом, которое создало или возвело самовольную постройку, либо лицом, с которым органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района заключен договор о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, которые не являются правообладателями земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, указанные лица выполняют функции застройщика.

На основании ч. 11 данной нормы предусмотрено, что лица, указанные в ч. 6 (лицо, которое создало или возвело самовольную постройку, а при отсутствии сведений о таком лице - правообладатель земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка) обязаны: осуществить снос самовольной постройки в случае, если принято решение о сносе самовольной постройки, в срок, установленный указанным решением; осуществить снос самовольной постройки либо представить в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию, предусматривающую реконструкцию самовольной постройки в целях приведения ее в соответствие с установленными требованиями при условии, что принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, установленный указанным решением для сноса самовольной постройки; осуществить приведение самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями в случае, если принято решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, в срок, установленный указанным решением для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. При этом необходимо, чтобы в срок, предусмотренный пунктом 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, такие лица представили в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района утвержденную проектную документацию, предусматривающую реконструкцию самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями.

В соответствии с ч. 12 данной нормы в случае, если лицами, обязанными к осуществлению сноса, в установленные сроки не выполнены обязанности, предусмотренные ч. 11 для выполнения соответствующей обязанности, орган местного самоуправления выполняет одно из следующих действий: направляет в течение семи рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного ч. 11 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ для выполнения соответствующей обязанности, уведомление об этом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при условии, что самовольная постройка создана или возведена на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности; обращается в течение шести месяцев со дня истечения срока, предусмотренного ч. 11 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ для выполнения соответствующей обязанности, в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов при условии, что самовольная постройка создана или возведена на земельном участке, находящемся в частной собственности, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 13 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ; обращается в течение шести месяцев со дня истечения срока, предусмотренного ч. 11 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ для выполнения соответствующей обязанности, в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его передаче в государственную или муниципальную собственность при условии, что самовольная постройка создана или возведена на земельном участке, находящемся в частной собственности, и такой земельный участок расположен в границах территории общего пользования, за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 13 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ.

Часть 4 данной нормы установлено, что снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района в следующих случаях: в течение двух месяцев со дня размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемых сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями лица, указанные в части 6 настоящей статьи, не были выявлены; в течение шести месяцев со дня истечения срока, установленного решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки либо решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, лица, указанные в ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ, не выполнили соответствующие обязанности, предусмотренные ч. 11 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ, и земельный участок, на котором создана или возведена самовольная постройка, не предоставлен иному лицу в пользование и (или) владение либо по результатам публичных торгов не приобретен иным лицом; в срок, установленный решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки либо решением суда или органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, лицами, указанными в ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ, не выполнены соответствующие обязанности, предусмотренные ч. 11 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ, при условии, что самовольная постройка создана или возведена на неделимом земельном участке, на котором также расположены объекты капитального строительства, не являющиеся самовольными постройками.

На основании ч. 14 данной нормы установлено, что течение двух месяцев со дня истечения сроков, указанных соответственно в п. п. 1 - 3 части 13 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ, орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории, орган местного самоуправления муниципального района обязан принять решение об осуществлении сноса самовольной постройки или ее приведения в соответствие с установленными требованиями с указанием сроков таких сноса, приведения в соответствие с установленными требованиями.

Из приведенных положений ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ следует, что решение суда и (или) органа местного самоуправления о сносе самовольной постройки должно исполнить лицо, построившее объект, либо снос осуществляется за его счет. Если сведения о таком лице отсутствуют, обязанность осуществить снос самовольной постройки возникает у собственника земельного участка, на котором она возведена (п. 2 ст. 222 Гражданского кодекса РФ, ч. 6 ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ), а если указанные лица не осуществят снос самовольной постройки, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд, в том числе с требованием об изъятии из частной собственности земли и ее продажи с публичных торгов, за исключением случая, указанного в пункт 3 части 13 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

При этом, такая нормативная конструкция не исключает возможности применения инструментов принудительного исполнения судебных актов.

Особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций, закрепленные положениями ст. 107 Закона Российской Федерации от дата № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законодательных изменений не претерпели, и согласно части 4 данной нормы, снос строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций включает в себя разборку, демонтаж или разрушение строения, здания или сооружения, указанных в исполнительном документе, либо их отдельных конструкций независимо от типа, назначения и степени завершенности, а также уборку строительного мусора.

Следовательно, доводы судебного пристава-исполнителя о том, что положения ст. 55.32 Градостроительного кодекса РФ являются законным основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства, основаны на неверном понимании норм градостроительного законодательства в единой правовой взаимосвязи с нормами законодательства об исполнительном производстве.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что в настоящее время оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства не имеется.

На основании изложенного, суд удовлетворяет административный иск в полном объеме.

Руководствуясь ст. 175175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

решил:

административный иск комитета градостроительства администрации <адрес> к судебному приставу-исполнителю <адрес> отдела судебных приставов <адрес> Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о признании незаконными постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительных производств - удовлетворить.

Признать постановление судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела судебных приставов <адрес> Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ФИО2 об отказе в возбуждении исполнительного производства от дата, на основании исполнительного листа от дата, незаконным.

Признать постановление судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела судебных приставов <адрес> Федеральной службы судебных приставов по <адрес> ФИО2 об отказе в возбуждении исполнительного производства от дата, на основании исполнительного листа от дата, незаконным.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено дата.

Судья подпись Ж.А. Пшеничная

Копия верна. Судья Ж.А. Пшеничная

Подлинник подшит в деле а-2273/2020

Судья Ж.А. Пшеничная