ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-227/2021УИД от 25.01.2021 Гулькевичского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-227/2021 УИД: 23RS0013-01-2020-003713-79

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Гулькевичи 25 января 2021 года

Гулькевичский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Соколенко А.В.,

при секретаре Богатыревой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района о признании уведомления об отказе в согласовании перепланировки квартиры необоснованным,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать уведомление межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда на территории Гулькевичского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании ФИО1 перепланировки квартиры по адресу: <адрес> необоснованным; признать согласованной перепланировку квартиры по адресу: <адрес>, согласно проекту , подготовленному Филиалом ГУП КК «Крайтехивентаризация - Краевое БТИ» по Гулькевичскому району; обязать администрацию Гулькевичского городского поселения выдать истцу решение и постановление о согласовании перепланировки квартиры по адресу: <адрес>, согласно проекту, подготовленному Филиалом ГУП КК «Крайтехивентаризая - Краевое БТИ» по Гулькевичскому району.

Свои требования обосновала тем, что истцу на праве собственности, что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права, принадлежит жилое помещение (квартира) находящаяся по адресу: <адрес>, кадастровый номер жилого помещения (квартиры): . В 2020 году Филиалом ГУП КК «Крайтехивентаризация - Краевое БТИ» по Гулькевичскому району по заказу истца был разработан проект перепланировки и переоборудования в вышеуказанной квартире, предусматривающий изоляцию квартиры от общих помещений многоквартирного дома (закладка дверного проема из лестничной клетки подъезда многоквартирного дома); устройство со стороны левого бокового фасада многоквартирного дома обособленных входов непосредственно в жилое помещение квартиры с использованием существующих оконных проемов (без расширения этих проемов); демонтаж подоконной части стены для устройства дверного проема вместо оконного); демонтаж части подоконной стены для увеличения высоты оконного проема; демонтаж ненесущих перегородок между комнатами для объединения: устройство крыльца с пандусом сборно-разборных металлических конструкциях без устройства фундамента для обеспечения обособленного входа в жилое помещение квартиры ; устройство навеса над крыльцом с пандусом в сборно-разборных металлических конструкциях, блокируемого к стене многоквартирного дома без устройства связей между конструкцией навеса и стеной; отделка помещений. Мероприятия, принятые по проекту перепланировки и переоборудования жилого помещения в многоквартирном доме, не затрагивают основные несущие конструкции здания, не приведут к изменению конструктивной схемы здания, не изменяют характеристики надежности конструкций, не нарушают безопасную эксплуатацию здания, не нарушают прав и законных интересов третьих лиц и не создают угрозу жизни и здоровью граждан. Функциональное использование нежилого помещения в многоквартирном доме совместимо с жилой зоной, соответствует требованиям ФЗ от 29.05.2019 №116-ФЗ. Истец также обратился с заявлением о согласовании перепланировки. Однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Межведомственной комиссией по использованию жилищного фонда на территории Гулькевичского городского поселения истцу отказано в согласовании перепланировки, поскольку при устройстве отдельного входа в помещение путем разрушения части внешней стены многоквартирного дома за счет расширения существующего оконного проема в наружной стене происходит модернизация; при устройстве наружной площадки будет изменен показатель максимального процента застройки в границах земельного участка, который относится к предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства. Истец обратился в надлежащий орган, обладающий полномочиями по согласованию перепланировки жилых помещений, с заявлением о согласовании перепланировки, представлены все необходимые для этого документы. Истцом получено согласие всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, на проведение работ по перепланировке и переустройству. Согласно проекту перепланировки образуемые проемы выполняются в соответствующих габаритах без расширения, а довод об изменении максимального процента застройки земельного участка не обоснован, поскольку отсутствуют какие-либо сведения о земельном участке, максимально расширенном проценте его застройки и фактической застройке, т.е. носит предположительных характер. Кроме того, максимально расширенный процент застройки земельного участка является нормативной величиной, устанавливаемой органом местного самоуправления при осуществлении им полномочий в сфере градостроительства и объективно не может быть изменен самостоятельно истцом. Решение об отказе в согласовании не содержит ссылки на нарушения, предусмотренные частью 1 ст.27 ЖК РФ.

В судебное заседание административный истец ФИО1, не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика, надлежаще уведомленный о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился, глава Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Суд, изучив материалы дела, находит, что административный иск ФИО1 подлежит удовлетворению.

Согласно ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

соблюдены ли сроки обращения в суд;

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно положениям статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 1).

Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (часть 2).

В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов являются реконструкцией объектов капитального строительства. Таким образом, если строительные работы, выполняемые на объекте капитального строительства, влекут за собой изменения, перечисленные в вышеуказанной статье, то такие работы относятся к работам по реконструкции объекта капитального строительства.

Разделом 9 стандарта организации реконструкция и модернизация жилищного фонда СТО 00043363-01-2008 определено, что реконструкция включает изменение планировки помещений, габаритов, возведение надстроек, встроек, пристроек, переоборудование чердачного помещения или мансарды, а при наличии обоснований - частичную разборку здания; повышение уровня инженерного оборудования, включая наружные сети (кроме магистральных), замену изношенных и морально устаревших конструкций и инженерного оборудования на современные, более надежные и эффективные, улучшающие эксплуатационные показатели жилого дома; улучшение архитектурной выразительности здания, а также благоустройство прилегающей территории.

В свою очередь, перепланировка помещений определена как проведение строительных работ в отдельных помещениях здания при сохранении функционального назначения объекта перепланировки, предусматривающих один из следующих видов работ (или их комплекс): замену (частичную или полную) несущих перегородок; пробитие проемов в несущих перегородках; замену инженерного и сантехнического оборудования помещений (не влекущую переоборудование по всему зданию).

В соответствии с частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Для получения разрешения заинтересованное лицо представляет заявление с приложением документов, указанных в части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.

По результатам рассмотрения заявления орган местного самоуправления принимает решение о согласовании или об отказе в согласовании перепланировки (переустройства) жилого помещения.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В 2020 году ГБУ КК «Крайтехинвентаризация – Краевое БТИ» Отдел по Гулькевичскому району по заказу истца разработан проект перепланировки жилого помещения (квартиры) в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, предусматривающий изоляцию квартиры от общих помещений многоквартирного дома (закладка дверного проема из лестничной клетки подъезда многоквартирного дома); устройство со стороны левого бокового фасада многоквартирного дома обособленных входов непосредственно в жилое помещение квартиры с использованием существующих оконных проемов (без расширения этих проемов); демонтаж подоконной части стены для устройства дверного проема вместо оконного); демонтаж части подоконной стены для увеличения высоты оконного проема; демонтаж ненесущих перегородок между комнатами для объединения: устройство крыльца с пандусом сборно-разборных металлических конструкциях без устройства фундамента для обеспечения обособленного входа в жилое помещение квартиры ; устройство навеса над крыльцом с пандусом в сборно-разборных металлических конструкциях, блокируемого к стене многоквартирного дома без устройства связей между конструкцией навеса и стеной; отделка помещений.

Истец обратилась в администрацию Гулькевичского городского поселения за согласованием перепланировки и переустройства принадлежащей ей квартиры на основании подготовленного специализированной организацией проекта.

Уведомлением администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в согласовании перепланировки, поскольку согласно представленного проекта одним из видов работ, является устройство отдельного входа в помещения (путем частичной разборки здания, а именно оконных проемов) и устройство входной площадки. К фасаду дома относятся, в том числе и оконные проемы, которые также относятся к общей долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома. Согласно пункта 3 статьи 36 Жилищного кодекса РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции. При устройстве отдельного входа в помещение путем разрушения части внешней стены многоквартирного дома за счет расширения существующего оконного проема в наружной стене происходит модернизация. При устройстве входной площадки будет изменен показатель максимального процента застройки в границах земельного участка, который относится к предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства.

Данные выводы административного ответчика не соответствуют представленной проектной документации.

Проектом предлагается перепланировка жилого помещения квартиры , расположенной на первом этаже в 5-ти этажном многоквартирном жилом доме для улучшения потребительских свойств жилого помещения с устройством обособленных входов непосредственно в квартиру с участка с выполнением необходимых элементов благоустройства прилегающей территории со стороны восточного фасада.

Указано, что перепланировка жилого помещения квартиры на 1-м этаже с устройством обособленного входа с улицы изменит существующий фасад многоквартирного жилого дома с восточной стороны. Фасад западный со стороны входа в подъезд остается без изменений.

Проектом предусмотрено устройство на прилегающей территории элементов благоустройства, необходимых для обеспечения функционирования жилого помещения квартиры с обособленными входами непосредственно с земельного участка многоквартирного жилого дома:

крыльца с пандусом в сборно-разборных металлических конструкциях без устройства фундамента для обеспечения обособленного входа в жилое помещение квартиры ;

навеса над крыльцом с пандусом в сборно-разборных металлических конструкциях, блокируемого к стене многоквартирного жилого дома без устройства связей между конструкцией навеса и стеной.

Санитарная уборка прилегающей территории определена в пределах размещения элементов благоустройства, определенного проектом.

Инженерная подготовка участка не требуется, т.к. территория прилегающая к многоквартирному жилому дому имеет существующую вертикальную планировку и организованный рельеф.

Проект перепланировки и переустройства включает следующие мероприятия: изоляция квартиры от общих помещений многоквартирного жилого дома (закладка дверного проема из лестничной клетки подъезда многоквартирного жилого дома); устройство со стороны фасада многоквартирного жилого дома обособленного входа непосредственно в жилое помещение квартиры с использованием существующих оконных проемов (без расширения этих проемов, демонтаж подоконной части стены); демонтаж ненесущих перегородок дня объединения комнат; устройство дверного проема непосредственно в квартире между жилой комнатой и кухней; закладка существующего дверного проема; изменение отделки помещений; устройство крыльца с пандусом в сборно-разборных металлических конструкциях без устройства фундамента для обеспечения обособленного входа в жилое помещение квартиры ; устройство навеса над крыльцом с пандусом в сборно-разборных металлических деструкциях, блокируемого к стене многоквартирного жилого дома без устройства связей между конструкцией навеса и стеной.

В разделе 4, лист 4 Проекта указано, что устройство со стороны фасада многоквартирного жилого дома обособленного входа непосредственно в жилое помещение квартиры осуществляется с использованием существующих оконных проемов (без расширения этих проемов, демонтаж подоконной части стены).

Также проектом предусмотрено устройство крыльца с пандусом в сборно-разборных металлических конструкциях без обустройства фундамента для обеспечения обособленного входа в жилое помещение квартиры .

Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома МКР Западный от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 получено согласие собственников жилых помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> на проведение работ по перепланировке и переустройству.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав общего имущества в многоквартирном доме входят крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Согласно пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, состав общего имущества многоквартирного дома более детализирован. Так, к общему имуществу отнесены ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома и ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения.

Согласно пункту 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 №170 не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы.

В пункте 4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда содержатся отдельные пункты, которые регулируют техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций стен в зависимости от различных материалов, в частности: пункт 4.2.1 – «стены каменные (кирпичные, железобетонные)», пункт 4.2.2 – «стены деревянные», пункт 4.2.3 – «отделка», пункт 4.2.4 – «балконы, козырьки, лоджии и эркеры».

В пункте 4.2.4 указанных Правил содержится подпункт 4.2.4.9, регулирующий вопросы установки окон, крепления оконных и дверных коробок, а также крепления к панелям наружных стен трамвайных троллейбусных и других оттяжек. В данном пункте также указано на то, что не допускается в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий расширять и пробивать проемы, а также крепить к панелям наружных стен трамвайные, троллейбусные и другие оттяжки.

Как следует из вышеуказанных норм, данный пункт содержит запрет на расширение и пробивание проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий при техническом обслуживании и ремонте строительных конструкций, а именно балконов, козырьков, лоджий и эркеров.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Исходя из приведенных положений закона, следует, что отдельное помещение в многоквартирном доме не является объектом капитального строительства, а устройство нового входа в квартиру, которое планирует осуществить административный истец, не является реконструкцией объекта капитального строительства.

Иных доводов к отказу в согласовании перепланировки административным ответчиком не указано.

Между тем, перечень оснований для отказа в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения установлен частью 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 27 Жилищного кодекса решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Принятое административным ответчиком решение не содержит предусмотренных законом оснований отказа в согласовании перепланировки, в связи с чем, не может быть признано обоснованным.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению, суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

В обоснование отказа административным ответчиком приведены не предусмотренные законом основания, выводы ответчика противоречат представленному проекту перепланировки, для устранения допущенных нарушений прав административного истца необходимо обязать принять решение о согласовании.

Поскольку основания к отказу ФИО1 в согласовании перепланировки признаны незаконными, то исходя из содержания ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Признавая административный иск обоснованным, суд обязан устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод, это не ущемляет самостоятельности органов в решении вопросов, входящих в их компетенцию, а направлено на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности, поэтому не может расцениваться как вмешательство в исключительную компетенцию данного органа.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление ФИО1 к администрации Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района о признании уведомления об отказе в согласовании перепланировки квартиры необоснованным – удовлетворить.

Признать уведомление межведомственной комиссии по использованию жилищного фонда на территории Гулькевичского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в согласовании ФИО1 перепланировки квартиры по адресу: <адрес>, необоснованным.

Признать согласованной перепланировку квартиры по адресу: <адрес>, согласно проекту , подготовленному Филиалом ГУП КК «Крайтехивентаризация - Краевое БТИ» по Гулькевичскому району.

Обязать администрацию Гулькевичского городского поселения Гулькевичского района выдать ФИО1 решение и постановление о согласовании перепланировки квартиры по адресу: <адрес>, согласно проекту, подготовленному Филиалом ГУП КК «Крайтехивентаризая - Краевое БТИ» по Гулькевичскому району.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Краснодарский краевой суд через Гулькевичский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Гулькевичского районного суда А.В. Соколенко