ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2275/2021640004-01-2021-004052-82 от 30.09.2021 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело №2а-2275/2021 64RS0004-01-2021-004052-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 сентября 2021 года г. Балаково

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Орловой О.И.,

при помощнике судьи Ивановой Е.В.,

с участием административного истца индивидуального предпринимателя ФИО1,

представителя административного ответчика администрации Балаковского муниципального района Саратовской области – ФИО2,

представителя заинтересованного лица комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области – ФИО3,

помощника прокурора г. Балаково Саратовской области – Ашировой Ж.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1, о признании недействующим в части нормативно-правового акта администрации Балаковского муниципального района Саратовской области,

установил:

ИП ФИО1 обратился с административным иском к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области (далее - администрация БМР) о признании недействующим в части нормативно-правового акта.

В обоснование иска указал, что Постановлением администрации Балаковского муниципального района (далее по тексту БМР) от 2 октября 2019 года №3736 утвержден Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов (далее по тексту НТО) на территории БМР (далее по тексту Порядок), в который постановлением администрации БМР от 19 мая 2020 года были внесены изменения. Информация о принятии оспариваемого нормативного правового акта и внесенных в него изменениях имеется в свободном доступе на сайте администрации БМР. Он обжалую нормативный правовой акт Порядок в части отсутствия в нем правовой нормы предусматривающей продление договоров на право размещения НТО на очередной срок и наличие в нем незаконной нормы по определению рыночной стоимости права размещения НТО вместо методики определения стоимости права размещения НТО. Обжалуемый нормативный правовой акт нарушает права, как неопределенного круга предпринимателей, так и его права, лишает возможности продолжать его деятельность в принадлежащем ему торговом павильоне по истечении срока действия договора размещения НТО и может привести к его банкротству и прекращению предпринимательской деятельности. Обжалуемый нормативный правовой акт противоречит п.3.2.2 «Обеспечение возможности стабильного функционирования и развития нестационарной торговли» Приказа Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 года №2733 «Об утверждении стратегии развития торговли в РФ на 2015-2016 годы и период до 2020г,

Распоряжению Правительства РФ от 30 января 2021 года №208, ст.3 «Основные принципы противодействия коррупции» Федерального закона от 15 декабря 2008 года «О противодействии коррупции», п.6 ст.10 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

Он как предприниматель занимается розничной торговлей цветами и ведет свою работу через имеющийся у него нестационарный торговый павильон включенный в схему размещения нестационарных торговых объектов в Балаковском муниципальном районе. С 2012 года по 2017 год по договору аренды земли ему предоставлен земельный участок с кадастровым номером по адресному ориентиру г. <адрес><адрес>, район магазина «<адрес>», на котором этот торговый объект располагается. Арендная плата земельного участка составляла 4704 рубля в год. По окончанию договора аренды нестационарный торговый павильон размещался на этом земельном участке до конца 2020 года на основании учетной карточки размещения НТО без оплаты за размещение НТО. Постановлением администрации БМР от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления права на размещение НТО на территории БМР, в который постановлением администрации БМР от 19 мая 2020г №1594 были внесены изменения. Так в приложение №1 к Порядку была добавлена часть №4 «Заключение договора на право размещения нестационарного торгового объекта без проведения аукциона». Причина внесения изменений была обусловлена тем, что УФАС по Саратовской области по его жалобе было установлено нарушение отдельными положениями Порядка предоставления права на размещение НТО на территории БМР Федерального закона №135 от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» и в адрес администрации БМР было направлено предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, так как Порядок не предусматривал заключение договоров на размещение НТО без аукционов, не предусматривал продление разрешительных документов на размещение НТО.

Доводит до сведения Балаковского районного суда Саратовской области, что администрация БМР, внося в Порядок изменения, внесла их таким образом, что создала для УФАС видимость исполнения предупреждения, произвела не полное устранение нарушения антимонопольного законодательства.

Так в п.4.2; п.4.3; п.4.4 части №4 приложения №1 Порядка были внесены следующие правовые нормы: Согласно п.4.2 владельцы НТО осуществляющие торговую деятельность посредством размещения НТО на основании учетной карточки срок действия которой истекает на дату утверждения новой Схемы размещения НТО, в праве заключить договор на право размещения НТО по цене, определенной в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости права размещения НТО без поведения аукциона. П 4.3 содержит норму аналогичную п.4.2 только для тех владельцев НТО у которых срок действия учетных карточек на момент утверждения новой Схемы размещения НТО не истек. Согласно п.4.4 в случае отсутствия заявления владельца НТО о заключении договора, право размещения НТО предусмотренного п.п.4.2;4.3 настоящего Порядка по истечении 30 календарных дней с момента окончания действия учетной карточки на размещение НТО подлежит выставлению на аукцион. Обращает внимание Балаковского районного суда на следующее обстоятельство. Введенная выше указанная правовая норма регламентирует заключение договора на размещение НТО без аукциона только при переходе с формы размещения НТО на основании учетной карточки к форме размещения НТО на основании договора на размещение, но не предусматривает дальнейшее продление договорных отношений по окончанию договора на размещение НТО без проведения конкурсов и торгов. Ввиду данного обстоятельства введенная администрацией БМР правовая норма противоречит Приказу Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 года №2733 «Об утверждении стратегии развития торговли в РФ на 2015-2016 годы и период до 2020 года, в котором в п.3.2.2 «Обеспечение возможности стабильного функционирования и развития нестационарной торговли» указано следующее: При отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур». Выше указанный Приказ обязывает органы местного самоуправления в РФ, включая администрацию БМР, продлевать договорные отношения с хозяйствующими субъектами не разово, а на постоянной основе. Данный Приказ базируется на положении ч.6 ст.10 ФЗ Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» предусматривающий стабильность прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долговременного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка. Администрация БМР в противоречии данным нормативным правовым актам внесла изменения в Порядок предоставления права на размещение НТО таким образом, что это было предусмотрено разово, только для перехода с формы размещения НТО на основании учетной карточки к форме размещения на основании договора на размещение НТО и дальнейшее продление договорных отношений не предусматривает. Администрация БМР в настоящий момент использует положения п.4.3 части приложения №1 Порядка при заключении договоров на размещение НТО в БМР. Доказательством этому служит заключенный между ним и комитетом по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР по окончанию действия учетной карточки 30 декабря 2020 года договор на размещение НТО, в котором в п.3.4.7 указывается, что по окончанию договора на размещение НТО он обязан его демонтировать, то есть не предусматривается продление договорных отношений, что подтверждает противоречие обжалуемого нормативного правового акта не только Приказу от 25 декабря 2014 года №2733 Министерства промышленности и торговли в РФ, но и ст.1 Распоряжения Правительства РФ от 30 января 2021 г №208-р, в которой органам местного самоуправления рекомендовано продлевать договора на размещение НТО. Таким образом администрация БМР совершает нарушение антимонопольного законодательства и Приказа №2733 Министерства промышленности и торговли РФ, Распоряжения Правительства РФ №208-р. В предупреждении УФАС направленном в адрес администрации БМР было указано следующее: «В связи с изложенным, действия администрации БМР по принятию постановления №3736 от 2 октября 2019 года, которым не предусмотрена возможность продления сроков действия разрешительных документов на размещение НТО, содержат признаки нарушения ст.15 закона о защите конкуренции».

Так же УФАС указал, что продление договорных отношений согласуется с позицией Апелляционного определения Верховного суда РФ от 5 июля 2019 года №8-АПА 19-6 и с правовой позицией Конституционного суда РФ выраженной в определении от 29 января 2015 года №225-0. Он приложил в качества примера к административному иску копию Постановления Правительства Самарской области от 2 августа 2016 г №426, в котором предпринимателям гарантируется продление договорных отношений на размещение НТО на постоянной основе. Это пример правильного исполнения Приказа №2733 Министерства промышленности и торговли РФ. В ст.422 Гражданского кодекса РФ «Договор и закон» указывается следующее: «1. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Пункт 3.4.7 договора на размещение НТО обязывающий его демонтировать НТО по окончанию договора на размещение противоречит выше указанному нормативному правовому акту Приказу №2733 Министерства промышленности и торговли РФ и поэтому основанию противоречит ст.422 ГК РФ. Администрация БМР нарушила его права и законные интересы в предпринимательской деятельности.

Годовая стоимость права на размещение НТО указанная в договоре на размещение НТО от 30декабря 2020 года отличается от арендной платы, которую он платил за этот же участок ранее по договору от ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка и возросла в 40 раз. Если, как он указывал выше, аренда земельного участка по договору аренды от 2012 года составляла в 2017 году в сумме 4704 рубля в год, то право на размещение НТО по договору на размещение от 30 декабря 2020 года составило 189000 рублей в год то есть в 40 раз больше.

Это произошло по причине того, что администрация БМР вместо утверждения методики определения стоимости права размещения НТО произвела через «Средневолжскую оценочную компанию» оценку рыночной стоимости права на размещение НТО, так как п.4.2 приложения обжалуемого Порядка предусматривал заключение договора по цене, определенной в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости права размещения.

О незаконности подобных действий органов местного самоуправления указано в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного суда РФ от 7 августа 2019 года по делу №83- АПА 19-17.

По делу предприниматель ФИО4 обратилась в Брянский городской суд с административным исковым заявлением аналогичным его исковому заявлению о признании не действующим со дня принятия указанного Положения, поскольку оно не содержит методики расчета платы за размещение нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, что позволяет при проведении аукциона произвольно устанавливать начальную стоимость лота за размещение нестационарного торгового объекта (далее - НТО). Полагает, что данное обстоятельство нарушает права, как неопределенного круга предпринимателей, так и административного истца, лишенной возможности продолжать деятельность в принадлежащем ей павильоне по истечении срока действия паспорта временного объекта.

Верховный суд по делу указал следующее:

«Признавая недействующим Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска в той мере, в которой оно предусматривает право лица на размещение на данной территории НТО по итогам аукциона либо без проведения аукциона в отсутствие методики определения платы за размещение НТО, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что порядок и условия размещения указанных объектов должны отвечать принципам публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в сфере регулирования торговой деятельности, должны быть направлены на предупреждение коррупционных проявлений, на упорядочение размещения НТО на территории города Брянска, на исключение случаев произвольного занятия мест, предназначенных к размещению на них данных объектов, на обеспечение равных возможностей для реализации прав хозяйствующих субъектов на осуществление торговой деятельности на территории города Брянска.»

«Вопрос об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта на федеральном уровне не урегулирован, вместе с тем с учетом схожести правоотношений об определении размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта и правоотношений по поводу определения платы за пользование земельными участками к спорным правоотношениям применимы основополагающие принципы определения платы за пользование земельными участками, к числу которых относится арендная плата и земельный налог».

На основании изложенного и учитывая схожесть правоотношений по определению размера платы по договору на размещение НТО и правоотношений по поводу определения платы за пользование земельными участками считает, что администрация БМР нарушила Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности», нарушены все принципы указанные в Постановлении Правительства, которые имеют схожесть применения при договорах на размещение НТО так как связаны с использованием земли, нарушен Приказ Минэкономразвития РФ от 29 декабря 2017 года №710 «Об утверждении методических рекомендаций по применению основных принципов определения платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2009 года №582.

Нарушены следующие принципы:

Принцип экономической обоснованности

Принцип предсказуемости расчета арендной платы

Принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы

Принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки

Принцип запрета необоснованных предпочтений

Администрация БМР вместо утверждения методики определения стоимости размещения НТО произвела через «Средневолжскую оценочную компанию» оценку рыночной стоимости права на размещение НТО, произошло нарушение основных выше указанных принципов определения арендной платы таких как принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и принцип необоснованного предпочтения стационарных торговых объектов к НТО, торговых объектов расположенных на земельных участках используемых на правах аренды и договору размещения НТО, нарушение принципа предсказуемости расчета и принцип экономической обоснованности.

Заключение договоров между предпринимателями и администрацией БМР на размещение киосков павильонов в БМР начато с конца декабря 2020 года, ранее такие договора не заключались по причине того, что до конца 2020 года действовали карточки на размещение НТО. В отчете «Средневолжской оценочной компании» указывается, что результаты оценки получены при применении сравнительного анализа. Возникает вопрос, а с какими договорами размещения киосков и павильонов в БМР оценочная компания могла сравнивать расчет стоимости размещения его НТО, если на момент составления отчета рыночной стоимости на право размещения его НТО договоров на размещение киосков и павильонов в БМР не было вообще. В отчете «Средневолжской оценочной компании» указывается, что результаты оценки получены при применении сравнительного анализа. В отчете на странице №31 указывается следующее:

2.5. Сравнительный подход

«В определении федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)» Сравнительный подход - совокупность методов оценки, основанных на получении стоимости объекта оценки путем сравнения оцениваемого объекта с объектами-аналогами.

Согласно п.13 ФСО №1 «Сравнительный подход рекомендуется применять, когда доступна достоверная и достаточная для анализа информация о ценах и характеристиках объектов-аналогов. При этом, могут применяться как цены совершенных сделок, так и цены предложений». Согласно п.14 ФСО №1 «В рамках сравнительного подхода применяются различные методы, основанные как на прямом сопоставлении оцениваемого объекта и объектов-аналогов, так и методы, основанные на анализе статистических данных и информации о рынке объекта оценки». В п.22 ФСО №7 указано что, при применении сравнительного подхода к оценке недвижимости оценщик учитывает следующие положения:

а) сравнительный подход применяется для оценки недвижимости, когда можно подобрать достаточное для оценки количество объектов-аналогов с известными ценами сделок и (или) предложений;

б) в качестве объектов-аналогов используются объекты недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам. При этом для всех объектов недвижимости, включая оцениваемый, ценообразование по каждому из указанных факторов должно быть единообразным;

в) при проведении оценки должны быть описаны объем доступных оценщику рыночных данных об объектах-аналогах и правила их отбора для проведения расчетов. Использование в расчетах лишь части доступных оценщику объектов-аналогов должно быть обосновано в отчете об оценке;

г) для выполнения расчетов используются типичные для аналогичного объекта сложившиеся на рынке оцениваемого объекта удельные показатели стоимости (единицы сравнения), в частности лена или арендная плата за единицу площади или единицу объема;

д) в зависимости от имеющейся на рынке исходной информации в процессе оценки недвижимости могут использоваться качественные методы оценки (относительный сравнительный анализ, метод экспертных оценок и другие методы), количественные методы 32 оценки (метод регрессионного анализа, метод количественных корректировок и другие методы), а также их сочетания.

В отчете на странице №2 указывается:

В результате анализа рынка аренды под нестационарные торговые объекты по г. Балакову не было выявлено предложений.»

Ввиду такого вывода оценщика в условиях когда нет в качестве объектов-аналогов объектов недвижимости, которые относятся к одному с оцениваемым объектом сегменту рынка в БМР и сопоставимы с ним по ценообразующим факторам, что указано в п.22 ФСО №7, считает, что произведенная оценка рыночной стоимости права размещения НТО произведена оценщиком с полным нарушением выше указанных норм предусмотренных Федеральными стандартами оценки и является незаконной.

Оценщик незаконно производит сравнение беря для аналога объекты недвижимости не в г. Балаково, а в <адрес>, беря для аналога объекты предлагаемые частными лицами, а не администрациями муниципальных районов <адрес>, в аналогах предлагаются земельные участки не для размещения НТО в форме киосков и павильонов, а под другие цели, причем для аренды земельного участка, а не договора на право размещение НТО, при этом это рекламные предложения, а не фактически заключенные договора.

Комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР не предоставил оценщику данные о заключенных в 2020 году договорах аренды земли в г. Балаково и о ранее заключенному с ним договору аренды земельного участка размещения для НТО.

В отчете об оценке рыночной стоимости права на размещение НТО на стр. 2 указывается, что аудиторская или иная проверка информации, предоставленной заказчиком, не проводилась. В акте осмотра объекта недвижимого имущества указывается, что осмотр земельного участка и прилегающих территорий осуществлялся с помощью общедоступных интернет-ресурсов, оценщик даже не выезжал на осмотр места размещения его НТО, данный осмотр объекта произведен дистанционно, что вызывает большие сомнения в достоверности исследования и оценки. Оценщик запутанно приводит различные данные в отчете. Так на странице отчета указывается предлагаемая указанная частными лицами арендная плата за земельные участки:

- площадью 100 кв.мет в сумме 15000 рублей в месяц по адресному ориентиру <адрес>,

- <адрес> 1-я линия по <адрес> площадью 100 кв.метров в сумме 25000 в месяц,

- <адрес> площадью 500 кв.метров в сумме 80000 рублей в месяц, а на странице отчета оценщик в таблице в разделе «элементы сравнения» эту же стоимость по этим же адресам именует как ежегодную арендную плату, в таблице указывает применяемые им корректирующие коэффициенты, но не указывает как он их определил, есть ссылка на странице о том, что описание корректировок указано в разделе 1.10.4, но такого раздела в отчете нет. Все выше указанное говорит о сплошной путанице в отчете и недостоверности отчета. Средняя стоимость аренды одного квадратного метра в год объектов-аналогов выбранных оценщиком составляет 2240 рублей, соответственно стоимость 45 кв.метров в год земельного участка для размещения НТО, если бы его предлагало частное лицо, будет составлять 100800 рублей. Оценщик же с помощью манипуляций с цифрами, коэффициентами привел отчет к примерному конечному результату стоимости права размещения НТО на земельном участке <адрес>, остановка «Словакия» в сумме 189000 рублей в год, что говорит об умышленных и незаконных действиях оценщика по максимальному увеличению стоимости права размещения НТО в г. Балаково Саратовской области по отношению к аренде земельных участков в <адрес>, где кадастровая стоимость земли, стоимость аренды как областном центре итак на порядок выше других районов Саратовской области. Таким образом имеет место произвольное установление стоимости права размещения его НТО.

Выше изложенное доказывает, что по рассматриваемому Балаковским районным судом административному иску администрация БМР нарушила ст.3 «Основные принципы противодействия коррупции» ФЗ от 25 декабря 2008 года №273 «О противодействии коррупции», в котором называется, что противодействие коррупции в РФ основывается на основных принципах, одним из которых является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Аналогичный вывод при схожести обстоятельств по делу сделал Верховный суд по делу от ДД.ММ.ГГГГ-АПА 19-17 о нарушении муниципальным органом местного самоуправления принципа публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в области торговой деятельности.

Администрацией БМР нарушен п. 3 ст.94 «Особенности исполнения контракта» ФЗ №44 от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных услуг, в которой указывается следующее: «Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим «Федеральным законом».

Администрацией БМР выше указанная экспертиза не проводилась.

Он направил в комитет по распоряжению муниципальной собственностью и земельным ресурсам администрации БМР две претензии по заключенному договору от ДД.ММ.ГГГГ о размещении его НТО, но получил лишь отписку, в целях прекращения комитетом нарушения федерального законодательства и его прав он направил в комитет свои предложения по заключению дополнительных соглашений к договору (копии документов прилагаются), но получил от комитета отказ в удовлетворении предложений.

ДД.ММ.ГГГГ он направлял в прокуратуру г. Балаково Саратовской области жалобу о выше указанных незаконных действиях комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельным ресурсам администрации БМР. ДД.ММ.ГГГГ им получен из прокуратуры г. Балаково Саратовской области ответ на данную жалобу, из которой следует, что прокуратурой г. Балаково Саратовской области произведена проверка доводов изложенных в жалобе и в адрес главы БМР вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но до настоящего времени остается невыполненным. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ администрации БМР на его обращение его уведомили, что в случае утверждения методики расчета размера платы за размещение НТО, ее положения не будут являться основанием для внесения изменений в договор от ДД.ММ.ГГГГ. Методика определения права размещения НТО утверждена практически во всех муниципальных образованиях РФ кроме БМР, аналогичная ситуация обстоит с принятием нормативных правовых актов по продлению заключения договоров на размещение НТО, исполняя Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2021 года №208-р муниципальными образованиями РФ приняты нормативные акты предусматривающие продление договоров на размещение НТО, администрация БМР отвечая на его претензии открыто извещает его, что она не собирается исполнять данное Распоряжение Правительства РФ, чем нарушает Государственную систему управления РФ и Конституцию РФ.

Как видно из материалов дела между ним и комитетом по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации БМР заключен договор на размещение НТО, который содержит правовые нормы обжалуемые им в настоящем иске это отсутствие нормы о продлении договора и определение стоимости на основе оценки рыночной стоимости права размещения НТО, в связи с данным обстоятельством и руководствуясь ч.2 ст.422 «Договор и закон» ГК РФ, в которой указано: « Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров». Он просит Балаковский районный суд указать в результативной части решения суда на обязывание администрации БМР при утверждении нового нормативного акта указать, что его действие распространяется на правовые отношения возникшие до его утверждения.

Первоначально административный истец просил:

1 Обязать администрацию БМР путем принятия нового нормативного правового акта внести в нормативный правовой акт Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов утвержденный Постановлением администрации Балаковского муниципального района от 2 октября 2019 года №3736 изменения по включению в Порядок пункта предусматривающего продление договоров на размещение НТО без проведения конкурентных процедур, с соответствующего п.3.2.2 «Обеспечение возможности стабильного функционирования и развития нестационарной торговли» Приказа Министерства промышленности и торговли РФ от 25 декабря 2014 года 22733 «Об утверждении стратегии развития торговли в РФ на 2015-2016 годы и период до 2020 год имеющего правовую норму следующего содержания:

«При отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур», а так же учесть рекомендации Правительства РФ, указанные в Распоряжении Правительства РФ от 30 января 2021 года №208-р о продлении органами местного самоуправления договоров на размещение НТО. Обязать администрацию БМР включить в новый нормативный правовой акт пункт о том, что его действия распространяются на правовые отношения возникшие до его утверждения. Установить для администрации БМР срок исполнения данного пункта решения суда один месяц со дня вступления у решения суда;

2. Признать нормативный правовой акт Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов утвержденный Постановлением администрации Балаковского муниципального района от 2 октября 2019 года №3736 недействующим в части отсутствия в Порядке правовой нормы предусматривающей продление договоров на размещение НТО на очередной срок.

3 Признать п.4.2. приложения №1 Порядка с текстом «Владельцы нестационарных торговых объектов, находящихся в месте размещения НТО, указанных в схеме нестационарных торговых объектов, осуществляющих торговую деятельность посредством размещения нестационарного торгового объекта на основании учетной карточки срок действия которой истекает на дату утверждения новой схемы размещения нестационарных торговых объектов, вправе заключить договора на право размещения нестационарного торгового объекта по цене, определенной в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости права размещения нестационарного торгового объекта, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации, без проведения аукциона.» недействующим в части определения цены права размещения НТО определенной в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости права размещения НТО, обязать администрацию БМР разработать методику определения стоимости права размещения НТО и внести в Порядок соответствующие изменения путем принятия нового нормативного правового акта по утверждению данной методики в течении одного месяца со дня вступления в силу решения суда. Обязать администрацию БМР включить в новый нормативный правовой акт пункт о том, что его действия распространяются на правовые отношения возникшие до его утверждения.

4. Признать части Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов утвержденного Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 2 октября 2019 года №3736, обжалуемые по административному иску, недействующими со дня принятия данного нормативного правового акта, а так же признать, что они не могут применяться со дня вступления в силу решения суда.

Административный истец ФИО1 неоднократно уточняя административные исковые требования в процессе рассмотрения дела, окончательно их изложил ДД.ММ.ГГГГ в следующей редакции.

1. Признать часть «Заключение, продление договора на право размещения нестационарных торговых объектов без проведения аукциона», утвержденную постановлением администрации БМР от 24 августа 2021 года №2864 «О внесении изменений в постановление администрации БМР от ДД.ММ.ГГГГ» и часть Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково утвержденную постановлением администрации БМР от 19 мая 2020 года №1594 «О внесении изменений в постановление администрации БМР от ДД.ММ.ГГГГ» недействующими в части отсутствия правовых норм предусматривающих права наследника НТО, вступившего в права наследования, на заключение договора на право размещения НТО.

2. Признать часть Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково, утвержденную постановлением администрации БМР от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации БМР от ДД.ММ.ГГГГ» и часть Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково утвержденную постановлением администрации БМР от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление администрации БМР от 2 октября 2019 года №3736» недействующими в части отсутствия правовой нормы предусматривающей преимущественное право на заключение договора на размещение НТО с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, по инициативе которых был включен НТО в Схему размещения, по их заявлению без проведения конкурсов и аукционов с соблюдением правовых норм изложенных в постановлении администрации БМР от 18 июля 2019 года №2540 «Об утверждении рекомендаций к типам и видам нестационарных торговых объектов на территории БМР» и федерального законодательства.

3. Признать методику расчета платы по договору на право размещения НТО на территории муниципального образования город Балаково Саратовской области утвержденную постановлением администрации БМР от 24 августа 2021 года №2864 противоречащей ч.1ст.15 ФЗ №135 от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции».

4. Просит Балаковский районный суд Саратовской области, руководствуясь пунктом №37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснение законодательства и обладающих нормативными свойствами» и частью 4 статьи 216 КАС РФ в целях исключения недостаточной правовой урегулированности административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и моих в том числе, а так же тем, что пунктом 5 Приказа Министерства экономического развития Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ №2424 «О порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов» для органов местного самоуправления установлена обязанность принятия нормативного правового акта, определяющего порядок предоставления права на размещения НТО, возложить на администрацию БМР обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим в части и обязать администрацию БМР путем принятия нового нормативного правового акта внести в нормативный правовой акт Порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов утвержденный постановлением администрации БМР от 24 августа 2021 года №22864 «О внесении изменений в постановление администрации БМР от 2 октября 2019 года №3736» следующие пункты:

а) в часть Порядка включить пункт предусматривающей преимущественное право на заключение договора на размещение НТО с юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, по инициативе которых был включен НТО в Схему размещения, по их заявлению без проведения конкурсов и аукционов с соблюдением правовых норм изложенных в постановлении администрации БМР от 18 июля 2019 года №2540 «Об утверждении рекомендаций к типам и видам нестационарных торговых объектов на территории БМР» и федерального законодательства;

б) в часть Порядка включить пункт следующего содержания:

по заявлению наследника нестационарного торгового объекта, вступившего в права наследования, действующий договор на размещение НТО переоформляется на наследника НТО путем заключения нового договора на размещение НТО без проведения аукциона, при условии предоставления документов подтверждающих занятие наследником предпринимательской деятельностью».

5. Обязать администрацию БМР разработать методику определения стоимости права размещения НТО исключающую противоречие ФЗ №135 от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» и внести в Порядок соответствующие изменения путем принятия нового нормативного правового акта по утверждению данной методики. В целях урегулирования правоотношений между Комитетом и хозяйствующими субъектами, устранения нарушения прав хозяйствующих субъектов предусмотреть в новом нормативном правовом акте по утверждению методики правовую норму, по которой Комитетом определяется на день вступления в силу нормативного правового акта администрации БМР по утверждению методики фактически уплаченная хозяйствующими субъектами сумма по действующему договору на размещение НТО за период с начала действия договора до дня утверждения методики, производится расчет суммы подлежащей уплате за этот же период по утвержденной методике и в случае определения излишне уплаченных средств по действующему договору в сравнении с утвержденной методикой, произвести с хозяйствующими субъектами зачет излишних уплаченных средств в счет платежей за оставшийся период по договору размещения НТО.

Руководствуясь пунктом 1 части 2 ст.215 КАС РФ в связи с противоречием оспариваемого нормативного правового акта правовым актам имеющим большую юридическую силу признать части Порядка предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково утвержденную постановлением администрации БМР от 24 августа 2021 года №2864 «О внесении изменений в постановление администрации БМР от ДД.ММ.ГГГГ», оспариваемые по административному иску, недействующими со дня принятия нормативного правового акта «Порядок предоставления права на размещение НТО на территории муниципального образования город Балаково Саратовской области и Положение о проведении торгов в форме аукциона на право размещения НТО» утвержденный постановлением администрации БМР от ДД.ММ.ГГГГ.

7. Обязать администрацию БМР включить в новый нормативный правовой акт пункт о том, что его действия распространяются на правовые отношения возникшие до его утверждения.

8. Признать недействующим «Положение о проведении торгов в форме аукциона на право размещения НТО» содержащемся в Приложении к постановлению администрации БМР от ДД.ММ.ГГГГ №3736 «Об утверждении Порядка предоставления права на размещение НТО на территории муниципального образования город Балаково Саратовской области и Положение о проведении торгов в форме аукциона на право размещения НТО» в Приложении №2 к постановлению администрации БМР от 24 августа 2021 года №2864 «О внесении изменений в постановление администрации БМР от 2 октября 2019 года №3736».

9. Признать не действующей правовую норму с текстом «на основании договоров на размещение нестационарных торговых объектов, заключенных по результатам торгов» содержащуюся в п.1.3 Порядка предоставления права на размещение НТО на территории муниципального образования город Балаково Саратовской области утвержденного постановлением администрации БМР от ДД.ММ.ГГГГ и постановления администрации БМР от 24 августа 2021 года №2864 «О внесении изменений в постановление администрации БМР от 2 октября 2019 года №3736». Признать единственно действующей правовую норму в п.1.3 Порядка с текстом: «на основании договоров на право размещения НТО, заключенных без проведения торгов, в случаях, предусмотренных Порядком.».

10. Признать не действующими пункты 1.4;1.5;1.6 Порядка предоставления права на размещение НТО на территории муниципального образования город Балаково утвержденного постановлением администрации БМР от 2 октября 2019 года №3736 и постановления администрации БМР от 24 августа 2021 года №2864 «О внесении изменений в постановление администрации БМР от 2 октября 2019 года №3736».

11. Признать не действующим второй абзац пункта 1.8 Порядка предоставления права на размещение НТО на территории муниципального образования город Балаково утвержденного постановлением администрации БМР от 2 октября 2019 года №3736 и постановления администрации БМР от 24 августа 2021 года №2864 «О внесении изменений в постановление администрации БМР от 2 октября 2019 года №3736» с текстом: «В случае досрочного расторжения договора на размещение нестационарного торгового объекта, в случаях и порядке, установленных условиями договора и действующим законодательством Российской Федерации, извещение о проведении торгов на право размещения нестационарного торгового объекта в освободившемся месте размещается на сайте не позднее 90 календарных дней с даты фактического освобождения места под НТО».

В связи с тем, что административный истец требования изложенные в административном исковом заявлении частично не поддержал, определением суда, в указанной части, производство по делу по административному иску ФИО1 к администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, о признании нормативного правового акта недействующим в части, «признать п. 4.2 приложения Порядка с текстом «Владельцы нестационарных торговых объектов, находящихся в месте размещения НТО, указанных в схеме нестационарных торговых объектов, осуществляющих торговую деятельность посредством размещения нестационарного торгового объекта на основании учетной карточки срок действия которой истекает на дату утверждения новой схемы размещения нестационарных торговых объектов, вправе заключить договора на право размещения нестационарного торгового объекта по цене, определенной в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости права размещения нестационарного торгового объекта, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации, без проведения аукциона.» недействующим в части определения цены права размещения НТО определенной в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости права размещения НТО и внести в Порядок соответствующие изменения путем принятия нового нормативного правового акта по утверждению данной методики в течении одного месяца со дня вступления в силу решения суда. Обязать администрацию БМР включить в новый нормативный правовой акт пункт о том, что его действия распространяются на правовые отношения возникшие до его утверждения, прекращено.

В судебном заседании административный истец ИП ФИО1 поддержал уточненные заявленные требования в окончательной редакции от 30 сентября 2021 года, просил их удовлетворить, и дал пояснения аналогичные изложенным, в письменных объяснениях обстоятельств по делу.

В судебном заседании представитель административного ответчика ФИО2 просила отказать в удовлетворении исковых требований, по основаниям подробно изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним. Пояснила, что необходимости в признании Порядка недействующим в связи с отсутствием в нем правовых норм, предусматривающих продление договорных отношений на размещение НТО с наследниками указанного объекта не имеется, так как данные правоотношения имеют собственный предмет правового регулирования. Оспариваемая методика расчета платы по договору на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково имеет экономическую обоснованность и принята не произвольно, а с учетом составленного финансово-экономического обоснования расчета размера платы по договору, содержащего анализ факторов, влияющих на уровень доходности нестационарных торговых объектов и, как следствие, на размер платы за размещение нестационарных торговых объектов, в том числе учтена совокупность коэффициентов, характеризующих различные условия работы нестационарных торговых объектов, - тип нестационарного торгового объекта, а также его месторасположение. Требование административного истца о принятии новой методики расчета платы по договору на право размещения НТО не соответствует принципу разделения властей, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации, полномочия суда по данному делу ограничены формальным нормоконтролем. отсутствие в оспариваемом муниципальном правовом акте правовых норм, предусматривающих право на заключение договора на размещение НТО без проведения торгов с лицом, по инициативе которого в схему размещения НТО было включено место размещение НТО, является незаконным.

Представитель заинтересованного лица комитета по распоряжению муниципальной собственностью и земельными ресурсами администрации Балаковского муниципального района Саратовской области ФИО3 просил отказать в удовлетворении требований административного истца по основаниям изложенным в письменных возражениях.

В судебном заседании помощник прокурора г. Балаково Саратовской области Аширова Ж.Б. дала заключение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.2 ст.215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Административный истец ФИО1 имеет статус индивидуального предпринимателя.

Постановлением Администрации от 17 августа 2015 года №3238 утверждена Схема размещения НТО на территории Балаковского муниципального района Саратовской области с периодом действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Положением о порядке размещения и организации работы НТО на территории муниципального образования город Балаково Саратовской области, утвержденным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ и Порядком предоставления прав на размещение нестационарных торговых объектов, утвержденным постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что документом, подтверждающим право субъекта торговой деятельности на размещение НТО является выданная администрацией «Учетная карточка размещения объекта потребительского рынка» (далее - Учетная карточка) на срок не более чем срок действия Схемы размещения НТО на территории Балаковского муниципального района Саратовской области, утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании постановления администрации от 19 мая 2020 года №1592 в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции, принимая во внимание постановление Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года №208-П «О введении ограничительных мероприятий в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-2019)», срок действия Учетных карточек продлевался до 31 декабря 2020 года.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением утвержден оспариваемый Порядок. Пункт 1.3 указанного Порядка предусматривает, что размещение НТО производится на основании договоров, заключенных по результатам торгов. Выдача Учетных карточек хозяйствующим субъектам Порядком от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрена.

Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, утверждена новая Схема размещения НТО, расположенных на территории Балаковского муниципального района Саратовской области.

В связи с окончанием срока действия учетных карточек и Схемы размещения НТО, утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ (с последующими изменениями), Порядок от ДД.ММ.ГГГГ дополнен частью 4 «Заключение договора на право на размещения нестационарных торговых объектов» (постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с пунктом 4.2 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) владельцы НТО, находящихся в месте размещения НТО, указанных в схеме размещения НТО, осуществляющих торговую деятельность посредством размещения НТО на основании учетной карточки, срок действия которой истекает на дату утверждения новой схемы размещения НТО, вправе заключить договор на право размещения НТО по цене, определенной в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости права на размещение НТО, определенной в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации, без проведения аукциона.

Срок действия договора обжалуемым Порядком не установлен. Указанный срок устанавливается договором и отнесен к его обязательным условиям (пункт 1.10.4 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ).

Порядок и основания пролонгации договоров, заключенных на основании пункта 4.2 Порядка от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ), оспариваемым нормативным правовым актом не установлен.

Общий случай заключения договора в обязательном порядке установлен статьей 445 Гражданского кодекса РФ, по смыслу которой заключение договора обязательно исключительно для той стороны, в отношении которой Гражданским кодексом РФ или иным законом установлена обязанность по его заключению.

В силу пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 года №49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора» предусмотрено, что требование о понуждении к заключению договора может быть удовлетворено судом при наличии у ответчика обязанности заключить такой договор. Названная обязанность и право требовать понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь Гражданским кодексом Российской Федерации либо иным федеральным законом или добровольно принятым обязательством (пункт 2 статьи 3, пункт 1 статьи 421, абзац первый пункта 1 статьи 445 Гражданского кодекса РФ).

Гражданский кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Закон №381-Ф3, иные федеральные законы не содержат обязанности муниципального образования заключить договор на размещение НТО с лицом, с которым ранее такой договор был заключен.

Согласно абзацу первому пункта 1 статьи 671 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок.

Приведенная норма права к отношениям по размещению НТО не применяется, поскольку она имеет ограничительное применение и касается исключительно реализации арендатором преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок.

В данном случае в силу прямого указания закона (глава V.6 Земельного кодекса) земельные участки для размещения НТО в аренду не предоставляются. Поскольку договор о размещении НТО, который предусмотрен оспариваемым Порядком, лишь оформляет отношения по размещению НТО, с точки зрения правовой природы не обладает свойствами договора аренды, к такому договору нормы об аренде не подлежат применению.

Таким образом, какое-либо преимущественное право на заключение новых договоров на размещение НТО без участия в аукционе у хозяйствующих субъектах по окончании срока действия договоров не имелось; они вправе были участвовать в аукционе на право заключения договоров на размещение НТО согласно схеме размещения.

Постановлением Правительства Саратовской области от 24 июня 2021 года №482-П утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области (вступило в силу со дня его официального опубликования, опубликовано 2 июля 2021 года). В соответствии с пунктом 8 указанного Положения договор на размещение НТО продлевается без проведения торгов в следующих случаях:

- наличие у хозяйствующего субъекта действующего договора на размещение НТО при одновременном соблюдении следующих условий: хозяйствующий субъект, осуществляющий размещение НТО на основании договора на размещение НТО, надлежащим образом исполнял договорные обязательства по такому договору;

адресный ориентир, на котором размещен НТО, включен в схему;

- предоставление хозяйствующему субъекту свободного (компенсационного) места в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.

Установление Постановлением Правительства Саратовской области от 24 июня 2021 года №482-П оснований продления договоров на размещение НТО не нуждается в их дублировании, дополнительном правовом регулировании в муниципальном правовом акте.

Постановлением администрации Балаковского муниципального района Саратовской области от 24 августа 2021 года №2684 Порядок предоставления прав на размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково Саратовской области изложен в новой редакции.

Порядок в редакции от 24 августа 2021 года, как и в ранее действующий редакции, предусматривает размещение нестационарных торговых объектов на основании договоров на право размещения НТО, заключенных по результатам торгов или без проведения торгов, в случаях предусмотренных оспариваемым Порядком.

Действующей редакцией Порядка предусмотрены основания продления договоров на право размещения НТО без проведения торгов, независимо от того по чьей инициативе НТО включен в схему размещения НТО, воспроизводящие нормы Положения о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории Саратовской области, утвержденного постановлением Правительства Саратовской области от 24 июня 2021 года.

Условия, перечисленные в Порядке в редакциях от 19 мая 2020 года и от 24 августа 2021 года, для заключения договора на право размещения НТО без проведения торгов с хозяйствующими субъектами, у которых имелась карточка на размещение НТО или с которыми у уполномоченного органа был заключен договор аренды земельного участка для размещения НТО, в том числе в части установления срока обращения заинтересованного лица с заявлением о заключении договора, направлены на обеспечение стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства.

Согласно части 6 статьи 10 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» утверждение схемы размещения НТО, равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения НТО, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения названной схемы.

В случае смерти владельца НТО, окончании срока действия договора на право размещения НТО, подлежат применению соответствующие положения гражданского и земельного законодательства, регулирующие наследственные и договорные правоотношения, в том числе правила заключения договоров, их продления, расторжения, замены стороны в договоре.

Согласно п.2 ст.1110 ГК РФ наследование регулируется настоящим Кодексом и другими законами, а в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами. При этом, законом не установлено, что вопросы наследования могут регулироваться муниципальными нормативными актами.

Таким образом, возникновение и реализация прав наследника на имущественные и неимущественные права наследодателя регулируются нормами гражданского законодательства.

В соответствии со ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное. На основании ст.1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Наследник, вступивший в установленном законом порядке в права наследования на наследственное имущество, в состав которого могут входить права на размещение мест НТО, возникшие из ранее заключенного наследодателем договора, в силу прямого указания закона ст.ст.1110,1112 ГК РФ имеет право на переоформление прав и обязанностей наследодателя на себя в рамках заключенного договора в порядке универсального правопреемства. Каких–либо дополнительных норм муниципального правового акта, устанавливающего данное право наследодателя не требуется, отсутствие в муниципальном правовом акте нормы, прописывающей данное право наследника, в данном случае, не является препятствием или основанием для лишения наследника такого права, возникшего из норм федерального законодательства.

Следовательно, требования административного ответчика в части признания незаконным отсутствия в оспариваемом муниципальном правовом акте правовых норм, предусматривающих право наследника, вступившего в права наследования, на заключение договора на право размещения НТО, рассматриваться как нарушающие права административного истца не может, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.

Согласно пунктам 1.6 и 1.9 Порядка в редакции от 24 августа 2021 года начальная цена предмета торгов на право размещения НТО и размер платы на размещение НТО, заключенному без проведения торгов, устанавливается в соответствии с Методикой расчета платы по договору на право размещения НТО (приложение №1 к Порядку).

Постановление от 24 августа 2021 года вступило в силу со дня его опубликования (пункт 3) и не распространяется на ранее возникшие правоотношения на основании заключенных договоров. Порядок в редакции от 19 мая 2020 года прекратил свое действие.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления либо договора.

В силу части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения НТО.

Исходя из частей 1-3 статьи 10 указанного федерального закона размещение НТО на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения НТО с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения НТО разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном

Реализация права на размещение НТО на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляемая в соответствии со Схемой, возможна не только на основании договора аренды земельного участка, но не исключает возможность заключения иного договора. При этом, размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с оспариваемой методикой расчета платы по договору на право размещения НТО на территории муниципального образования город Балаково Саратовской области плата определяется по формуле:

Пл = УПКС х Ктип х Кмест х Т, где:

Пл - размер платы по договору (рублей в год без учета НДС);

УПКС – среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель в городе <адрес> по виду 4 разрешенного использования «Предпринимательство» по кадастровому кварталу , равное 2 342 рубля за кв.м земли;

Ктип - коэффициент типа НТО. Значения Ктип определяются согласно таблице и устанавливаются в диапазоне от 1 до 37,8, в том числе в зависимости от площади НТО;

Кмест - коэффициент месторасположения НТО;

Т - период размещения НТО. Принимается равным единице при размещении НТО на полный календарный год. В остальных случаях рассчитывается по формуле Т = п / 365, где п - количество дней при размещении НТО на неполный календарный год.

Как указала представитель административного ответчика, оспариваемая методика принята с учетом составленного финансово-экономического обоснования расчета размера платы по договору на размещение НТО, выполненного администрацией. Для расчета размера платы по договору на право размещения НТО в финансово-экономическом обосновании предусмотрен коэффициент типа НТО в диапазоне от 1 до 100 с подробной детализацией по занимаемым площадям. Минимальный коэффициент типа НТО, равный 1, предусмотрен для самых малогабаритных торговых объектов - уличного холодильника, торгового автомата или прилавка. Значение коэффициента увеличивается в соответствии с увеличением торговой площади и имеет различие для нестационарных передвижных торговых объектов и прочих нестационарных торговых объектов. Коэффициент месторасположения нестационарного торгового объекта определен в зависимости от отдаленности об иных объектов торговли, остановок общественного транспорта. Оспариваемая методика расчета платы по договору на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Балаково Саратовской области имеет экономическую обоснованность и принята не произвольно, а с учетом составленного финансово-экономического обоснования расчета размера платы по договору, содержащего анализ факторов, влияющих на уровень доходности нестационарных торговых объектов и, как следствие, на размер платы за размещение нестационарных торговых объектов, в том числе учтена совокупность коэффициентов, характеризующих различные условия работы нестационарных торговых объектов, - тип нестационарного торгового объекта, а также его месторасположение. Поскольку размещение всех НТО, предусмотренных Схемой, осуществляется без заключения договоров аренды земельных участков, оспариваемая методика в равной мере распространяется на всех субъектов предпринимательской деятельности в этой сфере, основана на анализе экономических факторов, следовательно, разная расчетная стоимость квадратного метра земли по договорам аренды земельных участков и по договорам на размещение нестационарных торговых объектов не ставит владельцев таких объектов в неравное положение друг с другом, их конкуренцию между собой не ограничивает, а равно не создает и необоснованных препятствий для осуществления ими предпринимательской деятельности. Требование административного истца о принятии новой методики расчета платы по договору на право размещения НТО не соответствует принципу разделения властей, установленному статьей 10 Конституции Российской Федерации, полномочия суда по данному делу ограничены формальным нормоконтролем.

Довод административного истца об отсутствии в оспариваемом муниципальном правовом акте правовых норм, предусматривающих право на заключение договора на размещение НТО без проведения торгов с лицом, по инициативе которого в схему размещения НТО было включено место размещение НТО, является необоснованным, поскольку предоставлению права на заключение договора на размещение НТО предшествует ряд последовательных административных процедур, инициирование исполнения которых может осуществляться как заинтересованными в получении места для размещения НТО лицами, так и органами местного самоуправления.

На основании Порядка рассмотрения заявлений заинтересованных лиц о включении в Схему размещения НТО, утвержденного Постановлением администрации Балаковского муниципального района от 2 апреля 2018 года №1137 «Об утверждении прядка рассмотрения заявлений о включении, исключении нестационарных торговых объектов на территории Балаковского муниципального района Саратовской области» определяется исключительно территория (место), в границах которого в дальнейшем возможно размещение нестационарного торгового объекта для организации торговли тем или иным видом товара, исходя из норматива обеспеченности территории указанным видом продукции.

В п.5 Приказа Минэкономразвития Саратовской области №2424 от 18 октября 2016 года «О порядке разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов» указано, что включение (исключение) нестационарных торговых объектов в схему осуществляется по инициативе органов местного самоуправления, определенных в соответствии с уставом муниципального образования, уполномоченных на разработку и утверждение схемы, а также заинтересованных в размещении (исключении) нестационарного торгового объекта юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Порядок рассмотрения заявлений о включении (исключении) нестационарных торговых объектов в схему устанавливается муниципальным нормативным правовым актом, содержащим, в том числе, следующие положения: срок рассмотрения заявления о включении (исключении) нестационарных торговых объектов в схему; исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении (исключении) нестационарного торгового объекта в схему. В связи с чем, порядок рассмотрения таких заявлений заинтересованных лиц, утверждается муниципальным правовым актом и не может предусматривать прав конкретного лица на предоставление ему в дальнейшем права на заключение договора о размещении НТО без проведения торгов.

Муниципальный нормативный правовой акт, определяющий порядок предоставления права на размещение нестационарного торгового объекта, включает в себя в том числе: порядок заключения договоров на размещение нестационарного торгового объекта; исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении права размещения нестационарного торгового объекта.

На этапе предоставления права на размещение НТО осуществляется отбор лиц, которым предоставляется право торговли на конкретном месте, внесенном в Схему размещения НТО, посредством проведения торгов.

Согласно п.1 ст.15 Федерального закона №135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Пункт 1 статьи16 Федерального закона №135-ФЗ от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Предоставление торговых услуг населению является конкурентной сферой оказания услуг, на которую распространяется действие Федерального закона «О защите конкуренции», поскольку любой владелец НТО имеет равное с другими владельцами право на осуществление деятельности по осуществлению торговой деятельности через нестационарную торговую сеть на территории города.

Предоставление органом местного самоуправления права конкретному хозяйствующему субъекту осуществлять свою предпринимательскую деятельность в местах, определенных органом местного самоуправления без проведения конкурсного отбора, является ограничением конкуренции в сфере предоставления услуг торговли. Заключение без проведения торгов договора на право размещения НТО представляет собой совершение согласованных действий между органом местного самоуправления и хозяйствующим субъектом, приводящих к ограничению либо устранению конкуренции на соответствующем рынке услуг, запрет на которые установлен ст.16 ФЗ «О защите конкуренции», а также является проявлением бездействия органа местного самоуправления, ограничивающего конкуренцию на рынке соответствующих услуг, выраженного в не проведении конкурсных процедур на право осуществлять свою деятельность через размещение НТО.

Отсутствие конкурентных процедур среди хозяйствующих субъектов, желающих осуществлять свою деятельность посредством размещения НТО в местах, определенных Схемой, может способствовать проявлению коррупционных проявлений со стороны органа местного самоуправления, принимающего решение о возможности реализации торговой деятельности конкретным хозяйствующим субъектом по своему усмотрению.

Таким образом, требования индивидуального предпринимателя, направленные на понуждение закрепления в оспариваемом нормативном правовом акте исключительного права лица, по заявлению которого место размещения НТО было включено в Схему, на заключение договора на размещение НТО в указанном месте, без проведения процедуры торгов, удовлетворению не подлежат.

Доводы административного истца о том, что процедура торгов на право размещения НТО не установлена для заключения данного вида договоров нормами ст.17.1 Федерального закона №135-ФЗ, в связи с чем, обязательность проведения процедуры торгов необоснованно установлена администрацией в оспариваемом НПА, являются несостоятельными.

Частью 1 статьи 17.1 Федерального Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

В силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

В части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указано, что Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Заключение договоров на право размещение НТО имеет иную правовую природу, поскольку предоставляется не муниципальное имущество, а право на размещение объекта для осуществления конкретного вида деятельности. В связи с чем, предоставление данного права (блага) осуществляется по правилам, предусмотренным иными специальными федеральными законами, которыми устанавливаются соответствующие юридические основания для размещения таких объектов.

Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение НТО на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Принимая во внимание изложенное, суд считает, что правоотношения сторон по размещению на территории муниципального образования НТО не подлежат регулированию, в порядке, установленном статьей 17.1 Закона о защите конкуренции.

Суд полагает, что оспариваемый акт, по основаниям изложенным административным истцом, его прав не нарушает, а потому административный иск удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административных исковых требований индивидуального предпринимателя ФИО1, о признании недействующим в части нормативно-правового акта администрации Балаковского муниципального района Саратовской области, отказать.

В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено представление, в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области.

Судья О.И. Орлова

Мотивированное решение составлено 14 октября 2021 года

Судья О.И. Орлова