ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-227/2022 от 07.07.2022 Осинского районного суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Оса 07 июля 2022 года Осинский районный суд Иркутской области в составе председательствующего Силяво Ж.Р., при секретаре Тышкееве С.Ю., с участием представителя истца и.о. заместителя прокурора Осинского района Матаповой О.Ю., представителя административного ответчика администрации Осинского муниципального района Вахрушкиной И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-227/2022 по иску прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Осинского муниципального района о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,

установил:

Прокурор Осинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Осинского муниципального района о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, указав следующее:

Прокуратурой Осинского района проведена проверка в деятельности администрации Осинского муниципального образования по исполнению законодательства о гражданской обороне, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в ходе которой установлено следующее.

Пунктом 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесены организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 года утверждено Положение о системах оповещения населения (далее - Положение).

В соответствии с п.7 Положения системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС: на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения); на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее муниципальная система оповещения); на объектовом уровне - локальная система оповещения. Региональные системы оповещения создают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления. Границами зон действия региональной и муниципальной систем оповещения являются административные границы субъекта Российской Федерации и муниципального образования соответственно.

Согласно п.25 Положения поддержание региональных, муниципальных и локальных систем оповещения в готовности организуется и осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, перечисленными в пункте 7 настоящего Положения, соответственно.

Готовность систем оповещения населения достигается в том числе наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения.

Проверкой установлено, что муниципальная система оповещения Осинского муниципального района не соответствует проектно-сметной документации по объекту «Развитие и модернизация системы оповещения Иркутской области», разработанной АО «Корпорация «Капитал-Технология». Муниципальные системы оповещения (МСО) разрабатываются в рамках государственной программы Иркутской области «Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на 2019-2024 годы» в том числе для Осинского муниципального района, оборудованием оповещения подлежат все населённые пункты района в дополнение к существующим средствам оповещения.

Согласно проектно-сметной документации обеспечение звуковым и речевым оповещением о ЧС населения на территории населенных пунктов Осинского муниципального района предусмотрено тридцать три стационарных систем оповещения и двадцать три мобильных комплекса оповещения МСО-200-1.

Согласно информации государственного инспектора Усть-Ордынского Бурятского округа по пожарному надзору от №.... местная система оповещения администрации Осинского муниципального района не обеспечивает доведение информации и сигналов оповещения до населения, проживающего на территории всего Осинского района за исключением с.Оса, д.Лузгина, д.Харай, д.Заглик, д.Мороза.

Неисполнение полномочий по гражданской обороне в границах Осинского муниципального района, указывает на бездействие администрации Осинского муниципального района по осуществлению своих полномочий.

Следствием такого бездействия может стать причинение вреда жизни и здоровью граждан, материальным и культурным ценностям РФ.

Индивидуализировать и привлечь в качестве истцов указанный круг лиц, не представляется возможным, ввиду демографической динамики, в связи с чем, прокурор района обращается в защиту прав и законных интересов неопределённого крута лиц.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, административный истец просит суд: признать бездействие администрации Осинского муниципального района по осуществлению мероприятий по гражданской обороне на территории Осинского района – незаконным; возложить на администрацию Осинского муниципального района обязанность по дополнительному оснащению системы оповещения населения на территории Осинского муниципального района в соответствии с проектной документацией «Развитие и модернизация системы оповещения Иркутской области», разработанной АО «Корпорация «Капитал-Технология».

В судебном заседании представитель административного истца и.о. заместителя прокурора Осинского района Матапова О.Ю. исковые требования прокурора Осинского района поддержала полностью, суду дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. Просила установить срок для исполнения решения в течение полугода со дня вынесения решения.

Представитель административного ответчика администрации Осинского муниципального района Вахрушкина И.В. в судебном заседании с требованиями прокурора согласилась, при этом просила суд установить срок для исполнения решения суда в течение одного года со дня вынесения решения ввиду отсутствия финансирования бюджета района.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, установив юридически значимые обстоятельства, огласив письменные материалы дела, и дав оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на их всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление прокурора Осинского района подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человек и гражданина является обязанностью государства.

В соответствии с положениями ст.ст.12, 130, 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно обеспечивает решение вопросов местного значения, владение, пользование, и распоряжение муниципальной собственностью, а так же решение вопросов местного значения.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее Федеральный закон № 68-ФЗ) предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Положениями ч.2 ст.8 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» определено, что органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований, в том числе: создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения.

В силу ч.3 ст.18 Федерального закона от 12.02.1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

В силу п.п.7, 21 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с ч.2 ст.11 Федерального закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно, в том числе: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций (п.«а»); создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях (п.«м»).

В соответствии с п.п.7, 19 ч.1 ст.10 Устава Осинского муниципального района к вопросам местного значения Осинского муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по территориальной и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (л.д.21-26).

Таким образом, обязанность по организации и осуществлению мероприятий по территориальной и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, лежит на администрации Осинского муниципального района, который в пределах своей компетенции самостоятельно решает вопросы организации и осуществления мероприятий по территориальной и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 года № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации (далее по тексту - Положение о гражданской обороне от 26.11.2007 года № 804).

Приказом МЧС России от 14.11.2008 года № 687 утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях (далее по тексту - Положение об организации и ведении гражданской обороны от 14.11.2008 года № 687).

По смыслу п.8 Положения о гражданской обороне от 26.11.2007 года № 804, п.15.2 Положения об организации и ведении гражданской обороны от 14.11.2008 года № 687, к основным мероприятиям органов местного самоуправления в области гражданской обороны, осуществляемым в целях решения задачи, связанной с оповещением населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, отнесены, в том числе: создание и поддержание в состоянии постоянной готовности системы централизованного оповещения населения, осуществление ее реконструкции и модернизации на базе технических средств нового поколения; установка специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей; комплексное использование средств единой сети электросвязи Российской Федерации, сетей и средств радио-, проводного и телевизионного вещания, а также других технических средств передачи информации.

Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 года утверждено Положение о системах оповещения населения, действующее с 01.01.2021 года (далее по тексту - Положение о системах оповещения населения от 31.07.2020 года № 578/365).

К системам оповещения населения, в том числе к комплексной системе экстренного оповещения населения, система оповещения должна обеспечивать дистанционное управление оконечными средствами оповещения населения, должностных лиц, органов управления и сил ГО и РСЧС (пп.«н» п.1).

Данным Положением определено, что системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования РСЧС, в том числе: на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - региональная система оповещения); на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (далее - муниципальная система оповещения). Региональные системы оповещения создают органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления. Границами зон действия региональной и муниципальной систем оповещения являются административные границы субъекта Российской Федерации и муниципального образования соответственно (п.7).

Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.9).

Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении № 1 к настоящему Положению (п.10).

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до: руководящего состава ГО и звена территориальной подсистемы РСЧС муниципального образования; сил ГО и РСЧС муниципального образования; дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 7 Положения, и дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов; людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования (п.13).

Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения (планами гражданской обороны) и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (п.16).

Решение на задействование региональных, муниципальных и локальных систем оповещения принимается соответственно: высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации); руководителями органов местного самоуправления (главами местных администраций) (п.18).

Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения. Основной режим функционирования региональных и муниципальных систем оповещения - автоматизированный (п.19).

Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!» путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания). Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления РСЧС (п.20).

Для обеспечения своевременной передачи населению сигналов оповещения и экстренной информации комплексно могут использоваться: сети электрических, электронных сирен и мощных акустических систем; сети проводного радиовещания; сети уличной радиофикации; сети кабельного телерадиовещания; сети эфирного телерадиовещания; сети подвижной радиотелефонной связи; сети местной телефонной связи, в том числе таксофоны, предназначенные для оказания универсальных услуг телефонной связи с функцией оповещения; сети связи операторов связи и ведомственные; сети систем персонального радиовызова; информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»; громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения (п.21).

Рассмотрение вопросов об организации оповещения населения и определении способов и сроков оповещения населения осуществляется комиссиями по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ОПБ) соответствующего уровня (п.22).

Поддержание региональных, муниципальных и локальных систем оповещения в готовности организуется и осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, перечисленными в пункте 7 настоящего Положения, соответственно (п.25).

Готовность систем оповещения населения достигается: наличием актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования систем оповещения населения; наличием дежурного (дежурно-диспетчерского) персонала, ответственного за включение (запуск) системы оповещения населения, и уровнем его профессиональной подготовки; наличием технического обслуживающего персонала, отвечающего за поддержание в готовности технических средств оповещения, и уровнем его профессиональной подготовки; наличием, исправностью и соответствием проектно-сметной документации на систему оповещения населения технических средств оповещения; готовностью сетей связи операторов связи, студий вещания и редакций средств массовой информации к обеспечению передачи сигналов оповещения и (или) экстренной информации; регулярным проведением проверок готовности систем оповещения населения; своевременным эксплуатационно-техническим обслуживанием, ремонтом неисправных и заменой выслуживших установленный эксплуатационный ресурс технических средств оповещения; наличием, соответствием законодательству Российской Федерации и обеспечением готовности к использованию резервов средств оповещения; своевременным проведением мероприятий по созданию, в том числе совершенствованию, систем оповещения населения (п.26).

Требования к системам оповещения населения определены в приложении № 1 названного Положения о системах оповещения населения от 31.07.2020 года № 578/365, которым, в том числе предусмотрено, что технические средства оповещения должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2014 "Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования", утратившего силу с 01.06.2021 года, в связи с введением в действие ГОСТ Р 42.3.01-2021. "Национальный стандарт Российской Федерации. Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования", утвержденного приказом Росстандарта от 09.02.2021 года № 46-ст.

До 31.12.2020 года действовало Положение о системах оповещения населения, утвержденное приказом МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006 года (далее по тексту - Положение о системах оповещения от 25.07.2006 года N 422/90/376), которым было определено, что система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения (п.3).

Системы оповещения создаются, в том числе на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования). Системы оповещения всех уровней должны технически и програмно сопрягаться (п.4).

Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.6).

Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения информации и сигналов оповещения до: руководящего состава гражданской обороны и звена территориальной подсистемы РСЧС, созданного муниципальным образованием; специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств гражданской обороны на территории муниципального образования, в соответствии с пунктом 13 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"; дежурно-диспетчерских служб организаций, эксплуатирующих потенциально опасные производственные объекты; населения, проживающего на территории соответствующего муниципального образования (п.10).

В судебном заседании установлено, что на основании требования прокуратуры Иркутской области от №.... государственным инспектором Усть-Ордынского Бурятского округа по пожарному надзору ФИО6 совместно с помощником прокурора Осинского района Матаповой О.Ю. проведена проверка в отношении администрации Осинского муниципального района.

Суд установил, что прокуратурой района в ходе проверки установлено, что муниципальная система оповещения Осинского муниципального района не соответствует проектно-сметной документации по объекту «Развитие и модернизация системы оповещения Иркутской области», разработанной АО «Корпорация «Капитал-Технология». Муниципальные системы оповещения (МСО) разрабатываются в рамках государственной программы Иркутской области «Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, построение и развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на 2019-2024 годы» в том числе для Осинского муниципального района, оборудованием оповещения подлежат все населённые пункты района в дополнение к существующим средствам оповещения.

Согласно проектно-сметной документации обеспечение звуковым и речевым оповещением о ЧС населения на территории населенных пунктов Осинского муниципального района предусмотрено тридцать три стационарных систем оповещения и двадцать три мобильных комплекса оповещения МСО-200-1 с уличными оповещателями (л.д.9-20).

Согласно информации государственного инспектора Усть-Ордынского Бурятского округа по пожарному надзору от №.... местная система оповещения администрации Осинского муниципального района не обеспечивает доведение информации и сигналов оповещения до населения, проживающего на территории всего Осинского района за исключением с.Оса, д.Лузгина, д.Харай, д.Заглик, д.Мороза (л.д.4-8).

Таким образом, в настоящее время оконечное оборудование оповещения РАСЦО ИО в МО «Осинский район» установлено на территории трех населенных пунктов района: с.Оса, д.Лузгина, д.Харай. Действующая система МСО Осинского муниципального района включает в себя: рабочее место оперативного дежурного ЕДДС МО «Осинский район», оснащенное АРМ управления местной системой оповещения на базе блоков П-166М БУ, П-166М МРО, П-166 М ТУ; автоматизированную систему оповещения по телефонам (АСО) «Рупор», установленную на ЕДДС МО «Осинский район»; пять блоков П-166М БПРУ и систем громкоговорящей связи П-166 ВАУ с громкоговорителями, установленные в местах массового скопления людей. Вместе с тем, законодательство Российской Федерации устанавливает иные требования, предъявляемые к системам оповещения населения. Доведение информации до населения, проживающего на территории Осинского района, должно быть обеспечено технически и программно сопряжением систем оповещения всех уровней. Специальные оконечные устройства местной системы оповещения должны технически сопрягаться с блоком управления системы оповещения. То есть у дежурного диспетчера ЕДДС Осинского района должна быть возможность централизованно запустить местную систему оповещения как во всех населенных пунктах района, так и в отдельно взятых. Администрацией Осинского муниципального района не обеспечено поддержание в постоянной готовности муниципальной системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, выразившееся в отсутствии оконечных устройств в населенных пунктах района.

Не обеспечение администрацией Осинского муниципального района соответствия муниципальной системы оповещения установленным требованиям, нарушает права неопределенного круга лиц на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также право быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории района, и о мерах необходимой безопасности.

Суду представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о нарушении ответчиком законодательства о гражданской обороне, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в связи с чем, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч.3 ст.227 КАС РФ при принятии решения суда, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Осинского муниципального района о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства о гражданской обороне, о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Осинского муниципального района по осуществлению мероприятий по гражданской обороне на территории Осинского района.

Обязать администрацию Осинского муниципального района в срок до 01 апреля 2023 года дополнительно оснастить системой оповещения населения на территории Осинского муниципального района в соответствии с проектной документацией «Развитие и модернизация системы оповещения Иркутской области», разработанной АО «Корпорация «Капитал-Технология».

Об исполнении решения суда сообщить прокурору и в суд, принявший решение, в течение месяца со дня исполнения решения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда через Осинский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня вынесения решения.

Судья Осинского районного суда Ж.Р. Силяво