Дело № 2а-2280/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 октября 2020 года г. Симферополь
Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе
председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
при секретаре Шерет Э.В.,
с участием административного истца ФИО3,
представителя административного ответчика Администрации города Симферополя ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 в интересах несовершеннолетней ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ года рождения к административным ответчикам Администрации города Симферополя Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению Управление образования Администрации города Симферополя о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации <адрес> в котором просит признать незаконным и дискриминационным бездействие Администрации <адрес> в решении вопроса устройства несовершеннолетнего ребенка ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения местом в группе полного дня дошкольного учреждения находящегося в доступной близости от места проживания. Обязать Администрацию <адрес> реализовать право несовершеннолетнего ребенка на бесплатное дошкольное образование путем создания и предоставления в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения места в группе полного дня МБДОУ «СОШ-Детский сад №».
Определением Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ привлечено к участию в деле в качестве административного соответчика МКУ Управление образования администрации <адрес>,
В судебном заседании административный истец поддержал требования.
В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации <адрес> возражала против заявленных требований, полагала требования не обоснованными.
Из письменных возражений представителя Администрации <адрес> следует, что Администрацией <адрес> рассматривались заявления ФИО2 по вопросу получения места в ДОУ. Процедура комплектования дошкольных учреждений осуществляется в автоматизированном режиме модулем «Электронная очередь в ДОО Республики Крым» в соответствии с порядком очередности, с учетом возрастной группы, специфики групп, наличии льготной категории и даты регистрации заявления. В настоящее время действующие ДОУ <адрес> укомплектованы в полном объеме, свободные места отсутствуют. ФИО1 будет направлена в одно из выбранных ДОУ в порядке электронной очереди согласно возрасту при наличии свободных мест на 2020/2021.г.г. МКУ Управления образования Администрации <адрес> принимаются все необходимые меры к увеличению мест в ДОУ,
Представитель административного ответчика МКУ Управление образования Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из письменных пояснений представителя МКУ Управления образования Администрации <адрес> следует, что ребенок ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована в Электронной очереди на получение места в ДОУ Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в электронной очереди на получение места по своему возрасту в МБОУ «СОШ-детский сад №» ребенок числится под номером 86, в МБДОУ № «Сказка» под номером 33, в МБДОУ № «Звоночек» под номером 120. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ все муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения общеразвивающей направленности <адрес> укомплектованы.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженка <адрес>, отец ФИО2.
Из ответа МКУ Управления образования Администрации <адрес> на имя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответ дается по заявлению ФИО2 о предоставлении места ребенку в МБОУ «СОШ-детский сад №» с ДД.ММ.ГГГГ. Из ответа следует, что ребенок ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения числится в электронной очереди на получение места в МБОУ «СОШ ДС №», МБДОУ № «Мишутка», МБОУ «Школа-лицей №» от ДД.ММ.ГГГГ. Направления выдаются при наличии свободных мест или создания новых мест в ДОУ по мере продвижения очереди в модуле «Электронная очередь в детские сады Республики Крым». Ребенок ФИО1 будет направлена в одно из выбранных ДОУ в порядке электронной очереди согласно возрасту при наличии свободных мест. Администрацией города ведется планомерное работа по сокращению очереди в ДОУ.
Из ответа Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГФИО2 следует, что ФИО1т ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована в электронной очереди ДД.ММ.ГГГГ. По информации Администрации <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ДОУ, указанные в заявлении родителя укомплектованы, свободные места отсутствуют. ФИО1 будет участвовать в комплектовании в порядке электронной очереди при наличии свободного места в группе, соответствующей возрасту ребенка.
Из ответа Администрации <адрес> на имя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответ дается на обращение ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанного ответа процедура комплектования дошкольных учреждений осуществляется в автоматизированном режиме модулем «Электронная очередь в ДОО Республики Крым» в соответствии с порядком очередности с учетом возрастной группы, специфики групп, наличия льготной категории и даты регистрации заявления. Нарушение очередности при выдаче направлений в ДОУ является недопустимым. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в текущей актуальной очереди на получение места в МБОУ «СОШ ДС №» ребенок заявителя занимает позицию под номером 75, в МБДОУ «Мишутка» под номером 83, в МБОУ «Школа-лицей №» под номером 40. Свободные места для распределения детей отсутствуют.
Согласно п. 13 ч. 1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, относится к вопросам местного значения городского округа.
Согласно п. 2 ч. 1 ст.3 Федерального закона «Об образовании», государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются в том числе на принципе обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования.
Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (статья 5 названного закона).
В соответствии со статьей 9, частью 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
В соответствии со статьей 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1).
Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2).
Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3).
В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).
Постановлением Администрации <адрес> Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден «Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет зачисление детей в образовательные организации, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады).(далее Административный регламент).
Согласно п. 11 Административного регламента, последний определяет порядок и стандарт предоставления муниципальной услуги, сроки последовательность действий по ее исполнению Муниципальным казенным учреждением Управление образования Администрации <адрес> Республики Крым.
Согласно раздела 2 Положения о Муниципальном казенном учреждении Управление образования Администрации <адрес> Республики Крым, утвержденного решением 22 сессии Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№, основными задачами Управления являются, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.(п.2.3),
планирование развития сети муниципальных образовательных учреждений на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.(п.2.4).
Согласно пункту 3.2 Положения, функциями Управления в сфере общего образования являются, в том числе,
- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам на территории муниципального образования городской округ Симферополь с учетом способностей и потребностей, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Крым»;
- организация работы по ведению учета детей, проживающих на территории муниципального образования городской округ Симферополь и подлежащих обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;
- в рамках своей компетенции проведение работы, направленной на создание, реорганизацию и ликвидацию подведомственных муниципальных учреждений, обеспечивает контроль и координацию их деятельности в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 3.2.9 Положения, Управление ведет учет форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей, проживающих на территории муниципального образования городской округ Симферополь.
В случае отсутствия мест в общеобразовательном учреждении муниципального образования городской округ Симферополь на основании обращений родителей (законных представителей) детей, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплено указанное муниципальное общеобразовательное учреждение, оказывает содействие в решении вопросов устройства указанных детей в другое общеобразовательное учреждение муниципального образования городской округ Симферополь.(п.ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно п. 26.1 Административного регламента, основанием для начала является сформированный перечень детей, нуждающихся в зачислении в ДОО. Комплектация ДОО проводится ежегодно, в установленный период времени, в период с 1 июня по 1 августа текущего календарного года, распределяя по ДОО детей, поставленных на учет для предоставления места в ДОО и включенных в список детей, которым место в дошкольной организации необходимо с 1 сентября текущего года. В остальное время производится комплектование ДОО на свободные (освободившиеся, вновь созданные) места. Распределение очередников происходит путем автоматического зачисления, согласно "Электронной очереди в ДОО", в муниципальные бюджетные ДОО на заседании Комиссии по комплектованию детьми муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования <адрес> (далее - Комиссия), созданной при Управлении. Комиссия не является юридическим лицом и действует на основании Положения (утвержденного Приказом Управления).
Из материалов дела следует, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения числится в электронной очереди на получение места в МБОУ «СОШ ДС №», МБДОУ № «Мишутка», МБОУ «Школа-лицей №» с ДД.ММ.ГГГГ.
Материалами дела подтверждено, что у административного истца имелись все необходимые условия для получения места в детском саду (достижение ребенком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган).
В связи с этим у МКУ Управление образования Администрации <адрес> возникла обязанность обеспечить ребенка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, в том числе принять меры для решения вопроса об устройстве ребенка в другое (не из числа указанных истцом при постановке в очередь) дошкольное образовательное учреждение в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 67 Закона об образовании.
Однако, как следует их материалов дела, мер к устройству ребенка в другом дошкольном образовательном учреждении МКУ Управление образования Администрации <адрес>, предпринято не было, свободные места в других организациях данного или смежных районов в доступной близости от места проживания ребенка, в том числе возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм ФИО2 как того требует законодательство об образовании, не предлагались, чем существенно были нарушены права ребенка на бесплатное дошкольное образование.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П констатировал, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством
оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях надлежащего исполнения ими установленных федеральным законодательством расходных обязательств.
Таким образом, орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Административные ответчики в нарушение требования части 10 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представили доказательств принятия таких мер.
Поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду для ребёнка, уполномоченный орган обязан был обеспечить ребёнка местом в дошкольном учреждении для получения бесплатного дошкольного образования, следовательно, непредставление ребёнку такого места свидетельствует о неисполнении административными ответчиками возложенной на них законом обязанности и о нарушении конституционного права несовершеннолетней ФИО6 на доступное и бесплатное дошкольное образование.
Судом по делу не установлено дискриминации по какому либо признаку в действиях административных ответчиков, в связи с чем требования в данной части являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Одновременно статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.
По смыслу приведенных правовых норм органы каждой из ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.
Таким образом, установление обязанности для административного ответчика принять конкретное решение будет являться вмешательством в исключительную компетенцию ответчика
В целях устранения нарушенного права административного истца суд полагает необходимым возложить на административных ответчиков обязанность повторно рассмотреть вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания дочери ФИО2, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-177 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования административного искового заявления ФИО2, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации <адрес> Республики Крым, Муниципального казенного учреждения Управление образования Администрации <адрес> Республики Крым, выразившееся в непредоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, находящимся в доступной близости от места проживания ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Обязать Администрацию <адрес> Республики Крым, Муниципальное казенное учреждение Управление образования Администрации <адрес> Республики Крым рассмотреть вопрос о предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении в доступной близости от места проживания дочери ФИО2, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В удовлетворении остальных требований, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий З.Ю. Каралаш
Решение в окончательной форме изготовлено 05 ноября 2020 года.