ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-2279/20 от 19.05.2020 Центрального районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело №2а-2279/2020

УИД: 22RS0068-01-2019-007016-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 мая 2020 года г.Барнаул

Центральный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

судьи: Кайгородовой О.Ю.,

при секретаре: Прилуцкой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлении Межрайонной ИФНС России № 14 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 14 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к ФИО1, просит взыскать налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 3 820 руб., пени в размере 66,15 руб.

В обоснование требований указано, что согласно данным органов Росреестра ФИО1 является собственником квартир по .... и по .... Данное имущество признается объектом налогообложения. Исходя из инвентаризационной стоимости данного имущества сумма налога за 2016 год составила 3 820 руб.

Налоговые уведомления, требования об уплате налогов и сборов направлены налогоплательщику, вместе с тем, оплата задолженности в установленный срок не произведена. Судебный приказ о взыскании недоимки отменен по заявлению административного ответчика.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме, имеющейся в материалах дела просит рассмотреть дело в его отсутствие, сообщил, что в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» не регистрировался, о существовании такой программы ему не известно, налоговые уведомления и требования об уплате налога за 2016 года не получал.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов, в частности - налога на имущество, транспортного налога налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определения от 8 апреля 2010 года N 468-О-О, от 26 ноября 2018 года N 3059-О).

В силу части 4 статьи 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Пунктом 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены способы передачи физическому лицу требования об уплате налога лично под расписку, направление по почте заказным письмом, передача через личный кабинет налогоплательщика.

Как следует из теста административного иска, налоговое уведомление о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2016 год № от 06.09.2017, требование № направлены ФИО1 посредством сервиса личный кабинет.

Положения Налогового кодекса РФ о возможности использования функций сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» вступили в силу с 01.07.2015.

В соответствии со статьей 11.2 НК РФ личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 11.2 НК РФ (в ред. ФЗ от 04.11.2014 № 347-ФЗ) личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика налогоплательщик - физическое лицо направляет в налоговый орган уведомление об использовании личного кабинета налогоплательщика. После получения уведомления налоговым органом направление указанных документов налогоплательщику на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не производится до получения от этого налогоплательщика уведомления об отказе от использования личного кабинета налогоплательщика.

С 02.06.2016 вступила в силу новая редакция ч. 2 ст. 11.2 НК РФ (в ред. Федерального закона от 01.05.2016 № 130-ФЗ), согласно которой налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

При этом, налогоплательщиками, получившими доступ к информационному ресурсу «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», считаются физические лица, получившие регистрационную карту и сменившие первичный пароль при входе в ЛК ФЛ, а также все пользователи, подключившиеся с помощью сертификата ключа электронной подписи или с помощью учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА). Исключение составляют пользователи, отказавшиеся от пользования личного кабинета или заблокировавшие свою учетную запись, а также пользователи, утратившие возможность доступа к информационному ресурсу в случае неизменения полученного первичного пароля в течение 30 дней с момента получения регистрационной карты (Письмо ФНС России от 22.08.2016 № БС-4-11/15377@).

Как следует из материалов дела доступ к сервису «Личный кабинет налогоплательщика» ФИО1 получал в МИФНС России №15 по АК 01.12.2014г., ему выдана регистрационная карта и первичный пароль.

МИФНС России №15 по АК в материалы дела представлено заявление ФИО1 на подключение к интернет - сервису ФНС России «Личный кабинет» от 01.12.2014 /л.д.74/.

Вместе с тем, ФИО1 первичный пароль не сменил, что подтверждается скриншотом, а также сведениями, представленными административным истцом в материалы дела. В настоящее время личный кабинет ФИО1 заблокирован, история действий отсутствует.

Учитывая, что первичный пароль действует в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в Сервисе, учетная запись подлежала блокировке по истечении указанного срока (то есть 01.01.2015), согласно приказа ФНС России от 16.10.2014 № ММВ-7-17/538@ и письма ФНС России от 16 августа 2016 г. № ЗН-4-6/14974@. Следовательно, налоговое уведомление от 06.09.2017 года, а также требование № 3210 по состоянию на 06.02.2018 года не могли быть направлены через личный кабинет налогоплательщика. А в случае направления указанных документов, такой способ нельзя признать соответствующим требованиям закона

Согласно ответу МИФНС России №14 по АК 22.03.2018 личный кабинет налогоплательщика заблокирован, информация об истории действий в личном кабинете отсутствует. Блокировка учетной записи в «Личном кабинете налогоплательщика» произведена по инициативе налогового органа в целях направления документов на бумажных носителях в адрес административного ответчика в связи с тем, что налогоплательщик в личный кабинет более трех лет не входил.

Таким образом, доводы о том, что налоговое уведомление и требование направлялись налогоплательщику через сервис «личный кабинет» не могут быть приняты во внимание, иных доказательств направления налогового уведомления и требования в материалы дела стороной административного истца не представлено.

В соответствии с частью 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что налоговым органом не соблюдены положения закона при направлении в адрес административного ответчика налогового уведомления и требования об уплате налога, в связи, с чем оснований для взыскания задолженности в судебном порядке не имеется, требования не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 14 к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 3 820 руб., пени в размере 66,15 руб. оставить без удовлетворения в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Центральный районный суд г. Барнаула в течение одного месяца после составления решения в окончательной форме.

Судья О.Ю.Кайгородова

Дело №2а-2279/2020

УИД: 22RS0068-01-2019-007016-68