Дело № 2а-228
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 марта 2016 года
Каменский городской суд Пензенской области в составе:
председательствующего судьи Погребной С.Г.,
с участием представителя административного истца старшего помощника Каменского межрайонного прокурора Ш.И.,
при секретаре О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Каменского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации ....... о признании незаконным бездействия и о понуждении ликвидировать несанкционированную свалку,
У С Т А Н О В И Л :
Каменский межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным административным иском, мотивируя свои требования тем, что при осуществлении надзора за соблюдением природоохранного законодательства были выявлены нарушения действующего законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения в части сбора, временного хранения, обеззараживания и размещения отходов в деятельности администрации ........ В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером /номер/ на расстоянии 2 км. 875 метров от черты ....... в сторону ....... находятся очистные сооружения, между помещениями бывшей котельной, хлораторной и бывшем помещением воздухоотвода на снегу, размером примерно 5x2 м., высыпаны зерноотходы (шелуха от зерна), что является несанкционированной свалкой и администрация ....... самоустранилась от решения данной проблемы. Таким образом, бездействием администрации ....... и ее должностных лиц длительное время допускается несоблюдение экологических, земельных, санитарно-эпидемиологических требований, чем нарушаются права и законные интересы граждан, создавая реальную угрозу их здоровью, учитывая открытость, доступность несанкционированной свалки для жителей муниципального образования, животных. Администрацией ....... не осуществляются обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Дальнейшее бездействие создает угрозу наступления тяжелых последствий в виде негативного воздействия на экологическую безопасность и здоровье жителей. Просил суд признать незаконным бездействие администрации ......., выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями; обязать администрацию ....... ликвидировать несанкционированную свалку, размером примерно 5x2 м., на земельном участке с кадастровым номером /номер/ на расстоянии 2 км. 875 метров от черты ....... в сторону ....... на территории очистных сооружений.
В судебное заседание представитель административного истца старший помощник Каменского межрайонного прокурора Ш.И. исковые требования поддержала, суду пояснила изложенное в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации ....... в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения иска извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив в совокупности все представленные доказательства, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина обязанность государства.
В силу ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относится в том числе, и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 98-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами, относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Нормами ст.ст. 4, 22 ФЗ от 30.03.1999 года № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Установлено, что в ходе осуществления прокурорского надзора в сфере природоохранного законодательства РФ администрацией ....... на земельном участке с кадастровым номером /номер/ на расстоянии 2 км. 875 метров от черты ....... в сторону ....... находятся очистные сооружения, между помещениями бывшей котельной, хлораторной и бывшем помещением воздухоотвода, на снегу, размером 5x2 м., высыпаны зерноотходы (шелуха от зерна). Факт наличия указанных нарушений подтверждается фотоматериалом
Согласно п.п. 1.2., 3.2., 3.3., 2.1.3. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. № 4690-88), система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы, а жидкие бытовые отходы - на сливные станции или поля ассенизации. Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается. На земельные участки, отведенные для организации полигонов твердых бытовых отходов (усовершенствованные свалки) должно быть согласование местных учреждений санитарно-эпидемиологической службы. На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта.
На основании вышеизложенного следует, что свалка является несанкционированной и администрация ....... самоустранилась от решения данной проблемы.
Таким образом, бездействием администрации ....... и ее должностных лиц длительное время допускается несоблюдение экологических, земельных, санитарно-эпидемиологических требований, чем нарушаются права и законные интересы граждан, создавая реальную угрозу их здоровью, учитывая открытость, доступность несанкционированной свалки для жителей муниципального образования, животных.
При анализе выше приведенных норм закона в совокупности с положениями Конституции РФ и представленными по делу доказательствами, а также в связи с тем, что администрация ....... является органом местного самоуправления обязанным осуществлять организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, следует вывод, что факт нарушения, нашел свое подтверждение при рассмотрении дела.
Согласно п.9 ст. 227 КАС РФ в случае признания действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения.
Оценивая все собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает необходимым требования Каменского межрайонного прокурора удовлетворить и обязать администрацию ....... обязать ликвидировать несанкционированную свалку, размером 5х2 м., на земельном участке с кадастровым номером /номер/ на расстоянии 2 км. 875 метров от черты ....... в сторону ....... на территории очистных сооружений.
.
Руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд, -
решил:
Признать незаконным бездействие администрации ......., выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по регулярной очистке территории муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, и возложить обязанность по ликвидации несанкционированной свалки. Размером 5х2 м., на земельном участке с кадастровым номером /номер/ на расстоянии 2 км. 875 метров от черты ....... в сторону ....... на территории очистных сооружений.
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Каменский городской суд Пензенской области в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено /дата/
Председательствующий: